Столичные города всегда полны достопримечательностей, даже если это маленькая столица совсем небольшого острова. Не всегда хватает времени, чтобы увидеть всё интересное, но даже то, что успели, трудно уместить в один рассказ.
Столичные города всегда полны достопримечательностей, даже если это маленькая столица совсем небольшого острова. Не всегда хватает времени, чтобы увидеть всё интересное, но даже то, что успели, трудно уместить в один рассказ.
Кое-о чем я написала ранее: о катании на тобогане и канатной дороге, о красочном рынке Фуншала, о магнолиях в городском саду и о восхитительном парке на горе Монте Палас. Всё это основные развлечения из разряда «маст-ту-си», но в городе ещё много туристических локаций и атмосферных мест.
Ближе к вечеру, когда мы возвращались с экскурсий по Мадейре, как правило оставалось время, чтобы погулять по Фуншалу самостоятельно и исследовать его в своем ритме. Город довольно симпатичный, не Лиссабон, конечно, но колоритности ему не занимать.
По пути из отеля в исторический центр и обратно, мы каждый раз проходили мимо оживленной кольцевой развязки, украшенной прелестным фонтаном Ротонда-ду-Инфанте (Rotunda do Infante). Получилось, что именно встречей с этим фонтаном начинались и заканчивались все наши вечерние прогулки. Он стал для меня своеобразным символом и визитной карточкой Фуншала.
Кольцевая развязка, пограничная между старой и более новой частями города, была спроектирована в 1945 году архитектором Фариа да Кошта, а скульптор Антониу Дуарте создал Ротонду. Оценить её вполне получилось в тот единственный раз, когда фонтан не работал: композиция представляет собой земной шар, заключенный в армиллярную сферу, из-под которой выпрыгивают четыре морских коня. Не знаю, почему не сфотографировала, наверно, на тот момент мысленно уже отдыхала в отеле.
Пару слов о нашем отеле. The Views Baia, оправдывая свое название, радовал роскошными видами на залив Фуншала, которые открывались из окон ресторана, а балкон в нашем номере «смотрел» на город и форт Пику, посвященный Иоанну Крестителю.
Интерьер, в оформлении которого присутствовали элементы бохо, был еще одной изюминкой отеля. Тем, кто любит предметы ручной работы из натуральных материалов, скорее всего, знаком этот термин. Холлы The Views Baia были украшены довольно необычной мебелью из баба-дерева, а также плетёными изделиями из африканского тростника «слоновья трава».
Подобные вещи изготовляют в Западной Африке — в Гане, Свазиленде, Нигерии… Конкретно эти, в отеле, были из Зимбабве.
У Мадейры с Западной Африкой давние связи. Сейчас торговые, а в первое время после начала колонизации острова, почти сотню лет (с середины 15-го до первой трети 16-го в.в.) португальцы вывозили из Западной Африки рабов, чтобы те возделывали на Мадейре плантации сахарного тростника.
Остров Мадейра открыли в 1420 году. Исследовательскую экспедицию финансировал принц Генрих Мореплаватель, а возглавлял Жуан Гонсалвиш Зарку. Зарку был настоящим пиратом на службе португальской короны, участвовал во многих морских сражениях, в одном из которых потерял глаз. Памятник первооткрывателю установлен на одной из центральных площадей Фуншала.
Статуя на постаменте развернута лицом в сторону порта Фуншала, к которому из этой точки ведет бульвар, названный также в честь Зарку (Avenida Zarco).
В вечер нашего приезда на набережной возле порта проходил фестиваль вина. Как я уже упоминала, фестивали и праздники на Мадейре почти не прекращаются, следуя сплошной чередой. Пройти мимо я, конечно, не могла, но и задерживаться сил не было.
Прогуливаясь вдоль набережной, которая в Фуншале называется Морской бульвар (Avenida Do Mar), можно найти много интересного, на разный вкус.
Например, нельзя не упомянуть, хоть это совсем не «моё», о памятнике португальскому футболисту мадридского «Реала» Криштиану Роналду, уроженцу Фуншала. Надпись под бронзовой статуей нескромно утверждает, что это — лучший игрок мира. Сам же Криштиану Роналду к идее увековечить свой образ на родном острове отнёсся весьма благосклонно: «Памятник при жизни послужит для меня дополнительной мотивацией для завоевания новых трофеев».
В 2016 году знаменитый футболист в сотрудничестве с португальской туристической компанией Pestana Group построил в Фуншале новый отель.
Площадь, на которой расположен отель, была переименована во время его открытия в честь Криштиану Роналду. Весь первый этаж здания занимает музей CR7 (музей Криштиану Рональду).
Времени посещать музеи на Фуншале я не выкроила, но если бы и смогла, CR7 не прельстилась бы. Равно, как и музеем Армии, хотя сама крепость, в которой последний расположен, весьма примечательна.
Крепость-дворец Сан-Лоренцо была построена в 16 веке, после того, как Фушал был разграблен пиратами. Со временем дворец стал резиденцией капитанов-управителей, а с 1640 года в нем разметилась штаб-квартира испанского гарнизона.
Сегодня одну часть Сан-Лоренцо занимают военное командование острова Мадейра и Музей армии, а во второй части здания расположена резиденция губернатора.
