В Брюссель нужно приезжать, снарядившись файлами заранее проработанных маршрутов и списком музеев, которые хотелось бы посетить. В своё время, в 2016-ом, мы так и поступили, а весной 2023-го в нашем распоряжении был всего лишь день перед отлётом домой. Поэтому мы решили посвятить его шопингу. Но я была бы не я, если бы не урезала до минимума магазинное время, отдав предпочтение прогулке по знакомым местам бельгийской столицы. Вышло ненапряжно, но насыщенно. Итак…
В Брюсселе мне очень нравится площадь Испании, на которой красуется памятник Дону Кихоту и Санчо Пансо. Оригинал такого же находится в Мадриде на одноимённой площади, но там скульптура является одним из фрагментов внушительного монумента.
Примечательно, что здесь, в Брюсселе, знаменитые герои Сервантеса указывают направление к городской ратуше, башня которой виднеется из-за домов.
На углу площади Испании обнаружили в этот раз ещё одну интересную статую, которой раньше то ли не было, то ли мы её умудрились не заметить. Скорее первое. Речь о Смурфике-гиганте, установленном возле Музея комиксов (Brussels COMICS Figurines Museum).
Никогда прежде не задумывалась, откуда произошли эти сказочные персонажи. Оказывается, Родина Смурфиков — Бельгия!
И первые из них появились более 60 лет назад. Их опубликовал в журнале комиксов Spirou бельгийский художник Пьер Кюллифор, известный под псевдонимом Пейо. Спустя десятилетия после создания образы смурфов стали использовать в рекламе, фильмах, сериалах, видеоиграх, ледовых шоу, тематических парках и в производстве кукол.
Далее, довольно популярным протоптанным маршрутом мы дошли до памятника-фонтана бургомистру Шарлю Бюльсу.
Шарль Брюс был мэром Брюсселя с 1881 по 1899 год и запомнился тем, что ввел в Брюсселе обязательное хождение как голландского, так и французского языков.
Отсюда недалеко расположен вход в Королевские галереи Святого Юбера — Самое знаменитое торговое место Брюсселя. похожие есть в Милане, Неаполе… Но именно в Брюсселе в 1847 году была построена самая первая торговая галерея Европы.
При входе надпись на латыни «Omnia Omnibus», гласит «все для всех», и далее на протяжении более двухсот метров расположены многочисленные магазины, кафе и арт-бутики.
Погода в день нашего приезда в Брюссель выдалась холодная и хмурая. До недавних пор мне такого обстоятельства было бы достаточно, чтобы не хотеть уже ничего. Но в последнее время я стала замечать, что именно в ненастье легче отличать по-настоящему яркие города от тех, которые становятся уютными и приятными только при солнечном свете и голубых небесах.
Так вот Брюссель действительно ярок, независимо от погодных проявлений. Это тем более необычно, учитывая, что цвет его строений — по большей части серый.
Однако различные детали, витрины, многочисленные скульптуры, а местами и золотая отделка, особенно на Гран Пляс, создают очень колоритный облик города. В результате Брюссель несет в себе не только элегантность, но и явную атмосферу праздника.
Собственно, на различных скульптурах я в этот раз и решила сосредоточить основное внимание. Мы могли позволить себе не спешить и выбирать — всё же для меня это был четвертый по счету приезд в Брюссель, а для дочки третий.
Разумеется, мы навестили главный символ столицы — скульптуру «Малыша Жульена», которого большинство людей знают, как «Маннекен-Пис» или просто «писающего мальчика». Долгое время я диву давалась, почему именно эта крохотная и не бог весть какая оригинальная скульптура имеет поистине мировую известность. Оказалось, что дело в исторической ценности фигурки.
История этого брюссельского мальчика, действительно, долгая. Он появился в 1452 году в качестве куклы на фонтане. Тогда он был каменным, стоял на колонне и писал в квадратную чашу. В 1619 году статую заменили на бронзовую, а в 1770-ом был переделан и сам фонтан, которому придали барочный облик.
За столетия существования фигурку не раз похищали, возвращали, заменяли очередной копией (оригинал хранится сейчас в Музее Брюсселя). Кроме того, у малыша имеется впечатляющий гардероб из более 1000 нарядов! Правда мне за 4 посещения так ни разу и не посчастливилось увидеть Маннекен-пис одетым.
В конце 20 века женские организации возмутились неравноправию, и с 1987 года в Брюсселе появилась фигурка Писающей девочки.
Впрочем, влияние феминизма — это лишь одна из гипотез её появления. Есть, например, версия, что скульптура — просто веселая пародия, парочка для знаменитого мальчика.
Фонтанчик выполнен скульптором Дени-Адрианом Дебуври и установлен в тупиковом переулке, отходящем от улицы Rue des Bouchers.
Переулок известен также благодаря находящемуся здесь бару «Делириум». В баре обширнейший выбор: здесь в меню более чем 2000 видов пива! Интерьер украшают коллекционные предметы, посвященные пиву, а вечером по четвергам играет живая музыка. По очередной из версий, скульптуру Писающей девочки в свое время заказал владелец бара, чтобы привлечь в район ещё больше туристов.
