Желание побывать в Агинском было у меня давно. Степной посёлок, где проживают в основном буряты, интересен своей самобытной культурой и сохранившимися традициями. А ещё, Агинское привлекает жителей края и туристов старейшим в крае Дацаном.
И вот, 17 октября я побывала на экскурсии в Агинском, организованной Забайкальским краеведческим музеем.
Из Читы выехали на автобусе в 9 утра, время в пути — чуть больше двух часов. Дорога хорошая, виды из окна автобуса были очень даже привлекательными и разнообразными. Я смотрела в окно, любовалась пролетающими мимо пейзажами и когда самое красивое уже почти закончилось, решила запечатлеть хоть что-нибудь.
Сначала были леса хвойные и смешанные,
постепенно они сменились степными просторами.
По пути пересекли несколько речек.
И вот мы въехали в Агинское. Степной край, деревьев в посёлке почти нет, с одной стороны — невысокие сопки. В голове вертелась песня: Степь да степь кругом…
Нас подвезли к музею имени Г. Цыбикова. Вдоль улицы Комсомольская, напротив музея находится Аллея героев. Аллея была создана в 2010 году к 65-летию Победы. Бронзовые бюсты 10 героев-агинцев, удостоенных высших государственных наград Советского Союза и Российской Федерации установлены на гранитных постаментах.
Есть среди них и бюст Иосифа Кобзона. Каким образом, спросите вы, среди героев-бурят оказался известный певец? А дело в том, что он много лет избирался депутатом Государственной Думы РФ от Агинского Бурятского автономного округа.
Только фото этого бюста у меня нет. Не очень-то я их тогда разглядывала и Кобзона не увидела.
Первое в программе экскурсии — посещение Агинского национального музея имени Г. Цыбикова.
Музей был открыт в 1961 и носит имя бурятского ученого, исследователя и путешественника Гомбожаба Цыбикова. Экспозиция музея посвящена природе, археологии и этнографии.
Памятник Цыбикову возле музея. Бронзовый барельеф путешественника - исследователя расположен на гранитной глыбе. На камне выбит маршрут ученого через Кяхту, Ургу, Гоби, Лавран, Гумбум до Лхасы и изображен караван верблюдов.
Я поинтересовалась у нашего экскурсовода, предусмотрена ли обзорная прогулка по самому посёлку. Оказалось, что не предусмотрена. Очень жаль, — подумала я, и тайком улизнула из музея для самостоятельного осмотра Агинского. В моём распоряжении было чуть больше часа (на столько рассчитана экскурсия по музею) и я буквально пронеслась по близлежащим улицам, благо музей находится в центре посёлка.
Не вдаваясь в глубокие подробности, вкратце расскажу, что представляет собой Агинский район в Забайкальском крае.
Известно, что коренное население Забайкалья — буряты, которые начали расселяться по этой территории с конца XV века, когда влияние монголов начало ослабевать. Главным занятием бурят являлось скотоводство: разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз. Имелись у кочевников и верблюды.
В те времена у бурят существовали и общественные охоты с участием большого числа людей. Выезжали они на многие сутки в степи и горы, охотились на верховых лошадях, стреляли из сайдаков и луков.
Первопроходцы из России появились на территории Забайкалья в 1630-х годах и начали основывать здесь свои опорные пункты — остроги. В 1648 году агинские буряты приняли российское подданство. С этого времени началось интенсивное заселение региона русскими, главным образом казаками Забайкальского казачьего войска.
Приобщение к российской цивилизации означало распространение православия, книжной грамоты, пашенного земледелия.
Детская музыкальная школа.
Агинское было основано в 1871 году для размещения канцелярии главных зайсанов, назначенных для управления восьми родами хори-бурят, перекочевавших в XVII веке из Прибайкалья в Агинскую степь. К этому времени здесь уже жили русские переселенцы, эвенки и другие народности.
Первые упоминания о поселении на месте современного Агинского датированы 1811 годом, когда напротив горы Улиртуй был основан Дацан, вокруг которого начало образовываться поселение.
В конце XIX века в поселении находилось две улицы, около 50 жилых домов, деревянная церковь, здание Степной думы, две школы, семь торговых лавок. Посёлок быстро развивался и в 1920-х годах в Агинском открыли больницу на 10 коек, сельский клуб с библиотекой, появилось радио.
27 апреля 1921 года в составе Дальневосточной республики была создана Бурят-Монгольская автономная область, самым восточным аймаком которого стал Агинский.
Площадь Центральная и улица Комсомольская
В годы коллективизации местные жители, которые традиционно вели кочевой образ жизни, перешли на оседлый. В сентябре 1937 года постановлением ЦИК СССР был образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ в составе Читинской области.
А потом последовала череда переименований, и с 1977 года он стал называться Агинский Бурятский автономный округ.
С 31 марта 1992 года округ стал самостоятельным и полноправным субъектом Российской Федерации. А это означало некие преференции: собственный бюджет, которым не надо делиться с областью, дотации. Вообще, жили буряты в своём автономном округе — не тужили.
