Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была вчера 17:24

Хызынский район — Азербайджан Май 2024

О том, что ни одной из локаций нет у нас на сайте в списке достопримечательностей я узнала, когда пыталась разместить фото на карте «Я тут был». Но тем интереснее будет.

Озеро Масазыр

Озеро Масазыр еще называют «Мертвое море» Азербайджана. Это одно из 8 в мире розовых озёр у в мире с таким уникальным оттенком. Расположенное всего в двадцати минутах езды от Баку, озеро Масазыр представляет собой природную жемчужину, куда не очень возят туристов, потому что оно совершенно не приспособлено для этого.

Страна огней: чудеса природы

По большому счету там просто жилой квартал, а на берегу устроена свалка. С одной стороны его даже огородили высоким забором, но привуильные гиды всегда возят любознательных туристов нехоженными тропами. Масазыр обладает розовым оттенком из-за наличия галофильных водорослей, высокой солености воды и мелкой глубины.

Галофильные водоросли производят специфический красноватый пигмент, который и придаёт озеру такой цвет. Высокая соленость создает непригодные условия для обитания других видов водорослей и вообще всего живого. Помимо соли, в воде этого озера большое количество сульфатов и хлоридов. Исследователи уже в 1934 году обнаружили, что в озере содержится 381 000 тонн соли.

Страна огней: чудеса природы

С тех пор объем добываемой соли вырос до более чем 1,7 миллиона тонн, причем годовой объем добычи составляет около 90 тонн. На берегу озера действует специализированный завод, где соль извлекается как из воды, так и из глинистой структуры. Ранее соль добывалась только вручную и транспортировалась на лошадиных телегах.

Площадь озера около 10 тысяч квадратных метров, а его берега украшены кристаллизовавшейся солью, придающей им вид снежной бахромы.

Страна огней: чудеса природы

Озеро Масазыр, как и Мертвое море, обладает целебными свойствами, хотя из-за высокой концентрации солей практически отсутствует растительный и животный мир. Вода озера имеет ярко-розовый цвет, изменяющийся в зависимости от погоды, освещенности. времени дщня и других условий от бледно-персикового до насыщенно кораллового. Озеро считается кладезем микроэлементов, в том числе благодаря дуналиелле солоноводной, богатой бета-каротином. Конечно, очень жалко, что инфраструктура озера не соответствует его туристическому потенциалу, хотя место могло бы стать популярным курортом. Вообще, мне кажется, хорошая идея для стартапа)))

Горы Хызы

Как их только не называют — разноцветные, карамельные, агатовые — это цветные горы, создающие впечатление земной радуги. Находятся они в горном ущелье перед городком Хызы и не так хорошо известны среди туристов, как, например, схожие горные массивы в Китае или Перу.

Страна огней: чудеса природы

Едешь по дороге — и перед взором раскрывается картина, где красные, желтые, зеленые и оранжевые полосы горных пород переплетаются, создавая невероятное зрелище.

Глинистая земля, усыпанная камнями, создает иллюзию каменистых гор, хотя на самом деле это всего лишь горные откосы, окрашенные природой в потрясающие оттенки.

Страна огней: чудеса природы

Тут тоже нет следов цивилизации, отелей или оборудованных мест для отдыха. Зато здесь можно насладиться фантастическими инопланетно-марсианскими видами.

Ученые объясняют удивительное явление цветных гор влиянием высоких температур на геологические породы, что придало им агатовый оттенок.

Заповедник Алты-Агач

Национальный заповедник «Алты-Агач» расположен всего в 120 километрах от Баку. Это уникальное место, где открывается совершенно другой ландшафт — зеленые холмы, густые леса и стада овец пасутся на свободе.

Страна огней: чудеса природы

Созданный в 2004 году, заповедник «Алты-Агач» занимает площадь в 11035 гектаров, и его главная цель — сохранение природы района Хызы. Более 90% территории заповедника покрыто лесными насаждениями, которые играют важную роль в предотвращении разрушения склонов Большого Кавказа и способствуют сохранению уникальных видов местной флоры и фауны.

Страна огней: чудеса природы

Название «Алты-Агач» имеет глубокие корни в азербайджанской культуре. Слово «агач» переводится как «дерево» или «мера длины в семь километров», а «алты» — как «шесть». Таким образом, название «Алты-Агач» означает «шесть деревьев» или 42 километра, расстояние от города Шемахы. Это место также известно как «Джаннет багы» или «Райский сад», благодаря своей удивительной красоте и разнообразию природы.

Страна огней: чудеса природы

На территории заповедника обитают множество видов животных, включая орлиных, горных козьих антилоп, рысей, медведей, кабанов, шакалов и других млекопитающих, многие из которых внесены в «Красную книгу» Азербайджана.

Вот тут я пыталась поймать налету орла)

Бешбармаг

Горная вершина Бешбармаг считается у азербайджанцев одним из наиболее загадочных и таинственных мест. Этот уникальный природный объект привлекает внимание как местных жителей, так и путешественников.

Страна огней: чудеса природы

Название «Бешбармаг» переводится как «пять пальцев» из-за очертаний горы, напоминающих пять пальцев руки. Иногда про эту гору говорят «ладонь протянутая в небо». История этого места уходит в древние времена, отражаясь в трудах различных историков и путешественников. Гора Бешбармаг упоминается в трудах арабских историков, а также в книге иранского географа IX века. Местные жители до сих пор приходят на гору, чтобы молиться и получать духовное подкрепление.

