Нашу прогулку в прошлом рассказе мы прервали при выходе из Кафедрального собора. Продолжаем. Выйдя на площадь, сразу посмотрим направо. Здесь — дворец в стиле готики и ренессанса, первое документальное упоминание — 14 веком, Каса-де ла Камбрерия. Это была резиденция священника, второго по значимости сана капитула собора. В течение 15 и 16 веков дворец стал временной резиденцией королей, других знатных особ, таких как Папа Луна (о нём я рассказал в Пеньисколе), королева Хоана Энрикес, жена короля Арагонского Хуана II и мать Фердинанда «Католика»
Теперь посмотрим на другую сторону, завернём от собора по улице на север.
Здесь среди сохранившихся светских зданий следует обратить внимание на старую больницу Святого Павла и Святой Теклы, расположенную на Каррер-де-лес — Кок, сегодня являющуюся домом для Регионального совета Таррагоны. Больница была основана в 1171 году по распоряжению архиепископа Гуга Сервелло.
О первоначальной архитектурной планировке ничего не известно, сегодня остался только фасад. Это портик с пятью круглыми арками, капители украшены геометрическими формами и изображениями растительности мира. Старая больница является единственным примером архитектуры нерелигиозного характера романского периода в Таррагоне. Через сохранившийся фасад оборудовали выход на тупиковую улицу, находившуюся за больницей.
С этой точки удобно рассмотреть кафедральную колокольню. Она трёхэтажная. Первый этаж, четырёхугольный в плане, был построен около 1200 года во времена архиепископа Родриго Тельо. Второй, также квадратный, датируется 1316 годом, он был сделан из мягкого сероватого камня по инициативе прелата Химено де Луна, а последний, готический, был построен в 1330 году по просьбе архиепископа Хуана де Арагона. Колокольня достигает высоты 70 метров и содержит 19 колоколов, отлитых между 1250 и 1867 годами.
Самый большой из колоколов, называемый «Капона», расположен в самой высокой части, датируется 1509 годом и весит 5188 кг. Это колокол, отбивающий часы и начало молитвы.
А вот романских сакральных построек в Таррагоне достаточно. Например, эта небольшая церковь Санта — Текла — ла — Вьеха, которая находится на задах собора. Скорее даже часовня, она 13 века, с одним нефом и без апсиды.
В 1348 году к ней пристроили ещё одну часовню, а на дворике установили каменный крест.
В этом огромном ренессансном здании когда-то располагалась очень почитаемая в те времена духовная семинария. Давно не существует, здание постепенно старело, пока городские власти после реконструкции не открыли в нём Центр Эль Семинари. Название чисто историческое, никакого отношения к религиозному образованию здание сейчас не имеет. Это своеобразный «дом науки и культуры» на каталонский манер — здесь проводятся различные мероприятия, деловые встречи, тренинги, художественные и культурные мероприятия.
К востоку от Кафедрального собора находится довольно обширный Еврейский квартал. Здесь в раннем Средневековье, недалеко от замка, под защитой королевской власти поселились евреи. «Калл Джуу», как называли тогда квартал, был полностью отделён от остальной части города, с внешним миром его связывали 4 ворот.
Внутри находились небольшие здания, первые этажи которых обычно использовались под мастерские, пекарни, бани, были здесь синагога и школа.
В 14 веке еврейский квартал пришёл в упадок, который закончился изгнанием евреев в 1492 году. Сегодня уже практически не увидишь извилистый лабиринт узких улиц. Реформы городских планировщиков частично разрушили этот район, а недавний снос некоторых средневековых зданий ознаменовал почти полное исчезновение «Калл Джуу».
Идём в сторону старой главной улицы Рамбла Велья. Но в Таррагоне не бывает, чтобы по пути не попалось ничего римского. Вот и сейчас — старая башня Претория, римское сооружение I века нашей эры, которая была перестроена в XIV веке и стала дворцом графов-королей.
Рамбла Велья — это проспект, охраняемый как культурный объект местного значения. Особенностью Рамблы Велья являлся процесс объединения старого города и более нового района Эшампле. Строительство Рамбла Вельи было организовано архиепископом Хоакином де Сантьян-и-Вальдивьельсо в 1779 году, давшем разрешение на снос старой римской стены в этом месте, но части этой стены остались внутри многих домов. Сегодня от первоначальной концепции Рамбла Велья мало что осталось. На проспекте преобладает автомобильное движение, это открытое пространство в отличие от первоначальной идеи закрытого променада с просторными арками-входами на примыкающие улицы.
