На протяжение пяти дней Ливан ломал все наши стереотипы о востоке Средиземноморья. Космополитичный Бейрут, огромные христианские районы, исторические памятники, в основном античные, прекрасные музеи, почти наша кухня, порой не по восточному ухоженные городки. «Грязи не хватает и бардака?» Услышав наш разговор, усмехнулась мадам гид. «ОК, желание клиента — закон, едем в Триполи»
Триполи, второй по величине город Ливана, расположенный в 85 км к северу от столицы Бейрута, является самым северным морским портом Ливана. В арабском мире Триполи иногда называют Тарабулус аш-Шам, чтобы отличить его от своего ливийского аналога, известного как Западный Триполи.
Триполи имеет сложную историю, начинающуюся как минимум с 14 века до нашей эры. В древности известный как «Три города» (Триполис), что отражает его происхождение как совместное поселение трёх финикийских городов. Триполи уже забыл про лучшие свои времена, это было очень давно.
В 9 веке до нашей эры финикийцы основали здесь процветающий торговый центр, постепенно город переходил под контроль различных империй, включая персов, македонцев Александра Великого и римлян, от присутствия которых в городе мало что сохранилось. В 12 веке, Триполи был захвачен Раймоном де Сен-Жилем, стал одним из важнейших городов крестоносцев. Впоследствии мамлюки взяли его под свой контроль в 1289 году, что ознаменовало начало тотальной исламизации Триполи.
Османское правление началось в 16 веке, экономика города при них процветала, особенно в торговле, производстве мыла и текстиля. В 20 веке Триполи сыграл ключевую роль в борьбе Ливана за независимость.
И сейчас… Триполи, казалось, собрал в себя всё депрессивное, что выталкивают из себя остальные ливанские районы, за исключением, конечно лагерей сирийских и палестинских беженцев. Среда вокруг нас сразу начала вращаться каким-то удивительно дезориентирующим образом, мы действительно находились в другом мире. Точно так же, как Бейрут олицетворяет некоторые из наиболее прозападных аспектов современного Леванта, старый центр Триполи демонстрирует другой конец спектра.
За последние два столетия слава Триполи потускнела. После того, как Бейрут заменил его в качестве центра местной политики, а независимость Ливана положила конец его экономическому родству с Сирией, для Триполи настали тяжелые времена, и сегодня он остаётся беднейшим крупным городом Ливана.
С одной стороны, здесь самый настоящий арабский глубинный Восток. С другой, наличие депрессивных ноток не даёт возможности восхищаться чем-то в старом центре, за исключением отдельных исторических памятников, между которыми и проходил ломаный маршрут нашей прогулки.
С одной стороны — Медина как медина. Но нет здесь ни старых стен, ни закрытых дворцов, ни выдающихся мечетей.
Кроме разве что мечети Буртаси, которая была построена в 1310 году на берегу реки Абу Али. Это одна из самых красивых мамлюкских мечетей в арабском мире. Мраморная дорожка идет от входной двери к михрабу (где сидит имам). Потолок аркад выложен цветными камнями, похожими на звёзды на небе. Архитектура мечети — сложный дизайн, в котором прослеживается влияние Византии, Фатимидов, Марокко и Андалузии.
Триполи является домом для одной из крупнейших концентраций мамлюкской архитектуры в мире. Мамлюкская архитектура известна своими сложными геометрическими узорами, каллиграфией, мукарнами (резьбой в виде сталактитов) и использованием различных материалов, таких как камень, мрамор и керамика. Но посещать раскиданные, зажатые в грязных беспорядочных тупиках мелкие одиночные объекты не представлялось возможным. Они хоть и отмечены в подробном английском путеводителе, но о них, похоже, гид ничего и не знала.
Вроде город как город, если мы говорим о типичном арабском мусульманском поселении. Но по Маракешу или Фесу было реально интересно ходить. В трипольской медине, превращённой в один большой базар, ничего привлекательного мы не увидели.
В Марокко, Египте продавцы с улыбкой зазывали, лилась местная музыка, можно было сесть и отдохнуть за чашкой душистого чая. Здесь же народ весь какой-то смурной, глядит изподлобья, даже я бы сказал, недружелюбно.
