Прежде чем начать рассказ о посещении Рибейра-Гранди — муниципалитета, расположенного на северном побережье острова Сан-Мигель, должна признаться, что с пониманием административного деления на Азорских островах у меня произошла небольшая путаница. Даже не столько с самим делением, сколько с терминологией и названиями. Был момент, когда никак не получалось понять, в каком же городе я сейчас нахожусь? В Рибейра-Гранди или Матриже? Matriz (Ribeira Grande).
Народный дом (народная палата) Рибейра-Гранди
Если я скажу, что побывала в Рибейра-Гранди, то без дополнительных уточнений останется непонятно: имеется ввиду город или самая большая фрегезия на острове Сан-Мигель? Чтобы помочь себе и читателям разобраться, приведу следующий пример: есть город… скажем, Саратов, и есть городки, поселки и природные пространства вокруг него. В совокупности все вышеперечисленное называют Саратовской областью. Мысленно перенесем её на Азорские острова, и название изменится: вся область (фрегезия) будет называться Саратов, а её исторический и географический центр — просто Матриж, то есть «материнский» или Саратов-велья, что значит «старый».
Так, надеюсь, яснее)) А значит, можно начать знакомство с Матриж, который, одновременно, является Рибейрой-Гранди, самым её истоком. Или так: Матриж представляет собой урбанизированное ядро города Рибейра-Гранди, включающего ещё пять гражданских приходов. Общее население фрегезии составляет около 10.000 жителей, в самом Матриже проживает примерно половина из них — около 5 тысяч человек, и именно Матриж является одним из самых богатых мест данного региона с точки зрения исторического наследия, архитектуры и культуры.
Автомобильная дорога приводит прямиком в современный центр городка, и посетитель сразу оказывается посреди цельного комплекса, состоящего из городского сквера, театра, красивейшей барочной церкви и здания мэрии.
Театр Рибейра-Гранди (Teatro Ribeiragrandense) начал строиться в 1920 году, и долгие десятилетия служил многофункциональным концертным залом муниципалитета, принимающим самые разнообразные культурные мероприятия. К 2000 году здание прошло реконструкцию, было расширено и обзавелось представительным стильным фасадом.
Симпатичный вид на театр открывается из городского сквера, площадь которого украшена черно-белым мощением и несколькими красочными тумбами, которые собраны из элементов лего. По обе стороны от городского сада находятся ратуша и церковь.
Муниципальный совет (Ribeira Grande Town Hall) до сих занимает то старинное здание, которое было построено для размещения органа власти ещё в 17 веке. Первоначальное строение ратуши, находившееся на том же месте, было разрушено землетрясением в 1564 году.
Ратуша представляет собой трёхэтажное прямоугольное здание с аркой и часовой башней, ко входу в основной корпус ведет симметричная лестница с большими балясинами, сам корпус украшен тремя окнами с верандами — типичный образец архитектуры Азорских островов.
Стоящая с противоположной стороны сквера церковь Святого Духа (Igreja do Espírito Santo) возведена на месте, где находились первая часовня и первая больница да-Мизерикордия деревни Рибейра-Гранди. Нынешнее здание начали строить в конце 18 века и завершили к 1825 году.
Церковь построена в традиционном для островов стиле, но потрясающе богатый фасад с элементами мануэлино представляет собой один из самых красивых образцов архитектуры барокко на архипелаге.
Скульптура огромной морской раковины над порталом тоже имеет значение, но об этом — чуть позже.
А пока взглянем на мост — самое известное строение города, его жемчужину и символ, который красуется даже на гербе.
Первые поселенцы начали активно осваивать регионы в северной части острова к концу 15 века, Рибейра-Гранди основали даже немного раньше. Поселение расположилось вдоль ущелья реки, по имени которой его и назвали колонисты (Рибейра-Гранди означает «Большая река»).
Уже в 1507 году здесь построили первый каменный одно-арочный мост, лучшие камни для которого собирали все жители.
