Турист Оксана (ksushashav)
Лучший материал недели
по мнению редакции

Бангкок — Таиланд Февраль 2024

Обычно в столичных городах, большинство из которых, как правило, построены поближе к воде, очень популярны обзорные круизы. Бангкок не исключение. Через него протекает река Чао Прайя (Chao Phraya) — самая длинная в стране, берущая начало в горах на севере Таиланда. Для любителей созерцать достопримечательности с воды в Бангкоке широкий выбор: кроме реки, по городу проложено множество каналов, которые называются «клонги».

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Клонги в Бангкоке и его окрестностях существуют веками. До того, как в Тайланде появились нормальные дороги, такие каналы являлись здесь основными транспортными артериями. Многие клонги довольно узки, поэтому для передвижения по ним местные жители традиционно используют специальные узкие лодки. Их делают из гладко отполированного дерева, а управляют при помощи одного длинного весла (хвоста), закрепленного на корме.

Отсюда название: «рыа ханг йао», что означает «длиннохвостая лодка». Лодка и сама длинная, размером 14–18 метров и более, плюс «хвост», в 2–4 метра. В наши дни им уже не гребут, как веслом, а закрепляют на конце винт, который вращается мощным мотором, как правило от грузового автомобиля.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Лодки-длиннохвостки до сих пор курсируют по городу, в качестве транспортного средства, но туристы чаще всего нанимают их для круизов по реке или по узким городским каналам. Вдоль Чао Прайи расположено немало пристаней, соответственно, выбор маршрутов водных прогулок достаточно широк.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

В нашем случае это была лодочная экскурсия по реке Чао Прайя, с заходом в канал Ной и последующей высадкой на пристани возле храма Ват Арун — на западном берегу реки.

Пристань на восточном берегу Чао Прайи, в районе Пхранакхон, рядом с мостом Рамы I

Чао Прайя очень широка, но всё же с воды видны кое-какие достопримечательности и общие панорамы Бангкока.

Somdet Phra Pinklao Bridge - мост
Somdet Phra Pinklao Bridge - мост Сомдет Пхра Пинклао построен в 1973 году и назван в честь Пинклао, который был вице-королём Сиама в 1851–1866 гг. Мост соединяет остров Раттанакосин, на котором находится Большой дворец, с историческим районом Тонбури на западном берегу реки Чао Прайя. В последние годы рассматривается целесообразность демонтажа этого моста.

Самое интересное начинается при входе в канал. Клонг Ной — один из крупнейших в городе, поскольку это бывшее основное русло Чао Прайи, которая в этом месте делала крутой изгиб. Такая петля была довольно неудобна для городской инфраструктуры, потому что сильно удлинялись путь между различными районами города. Для решения этой проблемы ещё в 1542–1552 годах был вырыт канал, спрямлявший русло от основания излучины. Этот искусственный канал сделали новым руслом реки, а Ной превратили в канал.

Клонг Ной протекает в западной части города, по его сторонам на берегах расположен один из 50 городских районов (кхетов) Бангкок Ной.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

В период ранней Бангкокской империи (эпоха Раттанакосин (Rattanakosin 1782—1932 гг.) застройка шла рядом с клонгами — деревянные плавучие дома выстраивались вдоль водных путей.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

По этому же принципу образовался район Ной, он был одним из самых оживленных, поскольку на его широком канале существовал плавучий рынок.

Путешествие по клонгам Бангкока дает возможность увидеть настоящую жизнь с традиционным укладом. Не парадную, без прикрас.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Правда, в наши дни не обойтись без контрастов: деревянные лачуги на сваях соседствуют с богатыми домами в тайском стиле или стандартными коттеджами, а рядом выстроены многоэтажки, типичные для 20 века.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Интересно, что в Бангкоке почти нет понятия «престижный» или «непрестижный» район, хотя иностранцы его применяют.

А вот у тайцев другой менталитет, отличный от европейского, и они предпочитают жить там, где родились. Если кому-то из местных удаётся разбогатеть, он, скорее всего, не будет переезжать в другой, «фешенебельный» кхет, а просто построит более комфортабельный дом на месте прежней хибары.

Красивый особняк в тайском стиле на берегу канала Ной

Еще и не факт, что прежнюю лачугу снесут, а не приспособят под некие нужды:

Вот ещё один примечательный дом, с собственной пристанью и волшебным кружевом резьбы на деревянных элементах конструкции:

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Примечательно, что всё это находится довольно близко к центру столицы, но район дышит покоем и безмятежностью, словно остался тихой деревней, выпав из жесткого урбанистического ритма.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Разумеется, и здесь, как и повсюду в стране, на видных местах устанавливают изображения высокопочитаемых королевских особ.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Получить представление о Local life можно, выбрав любой из водных маршрутов, но мне кажется, что канал Ной — один из предпочтительных, поскольку он протекает ещё и через многие исторические и культурные достопримечательности, такие как Национальный музей королевских барж, Ват Суваннарам, железнодорожная станция Бангкок Ной, Ват Амаринтарам, Королевская мечеть Ансориссунна, и Ват Шри Сударам, тайский храм, известный как место, где учился в детстве местный знаменитый поэт Сунтхорн Фу.

