Наше путешествие в Азербайджан получилось весьма спонтанным. Точнее, не совсем так — хотела я в Баку давно, особенно хотелка обострилась после поездки нашего туристеровского девичника на день рождения Оли, но что-то непонятно было когда. Наверное все мы (ну или почти все) подписаны на кучу разных туристических каналов в телеграмме — на всякие акции, скидки, предложения авиакомпаний — вот и я тоже. И тут мне прилетает рассылка, в которой говорится про авиабилеты между Тбилиси и Баку, стоимостью что-то около 80 долларов в оба конца в мае. Согласитесь, пройти мимо такого предложения просто невозможно! Тем более, что на майские праздники мы при любом раскладе должны были быть в Грузии. Решение было принято мгновенно, и вот — 1 мая мы из Тбилиси прилетели в Баку. Разумеется, путешествие по Азербайджану началось с его столицы. Этот город оказался удивительным сочетанием древности и современности. Старый город, или Ичери Шехер сохраняет свою аутентичность до сих пор: узкие улочки, каменные дома и исторические памятники создают неповторимую атмосферу. Однако, рядом с ним расположен современный Баку — город высоких небоскребов, современных торговых центров и роскошных отелей. Прогуливаясь по городу мы ощущали себя как будто в другом мире, где прошлое и настоящее переплетаются воедино.
Из аэропорта в город можно было добраться на автобусе или на такси, но при бронировании отеля мне был любезно предложен трансфер за 30 манат (около 1500 рублей), чем мы и воспользовались. Сразу скажу: Азербайджанская валюта называется манат: 1 манат это 50–55 рублей. Рубли и наши карты в Баку не принимают, но теоретически рубли там можно обменять. Курс не самый выгодный, поэтому лучше всего ехать с долларами. Первое, что бросилось в глаза — это московские пробки. Еще я обратила внимание, что в городе в разных полосах разные ограничения скорости: в крайней левой 90, а в остальных 60. Ну и самое неожиданное — это очень странная логика движения, множество кольцевых развязок, на которых кто наглее, тот и прав, и крайне небольшое количество светофоров. После вождения в Тбилиси, конечно, это не очень пугает, но всё же.
Итак, заселившись в отель мы сразу же пошли гулять, у нас оставалось не так много времени до вечера. Одно из самых популярных мест у горожан для долгих прогулок — набережная, она же Бакинский бульвар, основанный в 1909 году на месте лодочных пристаней и персидских лавок, который протянулся на 5 км. Стартовали мы, разумеется, с колеса обозрения, которое местные называют «Чертово колесо».
4
В советское время тоже было колесо обозрения, но 30-метровое, а это, новое, высотой 60 метров, построено специализированной нидерландской компанией «Dutch Wheels» («Голландские Колеса») и открыто не так давно, в 2014 году. 30 кабинок по 8 человек, стоимость билета для взрослого — 10 манат, для детей 6–12 лет — 5 манат.
1
Необычно сделана посадка — там внизу как бы 5 платформ на разном уровне, и при высадкепосадке колесо временно останавливается. Поэтому не нужно пугаться, зависнув наверху. Кабинки закрытые, просторные, с кондиционером и приятной музыкой.
3
Ради чего мы лезем на колесо обозрения? Конечно, ради видов сверху. Первое, что бросается в глаза ТРЦ «Каспийский берег» в виде гигантского лотоса.
4
Ну и панорамные виды на набережную.
3
Под ногами внизу островок без названия, заселенный чайками. Скорее всего, это остатки древней крепости Сабаил.
3
Осмотревшись сверху мы пошли к необычному зданию в форме рулона, построенному в 2008–14 годах для Музея ковра.
2
Внутри Дом-рулон впечатляет не меньше, но всю прелесть ковров из разных уголков Азербайджана я покажу позднее и отдельно.
4
Основательно изучив музей дальше по бульвару мы пошли знакомиться с Венецией.
9
Нет нет, я ничего не перепутала, не в Италии мы, в Азербайджане. На лабиринте водных каналов, наполненных прозрачной, словно в бассейне, водой, расположен сквер с многочисленными мостиками, под которыми плывут лодки.
6
История происхождения этого местечка такова: после возвращения из поездки в Европу крупный государственный служащий возжелал воплотить аналогичную концепцию в своем городе — типичная такая для тех времёт сюжетная линия?)))
3
В общем, в конце 1950-х годов Алиш Лемберанский посетил Венецию и вспомнил о том, что в это же время в его городе завершались работы по расширению бульвара советскими зданиями в стиле палаццо.
7
Таким образом, в 1960 году «Париж Кавказа» преобразился в Малую Венецию. Впрочем, свой нынешний облик она приобрела в 2012 году, и местные жители, как полагается, до сих пор ностальгируют по прежнему облику. Малая Венеция в целом является очаровательным местом, особенно если помнить, что в основном предназначена для прогулок на лодках.