Особое процветание и улучшение благосостояния округа началось с 1997 года. И этому поспособствовал известный певец Иосиф Кобзон, который избрался в этом году депутатом Госдумы от здешней степной думы. Свою избирательную кампанию он начал с того, что приехал в Агу и завалил её деньгами.
Кобзон регулярно добивался у федеральных властей дополнительного финансирования АБАО, инвестиций в здешние рудники и фермы.
Построил Кобзон в Агинском и свой дом. Нам его не показывали, но те, кто видел этот дом, говорят, что выглядит он как настоящий дворец.
На фоне бедной, никому ненужной Читинской области, Ага превратилась в оазис благополучия. В те годы бюджет маленького округа был чуть ли не больше областного.
Но всё это закончилось в 2008 году, когда по всей стране были упразднены несколько автономных округов.
1 марта 2008 года округ был объединён с Читинской областью и таким образом появился новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край. Территория бывшего автономного округа была преобразована в административно-территориальную единицу с особым статусом — Агинский Бурятский округ в составе Забайкальского края, а фактически, просто Агинский район.
Этому громкому событию предшествовал Референдум об объединении, который состоялся 11 марта 2007 года. Я помню этот референдум и агитационную кампанию, связанную с ним. Нам обещали сплошные выгоды: вот станем мы краем, и заживём богато.
В итоге, для жителей области так ничего и не изменилось, как был регион бедным и дотационным, таким он и остался. А вот агинчане, я думаю, жалеют об утраченном статусе самостоятельного автономного округа.
Площадь Центральная и улица Комсомольская
Сейчас коренное население округа — буряты (62%). Здесь также проживают русские (35%), эвенки (0,2%), украинцы, татары, башкиры и представители других национальностей.
Ну, а Агинское — посёлок городского типа, как и раньше, является центром округа (района) с населением около 17 тысяч человек.
Продолжим прогулку по посёлку. Через дорогу от музея — площадь Центральная, доминантой которой является небольшой Свято-Никольский храм.
Он был заложен в 1897 году. Сам император Николай II выделил 10 тысяч рублей на строительство церкви. Кроме него выделили деньги и другие жертвователи. Священные сосуды, утварь для обустройства алтаря и иконостаса закупались в Санкт-Петербурге. Строительство храма закончилось в 1903 и в августе 1905 года он был освящён.
В 1930–1932 годах храм был закрыт, а священники высланы на поселение в Красноярский край. Из храма были вывезены все иконы и церковная утварь, кресты были сброшены, купола были сняты и увезены.
В 1937 году разрушили колокольню, разобрали главный купол. В здании бывшего храма соорудили деревянную сцену и открыли кинотеатр.
В 1991 году здание храма было передано православной общине. После ремонта в нём начались службы.
От площади я прошла по улице Ленина. Обратила внимание на дом в ярко-жёлтом цвете. Посмотрите, как обыграли некогда простое здание. Стоило соорудить на нём башенку в буддистском стиле — и вид уже совсем другой, привлекательный.
А дом-то оказался не простой: в нём располагается мэрия и МФЦ.
Напротив него, на высоком мраморном постаменте — памятный знак с гербом, посвящённый основанию Агинского. На нём обозначен год основания Агинского — 1781.
На другой улице ещё одно здание с башенкой. Это администрация округа.
И здесь тоже, по всей видимости, башенка возведена уже позже, для придания зданию некой аутентичности.
Напротив администрации — сюрприз! Скульптура Даши Намдакова по мотивам буддийской притчи о слоне, обезьяне, зайце и птице, оставивших ссору и сорвавших плод с дерева, встав друг на друга.
Неожиданно и приятно было видеть здесь скульптуру знаменитого художника, уроженца бурятского села Укурик в Хилокском районе Забайкалья.
Кстати, по инициативе и личной поддержке Даши, недалеко от его родного села, на берегу реки Хилок с 2021 года создаётся ленд-арт парк Тужи. Творческая команда Даши Намдакова разработали арт-объекты, местные жители строили инфраструктуру. Арт-парк продолжает строиться и пополняться новыми объектами. В арт-парке уже удалось сконструировать аутентичную архитектурную среду со скульптурными композициями в дереве и бронзе. Помимо искусства, «Тужи» — комфортное пространство для проживания, обучения и проведения мероприятий.
Эта информация к Агинскому, конечно, отношения не имеет, но мне захотелось поделиться с вами о том, как знаменитый Даши Намдаков, не забывая и сохраняя свои корни, вносит вклад в культурное развитие края, где он родился.
Надо сказать, что совсем не зная Агинского и что там есть интересного, я просто наугад ходила по его центральным улицам (а по сути это было всего-то 2–3 центральные улицы и площадь).
И вот, совершенно неожиданно, предо мной предстал величественный памятник Бабжа Барас-батору — бурятскому герою, который боролся против маньчжурской агрессии в XVII веке.
Бабжа-Барас-батор (дословно переводится «Богатырь с силой барса») — легендарный герой. В одиночку окопавшись на скале, он обращал в бегство целые орды, а одной стрелой мог убить семерых. К тому же, он был из сайнэров — «добрых воров», этакий, Робин Гуд: угонял скот лишь у богатых и оставлял себе столько добычи, сколько нужно для выживания, а остальное отдавая беднякам.
