Год назад, в феврале, мы с мужем оказались в Петербурге — вот так новость! Чем обычно озадачены женщины в День защитника Отечества, который принято считать праздником всех мужчин без исключения? Правильно, выбором подарков для своих дорогих сердцу. Помимо вещественных, вкусных и прочих разновидностей сюрпризов, коими я планировала порадовать свою половинку, придумала подарить мужу поход в музей Артиллерии, имеющий к нему прямое отношение — «сто лет назад» после окончания университета, в ту пору совсем молодой человек был изъят из жизни и определен в артиллеристы, где получил звание лейтенанта запаса (чем впоследствии гордился). Тема оружия, безусловно, не моя — мне бы побольше красоты и искусства, а не на пушки смотреть… Но что не сделаешь для любимого в честь праздника. Доехав на метро до ст. Горьковская, я за «ручку» отвела возрастного мальчика разглядывать грозные музейные экспонаты, а сама пошла искать в округе признаки изящества и одухотворенности
9
Александровский парк с прогулочными зонами, окружающий станцию метро Горьковская, не замедлил откликнуться на мои пожелания, обнажив из-под снежного покрывала скульптурную композицию, состоящую из великих зодчих, строителей города на Неве, с витающим в воздухе духом созидания.
— Если хотите, я могу вам рассказать, кто все эти люди? — обратилась ко мне немолодая петербурженка из тех, кто хорошо знает и любит свой город, наблюдавшая за процессом фотографирования скульптуры с разных сторон.
— Рада послушать — отвечаю.
6
Стоят, как живые, величиной в человеческий рост — Андрей Воронихин, Василий Баженов и Бартоломео Растрелли; сидят — закинув ногу на ногу — Огюст Монферран, далее следует — Доменико Трезини в парике и с циркулем в руке, рядом с ним — Карл Иванович Росси с пером и Андреян Захаров с тростью; сразу напротив Трезини и у пустующего стула — Тома де Томон. Она же упомянула и курьезный момент, связанный с памятником. Оказывается, через 7 лет после открытия комплекса умные люди заметили, что в компании архитекторов вместо Тома де Томона (создателя здания Биржи со спусками к Неве и ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова) изображён Томас Томпсон — шотландский химик, не имеющий отношения к архитектуре города. Спасибо, вам, добрая женщина за экскурс в историю архитектуры! Её рассказ оказался не столь кратким, как в моем упрощенном пересказе, но я ценю ваше терпение и не буду им злоупотреблять, перечисляя заслуги великих зодчих — они хорошо известны
5
На Троицкой площади установлен памятный знак в честь Троице-Петровского собора, заложенного еще Петром Первым в 1709 году, в нем он принимал титул императора. Долгое время храм являлся главным, кафедральным собором столицы Российской империи. К сожалению, его судьба оказалась непростой - не раз горел, перестраивался и в итоге был снесен в 1933 году, несмотря на то, что находился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Памятный знак выполнен в бронзе и повторяет облик первоначального деревянного храма, сохранившегося на рисунках петровского времени. Основанием композиции служит фрагмент гранитного валуна — осколка «Гром-камня».
Ищу взглядом, какие миниатюры можно «вытащить» из-под снега, они все входят в комплекс-памятник — «Петербург в миниатюре» (в условиях зимы это непростое занятие). Припорошенное снегом Адмиралтейство
3
Исаакиевский собор — один из главных символов города, хорошо всем знакомый
8
Узнаваемый Спас-на-Крови
9
Инженерный замок
4
На заснеженный мини-Петербург взирает небесный покровитель города Пётр, легко определяемый по ключам и камню, символизирующему его имя
8
Сколько раз я ее видела, но ни разу не подходила близко к мечети Петербурга — фарфоровый купол небесно-голубого цвета, высотой 39 метров неизбежно притягивает внимание — очень уж красив
6
На сей раз появилась возможность рассмотреть это восточное чудо в стиле модерн!
9
Главный вход мечети оформлен в виде глубокой стрельчатой ниши с полуовальной аркой, устремленной вверх, украшенной традиционными геометрическими и растительными орнаментами
10
Портал, отделанный керамической мозаикой ручной работы со сложным геометрическим узором, оставляет впечатление ажурного кружева на стенах!
