Сарнатх — крайне известное среди буддистов место около Варанаси. Считается, что именно здесь Гаутама Будда произнес первую большую проповедь своим первым пяти ученикам после обретения просветления.
Сарнатх — крайне известное среди буддистов место около Варанаси. Считается, что именно здесь Гаутама Будда произнес первую большую проповедь своим первым пяти ученикам после обретения просветления.
Сарнатх также был местом формирования первоначальной Сангхи или общины буддийских монахов. Из Сарнатха Будда отправил этих пятерых учеников в разные стороны проповедовать догмы буддизма.
Сарнатх — одно из четырёх важнейших мест буддийского паломничества. Остальные — Лумбини в Непале, где родился Гаутама Будда, Бодх-Гая в индийском Бихаре, где он достиг просветления, и Кушинагар в Северной Индии, где наблюдали его смерть.
Когда Гаутама Будда произносил свою первую проповедь в Сарнатхе, он, как принято считать у верующих, здесь впервые повернул «колесо мира», более известное как Маха Дхарма Чакра Паривартан. Это буддистский символ законов космического мироздания и учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с восемью спицами.
В Сарнатхе Будда предложил Четыре Благородные Истины, которые составляют суть буддийского учения. Вкратце они заключаются в следующем: 1) реальность страдания; 2) непостоянство мира; 3) освобождение, приходящее через устранение желания. Четвёртая благородная истина заключается в следовании Восьмеричному пути. В этом содержится план буддизма относительно того, как исправить недостатки человечества. Восьмеричный путь определяется как правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильное поведение, правильные средства к существованию, правильные усилия, правильное осознание и правильная медитация.
Местные жители приезжают сюда на пикник, а многочисленные буддисты совершают паломничество в Сарнатх. Не стоит забывать и о больших любителях истории, к которым мы относит и себя, которых привлекают древние руины Сарнатха. Достопримечательность не пустует, но в любом случае мирные и зелёные окрестности Сарнатха сильно отличаются от оживлённых гхатов Варанаси.
Историческая часть Сарнатха популярна из-за таких мест, как археологический музей, различные храмы Будды, буддийские монастыри, древние ступы, старые руины и остатки великих джайнских храмов.
Примерно через 200 лет после описанных событий (предлагаю относиться к дате Первой проповеди примерно с такой же степенью вероятности, как и к дате распятия Христа в 33 году Нашей эры), вполне реальная историческая личность, король Ашока построил в Сарнатхе несколько ступ.
Он также воздвиг колонну, которая теперь известна как Столп Ашокана, и её можно увидеть в музее Сарнатха. Знаменательные буддийские сооружения продолжали строиться и позднее, самые красивые из них были возведены в период Гуптов.
Большую часть исторического отчёта о Сарнатхе можно найти в заметках китайских путешественников Фа-Хейна или Факсиана, посетившего Индию в 4 веке нашей эры, и Сюань Занга, посетившего Индию в 7 веке нашей эры. С распространением буддизма в Китае эти исследователи стремились увидеть землю, где жил Будда.
Когда Сюань Занг посетил Сарнатх, это место было процветающим центром буддизма, где проживало 1500 монахов. Город пришёл в упадок после того, как мусульманские захватчики разграбили его. Сарнатх предался забвению. Лишь в 1835 году британские археологи вновь обнаружили среди джунглей и развалин затерянный город Сарнатх.
Остатки древних построек, которые можно увидеть сегодня в Сарнатхе, принадлежат периоду между 3 веком до нашей эры и 12 веком нашей эры. Конструкции строились, падали, иногда поверх разрушенной возводили другое здание. Но, в любом случае, все сооружения комплекса явно относятся к ранним временным периодам.
Главной достопримечательностью комплекса, несомненно, является колоссальная ступа Дхамех. Массивная ступа была построена в 249 году нашей эры во время правления императора Маурьев Ашоки. Со временем ступа претерпела несколько дополнений и изменений.
Это прочное цилиндрическое сооружение из красного кирпича и камня высотой 43 метра и диаметром 28 метров. Считается, что именно здесь, на месте ступы, Будда произнес свою первую проповедь после достижения просветления.
Буддийские паломники со всего мира на территории комплекса посещают прежде всего ступу Дхамех, обходят её вокруг и возносят перед ней молитвы Будде.
Вот и в момент нашего посещения перед ступой выстроилась огромная группа паломников из Южной Кореи. На контрасте с индуисткими хаотичными паломниками в Варанаси, эта построенная шеренгами группа в одеждах одного цвета, по команде принимающая позы и распевающая гимны, выглядела по-воински упорядоченно.
По остаткам сложной художественной работы на ступе было очевидно, что когда-то сооружение было сплошь покрыто красивым орнаментом и резьбой.