Буддисты считают, что монахи должны проживать в жилищах на воде или рядом с ней. Поэтому на каналах вокруг старой части города и вдоль берегов реки Чао Прайя построены сотни храмов! Многие мы видели, проплывая на лодке по клонгу Ной.

К сожалению, я смогла сфотографировать не все из них: мимо одних наша лодка пронеслась слишком быстро, снимать другие мешало садившееся солнце. Поэтому несколько красивых храмов остались за кадром, но кое-что я успела запечатлеть.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Отлично смотрится с воды Ват Ракханг Коситарам — монастырь, отмеченный королевским вниманием. Этот старый храм был построен в период Аюттхая. Когда король Тхонбури Таксин перенес столицу в Бангкок, он приказал восстановить Ват Ракханг и назначил его королевским храмом.

Во время работ в храме был найден колокол с необычайным резонансным звоном. Позже король Рама Второй распорядился перенести найденный колокол в другой храм, а взамен подарил храму Ват Ракханг Коситарам пять новых колоколов. Эта история увековечена в самом названии Wat Rakhang Kositaram Woramahawihan, что означает «храмовый колокол».

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Ват Ракханг расположен в районе Бангкок Ной, к западу от реки Чао Прайя, возле больницы Сирирадж

Другой интересный храм под названием Wat Srisudaram worawiharn с воды почти не виден, но специально возле него устроена одноименная пристань, оформленная очень ярко, с цветными скульптурами змей-охранников (нагов).

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Ват Шри Сударам популярен благодаря тому, что в детстве здесь учился известный тайский поэт Сунторн Фу (1786 — 1855). Сейчас на территории, в двухэтажном деревянном здании находится библиотека работ Сунторна. Многие частные туристические лодки делают возле храма недолгую остановку.

Ват Шри Сударам Воравихарн — древний храм, построенный в период Аюттхая (по оценкам, первоначально был построен где-то в конце 1600-х годов, во годы правления короля Рамы I. Восстановлен во время правления короля Рамы IV.

Мы тоже притормозили, но не причалили, так как времени на посещение предусмотрено не было. А приостановились мы затем, чтобы увидеть жадных сомов, которые в реке полно, особенно возле храмов. Это связано с тем, что посетители храма кормят рыб огромными кусками хлеба — у тайцев это считается добрым деянием, улучшающим карму. Разумеется, что этих рыб здесь никто не ловит, и они чувствуют себя в безопасности. У нас тоже была возможность покормить рыб, и понаблюдать, как сомы ныряют и плюхаются друг на друга в битве за хлеб, разевая рты и поднимая брызги.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Коль скоро речь зашла о живности, то нельзя не упомянуть и больших варанов, которые живут у воды на берегах клонгов. Эти вараны водятся в Бангкоке во множестве!

Вараны ведут себя не агрессивно, они здесь привыкли к людям, как могут привыкнуть дикие уличные кошки. Максимум, что может сделать эта ящерица, если ей досаждать, — сильно ударить своим мощным хвостом.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Как обычно, находясь на воде, невозможно было не обращать внимание на встречающиеся плавсредства. Нам по пути попались несколько довольно живописных судёнышек. В некоторых, похоже, размещаются то ли торговые лавки, то ли кафе…

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Встречались и другие, явно военные суда, но не сказать, чтобы прям устрашающего вида. Они причалены, как я поняла, в доке (судоремонтных мастерских) на канале Ной.

Наконец, мы проплыли рядом с интереснейшим местом, которое раньше тоже было сухим доком для барж и военных кораблей, находящихся под опекой Королевского двора и Королевского флота Таиланда. Ключевое слово «раньше», поскольку речь идет об исторических суднах — с 1972 года старый док превратили в Национальный музей королевских барж.

Клонги Бангкока. Речная прогулка

Эти роскошные, золочёные, декорированные в традиционном тайском стиле баржи можно как следует рассмотреть, только посетив музей. Или, если нереально повезет раз в жизни, то во время Королевской процессии барж, которую проводят уже почти 700 лет, но крайне редко, иногда раз в несколько десятилетий, празднуя самые важные культурные и религиозные события.

Как иногда со мной бывает, знать не знала об этом музее и жила себе спокойно, а увидев издали, кусаю локти. То, что не случилось побывать в музее королевских барж ощущается болезненным упущением. Остаётся восхищаться изображениями, почерпнутыми на просторах интернета))

Проплыв туда и обратно по каналу Ной, наша лодка-длиннохвостка снова вышла на «большую воду» реки Чао Прайя…

Клонги Бангкока. Речная прогулка

…и взяла курс на Ват Арун — храм Солнечного восхода. Наверное, этот необычайно красочный храм именно утром предстает во всей красе, а во второй половине дня, в контровом освещении, он смотрелся мрачновато и серо. Особенно издалека. Впрочем, очень скоро, высадившись на пристани и пройдя на территорию, мы смогли оценить его великолепие.