И, раз уж зашла речь о музеях и крепостях Фуншала, то надо отметить и Музей современного искусства, расположенный в форте Святого Якова. Крепость Сан-Тиагу-ду-Фуншал была построена около 1614 года, но с тех пор несколько раз расширялась и перестраивалась.
Если бы не некоторая обшарпанность стен, то Сан-Тиагу-ду-Фуншал можно было бы назвать и самой эффектной в городе.
В начале XX века в крепости размещались артиллерийские казармы, затем долгое время — армейская полиция.
Теперь внутри крепости-памятника регионального значения устроено культурное пространство: музей современного искусства и модный ресторан, а сама крепость входит в состав городской зоны «старого города».
Историческая часть «Велья-ду-Фуншал» (Zona Velha) вплоть до 19 века была сердцем города и процветала. Здесь селились представители двух главных тогдашних островных профессий: рыбаки и купцы, но со временем район начал приходить в упадок и разрушаться.
Дабы создать в этом месте привлекательный для туристов эпицентр современной жизни, старые здания и заброшки собирались снести, однако нашлось иное решение.
По программе «Arte de Portas Abertas», более двухсот художников приняли участие в росписи домов, благодаря чему район превратился в выставку под открытым небом. В народе его улицы называют «кварталом разрисованных дверей».
Сегодня этот район, без сомнения, самый оживлённый в Фуншале. Здесь сконцентрированы бары, рестораны, выставки и галереи современного искусства.
Вечерами, когда за столиками на этих улочках устраиваются многочисленные туристы, доносится речь, кажется, на всех языках мира. А днём — тишина…
Мои фотографии, которых сделано с лихвой — лишь малая часть того, что можно увидеть в районе разрисованных дверей.
В центре района находится часовня 15 века, построенная местными рыбаками и посвящённая Святому Петру Гонсалвеш (São Pedro Gonçalves Telmo). Часовня, хоть и переживала реставрации, но изначальный её облик не претерпел значительных изменений, а оригинальный готический портал сохранился до наших дней.
Старинные кварталы тянутся до Рабочего рынка Меркадо-душ-Лаврадореш. Справа от рынка на улице Бригадейро (Rua Brigadeiro Oudinot) установлена скульптура «Винный транспорт», работы Педро Тейшейра, 1985 г.
Тот случай, когда современный арт на улицах не только радует глаз, но и заставляет задуматься.
Бронзовая скульптура изображает погонщика в традиционном мадерьярском головном уборе. Он с усилием придерживает бочку вина, которую тянут два быка.
Зная, каков рельеф на острове, не остаётся сомнений, сколь тяжела была подобная работа. Ведь даже автомобилю, если не пользоваться новыми трассами, проложенными через туннели, непросто карабкаться по старым горным дорогам.
Кафедральный собор Фуншала, как и в Лиссабоне, называется Сё. Есть, разумеется, и полное название Кафедральный собор Успения Богородицы (Sé Catedral de Nossa Senhora da Assunção). Собор был возведен в 1514 году под покровительством короля Португалии Мануэля I, приславшего на Мадейру для руководства строительством известных мастеров с «большой земли».
Готическое здание имеет достаточно аскетичный вид, но внутри собора скрывается настоящее богатство.
Потолок собора выполнен в стиле «алфархе»(alfarje) — по сути мудехар, а главный алтарь и боковые приделы, декорированные позолотой, созданы в стиле «мануэлино».
Мануэлино — типично португальское явление. Роскошный декор с элементами морской тематики, назван так в честь короля Мануэля I. Среди реликвий Сё хранится королевский подарок: серебряное распятие для церемониальных процессий.
Улицы, окружающие собор, отличаются особой элегантностью. Многие элементы их оформления напоминают Лиссабон: это и роскошные панно из плитки (азулейжу), и разнообразные узоры на мостовых.
Калсада португеза (calçada portuguesa), так называемая португальская мозаика — особый тип мощения, широко распространенный в португалоязычных странах.
В центре Фуншала сложно найти тротуар, не выложенный такой брусчаткой. Традиционно для кальсады используются камни из базальта и известняка, черного и белого цвета, но встречаются, хоть и редко, иные оттенки.
История португальской брусчатки восходит приблизительно к 1500 году, когда по указу короля Мануэла I, начали мостить улицы Лиссабона. Оттуда мода на кальсаду пришла и на острова, принадлежащие Португалии.
Вот только если на материке calçada portuguesa покрывает, в основном, богатые и респектабельные улицы, то здесь, в Фуншале, как мне показалось, мостят черно-белым все тротуары подряд, стараясь не пропустить ни кусочка.
Не обязательно делается затейливый узор, часто это просто прямые или изогнутые полосы. На набережной нам встретилась мозаичная «зебра» с именами победителей и самых известных гонщиков Винного ралли Мадейры — одного из крупнейших ежегодных событий на острове.
В целом, прощаясь с Фуншалом, могу сказать, что он замечательно ярок и наряден. Если окажусь там когда-нибудь снова, точно знаю, что в этом городе мне будет чем заняться, куда сходить и что из недосмотренного наверстать.