Последний день в Каталонии. Для тех, у кого аллергия на пляж, наш гид предложил дополнительную экскурсию в недалёкий Реус. К удивлению, аллергиков набралось пол-автобуса, а Реус оказался неожиданным приятным открытием, до этого визита о городе не слышали.
Реус наиболее известен как родной город Гауди, но помимо этого, центр полон замечательной архитектуры, великолепных магазинов и множества вкусных блюд, культуры и истории. Расположенный всего в 6 милях от золотого побережья Коста Дорада, красивый город Реус часто игнорируется ордами пляжных дачников, что, впрочем, только на руку.
Хотя многие туристы используют аэропорт Реуса как дешёвый способ добраться до различных приморских городков, таких как Салоу, Камбрильс и ряд других, они полностью игнорируют поразительный центр города. Мы же, познакомившись с городской суетой и архитектурой, с удовольствием посмотрели на великолепные площади и, самое главное, на некоторые части модернистского маршрута.
Реус — настоящее сокровище! Мы не ожидали, что в ста километрах от Барселоны мы найдём место с богатой историей, великолепной архитектурой и отличными местами для гурманов. В любом случае, прекрасный город Реус нас сразу зацепил, и я рекомендую его для посещения!
В центре Реуса преобладают модернистские здания и атмосфера некогда очень богатого коммерческого города. Кроме того, Реус по-прежнему остаётся абсолютным центром шопинга на юге Каталонии. Если вы любите уютные переулки, старинную архитектуру зданий и небольшие бутики, это место для вас. И хотя Реус с его 100-тысячным населением кажется деревней рядом с таким городом, как Барселона, интересных достопримечательностей здесь немало.
Основанный около 1150 года, Реус повторил все основные этапы развития городов юга Каталонии, я бы не хотел на этом останавливаться. Тем более, что громких событий город не видел. Пока в восемнадцатом веке не достиг феноменального роста и стал вторым городом княжества Каталония. Средневековые стены были полностью снесены в 1766 году. В городе развивалась торговля текстилем и спиртными напитками. Реус стал одним из центров винного рынка, была основана компания «Реус, Париж и Лондон винс». В это время Реус имел свои представительства в США, Лигурии, Англии, Голландии, Швеции, Дании, Сицилии, Папской области, Франции, Португалии, Неаполе и Пруссии.
С 1936 года Франсиско Франко бомбил Реус до тех пор, пока его армия не вошла в город 15 января 1939 года. Несмотря на это, большинство памятных зданий сохранилось.
В центре города есть две главные площади, обе чрезвычайно красивые и впечатляющие. Площадь Прим является типичной открыткой Реуса, центр которой занимает величественная статуя генерала, премьер-министра Испании Джоана Прима. Он был исключительной, харизматической политической фигурой, способной вызвать как ненависть, так и восхищение. В 1843 году в его родном городе Реусе на него напала толпа. Стоя на том же месте, где сегодня можно увидеть его великолепную статую, он сказал толпе, что однажды здесь в его честь будет установлена статуя. Он не ошибся.
На площади Прим вы можете увидеть, какую важную роль когда-то играл Реус как торговый центр в Каталонии. Помпезные аркады вдоль одной стороны придают площади особый шарм.
Площадь дель Меркадаль — ещё одна центральная точка в центре Реуса. Здесь вы найдёте Ратушу, Центр Гауди и роскошный Дом Навас. Это самая большая из городских площадей. Сама площадь, как и оригинальная Ратуша, датируются 16 веком. С тех пор она была центром коммерческой и общественной деятельности города. Фасады большинства зданий, охватывающих периферию площади, богато украшены и красивы.
Особо выделяется на площади Каса Навас, работа престижного архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера. Дом, построенный в 1901–1907 годах, является одним из лучших образцов архитектурного стиля модерн. Здесь на верхних этажах жил купец Хоаким Навас со своей женой, а на первом до 2018 года располагался семейный универмаг, который теперь служит местом проведения мероприятий. Верхние этажи по-прежнему обставлены оригинальной мебелью.
На площади есть ещё один модернистский дом — Каса Пиньоль 1910 года архитектора Пере Касельеса-и-Тарратс. В здании присутствуют все модернистские элементы с типичными для города цветочными декоративными мотивами. Венчает здание большой фронтон, украшенных двумя прекрасными женскими ликами.
Есть в центре Реуса ещё две площади поменьше, на которые также хотелось бы обратить внимание. Я не знаком с творчеством художника 19-го века Мариано Фортуни. Но он — уроженец Реуса, поэтому у него есть в городе своя площадь. На этой площади выделяется статуя, посвящённая художнику, а за ней — красивое неоклассическое здание, где находится штаб-квартира банка.
А на площади Окуэс выделяется бронзовая скульптура обнажённого мальчика, держащего небольшую корзину с фруктами, символ сельского хозяйства. Скульптурный ансамбль завершают два гуся, олицетворяющие по мнению скульптора Пере Видиелла связь неба и земли. В колхозном плане, конечно. Городской совет Реуса заказал работу в связи с открытием 1-й провинциальной сельскохозяйственной выставки — ярмарки в 1942 году.
