Хмурое утро после бессонной ночи перелёта, неожиданно низкая для конца марта температура воздуха и проливной дождь — так встретила нас столица Азербайджана. Однако, вопреки всему, стоило выйти из зала аэропорта наружу, я испытала прилив настоящей эйфории. Просто от вида на терминал и находящуюся рядом автобусную остановку! Потому что именно такое влияние на меня и оказывает футуристическая архитектура. Особенно, если без предупреждения.
Вообще-то, восторженные охи у меня вырываются нечасто. Могу припомнить такую реакцию лишь на несколько шедевров, вроде Миланского собора, барселонской Саграда Фамилии или центра Вены — когда видела их впервые. Но, если что-то притягивает мой взгляд снова и снова, так это архитектура в стиле хайтек. И какой смысл спорить с внутренним «я»?
Новый футуристический терминал Международного аэропорта имени Гейдара Алиева в Баку построен турецкими архитекторами (Сейхан Оздемир и Сефер Каглар из бюро Autoban).
Наверное поэтому среди сотен своих фотографий, сделанных во время самостоятельных прогулок по Баку, я обнаружила впоследствии так много именно таких, на которых запечатлены современные здания «будущего». Искренне проявляя интерес к старинным кварталам Ичери Шехер и к Баку в стиле модерн, я, тем не менее, неосознанно тянулась взглядом к сверкающим стеклом и удивляющим формами шедеврам современной инженерной мысли. Им и посвящаю данный рассказ.
В интернете много очерков, заметок и отзывов об обновлённой бакинской набережной, поэтому не вижу смысла повторять общеизвестные факты или описывать прогулку последовательно. Отмечу только, что вдоль набережной и рядом построено особенно много интересных зданий. В первую очередь, нам попался по пути Торговый центр «Парк Бульвар» (Park Bulvar), который открыл свои двери для посетителей в 2010 году.
Похоже, при его проектировании архитекторы вдохновились лондонским и барселонским «огурцами», причем обоими сразу, потому что стеклянных «огурцов» у здания два.
Они расположены симметрично с двух концов, но оценить всю конструкцию с набережной довольно сложно, поэтому вот фото макета:
Великолепный «Парк Бульвар» вместил в себя десятки бутиков, кафе-ресторанов, 6-зальный кинотеатр, боулинг и даже Планетарий! Здание спроектировано лондонской компанией архитектуры и дизайна Burrows Little.
Чуть восточнее, близ нынешнего окончания Приморского бульвара, возводится невероятно впечатляющий комплекс «Айпара».
Строительство комплекса, включающего три основных объекта — «Дворец Полумесяца» (Crescent Palace), «Город Полумесяца» (Crescent City) и отеля «Полумесяц» (Crescent Otel) — началось в 2013 году. Проект разработан южнокорейской компанией Heerim Architecs.
Архитекторы демонстрируют принципиально новый подход в комплексном высотном строительстве. Очевидно, их вдохновили лунные формы, вполне, надо сказать, уместные для среднеазиатской страны.
Мне не раз приходилось слышать сравнения, проводимые между Баку и Дубаем. Сама я противница каких-либо сравнений. И вообще, если в стане есть нефть и есть «нефтяные деньги», разве пытаться построить в своей столице «город будущего» — это не естественное желание?
По-моему, правильный выбор и вложение «в историю», на века вперед. Тем более, когда имеется возможность нанять лучших архитекторов мира.
Здесь, в восточной части Баку, в конце 19 начале 20 в.в., были пригороды, где сосредоточились предприятия нефтяной промышленности, большинство из которых принадлежали братьям Нобель. Заводские и рабочие кварталы были весьма непрезентабельными и неудобными для жизни — их называли «чёрный город».
И он действительно, даже в прямом смысле слова, был чёрен от сажи и копоти промышленных труб. Но вот теперь, в противовес поговорке про чёрного кобеля, вся эта территория стала неузнаваемой для старожилов, буквально «отмытой добела» в рамках проекта Baku White City.
