С названиями для рассказов о Тае просто беда. О чем ни возьмусь написать, в голову упорно приходит только один заголовок: «Яркие краски… а далее подставить название места и ещё слово или два. Так уж у них там всё устроено, неизменно красочно и непременно ярко. Поэтому решила не заморачиваться, а условно обозначить тему, хотя речь пойдет о переезде из Чиангмая в Чианграй. Или нет. Всё же о садах. И немножко о ремеслах.
Отели во всех городах у нас были очень неплохие, но удаленные от центра. Мне это не мешало, так как вечерами, после интенсивной экскурсионной программы, никуда выбираться уже не хотелось. И всё же перед отъездом из Чиангмая я устыдилась, что даже не заглянула на территорию знаменитого Чиангмайского университета, находящегося всего в 5 минутах ходьбы от отеля.
Территория там, конечно, огромная — около 15 кв. километров, на которых расположены кампусы, общежития, 3 колледжа и 3 института. Поэтому, посмотрев по карте, мы остановились на том, что ограничимся прогулкой по университетскому ботаническому саду.
Ботанический сад — громко сказано. Увидев этот самый «сад» я долго смеялась, сравнивая его с дендрарием МГУ! Мы стояли перед широким, неравномерно засеянным полем, на котором, похоже, студенты выращивают свои «лабораторные и дипломные работы». Вокруг слышался гул насекомых.
При ближайшем рассмотрении «дипломной» культурой оказался мышатник (термопсис). Вот сюрприз, а я была уверена, что мышатник — растение российское, распространенное в Сибири и Забайкалье… Над цветками неспешно и деловито трудились большущие переливчатые синекрылые пчелы. Я и не знала, что существуют такие пчелы. «Шагу тут не ступишь без открытий!» — подумали мы и отправились спать.
Пчела-древоточец Ксилокопа на цветах термопсиса
На следующее утро состоялся переезд из Чиангмая в Чианграй, и хотя эти города разделяет километров 200, но по сельским тайским дорогам путь неблизкий. Я морально приготовилась к тому, что пол-дня будет потеряно, даже в окно не на что смотреть. Потому что, честно говоря, придорожными пейзажами Таиланд не особо впечатляет.
К тому же в программе тура значилось посещение местных магазинов—мастерских, которое я воспринимала не иначе как потерю времени и очередной туристический денежный развод. Однако, экскурсии неожиданно заинтересовали и порадовали. Всё же выпускают на этих фабриках не рыночный ширпотреб, а товары более высокого уровня. И, коли в этот раз мы не посещали музеев, где же еще получить понятие о местном прикладном искусстве?
В прежние времена центр ремёсел находился за пределами Чиангмая по дороге на San Kamphaeng. Многие поколения мастеров селились именно в этих краях. В дружелюбной атмосфере Чиангмая прижились представители разных этнических групп, каждая из которых привнесла свой собственный, отличительный стиль в технику работы над камнем, металлом или тканями.
В наши дни Сан-Кампхенг-роуд не растерял былого значения, обе стороны дороги заполнены небольшими фабриками, мастерскими и ремесленными магазинами. Популярные на севере Таиланда изделия из серебра чаще всего изготовляют представители местных горных племён, сохранившие свои замечательные навыки и традиции со времён, когда их предки проживали в Бирме.
По торговому залу фабрики P Collection Silverware я ходила, как по музею. Жаль, из-за бликов стеклянных витрин очень мало получилось сфотографировать. Отметила статуэтки, изображающие музыкантов в национальных костюмах, выполненные очень изящно, с тщательной проработкой множества деталей.
Тонкая работа по металлу отличает и серебряные чаши ручной работы. Форма их повторяет форму «тхабейк» — чаш для подаяния или милостыни у бирманских монахов. По иронии судьбы, бирманским монахам запрещено прикасаться к золоту или серебру, так что данные изделия не годятся для церемониального или религиозного использования, они чисто декоративные.
На ювелирной фабрике Gems Gallery Chiangmai Co., Ltd. торговый зал отличался сдержанным благородством: был слегка затемнен, поблескивал стеклянными витринами и грамотной подсветкой изделий. Но по причине полного равнодушия к украшениям, я только полюбовалась на статуэтки из ценного нефрита, на красочные бусы… и сбежала в сад.