Считается, что молитвы здесь особенно могут помочь в решении трудных жизненных вопросов. Считается, что основные оборонительные сооружения на горе были возведены в VI–VII веках правителями Сасанидской империи. Название горы Бешбармак впервые появилось в исторических записях благодаря Мусе Галакендли, албанскому историку VII века. Он описал эту гору, украшенную величественной крепостью. В настоящее время остатки этой крепости до сих пор можно увидеть на склонах Бешбармага. Недалеко от горы располагаются развалины древнего города Хурсангала, уходящие корнями в III век до н. э. Это свидетельствует о древности местности. Сегодня у подножия горы находится священное место «Пир Хыдыр Зинда», привлекающее путников для молитв и поклонения. Кроме того, гора Бешбармаг служила как бы своеобразным маяком, ориентиром для мореплавателей еще с древних времен.

Восхождение на гору Бешбармаг считается испытанием для души и тела. Вот тут я стрелочкой показала куда именно мы пойдем.

Страна огней: чудеса природы

Высоты там всего то метров 400, лестницы в основном кажутся безопасными, но есть часть трудных участков.

Страна огней: чудеса природы

Со слов гида, чистота мыслей и вера в великие силы помогают преодолеть трудности пути. Как бы то ни было — мы дошли до самого конца, и даже устроили на верхушке чаепитие, рассматривая невероятные окрестности.

Страна огней: чудеса природы

Сеть увлекательных легенд связана с этой горой, раскрывая происхождение ее названия и духовное значение, а также объясняя репутацию «Горы исполнения желаний». Раскажу вам несколько.

Мифология связывает гору с пророком Хызыром (Хыдыром), представляемым как существо в зеленом одеянии, который, согласно легенде, нашел и выпил из источника «живой воды», обретя тем самым бессмертие. Увидев огромные «пальцы» выходящие из недр земли, он счел это за знамение и спустился в подземный мир, где обнаружил тот самый источник.

Страна огней: чудеса природы

С тех пор на вершине горы известен ключ с целебными свойствами, доступный только праведному, преодолевшему опасный подъем. Есть также версия о пророке, который передал целебную силу источнику, что привело к образованию источника на вершине горы. Существует поверье, что только человек с чистыми помыслами может добраться до него и исполнить свое желание.

Есть и другая легенда, связанная с праведным царем Зу-ль-Карнайном, именуемым в Коране. Он стремился обрести бессмертие и отправился на поиски пророка Хызыра, чтобы тот нашел источник, дарующий вечную жизнь. На подножии горы «Бешбармаг» они обнаружили два ключа — один с молоком, другой с мутной водой. Царь выпил из первого, погиб через несколько лет, а Хызыр, попив мутную воду, получил бессмертие.

Страна огней: чудеса природы

Легенды рассказывают и о другом происхождении горы. По их повествованиям, пять братьев, живших в этих местах, были превращены в камень черными силами. Они были столь отважны и непобедимы, что старшего из них прозвали «Бессмертный Хыдыр».

Однажды, когда им не хватило еды, чтобы сопротивляться захватчикам, Хыдыр попросил младших братьев найти пропитание. Но те, ослабленные голодом, отступили к вершине горы и были окаменены из-за своего греха.

Страна огней: чудеса природы

Одна из легенд рассказывает историю о молодом фермере, который отправился в подземный мир в поисках лекарства для своей больной сестры. Встречая испытания и опасности, он смог добраться до волшебной воды и сделать желание, которое навсегда связало его с горой Бешбармаг.

Еще есть легенда касающаяся непосредственно Александра Македонского. Все мы помним, что у него была персидская наложница Барсина, (которая попала к нему вместе со всем двором царя Дария, потом родила ему сына, последнего наследника династии Македонских царей.) Так во эта наложница поведала Македонскому о том, что на окраине Персидской империи есть родник с водой бессмертия. Великий Александр, который тоггда был властителем Персии вызвал своего лучшего воина и послал его к горе Бешбармаг за чудесной водой.

Страна огней: чудеса природы

Но воин оказался немножко косорукий и не очень честный, он на обратном пути разбил кувшин с элексиром бессмертия, но испугавшись неминуемой казни — заказал местным ремесленникам такой же кувшин и наполнил его обычной водой.

Македонский о подлоге ничего не знал, водичку одним махом выпил и уверовал в своё бессмертие, и вроде как именно поэтому во время похода в Индию совершал чудеса бесстрашия. Там, конечно, не всё так гладко закончилось, за 5 дней до нового похода на арабов он слег от страшной лихорадки и вскоре погиб (скорее всего от тифа).

Страна огней: чудеса природы

Важно отметить, что гора обладает сильным магнитным полем, что сделало ее недоступной для покорения многими альпинистами, и у подножия горы стоит памятник советской альпинистке, трагически погибшей при попытке покорить эту гору.

Пешее восхождение у нас заняло около получаса, после Сигирии, мне кажется, мне уже ничего не страшно)

Вот такие природные чудеса Азербайджана увидели мы в третий день путешествия по стране.