Да, кризис и безнадёга проявляется на каждом метре.
Поэтому из запутанных базарных улочек мы быстро вышли. Первое, куда мы направились — знаменитая крепость крестоносцев на холме. Триполи был главным портом, где высаживались охотники за гробом Господним, здесь была, так сказать, их основная военно-морская база. Поэтому крепость несоизмеримо больше, чем любой другой замок крестоносцев на территории Ливана
Цитадель Триполи была построена Раймоном VI Сен-Жилем, графом Тулузским, одним из руководителей Первого крестового похода, около 1100 года.
Также известная как Калаат Санджиль по-арабски, цитадель Раймона де Сен-Жиля является историческим символом Триполи.
Первоначально цитадель предназначалась для размещения армии крестоносцев, но со временем стала оплотом защиты от окружающих мусульманских территорий. Её строительство продолжалось несколько десятилетий и претерпело множество более поздних модификаций и усовершенствований.
После того, как крестоносцы уступили город в 1289 году мамлюкскому султану Калавуну, цитадель претерпела дальнейшие значительные изменения. Мамлюки пристроили новые казармы, мечети и бани. Позднее османы также внесли свой вклад в архитектурную эволюцию цитадели.
Вот, например, остатки мавзолея Фатимидов 13 века в центральной части крепости
Сегодня Цитадель Раймона де Сен-Жиля является непреходящим символом сложной истории Триполи. Слои её строительства отражают разнообразные культурные влияния, которые формировали город на протяжении веков. В настоящее время цитадель служит главной туристической достопримечательностью и важным археологическим объектом, предоставляя посетителям возможность заглянуть в историческую и культурную эволюцию Триполи и региона. Её внушительное присутствие продолжает определять горизонт города, соединяя современный Триполи с его прошлым.
Можно бродить по обширной территории этого замка крестоносцев и восхищаться его франкским и османским стилем. Каждая каменная лестница ведёт на новую террасу, а каждая дверь ведет в большой зал из прошлого Ливана.
Поднявшись на самую вершину замка, можно открыть непревзойдённую панораму Триполи сверху.
Только отсюда сверху, мы, например, увидели Большую мечеть Мансури, также известную как Великая мечеть.
Но не вся территория крепости открыта для посещения, часть её до сих пор используется ливанскими солдатами, фотографировать я не решился. А то время такое, беспокойное, предвоенное.
Трёх «полисов» в Триполи уже не найдёшь, но две части города очень сильно отличаются друг от друга.
Приморский район Эль-Мина вдаётся в море и характеризуется непринужденной и более весёлой атмосферой.
Здания старые и красивые. Здесь автобусы, такси и толпы покупателей и шумной молодёжи заполняют кольцевую развязку, окружённую банками и универмагами всех видов.
Гудки и жужжание машин смешиваются со звуками торговцев кофе, звенящих фарфоровыми чашками, чтобы рекламировать свой продукт, который они носят в больших медных чайниках по бокам. Скутеры проезжают мимо стереосистем, которые владельцы магазинов выставили на улицу накануне какого-то очередного их праздника.
Пересекаем Аль-Тал, оживлённое сердце этого квартала, где мы увидели великолепную каменную башню с часами, подаренную городу в 1902 году османским султаном Абдул Хамидом II. Рядом с Часовой башней находится «Аль-Машие», старейший парк-сад в Триполи.
В этом районе можно найти Каср-эль-Хелоу, один из самых посещаемых магазинов арабских сладостей в Ливане. Каср-эль-Хелоу был основан в 1881 году и является идеальным местом, чтобы попробовать всевозможные арабские сладости. Как говорят. Ибо к восточным сладостям мы, увы, равнодушны, пробовать ничего не стали.
Триполи для нас закончился в Корнише. Это — живописная набережная, протянувшаяся вдоль средиземноморского побережья города.
Усаженная пальмами и усеянная скамейками набережная Корниш является идеальным местом для неторопливой прогулки.
Корниш предлагает захватывающий вид на Средиземное море.
Вечером заходящее солнце освещает воду золотым сиянием, местные жители наслаждаются морским бризом и деликатесами рыбной кухни в многочисленных ресторанах. В одном из которых засиделись и мы.