Однако символом города является другой, Восьмиарочный мост (Puente de los Ocho Arcos), который был построен из вулканического камня между 1888 и 1893 годами военным инженером Соуза Силва. Мост, как и все здания Азорского острова, частично побелен, сохраняя традиционные цвета белый и черный.
В 19 веке мост считался самым важным инженерным сооружением того времени, хотя по сегодняшним меркам, он недостаточно широк. Транспортные средства движутся по мосту только в одном направлении, по одной полосе. Пешеходная часть имеется, но совсем уж узкая.
В наши дни ценят иное достоинство Puente de los Ocho Arcos, оно заключается в том, что этот мост придает особую живописность городку, и без него Рибейра-Гранди потерял бы львиную долю своей неординарности и очарования.
Что касается реки Гранде, то её русло почти сухое, как и у всех рек на островах. Я уже упоминала, что реки здесь увели под землю во избежание разрушительных наводнений. В Рибейра-Гранди, по крайней мере, позволили струям воды выйти наружу неподалеку от устья, и они вытекают меж камней вдоль русла каскадами журчащих мини-водопадов.
Рядом с местом, где река впадает в океан, сделан городской парк отдыха Рибейра-душ-Моиньюш.
Мы не могли отказать себе в удовольствии погулять в окрестностях реки, подглядеть местную жизнь и осмотреться, на каждом шагу находя новые ракурсы. Место очень фотогеничное.
На окраине города начинается большой пляж с черным песком — это знаменитая Санта-Барбара, и соседний пляж Монте-Верде с зеленым песком. Песок там не то чтобы прям зеленый, а тоже черный вулканический, но с некоторым сине-зеленым переливом.
Волны океана в районе этих пляжей набегают длинными широкими «языками», только у самого берега закручиваясь в белопенные барашки. Зрелище гипнотическое, заставляющее надолго замереть, неотрывно глядя на мощные разливы и тягучие перекаты воды.
Не случайно, Рибейра-Гранди считается лучшим на Сан-Мигеле местом для серфинга.
Жилая часть городка тихая и аккуратная — с узкими улочками и черно-белыми домами в типичном местном стиле.
По пути нам попалось на глаза несколько зданий с «коровьей» окраской: на их стенах, покрытых побелкой, обнажены в произвольном порядке участки каменной (базальтовой) кладки.
Такой декор экстерьера, как я поняла, является самым аутентичным для Азорских островов.
В Рибейра-Гранди есть даже часовня ERMIDA DE SANTO ANDRÉ MATRIZ, построенная в подобном стиле: здание оштукатурено и выкрашено в белый цвет, за исключением арок, колонны, карниза, лепнины проемов и декоративных элементов, выполненных из открытой каменной кладки.
Крыша с коньковой кровлей и простым карнизом, покрыта традиционной полукруглой черепицей.
Вообще, наличие маленьких часовен, почти затерянных в одном ряду среди жилых строений, всегда вызывает особую приязнь. Ну, у меня во всяком случае. В Матриже есть несколько часовенок, объединенных общим архитектурным элементом — скульптурой ракушки над входом. Когда в Рибейра-Гранди проводится Крестный ход, шествие начинается от вышеупомянутой церкви Святого Духа (с огромной морской раковиной над порталом) и следует по городу от одной часовни к другой. Каждая из них символизирует определенную остановку Христа на его скорбном пути.
А вот ещё деталь. Проходя тихими улочками Рибейра-Гранди и рассматривая фасады домов, мы заметили на некоторых камни с вырезанным на них знаком креста в круге. Согласно пояснению гида, это символ marrar и он означает, что в доме жили марраны — «принуждённые», то есть насильно крещеные евреи.
Не секрет, что по всей Европе долгие столетия, начиная со средневековья, перманентно предпринимались попытки обращения евреев в христианство. Своего апогея эти гонения достигли в 1492 году, после указа королевы Изабеллы Кастильской. Тогда большинство евреев бежало из Испании в Португалию, где через 5 лет история повторилась. Меня не удивило, что в Рибейра-Гранди, основанной примерно в 1506 году, могли оказаться спасавшиеся от религиозных притеснений иудеи, но тот факт, что и здесь их дома были отмечены знаком marrar «заблуждаться» впечатлил. Ведь по тем временам Азоры были трудно достижимым местом, настоящим «краем земли»! Однако, и здесь бедолаг достали…
Но не будем о грустном. Лучше пойдем и взглянем на центральную площадь в исторической части Матриж.