Вторая по значению, Ступа Дхармараджика, которая была построена царём Ашокой в III веке до нашей эры, не сохранилась. Была окончательно разрушена Джагатом Сингхом в 1794 году. На месте этой ступы были раскопаны 2 очень красивые статуи Будды. Сейчас они находятся в археологическом музее.
Немного севернее ступы Дхармараджика находятся остатки Главного храма. Сегодня эта святыня полностью разрушена. Вполне естественно, что в период своего расцвета это было грандиозное сооружение. Путешественник и монах Сюань Занг отметил в своем дневнике, что главная святыня имеет высоту почти 60 метров.
Между ступой Дхамех и главным храмом находится большой прямоугольный двор. Во дворе есть остатки несколько небольших храмов
Также здесь можно найти несколько меньших ступ.
Остатки храма Панчаятана расположены к югу от внутреннего двора и выглядят как развалины индуистского храма. Строение датируется периодом Гуптов.
В комплексе имеется 3 объекта, отмеченных как монастырские. Монастыри имели открытый двор и ряды келий с трёх сторон. Монастырь I, вероятно, был построен в 12 веке нашей эры. Под ним был обнаружен подземный туннель длиной 55 метров.
Монастырь II принадлежал периоду Гуптов, сегодня от него сохранились только следы девяти келий. Монастырь III восходит к кушанскому периоду, а Монастырь IV ещё не полностью раскопан. Открытая к сегодняшнему дню часть состоит из нескольких келий и остатков веранды.
Вокруг комплекса находятся и другие остатки зданий, о которых ничего подробно не написано. Но можно просто побродить и взглянуть на руины Сарнатха, чтобы получить представление о древнем городе.
Главный храм комплекса, древняя Мулгандха Кути Вихара, как я написал выше, сейчас лежит в руинах, и их можно увидеть со стороны ступы Дхамех. Новый храм Мулгандха Кути Вихара расположен рядом с местом раскопок.
Шри Ангарика Дхарампал, буддист из Шри-Ланки, был основателем Общества Махабодхи, это общество и построило новый храм в 1931 году.
К востоку от нового храма находится главный действующий комплекс сегодняшнего дня с несколькими буддийскими святынями. Куда после осмотра раскопок и молитвы у древней ступы направляются все буддийские паломники, посетившие Сарнатх.
Здесь же находится и местное дерево Бодхи. Легенда гласит, что дочь императора Ашоки Сангамитра посетила дерево Бодхи в Бодхгае, где Будда достиг просветления, взяла оттуда ветку и посадила её в Анурадхапуре на Шри-Ланке.
И от этого дерева Ангарика Дхарампала взял саженец и посадил его в Сарнатхе в 1931 году. Такой вот запутанный путь у этого фикуса.
Говоря о Сарнатхе, необходимо упомянуть ещё об одном знаменательном памятнике, с частью которого косвенно знаком практически каждый. К западу от главной святыни находятся остатки Столпа Ашокана, окружённые стеклянным колпаком. От колонны осталась только нижняя часть первоначальной колонны высотой 5,25 метров. На Столпе есть три надписи. Самый ранний текст написан письмом Брахми и представляет собой указ Ашоки. Вторая надпись относится к кушанскому периоду, а третья — к более позднему периоду Гуптов.
Верх колонны состоял из трёх частей. Внизу было основание в форме цветка лотоса, самого распространённого символа буддизма. Затем барабан, на котором были вырезаны четыре фигуры животных, представляющие четыре стороны света: лошадь (запад), бык (восток), слон (юг) и лев (север). Они также олицетворяли собой четыре основные реки. Каждое из животных также можно идентифицировать как четыре опасности сансары. Движущиеся животные следуют друг за другом, бесконечно вращая колесо мира. На вершине же барабана стояли четыре льва, обращённые каждый в четыре стороны света. Они олицетворяют Четыре Благородные Истины, которые должны быть распространены по всей земле. Одновременно Лев является символом королевской власти и лидерства, он представлял собой буддийского короля Ашоку, заказавшего колонну.
Подошли к самому интересному. Именно эта, верхняя часть столба, была принята в качестве национального герба Индии. Кроме него, изображена на многих монументах, банкнотах и т. д.
А нашли будущий индийский герб археологи вот в таком виде, со снимка в музее Сарнатха.
То есть индийцы для своего независимого государства выбрали символ буддийской святыни. Занимательно взглядом к тому, что индуистов в стране намного больше, чем буддистов. Да ладно, живут они мирно. После Сарнатха наш путь лежал в аэропорт Варанаси, современный и довольно пустой. Индийское путешествие окончательно подошло к концу.