Турист vladka

Пушкинские горы — Россия Апрель 2022
  1. Белый островок на синем
  2. Серебряный пояс России

Самые очевидные и туристически-раскрученные места в окрестностях Пскова — Пушгоры, Псково-Печерская лавра в Печорах, крепость в древнем Изборске. Именно их предлагают посетить в первую очередь большинство псковских и не только турфирм. Мы тоже решили там побывать, но самостоятельно, чтобы можно было свободно своим временем распоряжаться. Т. к. автовокзал в г. Пскове расположен рядом с железнодорожным, билет в Пушгоры и назад купили в день приезда во Псков. И правильно сделали, поскольку, как выяснилось, с вечерним возвращением оттуда могут возникнуть трудности, особенно в выходные дни.

Выехали  пораньше (в 07–20) и через два с небольшим часа были уже на Пушгородском автовокзале.

Музеи в усадьбах в апреле были еще закрыты, поэтому мы решили по возможности получить общее впечатление от этих мест. И вот что у нас из этого получилось.

Заранее было спланировано, что мы посетим все три местных усадьбы: начнем с Петровского, а оттуда пешком по маршруту Петровское — Михайловское — Савкина горка — Тригорское — Свято-Успенский монастырь — автовокзал Пушгоры.

От автовокзала до Петровского примерно 6,5 км пути. Пожалуй, изо всех усадеб эта — самая живописная. У ее границ слева — садовая беседка, справа — Ганнибалов пруд.

Серебряный пояс России

Она же — самая убористая по площади, с компактно расположенным хозяйством: плодовый сад и огород слева от господской усадьбы,

Дом управляющего и хозяйственный пруд с другой стороны.

Серебряный пояс России

А за домом (как и прочие постройки, он был восстановлен в середине 1970-х) — ведущая к беседке Грот на берегу озера Кучане аллея деревьев старого парка образца 18-го века. Дамы в кринолинах, кавалеры в париках выглядели бы здесь очень органично.

Серебряный пояс России

Из Петровского вернулись на главную дорогу, прошли по ней около двух километров.

Серебряный пояс России

Потом, следуя указателю, свернули направо, к Михайловскому. Лесная дорожка, вдоль которой заметны были уходные работы (в Пушкиногорье есть даже отдельное лесничество)

вывела нас к обширному полю,

Серебряный пояс России

за которым располагаются постройки усадьбы. Дом с дубом-великаном перед ним

обращен фасадом к озеру.

Серебряный пояс России

С другой стороны — уводящая в парк еловая аллея.

Серебряный пояс России

Мимо озера, вдоль впадающей в него речки Сороть, идет дорога на Савкино. По дороге можно увидеть и гранитный столбик с надписью «Отъ Санкт-Петербурга 432 версты» и такой вот, как из древних былин, камень-валун.

Серебряный пояс России

Недаром же места эти не только глубоко-поэтичные (строки "В их сенях ветра шум и свежее дыханье" чаще всего на ум приходили, поскольку день и впрямь был ветренный, прозрачный), но и легендарные. Городища Савкина Горка всего в километре от Михайловского — тому доказательство.

Серебряный пояс России

И в общем-то не важно: что там было испокон, что потом появилось. Все органично вплелось в одну канву: и подвиг защитников, которые здесь когда-то полегли, и древние сказания, и подвижнечество тех людей, что все это воссоздавали-обустраивали. Кстати, не только панорама, энергетика там тоже совершенно особенная. Одно из самых ярких впечатлений всего путешествия.

Грела еще мысль о том, что моя родная бабушка родом из деревни Савкино. Сегодня там  всего несколько домов, среди которых и вот такой атмосферный гостевой.

Серебряный пояс России

Оттуда — по дороге до развилки и дальше по направлению к городищу Воронич.

Кстати, нам подсказали короткий путь до Тригорского: от этого места нужно спуститься вниз по тропке, обойти городище слева, и выйти прямо к усадьбе.

Серебряный пояс России

Перед зданием — необычный памятник-бюст Пушкину, за ним — церковь Георгия Победоносца.

За господским домом (восстановленном, как и постройки Петровского и Михайловского) в здании бывшей полотняной фабрики — когда-то на всю округу знаменитый Тригорский английский парк. У границ парка — банька, где когда-то с приятелями «Пушкин пировал».

Серебряный пояс России

Из Тригорского парка — через деревню Шаробыки на Пушкиногорское шоссе до дер. Кокорино, потом на ул. Ермолаева на территории поселка, оттуда — на ул. Пушкинскую с Успенским храмом при монастыре. На подходах к храму — мемориал, посвященный освобождению Пушгор в марте 1944 г. На монастырской территории — памятный знак минерам, которые храм и некрополь разминировали. Не обошлось при этом без жертв.