Приорат Сан-Пере — 26 июня 1852 года в этой церкви крестился Антонио Гауди. Построенный в 16 веке в стиле поздней готики, храм имеет единственный неф, окружённый небольшими боковыми часовнями.
Это старейшая церковь Реуса, посвящённая покровителю города Сант-Пере.
Согласно тому, что указано в Книге крещений монастыря, будущий архитектор получил имена Антони, Пласида и Гиллема. Хотя первоначальная купель не сохранилась, в первой часовне установлена мемориальная доска, напоминающая о том, что архитектор крестился в этой церкви.
Церковная колокольня — один из самых символичных элементов Реуса. Она использовалась как в религиозных, так и в гражданских целях, в качестве смотровой площадки.
На верхних этажах шестиугольной 62-метровой Кампанар-де-Реус расположены колокола и большие окна. В 1910 году башня была полностью оборудована газовыми фонарями, что придало ей особую привлекательность.
Пескатери Веллес — очень интересный городской двор, состоящий из двух рядов четырёхэтажных домов. Он был построен для продажи мяса и рыбы в городе. В 1850 году вход на рынок был оборудован неоклассическим фронтоном.
Второе сакральное здание, которое мы посетили в Реусе — церковь Чистой Крови. В 1555 году было основано Братство Чистой Крови Господа нашего Иисуса Христа, которое оставалось в церкви Сант-Пере до 1577 года, пока не получило небольшое здание перед больницей. В 1759 году братство было возведено в конгрегацию папской буллой Климента XIII. Старое здание было переделано и расширено. В 1878 году здание стало приходской церковью.
Церковь Сан-Жоан-де-Реус была заложена в 1912 году, а первая месса была отслужена в 1931 году, хотя весь проект не был реализован и остался незавершённым. Несмотря на то, что церковь спроектировал модернист Пере Касельес, она была выполнена в готическом стиле.
В феврале 2007 года была начата реставрация, оригинальные рисунки были восстановлены сыном художника, который их сделал, Хосепом Марией Бонет.
Хотя Гауди родился в Реусе и провёл здесь всё своё детство и юность до переезда в Барселону, в городе нет ни одного его здания. Но зато сам город влюбился в этот архитектурный стиль. Обозначенный «маршрут модернизма» является обязательным занятием во время визита в город.
Следуя по отмеченному маршруту, очень легко узнать здания, являющиеся его частью, поскольку перед всеми установлены бронзовые таблички, которые предлагают информацию о названии дома, архитекторе и годе постройки.
В формировании облика города участвовал престижный архитектор того времени Луис Доменек-и-Монтанер.
Кроме того, маршрут указывает на выдающиеся работы других архитекторов-модернистов, таких как Пере Доменек-и-Рура, сын Доменека-и-Монтанера, и Жоан Рубио, также из Реуса, ученик своего соотечественника Антонио Гауди.
Прогуливаясь по Маршруту модернизма, можно изучить работы местных архитекторов, таких как Пере Касельес, который, будучи муниципальным архитектором, оставил в Реусе огромное наследие. Помимо проектирования нескольких домов, выбранных вдоль маршрута, для богатых семей того времени, таких как Мунне, Пуньед и Сагарра, он также возглавлял важные проекты общественных зданий, таких как Эскола Прат-де ла Риба, Винная станция или бывшая скотобойня.
Проект Школы Прат-де ла Риба был составлен Пере Касельесом в 1908 году с целью получения государственных грантов. В 1909 году проект был утверждён, но строительство продвигалось очень медленно, вплоть до момента, пока в 1913 году Главное управление начального образования не направило в ратушу Реуса жалобу. Но несмотря на это, школа открылась только в июне 1917 года.
Комплекс зданий, составляющих «Винную станцию», также является работой архитектора Пере Касельеса и представляет собой выдающийся образец модернистской промышленной архитектуры. Предприятие возникло в рамках кризисных мероприятий, проводимых после того, как в начале 20 века почти все виноградники вокруг города погибли от филлоксеры. В настоящее время это одна из двух станций анализа качества вина в Каталонии, наряду с Вилафранка-дель-Пенедес.
Проект муниципальной скотобойни Реуса победил на конкурсе в 1884 году. Он был работой Франческа Борраса Солера, хотя часть работ выполнил архитектор Пере Касельес. В отреставрированном здании в настоящее время располагается Центральная библиотека Ксавьера Амороса, которая носит это имя как дань уважения местному поэту.
Каса Гасулл, здание 1911 года, построенное по заказу торговца оливковым маслом Пере Гасул-и-Роч, должно было объединить два дома для его детей со складскими помещениями площадью 1000 м² и офисами компании. Доменек-и-Монтанер спроектировал это большое здание, фасад которого, несмотря на некоторый отход от стиля автора, сохраняет некоторые характерные элементы, такие как великолепная керамическая мозаика, выполненная ручным способом.
