В программе нашего тура Барселоне было отведено два дня. Первый день мы провели вместе с организованной группой, поэтому были избавлены от покупки билетов и ожидания в очередях перед знаковыми объектами Гауди. Второй же день групповой автобус был использован только как средство доставки из отеля в город и обратно. И первое, куда мы устремились — конечно, бульвар Ла Рамблас. Но, так как автобус проходил через площадь Испании, мы вышли здесь, чтобы осмотреть эту площадь, на метро от площади Испании до Ла Рамблас всего 10 минут.
Площадь Испании, построенная к Международной выставке 1929 года, площадью 34 000 квадратных метров, является второй по величине в стране после площади Испании в Мадриде. Архитекторы Жозеп Пуч-и-Кадафалк и Гиллем Бускетс стремились создать монументальную площадь, которая будет служить началом для главных артерий Барселоны. В площадь упираются улица Креу Коберта, проспект Параллель, проспект Королевы Марии Кристины и Таррагонская улица. В то же время площадь Испании была входной дверью на гору Монжуик, где проходила великая выставка.
В центре площади Испании, прямо на том месте, где когда-то стоял крест, обозначавший конец города на старом шоссе, ведущем в Мадрид, расположен монументальный фонтан, спроектированный Хосепом Марией Хухолем, близким соратником Гауди. Правда, по заданию магистрата ему пришлось отступить от любимого стиля, фонтан был сделан в стиле барокко. Он включает в себя три скульптурные группы работы Мигеля Блея, олицетворяющие великие реки, впадающие в моря, окружающие Пиренейский полуостров: Эбро, впадающую в Средиземное море; Тежу и Гвадалквивир, впадающие в Атлантический океан; и малые реки Кантабрийского моря, представленные фигурками детей. За фонтаном виден торговый центр Лас-Аренас, который находится в переоборудованной старой арене в стиле нео-мудехар, где в 1977 году прошла последняя коррида.
Большое круглое пространство содержит некоторые элементы в итальянском стиле. Колоннада в стиле барокко напоминает площадь Святого Петра в Ватикане, а две башни — колокольню Сан- Марко в Венеции.
В конце проспекта Королевы Марии Кристины находится Национальный дворец, монументальное здание в стиле классицизма, открытое в 1929 году на горе Монжуик и служившее главной штаб-квартирой Международной выставки. С 1934 года здесь размещается Национальный музей искусств Каталонии, который мы решили оставить на будущее, сфотографировал издалека.
Ла Рамблас начинается у памятника Колумбу, куда мы и вышли из метро. Памятник установлен на месте, куда Христофор Колумб прибыл в 1493 году после открытия Америки годом ранее. Монументальная чугунная колонна находится в центре площади Порта-де-Пау. Расположен памятник на каменном постаменте, украшенном впечатляющими статуями. Статуя Колумба расположена на высоте 60 метров над уровнем моря и благодаря большой высоте её видно с большого расстояния.
Памятник Колумбу — потрясающий памятник, он стал культовым символом Барселоны, предлагая посетителям захватывающие виды со смотровой площадки, являясь одной из самых посещаемых достопримечательностей города. Однако, в день нашего визита на площади шли масштабные строительные работы, памятник был закрыт.
Многие говорят, что Колумб указывает в сторону Америки, конечно это не так. Люди, хоть немного знакомые с топографией, моментально определят, что он показывает в обратную сторону. Может быть, он указывает на свой родной город Генуя в Италии?
Из-за строительных работ особо площадь не пофотографируешь, вот разве что здание Военного управления Барселоны, неоклассический особняк начала 20 века.
От старого монастыря Санта-Моника, построенного в 17 веке, сохранились три крыла монастырских пристроек. Первоначальный храм 1626 года, ныне исчезнувший, представлял собой неф с четырьмя боковыми часовнями с каждой стороны. Нынешняя церковь современной постройки заменила предыдущую, подожжённую и разрушенную в 1936 году.
Пульсирующее сердце города для одних и туристическая ловушка для других, бульвар Лас Рамблас не только делит Старый город на две части, но и часто поляризует общественное мнение. Подтверждая его положительные качества, поэт Федерико Гарсиа Лорка, вспоминая уличные кафе, колоннады стройных деревьев, игривых артистов и шумную карнавальную атмосферу этого места, однажды описал культовый бульвар как «единственную улицу в мире, которую я не хотел заканчивать».
Чтобы проследить происхождение бульвара, мы должны вернуться в римские времена, когда древний Барчинос был построен между двумя сезонно пересыхающими водотоками: Торрент-де-л’Олла и Сан-Мигель (нынешняя Рамбла). Название происходит от старого арабского слова «рамла», означающего песчаное русло реки, и именно так начался этот великолепный бульвар — как скромный высохший ручей за стенами Готического квартала. В сухое время по этой импровизированной тропе крестьяне и пастухи передвигались из одного места в другое.