Любопытства ради я прошлась по скверу за памятником. Это общественное пространство для отдыха и прогулок агинчан. По всей видимости, здесь сооружён фонтан, который сейчас был закрыт на зиму.
И вот я оказалась на небольшой, обустроенной набережной реки Ага.
Река совсем небольшая сейчас, но весной и летом она, возможно, становится полноводной. Через неё проложено два моста: деревянный пешеходный и чуть дальше — автомобильный.
Прогулявшись немного по набережной и сильно промёрзнув (дул сильный ветер), я вернулась в музей.
А экскурсия по нему продолжалась и я присоединилась к ней, при этом нахваливая себя, что успела ещё и посёлок самостоятельно посмотреть.
Буряты — это типичный монголоидный народ, говорящий на своём бурятском языке.
До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.
Специально сфотографировала вывеску музея, написанную на двух языках.
Экспозиции музея занимают два этажа. На первом расположен отдел природы и разделы исторической экспозиции «Древняя земля Аги», «Этносы Забайкалья». Отдел истории края создан на основе археологических материалов. В витринах выставлены каменные и костяные орудия труда и кости ископаемых животных.
Вот не моё это — описание музеев. Поэтому покажу то, что мне понравилось.
Традиционное жилище бурят — юрта. Здесь представлена юрта степняка-кочевника с домашней утварью, инструментами, конскими принадлежностями и т. д. Все предметы относятся к XIX веку.
Внутреннее убранство юрты интересно и я бы сказала, даже богато. Чего в ней только нет! Но, я так думаю, что это образцово-показательная юрта.
Ещё несколько экспонатов, представляющих бурят разного рода деятельности в традиционной одежде.
Национальный женский и мужской костюмы XIX века с преобладанием синего цвета. Синий цвет у бурят ассоциируется с небом и водной синью, символизирует вечность, бесконечность, свободу и чистоту природы.
Совершенно необычный для нас молитвенный столик. Перед ним — восемь жертвенных чаш.
А это, как оказалось, икона Колесо бытия. Она интересна, с философским смыслом, и опять же не обычна для нас.
Чтобы понять её, надо внимательно прочитать описание.
На втором этаже размещаются экспозиции «Приметы советской эпохи», «Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа» и т. д. Но меня это не очень заинтересовало.
А вот об участии агинцев в Великой Отечественной войне стоит упомянуть. Почти всё мужское население округа сражалось на фронте. Округ отправил на фронт более 18,5 тысяч лошадей, 34,5 тысячи голов крупного рогатого скота, свыше 169 тысяч овец и коз, много шерсти, молока и другой сельскохозяйственной продукции. На средства трудящихся округа была сформирована танковая колонна «Агинский колхозник», принявшая участие в войне.
А это выставка традиционной мебели бурят, но уже современная. Всё выдержано в едином цвете, который у бурят, как и у всех народов, имеет свое значение.
Буряты всегда использовали яркие, чистые цвета: жёлтый, золотой, зелёный, красный, белый, синий. Каждый цвет имеет определённое значение.
Ну что ж, музей осмотрен, следующий пункт программы — обед.
Группа загрузилась в автобус, по дороге в кафе привлекла внимание арка в традиционном буддистском стиле. Я попросила экскурсовода сделать остановку.
На фоне воздушной, ажурной арки возвышается «Принцесса Славы». Скульптура бурятской княжны Бальжин Хатан, отлитая из бронзы, стоит на высоком пьедестале из белого мрамора. В руках у неё — лук, на поясе — колчан со стрелами. Предводительница агинских бурят, великая хоринская княжна Бальжин-хатан является уникальной личностью, заслуга которой заключается в объединении бурятских племён.
За аркой — здание театра ДалиТЭ. Театр совсем молодой, создан в октябре 2003 года. Творческое кредо театра можно определить словами буддийского проповедника и поэта Кобо — Дайси: «Не иди по следам древних, но ищи то, что искали они».
Обедали в простеньком с виду кафе Три коня, которое находится на въезде в посёлок со стороны Читы.
А где же кони? — поинтересовалась я. А вот они! Памятник «Три коня» стоит у дороги, напротив кафе.
Уже начали трапезу, и тут я спохватилась, что надо бы обед запечатлеть. Позы, или буузы — чисто бурятское блюдо, были очень вкусными. В общем, поели вкусно и сытно.
Те же, кто не осилил обильный обед, подкормили остатками двух собачек, мирно лежавших возле кафе.
После сытного обеда нас ожидал самый интересный и главный пункт программы — посещение Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг».
Едем в село Амитхаша, что в 6 км от Агинского.
Агинский дацан — не просто один храм (сравниваю с Читинским), а целый буддийский монастырский комплекс, история которого началась в 1811 году. У главных, старинных ворот нас встретил лама и повёл на экскурсию.
О дацане в двух словах не расскажешь, парой-тройкой фотографий не отделаешься, поэтому расскажу об этом уникальном комплексе в следующий раз.
Теги:
Культурно-познавательный туризм