А справа от дома Гасулл Луис Доменек-и-Монтанер построил в 1900 году дом Рулль, который сейчас принадлежит городскому совету Реуса. На первом этаже есть исключительный балкон с цветочным декором на перилах. Двери и окна в готическом стиле, а также зубцы, венчающие здание, придают ему очень роскошный вид.
Здание противотуберкулёзного диспансера было спроектировано архитектором Жоаном Рубио-и-Бельвером, учеником и соратником Гауди в 1926 году. Здание выполнено в эклектичном стиле с неоклассическими чертами и фортификационным аспектом благодаря составляющим его крупным каменным элементам. Сад изолирует аптеку от улицы, а дверь здания защищена каменной аркой.
Каса Грау 1911 года архитектора Пере Касельеса (с зелёными окнами) принадлежала дворянину Микелю Грау Кабре, который также владел рядом замков в Каталонии, поэтому часто встречаются украшения в виде геральдических ветвей деревьев. Фасад увенчан справа и слева двумя фигурами драконов, а два медальона на первом и втором этажах соответственно напоминают инициалы владельца «МГ» и год постройки. Все проёмы обрамлены полукруглыми арками с цветочным декором в стиле бельгийского модерна.
Дом Тарраты, 1892 год. Резиденция промышленника Джоана Тарратса-и-Омдедеу оформлена в неоготическом стиле и, будучи одним из первых модернистских домов, построенных в Реусе, до сих пор сохраняет многочисленные эклектичные элементы.
Каса Сагарра — здание 1908 года с обильным декором во французском стиле. Особый интерес представляют зеленые драконы-сграффито по обеим сторонам центрального балкона и женские лица на четвертом этаже.
Здание Каса Мунне было в 1904 году построено Пере Касельесом по заказу промышленника Пере Мунне. Этот грандиозный дом имеет очень элегантный и гармоничный фасад, вдохновлённый стилем Луиса Доменека-и-Монтанера.
Дом Омдедеу 1893 года выполнен в ярко выраженном средневековом стиле и является прекрасным примером неоготической архитектуры. Дом был заказан виноделом Висенсом Омдедеу архитектору Пере Касельесу.
Дом Ангера 1905 года обладает ярко выраженной индивидуальностью, подчёркнутой цветочным декором. В фасаде преобладает лепнина, имитирующая набор кирпичей, а для первого этажа использован камень. Особенно выделяется растительный скульптурный декор, расположенный на верхнем карнизе здания и под балконами. Особый модернистский характер этого здания достигается за счет кованых перил с растительным орнаментом. Оригинальность фасада объясняется личностью и знаниями его владельца, который получил архитектурное образование в Барселоне, а затем переехал и практиковал в Мадриде. Хосеп Ангера Корбелла был знатоком модернистской архитектуры, писал статьи и книги на эту тему.
Справа — дом Серра, архитектор Жоан Рубио-и-Беллвер. Он был построен в 1924 году фармацевтом Антони Серра и предназначался частично для проживания, а частично для лабораторий и складов. Похоже, это было первое жилое здание, построенное полностью из железобетона.
Слева — дом Марко, архитектор Пере Доменек-и-Роура. Был построен в 1926 году сыном Доменека-и-Монтанера и повторяет архитектурный дизайн с угловыми башнями, столь характерными для его отца. Однако Пере Доменек делает шаг вперёд и смело экспериментирует с геометрическими, прямоугольными и круглыми формами, типичными для нуцентизма и ар-деко.
В 1903 году Хенаро Бартоли Кодина поручил мастеру-строителю Хосепу Субьетасу построить на Каррер-де-Льовера здание в качестве семейного дома. Дом Бартоли — нагруженное геометрическими формами, тяжеловатое здание, которое контрастирует со стилизованными конструкциями Пере Касельеса и других архитекторов-модернистов, строивших в Реусе в тот период
В 1901 году Ферран де Кероль де Бофарулл, который был писателем и занимал должности мэра Таррагоны и президента Провинциального совета, построил новый дом на свободном узком участке. Узость фасада Касы Кероль оставляет место только для одного проема на этаже. Эклектичное оформление фасада отражает влияние европейских модернистских украшений того времени и указывает на то, что архитектор внимательно следил, как строят за рубежом.
Заказ на этот дом поступил Пере Касельесу в 1901 году от братьев Иглесиас Одена, владельцев фабрики прядения и производства хлопчатобумажных тканей. Дом широко известен как Каса Нуньед из-за одноимённой аптеки, занимавшей первый этаж. Особенностью этого здания является наличие ряда человеческих и гротескных лиц на уровне первого этажа. На карнизах третьего этажа появляются мужские лица, среди которых мы узнаём христианского короля, араба и китайца.
Реус оказался очень удачным завершением всего южно-каталонского вояжа. Северную часть этой провинции мы, несомненно, изучим в недалёком будущем.
Теги:
Культурно-познавательный туризм