И все же мне посчастливилось поймать один денек из дождливого календаря первой декады октябрьского Петербурга, который был освещен пятничным солнцем. Увидев накануне благоприятный прогноз погоды, задумалась, куда отправиться — уж очень хотелось погулять по осенним пригородам. Выбор пал на Петергоф, но не изысканный — садово-парковый, с фонтанами, одолеваемый толпами туристов, а менее нарядный — тихий и уединенный, где и людей-то придется поискать, чтобы пристать к ним с каким-нибудь вопросиком (типа: «как пройти в библиотеку»).
Начать свою прогулку я планировала со знакомства с комплексом готических императорских конюшен, поэтому маршрут выстраивала под них. Многие едут в Петергоф на «ласточке», но для меня это не очень удобный вариант из-за пересадок, и кроме того, я еще в прошлом году «обкатала» поездку на маршрутках и автобусах, идущих от метро «Автово» (пришлось не раз ездить в Стрельню по семейным делам). Маршрутные такси и автобусы туда идут часто, и я не ждала ни секунды, заскочив в первую же маршрутку этого направления, попросив водителя остановиться у Конюшен.
Совет: остановка автобусов до Петергофа находится на стороне дороги, противоположной от выхода из метро, переход — через подземку.
Водитель слабо представлял, что это за место такое (понятно, что у него другая работа), но подключились словоохотливые попутчики, высадившие меня на пересечении улиц Аврова и Петербургского шоссе, рядышком с памятником архитектуры — домом П. Ф. Струкова, поручика лейб-гвардии Уланского полка
6
Дом этот построен в модном в начале XIX века стиле классицизм, с характерным подражанием архитектуре древней Греции и Рима. Скорей всего, я бы прошла мимо поизносившегося здания, так как путеводной звездой для меня в тот момент являлся обрисовавшийся красно-кирпичный комплекс конюшен, но пришлось вступить в беседу с любующейся особняком заинтересованной в общении дамой (про таких обычно говорят: настоящая интеллигентка-эрудитка). Полагаю, что причина заговорить со мной оказалась вполне очевидной — фотоаппарат, висящий на шее (не часто увидишь, что кто-то таскает на себе тяжелые фотики, обозначив себя как фотограф)
5
Небольшую лекцию об архитектурных особенностях и сожаление по поводу обветшавшего фасада, рассказанную незнакомкой, я приняла участливо и с благодарностью, нацелившись все же на конюшни. Она же, войдя в роль гида, показала мне еще и особняк Германа Грефа, который стоит заброшенный хозяином, мол не навещает совсем (дом скромный — не по рангу). Пройдя небольшой сквер рядом с дачей Струкова, я подошла к конюшням, обомлев от громадности сооружения, напоминающего замок
7
8
Не зря сюда стремятся любители архитектуры — декор и необычная форма фасадов чудо как хороши — настоящая жемчужина на берегу Финского залива. Очень хотелось бы побывать здесь с экскурсией. Готовясь, я даже специально прошла регистрацию на петербургском сайте «Открытый город», пытаясь записаться, но на мои даты свободных мест не оказалось. К сожалению, мне достался только внешний осмотр, без Манежа, который находится внутри. Императорский конюшенный двор располагался на этом месте еще с петровских времен
6
Современный облик конюшни получили во времена правления Николая I, для него Петергоф был любимой летней резиденцией. Император поручил создание каменных конюшен молодому архитектору Николаю Бенуа, который испытывал большую любовь к готике и применил при создании проекта знания, полученные в европейских университетах. В комплекс входили: манеж, конное ведомство, жилые помещения для служащих. Внутри двора находились: кузница, ветеринарная лечебница, каретная, сеновалы, кладовые для фуража. Верхние этажи башен предназначались для размещения царского конвоя. Во время Первой мировой войны здесь был госпиталь, затем школа мотоциклистов. После революции до войны 1941 года в Императорских конюшнях размешался Дом отдыха, во время Великой Отечественной войны уже немцы использовали его под госпиталь. С 1975 года в комплексе работал санаторий «Петродворец», и отдыхающие попивали минеральную водичку из близлежащих источников, а в самом Манеже располагалась столовая. Затем этому «безобразию» пришел конец, всех выселили и начали частичную реставрацию комплекса, не утратившего черты готического сооружения
5
Не обнаружив ни одной открытой калитки, ни какой-либо щелочки, ни единого человечка, с кем можно было бы установить контакт, чтобы бы проникнуть на территорию, я пошла обходить эту махину со всех сторон
6
Вот это вот — стойла и каретные сараи (не припомню, чтобы сараи так выглядели). Время оставило значительный след на стенах замка, вызывая уважение к почтенному возрасту этого бодрячка. Герб Петергофа
5
Чудесный эркер в английском стиле
6
Просунув объектив в воротную решетку, подсмотрела, а что там — внутри двора. Кто бы рассказал и показал, как там все устроено?