3
У Давида была цель- добраться до «вон тех стеклянных башен», которые видны буквально с каждой точки города. Посмотрев в сторону башен, мы поняли, что у нас (как в том анекдоте) есть 2 пути — подняться на Бакинский холм можно по лестнице, или на фуникулёре — как раз вот виден его стеклянный павильон.
4
Фуникулёр протяжённостью 455 метров был уложен в 1960 году по инициативе Алиша Лемберанского, который был ответственным за строительство в позднесоветской АзССР. Конструкция фуникулёра была полностью восстановлена в 2012 году ко времени проведения конкурса «Евровидение» по проекту австро-швейцарской компании «Доппельмайер-Гаравента». Австрийский вагончик курсирует каждые полчаса, а посадка на него выполнена довольно типично, с турникетом.
1
Внутреннее убранство вагончика аналогично другим фуникулёрам, сделано всё лестничкой.
3
По прибытии на верхнюю станцию мы оказались на площади Шахидов, у суннитской мечети Шехидляр, построенной турками в 1996 году в память о собратьях, погибших в 1918 году при захвате города Баку.
6
2
Там же памятник турецким воинам, совершившим подвиг осенью 1918 года, а также памятник Ази Асланову, советскому Дважды Герою, погибшему в боях за Курляндский котёл.
3
В окрестностях холма раскинулся Нагорный парк, который был обустроен в 1930-х годах на месте мусульманского кладбища, восстановленного частично в 1990 году.
2
2
Я хотела прогуляться по Нагорному парку, но вы же помните, что у Давида была цель? Сопротивляться бесполезно) Поэтому мы свернули к парламентскому проспекту и самому зданию парламента Милли-Меджлис (Национальный Совет)
1
— и оказались ровно напротив вожделенных Пламенеющих башен.
6
Построенные в период с 2007 по 2012 годы по дизайну американской компании HOK, эти сооружения стали символом «золотого века» Азербайджана, который избавился от последствий войны и испытывал экономический подъем на уровне 20–30% ежегодно. Высота башен составляет 183, 165 и 161 метр соответственно, к которой добавляется еще столько же благодаря Бакинскому холму, что делает стеклянные строения видимыми практически из любой точки города. Внешние стены зданий покрыты LED-экранамии. Это превратило Пламенные башни не только в архитектурный символ города, но и в один из крупнейших арт-объектов в Европе. Освещение и дизайн внутренних помещений также получили множество положительных отзывов от международных экспертов. Особенно впечатляющий вид на башни открывается с Бакинского бульвара.
7
Пламенные башни в Баку — это не только символ современной столицы Азербайджана, но и ассоциация с туристической концепцией страны. Land of fire («земля огня») — это и древняя зороастрийская культура, и палящее солнце, и нефть, приносящая процветание Азербайджану. Как я уже сказала, комплекс был открыт в 2012 году, но в сравнении с первоначальным планом произошли некоторые изменения. Изначально там планировались разные развлекательные зоны, но они уступили место лишь кинотеатру IMAX и нескольким торговым центрам в 78-метровом «постаменте» под башнями. Остальные площади арендованы под офисы компаний или предлагаются к продаже как индивидуальные апартаменты, но на самом деле фактически там никого и ничего нет, они совершенно пустые. Всё сконцентрировано в одной единственной работающей башне, в том числе роскошный отель Fairmont Baku 5*. Вообще то, если вы не являетесь гостем отеля Fairmont Baku 5* или сотрудником одной из коммерческих фирм, вы не сможете насладиться видом на город с этих башен. Но! Если кто помнит мои рассказы про Бахрейн — у нас уже был опыт подняться туда, куда нельзя подниматься. А Давиду очень-очень было нужно. В общем, задружившись (мило поулыбавшись и похлопав глазками) с одним из охранников у одной из башен мне удалось выяснить, что в той самой, работающей башне на 19 м этаже есть бар, он так и называется «Бар 19». Но он как бы для постояльцев отеля и гостей разных мероприятий. Но если вы с каменными лицами пойдете к правым лифтам и подниметесь на 19й этаж — никто вас оттуда не выгонит. Что ж! Именно это нам и нужно!
Если честно, офигела я уже как только вошла в фойе. Всё блестит и переливается, всё дорого-богато. Одна люстра чего стоит!
5
А рояль при входе!
3
Быстренько проскочив к лифтам мы поднялись на вожделенный 19-й этаж — и да! Вот он бар!
2
Очень стильно обустроенный, и очень удачно расположенный.
1 из 4
2
Предлагалась там не только выпивка, но и разнообразные десерты.
3
Но не это самое главное! Главное, что там панорамные окна!
7
И видны оставшиеся две башни в совершенно нетипичном ракурсе.
10
А из других точек бара открываются невообразимые виды на море и город.
1 из 2
6
Спасибо официантке, которая подсказала нам, что в 20.00 включится подсветка на башнях! Это действительно смотрится необыкновенно захватывающе!
10
Налюбовавшись вдоволь световым шоу мы вернулись к обзорной площадке нагорного парка, еще раз посмотрели на город в огнях с высоты птичьего полёта, и отправились в отель — завтра у нас будет длинный и трудный день.