С точки зрения архитектуры мы заметили на проспекте некоторые интересные здания, такие как церковь Сан-Агусти и церковь Сан-Франческо. От старого монастыря Сант-Агусти, принадлежавшего иезуитам, осталась только церковь. Его строительство началось в 1576 году и завершилось в следующем столетии. Он состоит из одного нефа, покрытого цилиндрическим сводом, и двух колоколен по краям фасада. Cтиль сочетает в себе структуру эпохи Возрождения с элементами барокко. Портал 1789 года выполнен в итальянском стиле. Над дверью — большой фриз с рельефом, изображающим Богоявление, и двумя изображениями Веры и Надежды.
Францисканцы поселились в Таррагоне в 1242 году. Но церковь, 1758 года, которую мы видим сегодня, третья и последняя перед тем, как начались гонения на монахов в начале 19 века. Церковь стала приходской, а монастырь сейчас занимает школа.
В конце Рамбла Велья заворачиваем направо, возвращаясь к Кафедральному собору, но с внешней стороны римской стены. Этот бульвар и называется соответствующе — улица Римской империи.
Виднеется башня Тинторера XIII века, пристроенная к римской стене.
Этот бульвар Римской империи очень продуман, например, вместо тротуарной плитки — фигурное покрытие из гальки и камней, как это делали на римских улицах.
Римская колонна — только название. Её соорудили из различных фрагментов античных колонн, найденных при раскопках по всей провинции.
В разрывах римских укреплений столетиями жители Таррагоны вклинивали свои дома, и даже в недавнюю эпоху модернизма. Каса Чименис — три домика в два этажа, построенных по проекту Жужоля в 1914 году. Асимметричный фасад среднего дома отличается изящным сграффито.
Обязательную Таррагону мы прошли. Перед тем, как идти смотреть заключительную часть праздника — время на небольшой отдых со стаканчиком в руке, например в этом баре.
Народ уже вовсю собирается на Кафедральную площадь и прилегающие улицы. Каждый год в конце сентября город взрывается гигантским праздником в честь Санта-Теклы (покровительницы Таррагоны). В течение двух недель город сходит с ума от шествий, фейерверков и общего угара.
Фестиваль берёт своё начало в средневековье, когда реликвия (рука) этой святой была привезена из Армении после уплаты огромной цены в 200 лошадей, 1000 сырных колёс и золотого трона. Видимо этого не хватило на весь скелет, но это не была проблема. Когда привезли руку в Таррагону, был большой праздник, и с тех пор жители воссоздают этот эпический момент.
В разные дни проходят различные мероприятия. По улицам проходят парады. Проводится Коррефок — это традиционный каталонский ритуал, во время которого местные жители наряжаются в мифических животных, начиная с драконов. Многие собираются на местное представление «сарданы», где мужчины и женщины держатся за руки и танцуют в кругу. По улицам маршируют трёхметровые «гигантос». А мы попали на соревнование «Человеческих башен» в последний день фиесты.
Человеческие башни, известные местным как кастеллы, строятся уже более 300 лет в нескольких городах Каталонии. Но началось это в Таррагоне! Большие группы людей собираются в одинаковых костюмах. Самые маленькие пробираются на вершину, поднимаясь под звуки гралы (средневекового деревянного духового инструмента). Человеческие башни обычно строятся до шести — десяти уровней, в зависимости от силы и подготовки команды. Народа было столько, что невольно вспоминался автобус номер 6, который возил меня в институт в Ленинский район в час пик. Это когда не мог уже согнуть руку, но сзади ещё кто-то кричал — «товарищи, выдохнули!». От греха подальше убрал технику. Так что пардон за мобилку.
А также за вертикальное видео, но здорово, что оно у меня есть.
Ладно, вышли на чистый воздух, вздохнули. И с удовольствием откликнулись на предложение сесть в автобус, который перед тем, как отвести в отель, завёз нас ещё к одному знаменательному римскому монументу — акведуку.
Здесь мало туристов, объясняется тем, что акведук расположен 4 км от города, близко нет остановок транспорта. А ведь это грандиозное сооружение в удивительно сохранившемся состоянии! Для меня — номер два после акведука в Сеговии.
Акведук был построен в 1 веке до нашей эры во времена императора Августа и поставлял воду из реки Франколи в Таррако. Он использовался вплоть до 17 века. Акведук имеет длину 217 метров и максимальную высоту 27 метров. У него два уровня с положенными друг на друга арками, построен из тёсаного камня.
Стою около этого римского шедевра и удивляюсь — степени сохранности, что само по себе уникально. А также точности расчётов и таланте римских инженеров. Ведь при длине более 200 метров и высоте 8-этажного дома, ширина акведука — немного меньше двух метров. Строители поймут, о чём говорю. Видно, когда заберёшься наверх. Плакат показывает примерную картинку строительства акведука. На первый взгляд ведь ничего необычного, ни в методике, ни в механизмах.
Пересекаем акведук поверху.
Время возвращаться. Кстати, до акведука надо не только доехать, но и дойти от автостоянки примерно полкилометра. Хотя прогулка по такому лесу приятна.