Скажем сразу, что мы не являемся фанатами писателя Алексея Иванова (мы и фильма-то не видели), так что не это «письмо позвало нас в дорогу». Хотя, справедливости ради, Алексей Иванов многое сделал для популяризации своего родного края, честь ему и хвала, аминь. На туристических ресурсах есть немало отзывов о посещении Пермского края, но в основном авторы — это люди «сибирские» и «уральские», а для путешественника из Центральной России — это неизведанная земля. Недавно прочитали у одного блогера, продвигающего туризм в Пермском крае, что для среднестатистического российского туриста: что Пермь, что Пенза — одно и тоже. Подтверждаем сей позорный факт, сами пока не побывали и там, и там — путали).
Пермь оказалась неожиданно близко. Лететь до Перми от Москвы (та дам, фанфары) меньше 2-х часов. Для сравнения: в хорошие, бывшие времена, до Сочи было 2 часа 20 минут, сейчас много больше. Лирическое отступление: как-то в Крыму познакомились с парой из Добрянки, это город недалече от Перми, где находится крупнейшая в крае электростанция — Пермская ГЭС. Так они, при наличии дешёвых билетов, летали в Москву просто так: в театр сходить, окультуриться, развеяться).
Пермь нам очень понравилась. В Перми — одна из лучших, обустроенных набережных в стране, а повидали мы их немало. Способствует восприятию и сама река, которую окаймляет эта набережная. Не перестаём утверждать, что сибирские и уральские реки имеют другой масштаб по сравнению с центрально-европейскими. Кама — это сила, простор, это не какой-то условный Дон в Ростове-на-Дону или Москва-река в Москве.
В Перми многое сделано для туристов — проложены маршруты (зелёная и красная линия), нарисованные на асфальте с интересными особняками, около которых находятся таблички с кьюар-кодами, где можно узнать историю дома.
Особняк построен по проекту архитектора А. Б. Турчевича в 1888 году для купеческой семьи Тупицыных. Здание выполнено в стиле позднего русского классицизма с элементами модерна.
Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
Колокольня Пермского кафедрального собора. 67 метровая колокольня окончательно была построена в 1832 году, памятник русского провинциального классицизма. Сейчас это художественная галерея.
Как-то берёт за душу связь Перми с Пастернаком, а именно с домами, которые нашли своё отражение в «Докторе Живаго», с Арамом Хачатуряном, который здесь, в эвакуации написал тот самый «Танец с саблями», с великим князем Михаилом, который был сослан в Пермь после революции 1917 года (именно этот факт интересно обыгран в романе Иванова «Бронепароходы»).
Очень хорош краеведческий музей — дом Мешкова, причём хорош и как архитектурный объект, входящий в одну из линий (зелёную или красную), и как непосредственно музей. В доме Мешкова есть и раздел с историей края, и с историей купечества и, с историей Гражданской войны в регионе, очень рекомендуем.
И главное: Пермские боги. Это, пожалуй, самое сильное впечатление от Перми. Художественный музей сам по себе хорош, но деревянная пермская скульптура — не имеет аналогов.
Никаких документальных свидетельств того, как и когда точно в Прикамье в православных церквях появились объёмные изображения святых не найдено. В 1722 г. Священный Синод запретил размещать резную скульптуру в церквях (правда этот запрет не слишком строго исполнялся). Первые упоминания о резных изображениях святых встречаются в переписи Михаила Кайсарова 1623−1624 годов.
Сидящий Спаситель XVIII век. Мастера использовали сосну: она мягче, проще в обработке и лучше хранится. Мелкие детали вырезали из брусков липы. Иногда в ход шли более твердые породы: береза, ель.
Св. Николай с мечом в правой руке и с церковкой в левой
Композиция «Сидящий Спаситель в темнице» конец XVIII века. Уникальный памятник, аналогов которому нет в музейных собраниях России. На сегодняшний день единственный комплекс с резной «темницей», сохранившийся в целостном виде. Сюжет «Христос в темнице» отсылает к последним часам земной жизни Спасителя, которые он провёл в военном лагере (претории), поругаемый римскими солдатами.
Иконостас в стиле барокко был создан в мастерской Пыскорского монастыря в 1750—1760 гг. Деревянный резной иконостас Пермской галереи в высоту 22 метра, состоит из пяти ярусов. Изначально в нем была 21 алтарная икона, сегодня сохранилось 19. Иконостас сделан из пород уральских деревьев: кедра, сосны, липы.
Христианизация всегда и везде не была безболезненным процессом. Есть предположение, что для того, чтобы новообращённым было легче привыкнуть к другой вере, на месте священных рощ стали возводить православные храмы, где наряду с плоскими иконами появились объёмные изображения святых, которые были им более понятны. Также во время Северных войн в Прикамье было сослано много поляков, литовцев и шведов, которые часто жили при монастырях и использовались здесь в том числе для церковного строительства.
Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом
Ангелы коленопреклонённые.
Саваоф на облаках XVIII век. Саваоф — одно из имен Бога, встречающееся в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. С 16-го века в русском Православии этим именем традиционно называют Бога-Отца. Интересно, что поместный Собор 1666—1667 гг. запретил любые изображения Бога Отца как граничащие с ересью: ведь Первое Лицо Троицы никогда не являло Себя людям под каким-либо чувственно воспринимаемым образом. Хотя на Стоглавом Соборе (1551 г.), собравшиеся отцы установили, что образцом для иконописцев должна служить известная икона прп. Андрея Рублева.
Некоторые лица скульптур напоминают скуластые лица самих зырян, а иногда встречаются и татарские черты.
Ложка дёгтя: есть вещи, места, объекты, категорически рекомендованные к посещению, потреблению (mast see), которые на нас не произвели должного впечатления. Их немного, в рамках посещения Перми — это коми-пермяцкая кухня. Все эти посекунчики, пистики, пельняни и т. д. — это просто рекламный ход, съедобный, но не более того. Возможно, мы не очень восприимчивы к региональной кухне и это наша личная проблема, но факт остаётся фактом.
Теги:
Культурно-познавательный туризм