Мы здесь на вечернее Аарти, индуистскую церемонию или пуджу, которая проводится каждый вечер в гхатах вдоль реки. Мы — одни из сотен людей, закончивших дневной просмотр города, проехавших на лодке и пробежавшихся по гхатам, а сейчас — медленно прогуливающихся вдоль реки и приближающихся к тому месту, где на ступенях уже действуют священники, подготавливающиеся к церемонии. Большинство здесь — индусы, но часто встречаются и жители Запада, такие как мы, понимающие очень мало, но впитывающие виды, звуки и запахи этого момента. Это похоже на фестиваль, и трудно поверить, что он происходит каждый вечер здесь и для Варанаси довольно обыденный.
Ганга, река-покровитель города, каждый день свидетельствует о цикле жизни и смерти. Ганга считается самой священной рекой Индии. Купание в реке гарантирует хорошую жизнь, отпущение грехов и достижение нирваны. Варанаси построен на северном берегу Ганга, вдали виднеются низкие равнины противоположного берега, а между ними вверх и вниз по реке плывут деревянные лодки. Вдалеке мы видим дым, поднимающийся над кремационными гатами, практика, которая, как я ожидал, меня напугает, но здесь это имеет смысл. Все аспекты жизни разыгрываются вдоль реки.
Этот священный город обладает одновременно хаотичной и загадочной красотой, но в то же время он очень мирный и дружелюбный. Это также место, где вы можете узнать больше об истоках тысячелетней культуры этой невероятной страны Индии.
Варанаси — один из старейших городов мира, основанный самим Господом Шивой и знаменательное священное место для паломников индуистской веры. На протяжении долгой истории Индии именно в Варанаси многие выдающиеся деятели, от мифологического Будды до реального политика недавней эпохи Махатмы Ганди, проводили время на реке Ганга, медитируя и практикуя духовность.
Большая часть Варанаси представляет собой типичный индийский город, где районы среднего класса соседствуют с крайней нищетой, когда вы въезжаете в старый город, широкие улицы сменяются извилистыми переулками, заполненными велорикшами, торговцами и коровами — стереотипный образ Индии. Достигая гхатов над самой рекой, водоворот цветов наполняется благовониями и суетой религиозной преданности.
Прежде чем я впервые посетил Индию, я ожидал, что вся страна будет такой — шумной, многолюдной и пугающей своей странностью. Дружелюбие и мягкая, неугрожающая суета Индии меня удивили. Я не могу сказать, что прям влюбился в эту страну, но непримиримая открытость здешней жизни и огромный пласт незнакомой для меня истории привлекает.
И стоя на берегу реки в Варанаси, я вижу, откуда взялся образ подавляющей, хаотичной Индии. Но теперь, под конец поездки, я знаю страну лучше, прежние представления о стране обрели немного больше смысла.
Это, без сомнения, одно из самых сумасшедших мест, которые мы когда-либо имели удовольствие посетить. Варанаси затянет в свой вихрь, закрутит, выплюнет, и всю долгую дорогу обратно в самолёте мы задавались вопросом, что, чёрт возьми, это всё же было! Но я вам скажу, это невообразимая поездка, о которой мы не пожалели, и она оставила в нас свой след навсегда.
Варанаси — один из редких городов на Земле, который уже более 3 000 лет постоянно населён. За это время вдоль извилистых улиц города было понастроено около 2000 храмов, в том числе Каши Вишванатх, «Золотой храм», посвящённый индуистскому богу Шиве. Все эти многочисленные святыни затеряны среди хаотичных многоэтажных зданий разных цветов и стадий ветхости.
Местные жители настолько верят, что в Варанаси их души будут отправлены прямиком на небеса, в обитель богов, что некоторые из хостелей здесь существуют только для размещения пожилых людей, ожидающих у Ганги неминуемой смерти.
Здесь каждый находится в своём мире и поклоняется по-своему. Святые люди отдыхают на ступеньках, спускающихся к реке, бородатые, в пепле и накрашенные хной.
Пытаются найти свою нирвану западные творческие личности, хотя здесь я вижу больше коммерцию.
Школьники рассаживаются вдоль гхатов под руководством учителей. Включившие всю здешнюю атмосферу в процесс обучения.
Многочисленные семьи приходят сюда, чтобы насладиться радостным хаосом индуистских религиозных обрядов.
Гхаты имеют свой уникальный характер и мифологию. Самым известным из них является Дашашвамедх Гхат, который, как полагают, создал бог-творец Брахма, чтобы приветствовать Господа Шиву. Гхат привлекает постоянный поток паломников, священников и туристов с рассвета до заката, здесь всех встречают безумные сцены торговцев цветами, торгующих вразнос своими товарами, и нищих, умоляющих людей о милостыне. Это также место вечерней церемонии Аарти, которую каждый день смотрят сотни людей.
Мифологически считается, что Брахма в процессе обряда принес в жертву 10 лошадей. Вот почему гхат назван так — от слов Даш, что означает 10, и Ашва, что означает лошадь.
В гхате Дашашвамедх уже царит суета по поводу поиска идеального места для просмотра Аарти. За деньги, впрочем небольшие, можно занять сидячее место на балконе одного из зданий. Говорят, этот заработок незаконный, но нам всё равно. Хочется видеть всю площадку. На балконе мало людей, свободно и чисто.