6
4
Сохранилась внутренняя отделка самого красивого здания комплекса — Манежа — пишут очевидцы, а я усердно лишь стараюсь сфотографировать красоту из-за крон разросшихся деревьев, создающих помеху
6
5
Парадный фасад, обращенный на парки Петергофа, вызывающе восхитителен. Смотрю, идут две молодые пары с колясочками, пытаясь найти вход в Нижний парк Петергофа, а на всю эту готику — ноль внимая. Что за люди!
Кстати, если вы после осмотра конюшен имеете цель пойти в Нижний парк, либо в парк Александрия, то платные входы (они не единственные!) и туда и туда, находятся поблизости от конюшен со стороны Парадного фасада.
Кое-как справившись с первой огромной порцией готики, иду вкушать готические изыски в соседний парк Александрия с входом, находящимся в 150 метрах от конюшен. Только я вошла за калитку по штрих-коду приобретенного билетика, а там виднеется еще одно чудо — Готическая капелла — воздушная, белоснежная, устремленная ввысь
9
Аж дух перехватило от восторга. В июле 1834 года небольшая церковь была освящена во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Созданная в средневековом готическом стиле, она получила название Готической капеллы (одно из значений слова «капелла» — маленькая домашняя церковь для молитв одной семьи).
5
Стрельчатые порталы, над ними — круглые окна-розы с витражами, шпили на башнях, фигурки святых — все как в привычных глазу католических сооружениях Европы. Разумеется, мне нужно попасть внутрь, куда пускают лишь по билету, приобретенному в терминале, расположенном рядом с храмом. Пространство внутри совсем крошечное (для небольшого количества прихожан)
3
Во время войны Готическая капелла сильно пострадала. Удалось эвакуировать только утварь для совершения литургии и три иконы из иконостаса (кое-что из этого хранится в музеях Петергофа). В храме находятся иконы: «Архангел Михаил», «Спаситель» и «Вознесение»
3
2
Над царскими вратами — «Тайная вечеря». Жизнь дома Романовых была неотделима от церкви — капелла являлась домашней церковью четырех поколений императоров — Николая I, Александра II, Александра III и Николая II, где они молились в дни радости и скорби. Николай I, хорошо знавший церковное пение, нередко пел в клиросном хоре вместе со своими детьми. В 2006 году с 26 по 28 сентября в готической церкви выставляли гроб с останками императрицы Марии Федоровны, прибывший из Дании для погребения в Петропавловском соборе, рядом с мужем Александром III.
Готическая капелла была важным храмом в жизни принцессы Дагмар, принявшей в православии имя Мария Федоровна. (В сентябре 1866 года датская принцесса Дагмар прибыла из Дании в порт Кронштадт, чтобы выйти замуж за великого князя Александра Александровича. Готическая церковь стала первым храмом, который она посетила на русской земле — 26 сентября 1866 года). Судьба принцессы оказалась трагичной: пережила мужа, детей — великого князя Михаила и императора Николая II; убитых большевиками внуков. Об отречении императора Николая II Мария Федоровна узнала в Киеве. По настоянию родственников в 1919 году она всё же покинула Россию, закончив земной путь в родной Дании в 1928 году в возрасте 80 лет, завещав похоронить себя рядом с мужем (какой долгий путь)
4
На стендах внутри храма размещена информация об его истории, сопровождаемая фотографиями членов царской семьи.
Невозможно так сразу расстаться с гармонией архитектуры и пейзажа, фотоаппарат фиксирует нескончаемый визуальный восторг. Жемчужина Александрии хороша отовсюду, не зря Николай I лично выбирал место для возведения церкви на холме, внешний вид и высота которого сохранились по настоящее время
6
С холмика любуюсь Александрией — парком, еще вовсю зеленым, с едва заметной осенней улыбкой
4
3
Пейзажный английский парк, названный в честь императрицы Александры Федоровны, создавался как подарок ко дню ее рождения. Николай I (супруг) приказал выкорчевать подчистую все деревья, стихийно произрастающие, и засадить территорию саженцами. В итоге привезли и высадили 11 000 экземпляров разномастных растений, радующих взор своим разнообразием. Представляю, сколько ярких костров скоро зажжет здесь повзрослевшая осень
2
Могила создателя паркового ансамбля Александрии, Петра Ивановича Эрлера, садового мастера и ландшафтного дизайнера, большую часть жизнь трудившегося над созданием парков в Петергофе.