В отличие от здания ювелирной фабрики, выполненного внутри и снаружи по самым последним мировым стандартам, садик для отдыха посетителей и сотрудников здесь как раз чисто тайский. Маленький, но пышный.
Здесь если уж фикус, то всем фикусам фикус. Если рыбки в прудике, то цветные карпы-кои и в таком количестве, что кишмя кишат)
Имеются ли у тайского паркового стиля какие-то каноны? Пожалуй, красочность и изобилие — таков их девиз!
Третьей по счету мы посетили фабрику по производству шёлка. И вот её я могу определить если не как «маст-ту-си», то как полноценную достопримечательность точно. Было бы жаль по-незнанию такое пропустить.
Тайский шелк имеет историю и заслуженную славу, вся королевская семья одевается в шелка, и современный национальный наряд у тайцев тоже шьётся только из этого материала.
Традиционно производство тайского шелка ручной работы сосредоточено в Сан-Кампхенге.
Но если в Тае этот шелк имеет безоговорочную популярность, то мировую известность местные изделия получили в 1965 году, после Конкурса красоты. Тогда 18-летняя тайская девушка Апасра Хонгсакула завоевала престижный титул «Мисс Вселенная», покорив зрителей лучезарной улыбкой и тонким станом, обернутым в шелковый саронг.
Вот только мир не стоит на месте, и после резкого взлета интерес к шелкам из Сан-Кампхенг постепенно угас. В 1991 году частный предприниматель г-н Сунтхорн Ваничмонгкол решил смахнуть пыль забвения и снова оживить дорогу на Сан-Кампхенг. Он основал компанию Thai Silk Village Company Limited, ориентированную на туристов. Да не так, чтобы примитивно заставить гостей раскрыть кошелек, но и с прицелом привлечь внимание, искренне занять.
В «Тайской шелковой деревне», расположенной на Сан-Камфаенг-роуд, деревня № 3, не только проводят увлекательные экскурсии. Здесь открыт центр обучения с мастер-классами.
Например, туристы могут учиться и набираться опыта в окрашивании ткани натуральными красителями: из коры джекфрута, клыкастого дерева и т. п. Доходы от акции «Заплати, выбери, покрась» жертвуются в храм Ват Пхра Бат Нам Фу (Провинция Сарабури).
В будущем компания готовится открыть ферму под названием Cocoon Farm by Thai Silk Village — интегрированное предприятие по обучению производству шелка, где будут открыты гостевые дома, рестораны и вся инфраструктура, чтобы желающие могли обучаться и проживать в деревне, как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе.
О своих впечатлениях скажу, что посещение Шелковой деревни было захватывающим. Если сухие коконы шелкопряда я все же видела раньше в Шеки (в Азербайджане), то как выглядят сами живые гусеницы даже не представляла!
Также смутно понимала, каким образом раскручивают нить из коконов, опущенных в тёплую воду или как работает ручной ткацкий станок, и благодаря чему достигается различная плотность у производимых тканей…
Время пролетело на одном дыхании, наверно поэтому я уже ничего не фотографировала в магазине, хотя оформлен он довольно красочно. Так что вставлю в слайд несколько фото с официального сайта компании.
В отличие от своих попутчиков, так и зависших в магазине, я ещё успела обойти помещения Silk Village снаружи и поймать в объектив прелести окружающего её садика, буддистский алтарь и цветущую банановую пальму.
Деревенский дом рядом с Silk Village
Первая половина дня, точно, вышла не скучной, а часам к трем пополудни мы уже добрались в провинцию Чианграй. Здесь у нас была длительная остановка в храме Ват Ронг Кхун, о котором, само собой, будет отдельный фотоальбом.
На территории Ват Ронг Кхун мы тоже нашли немало примеров паркового искусства, причем самых разнообразных, среди которых некоторые вариации вообще не поддавались никаким канонам.
Следующее утро началось с посещения уникального сада Мэй Фа Луанг (Mae Fa Luang Garden), расположенного на горе Дои Тунг.
Дой Тунг находится в часе езды к северу от города Чианграй, и тем, кто добрался до этой части северного Таиланда, никак не стоит пропускать это место, где на склонах горы выращены необычные ландшафтные сады — сады Небесной Мамы короля.