Кроме разве что возможности, где сидеть и наблюдать церемонию, во всём остальном гхаты Варанаси служат большим уравнителем. Каждый день лестницы и смотровые площадки забиты индуистскими паломниками, местными жителями, путешественниками с рюкзаками, ВИП туристами, святыми людьми — садху, фотографами, и бог знает кем ещё! Ритуал оказывает одинаковое воздействие на всех, независимо от глубины карманов и уровня веры в голове! Аарти — праздник различных вер и традиций, он приветствует людей всех слоёв общества, нет никого, кого бы не пустили на Аарти.
Суета стоит и внизу, на ритуальных подиумах. Подготавливаются атрибуты -раковины, массивные латунные лампы для огня, свежие цветы, молитвенные колокольчики, ароматические палочки, медные лотки или горшки для воды, какие-то коробки. Все эти атрибуты используются один за другим в ходе церемонии Аарти.
Наконец раздаётся долгий протяжный звук ритуальной раковины — шанкха, который возвещает о начале Аарти и привлекает всеобщее внимание.
Поскольку Ганга Аарти в Варанаси посвящена реке, статуя Богини Ганги расположена в центре одной из приподнятых платформ. Затем священники начали поклоняться Ганге с молитвенными колокольчиками в одной руке и ароматическими палочками в другой.
Наступает самая драматичная и визуально привлекательная часть, которую так ждали все зрители! Молодые мужчины — пуджари (особый термин для священников, исполняющих ритуалы) поднимают вверх и опускают вниз огромные огненные лампы. Они также постоянно меняют направление во время молитвы, чтобы все могли хорошо видеть ритуал аарти. Манипуляции с зажжёнными пирамидальными масляными лампами является изюминкой Аарти. Это когда Аарти достигает своего крещендо. Толпа наблюдает за ними, как загипнотизированная.
Священники поклоняются реке Ганге настолько синхронно, что это зрелище завораживает. Они делают это перед тысячами людей уже много лет, а практика и бессмертная преданность ритуалам делают их совершенными. Хотя это кажется очень рискованным, лампы находятся в надёжных руках. Это продолжается 45 минут и оторвать взгляд практически невозможно ни на секунду.
Разве не невероятно, что каждый вечер молодые священники в обязательном порядке исполняют Аарти в безупречном и хорошо поставленном спектакле, с той же страстью и преданностью, которую они проявляли всего сутки назад!
Верующие помогают священникам глазами, полными религиозной уверенности и удивления, окружая сцену со всех сторон: они сидят на скамейках и стульях, собираются на берегах Ганги, наполняя лодки, останавливающиеся вдоль берега. Молодые люди снимают церемонию на свои мобильные телефоны, чтобы показать её вживую членам семьи, которые не могут присутствовать.
Аарти в Варанаси — заключительный громкий аккорд нашей первой поедки в Индию. Утром, перед аэропортом, мы ещё заедем в Сарнатх. Но это спокойный археологический парк, посвящённый буддизму. О нём тоже, конечно, расскажу в последнем рассказе. Но первое основное познавание Индии закончилось здесь, на берегу Ганги.
Если вы не возненавидите её с первого взгляда, Индия обязательно к концу поездки заставит каждого почувствовать себя её частью. Никто никогда не чувствует себя одиноким, никогда полностью не отделён от остальных. И в этом её привлекательная особенность. В Индии чувствуешь себя иначе, проживаешь другие эмоции, думаешь другие мысли.
В первые дни всё вокруг порой настолько ошеломляет чувства, что хочется сбежать от них. Иногда вокруг всё подавляло, необходим был перерыв. Интенсивные запахи, резкий вкус блюд, прямолинейность людей — казалось, всё атакует нашу личную, физическую и психологическую защиту. Здесь нельзя требовать уединения, где все, каждый человек словно путается и смешивается друг с другом. Но каждый день поездки менял, приспосабливал, пока в Варанаси мы не договорились с этой средой о компромиссе окончательно, и всё успокоилось. (небольшое HD видео)
Пока мы рассуждали, всё закончилось, священники покидают сцену. Индусы верят, что во время ритуала огонь ламп превращается в само тело богини Ганги.
Подходит мужчина с глазами, полными радости, и предлагает нарисовать тилак (ритуальные три полоски) мне на лбу. Я отказываюсь, но он не обижается, улыбаясь настаивает и показывает хотя бы на руку. Куда в конце концов ставит маленькой печатью какой-то жёлтый знак. Индуистов, похоже, не волнует, принадлежу я к их религии или нет. Они настолько убеждены в пользе своих практик, что постоянно приглашают принять в них участие. «Вот увидишь, это принесет тебе удачу», — комментирует он.
Пламя подносят верующим, чтобы они могли положить на него руки и собрать тепло. Некоторые служители раздают леденцы, которые все стараются достать, вытягивая руки. Я спрашиваю, что это такое. «Прасад! Удачи!» отвечает один из них, предлагая мне. Люди кладут прасад в рот с той же святостью, с какой христиане — литургическую просфору.
Время, проведённое в Варанаси, окончательно меняет восприятие Индии. Это уже не та страна, которую мы увидели в Дели по дороге из аэропорта. Она по-прежнему неоднозначна, не вызывает однозначного восторга, как и однозначного отторжения. Но мы перестали задаваться вопросом, нравится нам то, что мы видим, или нет. Мы — просто часть этого. Мы перестали пытаться разобраться в этом сумасшедшем мире, но начали лучше понимать себя. Вот почему уже нестерпимо хочется домой, в спокойствие, порядок, тишину, к привычной еде. И вот почему, ещё летя в самолёте, чувствуешь, что не терпится вернуться. Когда-нибудь.