Площадь названа Ларго-ду-Гаспар-Фруктуозо, в честь португальского историка и священника 16 века, обычно упоминаемого в истории поселений на Азорских островах.
Для относительно небольшого городка площадь Ларго-ду-Гаспар выглядит впечатляюще. Её мостовая покрыта волнистым рисунком «мар-ларго», символизирующим широкий океан — этот тип узора в дизайне португальских тротуаров начали применять 200 лет назад. Посреди площади установлена беседка. Я давно уже заметила, что такие беседки являются неотъемлемым архитектурным элементом в малых городах Европы. На острове Сан-Мигель беседки есть в каждой, даже самой крошечной деревне.
Свойство беседки — быть центральным элементом в архитектурной группе, их часто устанавливают в центре исторической площади или в центре городского сада. Традиционно, они предназначены для проведения оркестровых концертов, а также благотворительных, культурных и общественных мероприятий.
Окружающие площадь дома можно назвать симпатичными, не более. Помпезностью они не отличаются и на достаток хозяев, живущих в самом сердце города, никак не указывают.
А вот на фантазию — да. Во всяком случае здесь домики не все черно-белые, есть и цветные, а один, самый заметный, отличается разрисованным фасадом и уникальными ставнями, сделанными из бамбука.
Доминантой ансамбля является церковь Igreja Matriz de Nossa Senhora da Estrela (Матриж де Носса Сеньора да Эштрела), расположенная на вершине внушительной высокой лестницы, которую местные жители называют «Водопадом». В принципе, и саму площадь Ларго-ду-Гаспар-Фруктуозо здесь тоже для краткости именуют Водопадом (A Cascata), даже на картах.
Церковь Богоматери Звезды колонисты начали строить в 1500-х годах, за несколько лет до того, как их поселение получило статус деревни (прихода). Приход долгое время носил название Nossa Senhora da Estrela, прежде чем вокруг него образовались новые деревни, в которых также возвели собственные храмы. Тогда центральный приход был переименован в Матриж.
Здание церкви со времени своего строительства, как это обычно бывает, претерпело значительные изменения, и его нынешний внешний вид датируется 18 веком. Его отличает высокий фасад в стиле барокко и интересный интерьер с тремя нефами. Основные моменты включают алтарь волхвов, резьбу часовни Святого Причастия, кресло главного алтаря, фрески на потолке, посвященные Богородице, и кованую дверь баптистерия.
Вид от порога церкви на город ещё более захватывающий, нежели с площади на подножие лестницы и храм наверху.
Ради одного только этого вида уже стоило преодолеть крутой подъем по ступенькам к Носса Сеньора да Эштрела. А кому интересны детали — это прекрасная точка, чтобы рассмотреть черепицу, которой покрыты все крыши без исключения. Черепица особенная, цилиндрической полукруглой формы — местный специалитет.
Церковь Матриж де Носса Сеньора да Эштрела имеет статус объекта общественного интереса. Это немного странно, так как ей положено быть, по меньшей мере, историческим памятником. Но на Азорах ещё не слишком развит туризм, потому с продвижением статуса и рекламой многих своих достопримечательностей там пока не заморачиваются.
То, что местное население не привыкло к массовому нашествию туристов, мы прочувствовали также, когда собрались перекусить. Почти во всех популярных странах, а особенно в Турции, в магазинах и кафе персонал понимает клиента, даже не имея никакого общего языка. Объяснятся жестами, но выгоду не упустят. Здесь вышло иначе. В Рибейра-Гранди, бывшей рыбацкой деревне, есть несколько уютных рыбных ресторанчиков и кафе. Зная, какие в Португалии вкусные креветки, я нацелилась именно на них и очень удивилась, когда в одном, а затем и в другом месте нам сообщили, что в меню ничего подобного нет. Хорошо, что мне пришло в голову показать картинку с креветками на экране мобильника, вот тогда и выяснилось, что искомое готовят во всех местных ресторанах, просто международное слово «шримс», обычно всем понятное, им ни о чем не говорит. Ну, а что-то угадывать и пытаться удержать клиента здесь пока не умеют или не считают нужным.