Из более монументальных скульптур, украшающих город, в этот раз запомнилась «Сидящая женщина» на бульваре Берлеймон. Скульптура появилась в 1952 году и была установлена возле здания Национального банка Бельгии, развернутая спиной к собору Святых Мишель и Гудюль.
Интересно, что автора скульптуры — Джорджа Грарда (1901–1984) — иногда называют одним из последних представителей классической скульптуры. Он, действительно, выполнял из бронзы в основном изображения женщин в стиле Пьера Ренуара.
Следующее достойное внимания произведение мы обнаружили в исторических улочках позади Гран Пляс. Достаточно миниатюрное, но философски сильное. Речь о скульптуре «Слепцы», венчающей колонну фонтана на Кляйн Ботерстраат — бывшей площади рынка Масла. Сюжет скульптуры для фонтана основан на картине Питера Брейгеля старшего.
Мне было так интересно сравнить, что на досуге я отыскала эту картину. Она также называется «Слепцы» или «Притча о слепых». Представляет собой иллюстрацию к Евангелию от Матвея, где приводятся слова Иисуса:
Оставьте их, они — слепые, вожди слепых. А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму
Невольно задумаешься, а кто ведёт нас сегодня, и куда движется наш мир…
Но всё же продолжу на позитиве. Вокруг масляного рынка вообще-то замечательный квартал, в котором расположено много исторических зданий, а кроме того — симпатичных кафе и шоколадных магазинов.
Рай для сладкоежек! Но не только.
Вот это фото я сделала походя, шагая по улице Гран Карм:
Оказалось, что поймала очень распространенный вид, прям таки знаковый для Брюсселя. Интернет буквально переполнен фотографиями, точь в точь в таком же ракурсе. Улица Гран Карм названа в честь кармелитского ордена «великих кармес» или «босых кармелитов», которые обосновались в данном месте с середины 13 века и их монастырь занимал весь квартал. В 1797 году монастырь был снесен, а район реконструирован, в результате чего здесь возникли замечательные здания в стиле барокко, позднего или традиционного.
Для порядка мы заглянули внутрь церкви Св. Николая, надо ведь посетить хотя бы один храм во время прогулки. Тем более, что эта церковь не простая — она является древнейшей, одной из первых четырех церквей, построенных в Брюсселе. Датируется 1125 годом.
В связи с неоднократными восстановлениями и переделками, считается, что здание не представляет собой архитектурного интереса. Но по-моему, если церковь простояла тут столько веков, пусть и подвергаясь видоизменениям, место по-любому историческое и намоленное.
Внутри, как это часто бывает в католических храмах, моё внимание привлекла красивая кафедра. Показалось, что среди вырезанных в дереве скульптур здесь тоже красуется мальчик-пис, только прикрытый покрывалом. Или это его родной братец?))
Наконец, пришло время отдать должное красивейшему месту Брюсселя, а по мнению некоторых, и всей Европы — Рыночной площади Гран Пляс или, по-другому, Гротте Маркт. В моих воспоминаниях она бывает разной, но самой яркой эта площадь запомнилась мне в 2016 году, когда мы приехали сюда специально ради цветочного ковра.
Ковер из живых цветов выстилают на Гротте Маркт раз в два года, и тогда полюбоваться на масштабное произведение искусства флористов съезжаются туристы со всего света.
Гротте Маркт. Фото из путешествия 2016 года
Теперь же Рыночная площадь предстала нам в иных красках, что не мешало восхищаться её обликом. Более того, теперь ничто не отвлекало внимания от окружающих зданий и их деталей. Хотелось ведь побольше скульптуры? Так здесь на Гротте Маркт — настоящий кладезь. В элементах отделки фасадов присутствует такое количество скульптур, что хватит для экспозиции целого музея.
До 12 века на этом месте были болота. Затем их высушили и обустроили Рыночную площадь, вокруг которой появились средневековые дома. Кто знает, какими они были, до нас ничего не дошло. Сейчас самым старым зданием на площади является Ратуша, построенная в 15 веке в стиле брабантской готики. Удивительно, что это грандиозное сооружение высотой под 100 метров смогло дожить до наших дней в практически первозданном виде! Разве что богатый лепной декор фасада и 300 (!)скульптур были добавлены на рубеже 19–20 в.в. В частности, здесь можно найти изображения всех правителей Брабантского герцогства в период с 580 по 1564 годы.
Знаменитый изящный шпиль ратуши более пятисот лет венчает фигура Архангела Михаила, покровителя города. Лишь в 1996 году оригинал, прослуживший 541 год, заменили на точную копию.
Давно хочу осмотреть Ратушу изнутри, да все никак не соберусь. Вот и теперь мы заглянули только в её внутренний дворик. Там находятся два симметричных фонтана, скульптуры на которых символизируют главные реки Бельгии: Шельду и Маас. Глядя на них, невольно унеслась воспоминаниями в Рим, на Капитолийский холм. Именно там я впервые увидела статуи в виде расслабленно возлежащих мускулистых патрициев. Впрочем, у каждого наверно, могут быть свои ассоциации.