В начале 18 века были построены первые дома, но только к концу 18 века Лас Рамблас начал приобретать что-то похожее на свой нынешний вид: широкий, обсаженный деревьями бульвар в центре города. На широкий проспект, который контрастировал с узкими улочками старых кварталов города, стекались самые разные люди.
Сначала это было малопосещаемое место. Со временем, когда город становился всё более перенаселенным, этот район стал альтернативным местом для строительства религиозных зданий и особняков, таких как Палау-де-ла-Виррейна и Палау-Моха. Во время войны между карлистами и либералами многие из этих монастырей были сожжены, а другие впоследствии конфискованы. Но не всё было так плохо, поскольку на экспроприированной земле были построены такие знаковые здания, как рынок Ла Бокерия или оперный театр Лисео.
Ещё одним поворотным моментом, который также внёс свой вклад в индивидуальность Ла Рамблас, стала посадка в 1836 году платанов, которые должны были обеспечить тень на бульваре.
Так же, как он соединяет центр города и море, Лас Рамблас разделяет два самых центральных района старого города Барселоны: туристический Готический квартал с одной стороны и шикарный район Эль-Раваль с другой.
Лас Рамблас усеян цветочными киосками, человеческими статуями, музеями и историческими зданиями, а также множеством кафе, которые оживляют набережную с утра до рассвета. Длина бульвара составляет ровно 1200 метров, и прогулка по нему обязательна для всех гостей Барселоны. Прямо с бульвара открывается неплохой вид и на боковые улицы
Королевская площадь, которая находится всего 100 метров от бульвара — одна из самых красивых площадей Барселоны и популярное место среди местных жителей. Существует с 1800-х годов и наполнена величественными зданиями, мощёными дорожками и множеством растений, которые создают спокойную атмосферу для посетителей.
Идём дальше по бульвару. На площади Пласа-дель-Театро установлен памятник Фредерику Солеру, известному как Серафи Питарра, каталонскому театральному писателю.
Театр Лисео. Этот роскошный культурный центр пережил немало трудных времён, но по-прежнему остаётся центром классической культурной сцены города. Основанный в 1847 году, это старейший оперный театр Испании и один из крупнейших оперных театров мира. Сегодня здесь, судя по афише, Евгений Онегин.
Дом Бруно Куадрос — впечатляющий пример модернистской архитектуры. Этот причудливый жилой дом, построенный в начале 20-го века Хосепом Виласекой, выделяется среди аналогов своим изысканным декором. Фасад здания украшен яркими зонтиками и веерами, а из угла здания выступает китайский дракон с фонарем.
Куда бы мы ни посмотрели во время неспешной прогулки, мы были заинтересованы архитектурой зданий вдоль Лас Рамблас. От музеев и церквей до уникальных магазинов и кафе, дворцов и отелей — каждое здание представляет собой архитектурное наслаждение.
В целом, мне понравилась архитектура этой части Барселоны. Нравится, как поддерживаются исторические здания, даже если их назначение со временем изменилось. Вот, например, удивительная статуя Санта-Эулалии и поразительная колокольня в здании, в котором сейчас находится банк.
Говорят, что продовольственный рынок Бокерия — наслаждение для гурманов и возможность приобретения продуктов самого высокого качества, от фруктов и овощей до морепродуктов и мяса. Он возник ещё с 1217 года, но современное здание, конечно же, построено относительно недавно. Рынок является определённой достопримечательностью, вот только посещать его не видел смысла, покупать мы ничего не собирались, да и народу здесь многовато.
Фонтан Каналетес. Эта элегантная купель для питья с четырьмя кранами конца XIX века украшена гербом города Барселоны и в основном известна как место, где фанаты «Барсы» собираются, чтобы отпраздновать эпические победы, такие, как завоевание титула или кубка, или в очередной раз победив своего вечного неприятеля, «Реал Мадрид». Традиция зародилась ещё в те времена, когда болельщики собирались здесь и слушали матчи по радио.
Оживлённая площадь Каталонии — сердце Барселоны, излюбленное место встреч. С её крупными торговыми центрами и универмагами постоянно полна людей. Это самый центральный район Барселоны, соединяет Эшампле и старый город.
Площадь, открытая королем Альфонсо XIII в. 1927 году и занимающая площадь 5 гектаров, украшена несколькими скульптурами. Раньше здесь был открытый участок земли, расположенный перед воротами обнесённого стеной города.
Площадь была спроектирована архитекторами Пере Фалькесом, Пуч-и-Кадафалком и Франсеском де Паула Небот. Вокруг площади расположены шесть скульптурных групп, которые символизируют четыре провинции: Барселона, Таррагона, Льейда и Жирона, мудрость и труд. Кроме того, в одном из углов площади находится памятник Хосепа Марии Субиракса президенту каталонского правительства Франческу Масиа, который боролся за независимость Каталонии в 30-е годы прошлого века. Когда город готовился к Международной выставке 1929 года, вокруг площади были построены одни из самых роскошных отелей, баров и театров Барселоны.