4
Пошуршу, пожалуй, и я опавшими «листьями», когда еще доведется погулять по сухому осеннему склону. Мне было все равно, в какую сторону идти, поэтому направилась к Фермерскому дворцу, заинтересовавшись информацией, прочитанной на стендах вдоль одной из дорожек
1 из 3
2
«Веселые картинки», сопровождающие нескучный текст, позабавили довольно приятным оформлением и вызвали улыбку. Вход в Фермерский дворец осуществляется по билету, который можно купить на входе. И вот его территория, обнесенная забором, с нахоженными дорожками среди вековых деревьев
«Но в дуновении мороза между погибшими одна, лишь ты одна, царица-роза, благоуханна и пышна (Афанасий Фет)
3
В 1829–1831 годах на территории парка архитектор А. А. Менелас построил одноэтажную молочную ферму в готическом стиле. Это было здание, стилизованное под деревенскую хижину, с павильоном, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Что не только подчеркивало сельскую идиллию императорской летней жизни, но и имело утилитарный характер — производство молочных продуктов для семьи Николая I. Из Англии для фермы выписали не только йоркширских коров самой лучшей породы, но и английского пастуха. В таком качестве ферма просуществовала до 1838 года, затем здание было перестроено под жилые комнаты наследника престола — будущего императора Александра II (а пока еще Великого князя Александра Николаевича). Вполедствии бывшая ферма стала личной загородной резиденцией царя-освободителя, чья жизнь трагически оборвалась на набережной Екатерининского канала 1 марта 1881 года.
5
В течение следующих двадцати лет здание неоднократно перестраивалось. Первая значительная перестройка была связана с женитьбой в 1841 году цесаревича Александра на принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии Гессен-Дармштадтской, в православие получившей имя Мария Александровна. Александр Николаевич привел молодую супругу в пристроенную к основному зданию женскую половину, прекрасно декорированную. Помимо богатого убранства, дворец оснастили водопроводом, оборудовали ванные и туалетные комнаты, устроили лифт с первого на второй этаж (специально для болезненной императрицы Марии Александровны). Коров к тому времени отселили, а дачный домик к моменту вселения семейной пары приобрёл современный облик. После смерти Александра II в. Фермерском дворце жил уже со своей семьей император Александр III, его сын. В 1896 и 1897 году, пока велась постройка Нижней дачи, здесь проводил лето и Николай II. В Фермерском дворце появилась на свет вторая дочь императора Николая II великая княжна Татьяна. Еще одного знаметитого младенчика знавало уютное дачное гнездышко: в нем родилась Ирина, будущая княгиня Юсупова.
Во дворце размещены две разные экспозиции: одна, посвященная Александру II и его первой жене — Марии Александровне, а вторая рассказывает о жизни дачников вокруг императорской резиденции в Петергофе
5
Уютный, домашний дворец лишен намека на официоз, и с интимной, задушевной интонацией рассказывает, как была организована личная жизнь императорской семьи
6
Фотографий дворцовых интерьеров я набрала достаточно много, в альбоме покажу. А пока предлагаю полюбоваться эстетикой женских интерьеров
6
4
7
Тканевые обои с рисунком разных-разных цветков-цветочков очень уместны в отделке летнего, сельского дворца и свидетельствуют о хорошем вкусе хозяев. Замечательно воссозданные интерьеры, элегантные подлинные вещи, фарфоровые безделушки — все это может быть интересно любителям интерьерных экскурсий с историческим подтекстом. По дворцу водят экскурсионные группы, я было пристроилась послушать, но затем отстала — не увлекли.
После осмотра экспозиций Фермерского дворца следующий этап — собственный садик Императрицы Марии Александровны перед Фермерским дворцом — совершенно очаровательный уголок в «викторианском» стиле, умело украшенный рукой ландшафтного дизайнера
6
Осенняя пергола!
