Погуляв по яркому и нетуристическому кварталу Кузгунджук на азиатской стороне Стамбула, мы отправились в султанский дворец Бейлербей. Его называют уменьшенной копией Долмабахче и в нём произошли интересные — нет, даже курьёзные исторические события.
Погуляв по яркому и нетуристическому кварталу Кузгунджук на азиатской стороне Стамбула, мы отправились в султанский дворец Бейлербей. Его называют уменьшенной копией Долмабахче и в нём произошли интересные — нет, даже курьёзные исторические события.
По-хорошему, добираться из Кузгунджука или от пристани Ускюдара надо было на общественном транспорте. Автобусы здесь ходят часто и резво. Но мы же не ищем лёгких путей, поэтому потащились пешком.
Миновав парк Наккаштепе с неплохими обзорными площадками с видом на Босфор, украшенный граффити туннель и целое кошачье поселение, оказались рядом со входом во дворец.
Дворец
Дворец находится непосредственно под мостом. Но султаны под мостом, как какие-нибудь клошары, конечно же не жили: Первый Босфорский мост был построен на 108 лет позже дворца.
Название Бейлербей переводится как «Бей над беями» и в общем-то читается как БейлербейИ, но у нас принято без буквы И в конце, пусть так и будет. Ещё сразу уточню, что фотографировать внутри дворца нельзя, но вы же знаете, что если очень хочется, то можно. Хотя за качество фото придётся попросить прощения — из-под полы, да телефоном, под надзором целой армии охранников.
Сначала немного истории. Первые строения на этом месте появились уже во времена Константинополя, правители города переправлялись сюда для отдыха, однако более основательные постройки возвёл тут в 1829 — 1831 годах султан Махмуд II.
Это были мраморный павильон и деревянный охотничий дворец, который, впрочем не пережил пожара в 1851 году — пламя охватило постройку как раз в тот момент, когда в нём находился султан Абдул-Меджид, он к счастью не пострадал. Несмотря на то, что здание не было полностью разрушено, следующий султан — Абдул-Азиз — велел руины снести и построить там большой мраморный дворец. Что и было сделано в 1863 — 1865 годах знаменитым архитектором Саркисом Бальяном, семья которого без преувеличения «построила весь Стамбул».
Дворец использовался как летняя резиденция, в нём султанская семья отдыхала каждый год, начиная с апреля. Также здесь принимали официальных правительственных гостей. В частности, во дворце Бейлербей останавливались император Австро-Венгрии Франц Иосиф, французская императрица Евгения, принц Уэльский, герцог и герцогиня Виндзорские, персидский шах Насреддин, король Эдуард VIII, германский император Вильгельм II. Первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк устраивал тут деловые встречи.
В основном здании находятся как административные помещения, так и личные покои султанской семьи и гостей. Дворец в три этажа, включая цокольный, состоит из 24 комнат и шести залов. Туристы могут осмотреть личные покои султана (с хаммамом и уборной), столовую, зал для официальных приёмов, комнату для вручения подарков, гарем, учебную комнату шехзаде. В одном из залов находится самый настоящий мраморный бассейн с фонтаном.
В интерьере дворца сочетаются западный и восточный стили, вполне очевидно влияние неоклассицизма и барокко. Полы покрыты египетскими соломенными циновками и устланы коврами Хереке. В залах можно увидеть хрустальные люстры Баккара из Франции, английские, французские и турецкие часы, а также коллекцию великолепных фарфоровых ваз — китайских, японских, французских, немецких и турецких.
На территории также имеются другие сооружения: морские павильоны, Туннель, Жёлтый павильон, Мраморный павильон и конюшни. На одной из трёх террас дворцового сада расположен бассейн.
Мраморный павильон, как ясно из названия, построенный из мрамора, появился в качестве охотничьего домика в 1829 — 1831 годах при султане Махмуде II.
Жёлтый павильон находится рядом с Мраморным, он отделяет собой сад от улицы. Здание трёхэтажное, оно отличается оригинальным интерьером.
Туннель появился также по приказу султана Махмуда II в. 1829 — 1832 годах, через него вплоть до 1983 года попадали в Бейлербей из Ускюдара. В наши дни Туннель использовался в культурных и художественных целях — в нём до недавнего времени устраивались выставки.
Дворцовые сады с коллекцией скульптур раскинулись на трёх террасах, их общая площадь — 70 000 кв. м. Здесь можно найти магнолии, ореховые деревья и липы, высаженные ещё при Абдул-Хамиде II, а также небольшую, но пышную бамбуковую рощу. Говорят, её посадили для укрепления грунта и защиты от эрозии.
К сожалению, большая часть парковой зоны — верхняя с бассейном — сегодня недоступна для посещения.
Пощёчина французской императрице
Настало время рассказать одну интересную историю. Нет, это не легенда, это исторический факт.
Начнём с того, что Абдул-Азиз стал султаном Османской Империи в 31 год, после смерти своего брата. Ему досталось не самое лучшее наследство: казна была пуста, государственные дела пришли в упадок, в стране начались народные волнения. Султан же более интересовался искусством, нежели делами империи, которыми пришлось заниматься визирям и пашам. Абдул-Азиз жаждал реформ по европейскому образцу, писал музыку, хотел распустить свой гарем, оставив лишь несколько наложниц и одну жену.