История их появления тоже очень интересна! Вплоть до 80-х годов 20 века гора Дой Тунг явлалась неотъемлемой частью наркотрафика, так называемого «Золотого треугольника». На горе, скрытая лесами, располагалась деревня горного племени акха, а вокруг раскинулись многочисленные поля, на которых акха выращивали опиум.
Когда в Таиланде начали борьбу с наркотиками и их производством, горные племена оказались в сложных условиях: с одной стороны, их деятельность теперь была вне закона, а с другой — люди могли лишится главного и практически единственного источника дохода.
Их взяла под патронаж королева-мать, Принцесса Шринагариндра (она приходится бабушкой ныне правящему королю Таиланда). Бывшая сестра милосердия, Ее Королевское Высочество лично интересовалась здоровьем и благополучием этнических общин. Тронутая невзгодами и проблемами горных племен, королевская гостья прибывала с медицинской командой, чтобы помочь больным, а также привозила им одежду, еду и предметы первой необходимости.
Приличные дороги в то время отсутствовали, и единственным транспортным средством, позволявшим добраться до общин в горных районах, был вертолет. Из-за такого способа прибытия местные жители ласково называли принцессу «Мае Фа Луанг» — «Королевская мать с неба».
Чтобы дать местным жителям возможность существовать в гармонии с природой, не нарушая закон, Принцесса Шринагариндра создала Фонд Мае Фа Луанг для улучшения качества жизни горных племен в отдаленных районах северного Таиланда.
В рамках развития этого проекта, племя акха, проживавшее на Дой Тунг, переселили в новую деревню, которая находится в полукилометре от прежней и построена со всеми удобствами, которых не хватало раньше: водопровод, электричество, асфальтированная подъездная дорога и земельный участок для расширения.
Гора Дой Тунг была тогда очень замусорена, представляя собой большую свалку, кроме того выращивание опиума привело к уничтожению больших участков леса, но принцесса-мать решила восстановить лес и возродить эту территорию.
В 1987 году, в возрасте 87 лет, принцесса-мать объявила о своем желании построить дом в Дой Тунг — простую, но элегантную королевскую виллу — а вокруг создать сад Мае Фа Луанг. При этом, много путешествовавшая по миру Шринагариндра хотела вырастить здесь цветы, типичные для умеренного климата, чтобы дать возможность тем тайцам, которые никогда не бывали заграницей, насладиться цветочным садом иных широт.
То, что получилось в результате, являет собой невообразимое сочетание европейских и тропических растений, рассаженных на просторных клумбах и собранных в пышные цветочные композиции.
Сад в равной степени кажется экзотичным как тайцам, так и иностранцам. И всех в равной степени восхищает потрясающим разнообразием растений и цветов.
Декоративные сады выращиваются и лелеются местными жителями, которые благодаря их наличию, получили одну из дополнительных возможностей трудоустройства.
Клумбы засажены десятками тысяч растений и цветов. Это словно натуральный ковер, который меняется каждый сезон, каждый раз украшенный цветущими в данный момент деревьями и кустарниками.
Скульптура «Непрерывность» в центре парка Мае Фа Луанг
Территория за садом Мае Фа Луанг, площадью более 10 акров, превращена в дендрарий с местной флорой и редкими видами, растущими рядом с рододендронами из разных стран.
Живописные тропы спускаются среди сосен и пальм и в некоторых местах выводят к смотровым площадками, откуда открывается вид на склоны гор в сторону соседних стран Мьянмы и Лаоса. Но так далеко в дендрарий мы не забрались. Обошли только его некоторую, кстати немалую, часть.
На вершине горы, куда обычно прибывают туристы, имеется кафе с диковинными местными вкусняшками и несколько цветочных лавок, в которых продают семена на рассаду и готовые растения.
Все флаги в гости к нам!
KruaTamnak by DoiTung - гостевой дом, ресторан и магазин
Инсталляция из стволов тунгового дерева, на которых развешены флаги северных провинций
Самым удивительным из товаров здесь было, пожалуй, деревце под названием «нипель фрут». По-научному — паслён сосочковый. Своей формой фрукт напоминает женскую грудь, а со стороны плодоножки — коровье вымя. Природа умеет пошутить!
Несмотря на привлекательность, нипель фрут ядовит и разводится исключительно в декоративных целях.
В кафе посетителям предлагают кофе с добавлением дробленых орехов макадамия. Его обязательно нужно заказать! Это самый вкусный кофе, какой мне довелось попробовать в Таиланде.