После обеда мы покинули очаровательный Матриж, но не Рибейра-Гранди. Как-никак муниципалитет занимает большую часть северной части о. Сан Мигель, от побережья Атлантического океана до вулканических гор в центре острова.
Рибейру-Гранди называют жемчужиной острова за разнообразие и красоту его пейзажей и архитектурных памятников.
Поэтому в дороге мы продолжали наслаждаться видами региона, теперь уже природными.
Точно также, как на Мадейре или Тенерифе, на острове Сан Мигель невозможно обойти вниманием мирадоры. Обычно они находятся в самых великолепных местах, из которых максимально обширно открываются лучшие виды.
Не всегда мирадор представляет собой просто смотровую площадку. Некоторые мирадоры на острове Сан Мигель обустроены, как парки для прогулок, со специально проложенными тропинками, скамейками, пандусами и удобной парковкой. Всё это есть на Мирадуро-Санта-Ирия — самой знаковой смотровой площадке муниципалитета Рибейра-Гранди и одной из известных на острове Сан-Мигель, обязательная остановка для посетителей. Мы побывали здесь с утра, перед приездом в Матриж, но, нарушая хронологию, самые любимые фото того дня я приберегла «на закуску».
Санта-Ирия расположена недалеко от приходов Порту-Формозу и Рибейринья, на головокружительно высоком утесе (221 м), обращенном к заливу Санта-Ирия. Прекрасный вид, который открывается с высоты на северное побережье острова Сан-Мигель, дополняют холмы, покрытые большими чайными плантациями и полями. Голову слегка ведет, как после бокала вина, когда вбираешь этот бесконечный зеленый пейзаж, очерченный синей водой Атлантического океана.
Было утро, и косые солнечные лучи пробились через облака. Часть волшебных панорам, видимых от Санта-Ирия на востоке, предстали нам против солнца. Тот случай, когда для глаз зрелище становится ещё выразительнее и краше, но для камеры при съемке — мучение со свето-тенью)
Западная часть северного побережья, наоборот, оказалась освещена достаточно резко, хотя самые удаленные перспективы приглушала легкая утренняя дымка. Снова повод посетовать на фототехнику — она никак не передаёт размаха и объёмности картины, от которой, в хорошем смысле, «сносило крышу».
На мысе Понта-ду-Синтрау можно разглядеть одноимённый маяк, расположенный в приходе Рибейринья, муниципалитета Рибейра-Гранди. Когда-то порт Санта-Ирия был основной из удаленных точек острова для торговли на севере.
Маяк Понта-ду-Синтрау был возведен в 1957 году на высоте 14 метров на выступающем участке побережья, на вершине скалы. Выполненный по стандартному проекту, в комплексе с домом смотрителя и хозяйственными пристройками, этот маяк является объектом наследия португальского государства.
Закончу рассказ исторической справкой о том, что именно здесь, на склонах вокруг нынешней Мирадору Санта Ирия в августе 1831 года произошла битва, положившая конец гражданской войне в Португалии.
3 августа 1831 года в Монтес-да-Ладейра-да-Велья, расположенном к востоку от этой смотровой площадки, в муниципалитете Рибейра-Гранди, войскам, верным Д. Педро IV, пришлось разгромить армию короля абсолютистской традиции, его брата Д. Мигель. Это была решающая битва. Он закрепил победу либеральных сил на Азорском архипелаге, а также открыл путь, который после кровопролитной гражданской войны привел в Эвора-Монте 26 мая 1834 года, к падению абсолютизма и реставрации в Португалии (из Конституционной Хартии).
Теги:
Культурно-познавательный туризм