Тут будет уместно включить «Песнь лодочника», представьте себе, сочинённую самим султаном Абдул-Азизом, и под её аккомпанемент читать эту историю дальше.
В 1867 году Наполеон III пригласил Абдул-Азиза во Францию, и он стал первым османским правителем, который покинул империю не ради войны, а с государственным визитом.
В Париже среди прочего он посетил Парижскую Всемирную выставку, а также познакомился с императрицей Евгенией, урождённой графиней де Монтихо, супругой Наполеона III, и между ними возникла симпатия.
Султан сделал ответное приглашение французским монархам, но его приняла одна императрица, которая решила посетить Стамбул через два года по пути в Египет. И Абдул-Азиз начал готовиться к визиту дорогой гостьи.
Так, покои во дворце Бейлербей, где должна была остановиться Евгения, были оформлены точно по образцу её комнат в Тюильри, чтобы она чувствовала себя как дома. Во Францию отправили султанского повара — для закупки столовых предметов европейского образца. Со всей страны в Стамбул везли деликатесы. В общем, готовились основательно.
Императрица прибыла в Стамбул 13 октября 1869 года, в честь неё салютовали пушки, а на каждый день визита составили обширную программу: она посетила дворец Топкапы, дворец в Бейкозе, Гранд-базар, поприсутствовала на многих торжественных обедах и совещаниях. Для неё над Босфором устроили большой фейерверк. Ни одно официальное лицо в Стамбуле ни до, ни после не удостаивалось такой пышной встречи.
Ночью 17 октября султан Абдул-Азиз отправился на лодке из дворца Долмабахче в Бейлербей, к императрице Евгении, в покоях которой остался до утра.
Днём позже Абдул-Азиз вёл императрицу под руку — по европейским меркам ничего необычного, когда их заметила мать султана Пертевнияль Валиде-султан. «Женщина, у тебя мужа нет? Возвращайся к себе!», — вскричала султанша и отвесила императрице звонкую пощёчину.
Скандал каким-то чудом замяли и Евгения отправилась в путь. Она проживёт долгую жизнь, умерев в возрасте 94 лет, пережив и мужа, и сына. Абдул-Азиза свергнут в 1876-м, он отречётся от престола в пользу племянника Мурада V и будет заключён во дворце Ферийе (который находится почти напротив Бейлербей на другом берегу Босфора). Там его убьют ножницами для стрижки бороды. Убийство обставят как самоубийство.
И другие интересные факты
Но история Абдул-Азиза и Евгении — не единственный интересный факт, связанный с этим местом. Вот ещё несколько:
1. В этом дворце часто бывал Айвазовский и написал тут несколько десятков полотен. Первоначально архитектор Саркис Бальян подарил Абдул-Азизу одну картину Айвазовсого, и она так понравилась султану, что он сразу заказал живописцу 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. В результате художник написал не 10, а около 30 картин, к тому же, как говорят, участвовал в оформлении дворца — расписывал потолочные плафоны сюжетами конечно же на морскую тематику.
2. Поскольку полноценной кухни во дворце не было, еду заказывали — во дворце Долмабахче. Оттуда готовые блюда перевозились на лодках, и гости были весьма впечатлены торжественными лодочными процессиями с едой, движущимися по Босфору.
3. В зале приёмов находятся стулья с очень прямыми спинками, расположенными под углом в 90 градусов. Это сделано для того, чтобы гости перед лицом правителя держали спины прямо, даже сидя. Кстати о стульях. В столовой валиде-султан есть стулья, орнаменты на которых Абдул-Хамид II вырезал собственноручно.
4. Первая статуя султана в Османской империи появилась именно в Бейлербей: конную фигуру Абдул-Меджида создал британский скульптор Чарльз Фуллер. Сегодня статую можно увидеть в зале с бассейном.
5. В августе 1847 года во дворце Бейлербей появился телеграф. Султан Абдул-Меджид I, преодолев сопротивление верующих и скептиков, лично передал через новое устройство строчку из Корана. После этого он выдал Морзе первый в мире патент на телеграф, а к 1856 году уже появилась первая телеграфная линия между Стамбулом и Эдирне. С её помощью было объявлено об окончании Крымской войны.
Вернёмся во дворцовый парк. Отдельное удовольствие здесь — насладиться прекрасными видами Босфора с небольшой личной набережной султана.
В парке посетители любуются цветами магнолий, кормят уток, пьют кофе. Вот эти стеклянные павильоны и есть кафе, с вполне вменяемыми по стамбульским меркам ценами.
Ещё одно развлечение — местные котики, коих тут обитает целая стая. Посетители кормят их, гладят, фотографируют. Одна туристка позволила себе пристроить цветы маргариток на лоб дворцовым котам для фотосессии. Удивительно, но они стерпели, и даже милостиво разрешили сфотографировать себя не только девушке, но и нам.