7
Рисунок так причудлив, что напоминает многоцветный среднеазиатский ковер
7
Вдоволь насмотревшись, держу путь к моей конечной цели — особняку Матильды Кшесинской на Кронверкском проспекте Петроградского района. В нем сейчас располагается Музей Политической истории России. Внешний облик чудесного здания, построенного в начале 20 века для примы-балерины Русского Императорского театра, замечательно сохранился, вызывая восхищение строгой элегантностью в стиле модерн, интересной планировкой окон, различающихся размерами и формами
5
4
5
Архитектор Императорского двора Александр Фон Гоген — он же автор проекта так называемой Татарской мечети, которой я только что любовалась — выбрал для отделки модные в то время материалы: красный и серый мрамор, кованый металл, следуя вкусу и пожеланиям своей заказчицы и соавтору — Матильде Феликсовне, которая очень любила дом своей мечты, но прожила в нем недолго, около 10 лет. Хозяйке особняка, женственной, милой светской львице, благоволили не только замечательные деятели искусства — Ф. Шаляпин, А. Павлова, С. Дягилев, но и великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович — все они были завсегдатаями местной тусовки. Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном покинула дом, опасаясь за свою жизнь из-за связи с царской семьей, вызывающей массу пересудов. В годы революции в разграбленном солдатами и матросней особняке происходили бурные события, превратив его в один из центров политической жизни Петрограда
4
С этого милого балкончика Владимир Ленин зачитывал Апрельские тезисы. Митинги у особняка Кшесинской в то время происходили постоянно. Партийные ораторы не раз выкрикивали с балкона: «Долой войну!», «Вся власть советам!», «Смерть буржуям!», «Мир без аннексий и контрибуций!» Короче, двери, рамы, изящные балконные решётки помнят о многочисленных демонстрациях под кумачовыми транспарантами
4
В наши дни Музей политической истории располагается в двух особняках, стоящих рядом — М. Ф. Кшесинской и В. Э. Бранта — владельца торгового дома «Э. Г. Брант и Ко», члена правления пивоваренного завода «Бавария» и участника совета Петроградского учетного и ссудного банков.
3
Выйдя из музея, я решила обойти его. Внутри ограды чудесный дворик и никем не потревоженный снежный покров.
2
3
А это уже часть ограды дома Бранта с изящными майоликовыми панно.
Особняк Бранта постигла судьба других богатых домов Петербурга — его национализировали и заселили разным людом. Слуги, жившие здесь, переселились в комнаты хозяев. Так, посудомойка Серафима въехала в покои мадам Брант. Среди жильцов самыми известными были Михаил Калинин и председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Григорий Зиновьев. Если бы я проявила настойчивость и учтивость, то без труда смогла бы войти внутрь двора и подняться по красивой, хорошо сохранившейся лестнице, но время поджимало… Кстати, особняк Бранта «участвовал» в съёмках сериала про Шерлока Холмса, а также в фильме Бортко «Мастер и Маргарита» в качестве дома Маргариты. А теперь, я, пожалуй, приму приглашение заглянуть к Матильде Кшесинской, где теплый прием не устроят, но по приобретенному в кассе билету позволят свободно погулять по залам, которые когда-то были полны роскоши и изящества, а сейчас отданы под музейные экспозиции, посвященные различным историческим событиям России: империя, власть, эпоха, политика, идеологические утопии, ВОВ, история полиции, история царизма и много другое.
2
2
Одна из выставок — «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы».
2
Я не приветствую дилетантские пересуды, поэтому постараюсь избежать оценочных суждений в отношении известной балерины (ничуть не ангела), первой из русских танцовщиц, исполнившей на императорской сцене 32 фуэте. Её имя связывают непосредственно с Николаем II. Действительно, 17 — летняя Матильда познакомилась с 22- летним цесаревичем Николаем Александровичем на своем выпускном экзамене.
4
Встречи на улице и за кулисами длились около двух лет, продолжившись в особняке на Английском проспекте, 18 — туда зачастил наследник престола, вызывая неудовольствие родителей. К этому периоду относится симпатичный карандашный рисунок, проявивший художественный талант Матильды.
3
Отношения с Николаем продлились до его помолвки с Алисой Гессенской. Внимание привлекает портрет очаровательной девушки в овальной раме, окруженной мужскими портретами
4
Какой она была, эта необыкновенная женщина? Матильда не отличалась высоким ростом, но обладала тонкой талией, атлетическими ножками, копной черных вьющихся волос и ослепительной улыбкой. Она была примером жизнелюбия и веселого безрассудства, сродни глотку шампанского. Здесь она после расставания с цесаревичем.
3
На стенде размещены фотографии, на которых присутствуют две женщины, которых он страстно любил. Одна из них — балерина, и та, которой было суждено стать русской императрицей. После произошедшего разрыва с будущим царем Матильда стала искать утешения в объятиях других представителей царской семьи, влюбив в себя Великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, вызывая фантастические слухи и сплетни.