Поспорить своим возрастом с Ратушей мог бы Дом Короля, расположенный на противоположной стороне площади, если бы не отстраивался заново несколько раз. Его предшественник, Хлебный дом, действительно появился раньше, чем ратуша, ещё в 13 веке. Начав «карьеру», как склад для пекарей, Хлебный дом несколько раз менял свое предназначение и внешний вид, а затем сменил и название на «Дом Короля». Однако, в 1513 году дом снесли, заменив новым зданием, но с прежним названием. Ещё раз обветшавшее готическое здание снесли в конце 19 века, после чего возвели нынешний вариант, выполненный в неоготическом стиле.
Дом Короля. Фото из путешествия 2016 года
1695 году после обстрела Брюсселя французской армией Людовика XIV, все здания на Рыночной площади были разрушены. Устояли только Ратуша и Дом Короля. Но потом, всего за 4 года, вокруг Гротте Маркт выросли 33 здания гильдий, выполненные в едином стиле фламандского барокко. Восстановление производилось комплексно. Очевидно поэтому сегодняшний архитектурный ансамбль выглядит столь завершенно и гармонично.
На следующем фото справа налево: здание «Король Испании» с бюстом испанского короля Карла II Габсбурга на фасаде и флюгером в виде Меркурия; дом «Тележка» Гильдии торговцев маслом и жиром; третий справа «Мешок» Гильдии краснодеревщиков; четвертый — дом Гильдии лучников «Волчица», увенчанный золоченым Фениксом на крыше, а на уровне третьего этажа украшенный статуями-аллегориями: Правда, Ложь, Раздор и Мир. Рядом «Рожок», построенный для Гильдии лодочников таким образом, чтобы стрельчатый фронтон напоминал корму корабля.
Наконец, крайний слева — дом «Лиса». Пышное барокко, лепной декор и множество статуй на фасаде — всё это свидетельства того, насколько богата была Гильдия галантерейщиков, которой принадлежало здание. В средневековье брюссельские галантерейщики обладали привилегией продавать не только пуговицы-иголки, но и бакалею, керамику, игрушки, плетеные изделия и даже оружие.
Аллегорические скульптуры на первом этаже символизируют Африку, Азию, Европу и Америку. Выше расположены кариатиды и золоченые гирлянды цветов.
Обернувшись спиной к этой группе домов, мы увидим на противоположной стороне площади здание, похожее на дворец — это Дом Герцогов Брабантских (1687–1698). Дом состоит из шесть отдельных, находящихся под общей крышей. С точки зрения архитектуры «дворец», соединивший в себе классику и несколько фламандских стилей, можно считать уникальным.
Примечательно, что это здание принадлежало гильдиям, а герцоги в нем никогда не жили. Название же объясняется тем, что на фасаде в качестве украшения присутствуют бюсты 19-ти Герцогов Брабантских. Фронтон венчает балюстрада с позолоченными вазонами и богатый рельеф «Изобилие».
Следующая группа зданий находится справа от Дома Герцогов Брабантских.
На фото справа налево: самый узкий дом с аркой-походом «Звезда», самый высокий дом Гильдии мясников «Лебедь», далее дом Гильдии пивоваров «Золотое дерево» с золотой конной статуей Карла Лотарингского на крыше. И ещё два дома с более скромным декором «Роза» и «Гора Тавор» (последний с 1699 года является жилым).
Дом «Золотое дерево», пожалуй, самый выдающийся. Он был перестроен в 1698 году, после разрушения французскими войсками в августе 1695 года. Затрудняюсь определить стиль, хотя пишут, что это — классическое барокко. Ну, очевидно дорические трехчетвертные полуколонны и полукруглый чердак со скульптурными львами вписываются в данное определение…
Сегодня в доме «Золотое дерево», расположился Музей Пивоварения.
Не буду затягивать с описанием каждого из зданий на Гротте Маркт. Пусть будет ещё одно, напоследок. «Дом золотой лодки», принадлежавший Гильдии портных, восстановленный в 1697 году.
На фронтоне красуется хронограмма на неолатинском, из заглавных букв которой складывается «1697» (не разбираюсь до конца, каким образом):
Портной восстанавливает дом, разрушенный огнем враждебной фурии, и посвящает его магистратам (города).
На первом этаже «Золотой лодки» расположена одна из главных таверн Брюсселя — двухуровневый пивной ресторан с террасой.
В общем, на Гротте Маркт можно зависать часами, как в музее, рассматривая лепной декор, великолепные статуи на фасадах, крышах и колоннах, разбирая знаки Гильдий и восхищаясь эффектной золотой отделкой, придающей контраст серому цвету зданий. А если посещать музеи, ратушу, рестораны, то речь пойдёт уже о парочке дней… Что до потрясающих деталей, которыми украшены здания на площади, то если разбирать подробно, это потянет на целый трактат.
Но у меня и так получился лонгрид, а потому прощаюсь с читателем и ухожу в сладкие воспоминания о том, как насытившись «лакомством для глаз» мы с дочкой покинули Рыночную площадь и отправились услаждать желудки потрясающими бельгийскими вафлями с мороженным, сливками, шоколадом и свежей клубникой.