Считается, что Лас Рамблас закончился на площади Каталонии, от которой началась другой известный бульвар — Пасео-де-Грасиа, который кажется логическим продолжением Лас Рамблас. Это одна из тех артерий, которые, подобно мадридской улице Серрано, парижским Елисейским полям или римской Виа Кондотти, излучают изысканность.
В случае с Пасео-де-Грасиа элегантность и величественная атмосфера исходят не только от роскошных магазинов, расположенных по бокам, но и от архитектурного качества расположенных там зданий. Некоторые из них, такие как Дом Бальо и Дом Мила, были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
В конце 19-го и начале 20-го века каталонская буржуазия начала строить свои дома на Пасео-де-Грасиа, что сделало его одной из наиболее важных осей недавно созданного инновационного городского проекта в Эшампле.
В планировке этой части города выделялись и другие широкие проспекты, такие, как Диагональ, Пасео-де-Сан-Хуан, Гран-Виа или Рамбла-де-Каталунья, однако буржуазия всеми силами старалась расположиться именно на Пасео-де-Грасиа, строя впечатляющие здания по проектам самых востребованных архитекторов-модернистов того времени, таких как Гауди, Пуч-и-Кадафалк или Доменек-и-Монтанер.
Бульвар соединил площадь Каталонии с районом Грасиа, который до конца XIX века был независимым от Барселоны. Помимо красивых зданий, городской совет не скупился на его убранство.
Особняк Антони Рокамора, расположенный почти в начале Пасео-де-Грасиа, очень близко к площади Каталонии, был построен между 1914 и 1917. Имел более французский вид, возможно, из-за лет, что Антони Рокамора-и-Пухола жил во Франции, готовясь унаследовать бизнес своего отца и превратить его в самое крупное мыловаренное предприятие Испании.
Дом Ллео и Морера. Проект этого дома был разработан архитектором Дворца музыки и больницы Сан-Пау Луисом Доменеком-и-Монтанером и фактически представлял собой комплексную реконструкцию здания 1864 года. Результатом этого вмешательства стал его фасад, центральное место занимают различные галереи и балконы.
Дом Бальо, построенный между 1904 и 1906 годами, является одним из бесспорных образцов каталонского модернизма. Его великолепный фасад приглашает нас войти в волшебную вселенную Гауди, который во все времена устанавливал связь между архитектурой и природой, в результате чего органические формы, кажется, оживают в Доме Бальо. Существует множество гипотез о символике некоторых его элементов, например, балконов в форме масок или крыши, решённой в виде спины дракона. Рядом — дом шоколадного бизнесмена Аматллера. Построенная между 1898 и 1900 годами, эта резиденция, спроектированная Пуч-и-Кадафалком, стилистически ближе к готике, чем к модернизму, и напоминает средневековые постройки Северной Европы из-за ступенчатой формы своего фасада.
Дом Юнкоса представляет собой красивое здание, вдохновлённое знаменитым домом Кальвет, спроектированным Антонио Гауди. Этот дом, построенный между 1907 и 1909 годами, был спроектирован архитектором Сальвадором Виньялсом для бизнесмена Эвариста Юнкосы.
Дом Керальто 1888—1910 гг. архитектора Хосепа Плантада Артигаса. Это модернистское здание было построено как семейная резиденция в 1907 году.
По Пасео-де-Грасиа можно долго прогуливаться, рассматривая шикарные здания.
Стоит заглянуть и в боковые улицы, такие, как Рамбла-де-Каталунья.
От Пасео-де-Грасиа мы ненадолго углубились в ту часть района Эшампле, которая находится между Каса Мила и Саградой Фамилия.
Здесь можно встретить Дом с шипа́ми — здание, построенное по проекту архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалька. Здание занимает квартал между проспектом Диагональ, улицей Брук и улицей Росельо и было построено в 1905 году
В этом районе находится куча крохотных площадей с кафе, на которых расположены небольшие интересные фонтаны или памятники. Например, этот — дель Негрито или Палангана. Работа 1917 года, входящая в серию, заказанную городским советом Барселоны скульптору Эдуарду Аленторну. Все его работы были реалистичные по стилю и анекдотические. В этом случае мы видим чернокожего мальчика, который, просит девушку умыть его, чтобы осветлить его цвет. Хорошо, что сюда ещё не добрались тупицы из BLM, а то станется…
Этот памятник посвящён одному из самых известных изобретателей и учёных Барселоны — Нарсису Монтуриолю, который родился в 1819 году. Он был инженером и изобретателем, посвятившим свою жизнь исследованиям и разработкам в Каталонии. Одним из его величайших достижений было изобретение подводной лодки под названием Ихтинео II. Она была испытана 20 мая 1865 года. Глубина, на которую погружалась лодка, составила 30 метров.
Эшампле очень спокойный район, застроенный интересной архитектурой.
Из Эшампле мы снова вернулись на метро на Лас Рамблас, чтобы пообедать в одном из его замечательных ресторанчиков, а потом приступить к исследованию Готического квартала.