2
Слева — фотография Сергея Михайловича. Матильда Кшесинская стала его роковой любовью, женщиной, к ногам которой он готов был бросить любые богатства. Самый пикантный момент в этой истории — безграничная любовь побудила Великого князя дать свое отчество сыну Кшесинской Владимиру, рожденному от Андрея Владимировича.
4
На фото Матильда и ее сын. Прощаясь с жизнью, во время расстрела под Алапаевском Великий князь сжимал в руке медальон из самородного золота с портретом Матильды Кшесинской. Сергей Михайлович также покровительствовал Матильде Кшесинской и в творчестве, являясь президентом императорского театрального общества, поэтому она чувствовала себя хозяйкой Мариинского театра
2
Сергей Волконский (один из директоров императорских театров) в своих воспоминаниях назвал балерину «самодержавный каприз».
2
Портрет справа — кузен Николая II Андрей Владимирович, который, как я уже сказала, стал отцом её сына. Свои отношения они узаконили уже в эмиграции, и в середине 30-х Кшесинская получила титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, приняв православие и сменив имя на Мария (Красинская — по семейной легенде, именно от этого рода происходили Кшесинские). Вместе они прожили 56 лет. Выставка отличается использованием большого количества архивных материалов, демонстрируемых впервые, рассказывая о балерине, светской даме, матери и жене — хозяйке изящного особняка.
3
3
После февральской революции Кшесинской стали приходить анонимные письма с угрозами, и она 27 февраля 1917 года в спешке покидает особняк с сыном, прихватив с собой немного вещей. Через день в дом врывается разъяренная толпа, чтобы устроить погром в доме фаворитки императорской семьи.
1
Летом того же года она навсегда уехала из Петрограда. Её жизнь, наполненная роковыми страстями и невероятными поворотами судьбы, длилась почти целый век — родилась Кшесинская в 1872 году в многодетной театральной семье поляков в пригороде Петербурга Лигово, когда на российском престоле находился Александр II, а скончалась в 1971 г. в возрасте 99 лет в Париже, когда Генеральным секретарем был Леонид Брежнев
2
Матильда Феликсовна последний раз вышла на парижскую сцену в 63 года, и вела ежедневные уроки балета в своей школе до 87 лет, то есть она была большая труженица, преданная балетному искусству. Ее сценические костюмы
1 из 3
3
Сожалею, что набрала мало удачных фотографий, по которым можно было бы составить представление о помещениях особняка — что есть… Впрочем, неудивительно — от особняка остались стены и три отреставрированных помещения
4
Самый яркий — Белый зал (в годы Советской власти называли Большой ленинский зал) в стиле благородного русского ампира, где балерина устраивала праздники, концерты, балы и приёмы
4
Его стены облицованы искусственным мрамором светлых оттенков. Сейчас здесь проводят семинары, концерты и музыкальные вечера. В особняке сохранена обстановка первого послереволюционного кабинета В. И. Ленина. Он выбрал для работы светлую комнату (бывшую спальню сына Матильды) с балконом, выходящим на Кронверкский проспект, чтобы иметь возможность в любой момент выйти к собравшимся людям на митинге или, при необходимости, укрыться от них в кабинете
2
Вот это тот самый балкон с видом на Троицкую площадь, с которого он произносил пламенные речи перед толпой
2
90 дней вождь мирового пролетариата работал за столом, что стоит в центре. Слева расположен другой стол, за которым работала его помощница Елена Дмитриевна Стасова
1
В редкие перерывы они могли выпить чай (плитка и чайник на окне — мне как человеку, гуляющему с фотоаппаратом, было сказано, что подлинные?). В следующей комнате, расположенной на втором этаже, бывшей детской (игровой), обустроился Секретариат. Новые хозяева помещения — Свердлов, Стасова, Крупская — расставили здесь столы, и работа закипела
1
1
С этими знаменами рабочие выходили на митинги. Еще немного информации о музее. Если вам не хочется погружаться в перипетии судьбы Матильды Кшенской, то не стоит отказываться от многопланового, современного интерактивного музея с отличным оформлением структурированных выставок, огромным фондом документов и аудиозаписей, посвященных политической истории России. Мне показалась забавной экспозиция на тему «роль русского фольклора в революции 1917 г.«Очень классные частушки!
3
2
3
2
Сходите, не пожалеете! Я бы еще походила по залам, но пришло сообщение от мужа, что он уже на финишной прямой. Когда мы встретились, глаза горели у обоих.