Серебряный пояс России

Мимо монастыря по ул. Новоржевской мы вернулись к автовокзалу, на прощание сделав еще один снимок рядом с А. С. Пушкиным.

Серебряный пояс России

С задачей погулять-посмотреть то, что успели за один день, мы справились. Если будет возможность, вернемся туда в другой сезон, на большее количество дней (наверное, дня три было бы оптимально), чтобы посетить музеи при усадьбах, неспешно погулять по паркам, посетить этнографическую деревню, пожить в гостевом доме, отведать кушаний в атмосферных кафе. Надеемся, все это у нас впереди. А в планах прошлогоднего путешествия было еще и посещение Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и Изборской крепости.

До Печор мы доехали на автобусе от автовокзала в Пскове, что заняло примерно час времени. Можно было бы прогуляться по территории монастыря самостоятельно, пользуясь табличками-указателями, но мы решили взять экскурсию, чтобы было более компактно по времени и содержательно. Кстати, потенциальных экскурсантов встречают там прямо у входной Петровской башни.

От внешних стен монастыря-крепости

прошли в сопровождении гида на его территорию через Святые ворота, оттуда спустились по Кровавой тропе

Серебряный пояс России

к праздничным монастырским храмам. Всего их там (включая подземные) 11, у каждого свой характер и обличие.

Слева направо на снимке: Благовещенский (1541), Сретения Господня (1870), монастырская сокровищнеца — ризница, храм Успения Пресвятой Богородицы (самый древний в монастыре) + Покровская церковь (1757), над ним надстроенная.

На переднем плане слева — надкладезная часовня, справа, под зеленой крышей — Корнильевский колодец. А еще правее — дом Настоятеля и собор Архангела Михаила (1827).

Серебряный пояс России

В ходе экскурсии заходили мы и внутрь, посетили в том числе подземный храм. В целом все в монастыре (за исключением келий отшельников) дорого-богато.

Серебряный пояс России

На территории монастыря есть лавочка, где мы купили бруснику в сахаре, местное лакомство.

После посещения монастырской территории прогулялись вдоль его внешних стен. За Михайловским собором — Тайловская башня с куртиной петровских времен рядом с нею.

Серебряный пояс России

На снимке ниже она на первом плане, за нею — башни Верхних решеток и Тарарыгина.

Наш гид, узнав, что мы планируем посетить еще и Изборск, предложил подвести туда и провести экскурсию. Подумав, мы согласились, тем более что Изборск находится на пути из Печор во Псков. Кстати, решили, что и в Псков мы вернемся с нашим гидом-водителем, что оказалос очень удобно.

До отъезда у нас было немного свободного времени в Печорах и мы погуляли в окрестностях монастыря.

Серебряный пояс России

Обнаружилось, что, несмотря на намоленность места, не обошлось там и без некоторой чертовщинки.

Кстати, такой вот формы и цвета фигурки кошек — один из популярных сувениров этих мест.

По дороге в Изборск сделали остановку у новодельной часовни Державной Богоматери. Следующую — у Никольской церкви на Труворовом городище (16-17-й в.), откуда открывается широкий вид на Мальскую долину.

Серебряный пояс России

Оттуда — к самой крепости. Башня Талавская и захаб рядом с нею.

Башни Вышка и Рябиновка.

Серебряный пояс России

Знак-оберег на крепостной стене.

Крепостная башня изнутри. Интересно, что на разных уровнях окошки- бойницы для увеличения радиуса обстрела были ориентированы по-разному.

Серебряный пояс России

Колокольная с Никольским захабом, Никольскими воротами и Никольским храмом за ними.

А это уже вид из крепости.

Серебряный пояс России

Недалеко от этого места бьют из высокого речного склона Словенские ключи, возраст которых исчисляется в несколько тысяч лет.

Ключи впадают в Городищенское озеро, куда на кормление к туристам прилетают лебеди и прочая водоплавающая живность.

Серебряный пояс России

От ключей вернулись в Изборск, откуда нам предстояло возвращаться в Псков. Изборск, как и Пушгоры, и Печорск сегодня место в первую очередь туристическое, поэтому и здесь путешественник для себя сможет найти все необходимое для приятного отдыха и массу интересных впечатлений впридачу. Старинные "кирпичи" там по-прежнему используют в строительных целях, а в исторических постройках разместились гостевые дома и сувенирные лавки.

Серебряный пояс России

Подходило к концу время, отведенное нами для знакомства с достопримечательностями Псковской области, одного из самых древних, исконно-русских и живописных уголков России. Мы нашли там для себя много интересного.

Хотелось бы каждому, кто еще там не бывал, пожелать открытий на псковской земле.

Большое спасибо за внимание.