5
В XIX столетии такие перголы со скульптурой, каменными скамьями и садовой мебелью стали излюбленным элементом садовой архитектуры. В прошлогоднем сентябрьском Ораниенбауме я уже любовалась живописным навесом, увитым девичьим виноградом. Еще одна возможность предоставилась! Форма у перголы собственного садика Марии Александровны довольно сложная, извилистая. Я захожу внутрь и не могу устоять перед искушением сфотографировать веселую пеструю живую стену с солнечными просветами
7
В центре полукруга — фонтан с бронзовой фигурой Ночи, устроившейся на свисающем покрывале
5
Сколько изящества! Аутентичная мраморная ванна, установленная в перголе со стенками, украшенными барельефами на тему триумфа античных богов и морских божеств
5
Среди 52 фигур можно найти Вакха, Венеру, Нептуна, Цереру, Геркулеса, Меркурия, нереид, тритонов. Хотела пофотографировать, но надоело ждать, когда группа любителей «селфи» освободит пространство (они же группами ходят!). Два маскарона, выполненные в виде львиных голов, расположенные на столбах перголы, предназначены для водяных струй, падающих в ванну
7
До чего же хороши фигурки на постаментах — девочка с венком и мальчик с собаками — хочется «съесть» глазами
1 из 2
5
Фаянсовые «бочки», «разбросанные» по лужайке, декорированы цветами в китайском стиле
6
На лужайке разбросанными оказались не только оригинальные стулики, но и лепестки роз, как по заказу удачно вписавшиеся в лужаечную композицию. Мне бы никогда не пришла мысль в голову присесть на такую хрупкую и утонченную табуреточку, а люди садятся и на замечания не реагируют (или я не права — простым визитерам можно?). В садовые табуреты с подогревом когда-то насыпались угли, и через отверстия они пропускали тепло (тогда на табуреточки садились царские особы, а не отвязные туристы). Словом, скромный в размерах садик, оказался «очаровашкой» с запоминающимися садовыми изысками
6
Недалеко от Фермерского дворца я обнаружила маленькую пожарную часть с каланчой, построенную для старших детей Александра II (возродили не так давно), в ней сейчас хранятся средства пожаротушения (каски, багры, топоры, горн, ведро), ими учили пользоваться в процессе игры светлейших деточек
4
Иногда специально для детей объявляли пожарную тревогу, и они должны были действовать по инструкции
1 из 2
2
Похвально! В депо можно рассмотреть линейку (так в 19 веке называлась телега для перевозки людей), подобные экипажи использовались и пожарной охраной
2
Гвоздь, мне сказали, подлинный. Ручной насос тоже из сохранившихся, был изготовлен в 19 веке фирмой немецкого предпринимателя Густава Листа — основателя производства противопожарной техники в России. Еще одна бережно восстановленная реставраторами детская постройка сада с мостиком — террасой, что-то типа детской площадки
5
Здесь же бронзовый фонтанчик «Мальчик с гусем» (воспитание вкуса царских деточек)
6
Музейная тетенька, одиноко сидевшая в домике пожарной части, оказалась на редкость разговорчивой, много мне всего наговорила, за что я ей была благодарна. Знакомство с летним дворцом я заканчиваю с легкой грустью, забыв о готике, и думая о трагичной судьбе императора, о непростой судьбе его первой жены, но мои размышления — это не тема туристического отзыва.
Уже за дворцовыми воротами я увидела, как сбегает широкая тропа, проходящая через лесок, прямо к Финскому заливу и решила пройти по ней, по пути сфотографировав готический колодец, служивший беседкой для отдыха
7
Чего ради пошла, не знаю, лучше бы заглянула в дворец-Коттедж. Словом, время и силы были потраченные впустую. Берег залива — это просто берег залива, наверное, там бывает приятно прогуляться, когда ветер не задувает, нагоняя волны. Пока шла к заливу и обратно, не встретила ни единого человека, не считая рабочего, занимающегося выпиливанием старых деревьев. Как-то невесело!
9
Я поняла, что устала и голодна, а в Александрии нет точек общепита — никто не накормит и не напоит, да и впечатлений к тому времени изрядно поднабралась, поэтому решила выдвинуться в сторону дома, покинув Александрию через вход, что рядом с музеем «Дворцовая телеграфная станция» (остановка автобусов, идущих в Петербург, находится ровнехонько напротив). Александрия чудесная, я туда еще наведаюсь при возможности, чтобы помимо очаровательной и уютной «крошки» под названием Фермерский дворец, побывать в еще одном дачном «домике» — дворце-Коттедже, связанном с именем императора Николая Павловича.
Если кому-то сложно ходить по протяженной рельефной местности ножками, имейте в виду, что по территории парка можно прокатиться на туристическом паровозике, снующем туда-сюда.