В ходе своих прогулок мы углубились даже несколько восточнее, осматривая новые кварталы. Случайно забрели на автостраду, пролегающую вдоль улицы Узеир Гаджибейли…
Знаете, это совсем не относится к теме футуристической архитектуры, но очень уж хочется показать свою находку. Тем более, что об этом нигде ничего не написано! Перила ограждения автострады украшены позолоченными фигурками с изображением князя Джеваншира — правителя Кавказской Албании (7 век). Фигурки на перилах — копии древней бронзовой статуэтки-курильницы, оригинал которой хранится в Эрмитаже (СП).
Такое вот у нас случилось неожиданное пересечение с древнейшей историей в новых районах Баку.
Ещё восточнее также строятся инновационные и оригинальные здания. Несколько ярких новинок последнего десятилетия находятся на проспекте Гейдара Алиева. Пешком мы до них не дошли, так что сделать фотографии получилось только на ходу, проездом. Возведение всех этих зданий планировалось завершить к 2018–20 г.г., но на момент нашего путешествия стройка продолжалась.
Штаб квартира государственной нефтяной компании азербайджанской республики «Сокар-тауэр» — 40-этажное здание, спроектированное южнокорейской компанией. В качестве архитектурной концепции был взят любимый азербайджанцами сюжет: «пламя на ветру» Издали силуэт башни должен напоминать движущийся в небо поток огня. В вечернее время со специальной подсветкой эффект становится совершенно правдоподобным.
Небоскрёбы на проспекте Гейдара Алиева.
«Свечка» с треугольным навершием — это бизнес-центр Баку-тауэр, спроектированный в стиле постмодерн. Запланировано, что Baku Tower станет самым высоким небоскрёбом во всем Южном Кавказе. 52 этажа. Позволить себе такую роскошь в сейсмологически нестабильном регионе смогли лишь после того, как были произведены сложнейшие расчеты грузонесущих конструкций, обеспечивающих устойчивость к землетрясениям силой до 9 баллов.
Небоскрёбы на проспекте Гейдара Алиева.
Однако, меня основательно «унесло», вернёмся к Приморскому бульвару. В западной его части расположен торговый центр Дэниз-молл Deniz Mall, очень эффектно выглядящий с любого ракурса, откуда ни смотри.
И хотя на ум в первую очередь приходит сравнение с цветком лотоса, идея дизайна совсем иная. Здание построено в форме белой «восьмиконечной звезды» с пламенем в центре — это национальный символ, изображенный на гербе Азербайджана. Сложная геометрия строения была смоделирована Ч.Тейлором (Chapman Taylor) в программном обеспечении BIM.
Рядом с Deniz Mall находится Музей ковра — уникальное сооружение, построенное в 2014 году. По проекту австрийского архитектора Франса Янса, здание музея выполнено в виде ковра, свернутого рулоном.
Тут же поблизости имеется ещё одно чудо. Международный центр мугама — традиционного азербайджанского музыкального жанра. Для сохранения и популяризации мугама, собственно, и был создан Центр, указом президента Ильхама Алиева. Первый камень в основание заложил сам генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, а в 2008 году Центр Мугама уже был построен.
Внутри находится концертный зал на 350 человек, студия звукозаписи, помещения для репетиций, а также музей с большой коллекцией музыкальных инструментов. Вы спросите, почему я назвала это здание чудом? Во-первых из-за необычной формы, которую можно заметить, если посмотреть сверху: дизайн здания выполнен в виде тара — музыкального инструмента, используемого для исполнения мугама.
А ещё при облицовке здания было использовано более 2000 кусочков стеклопластика разных цветов, форм и размеров. С оборудованием для строительства помогали Италия, Австрия, Франция и Турция.
В верхней части этого же фото (чуть слева от пирса) можно рассмотреть ещё одно очень оригинальное сооружение, формой напоминающее катер, который вытащили из воды: «корма» лежит на набережной, а «нос» вылез на проспект Нефтяников. Это здание Бакинского бизнес центра, открытое в 2010 году.
Оценить всю красоту задумки, просто проходя мимо, не получается, как и в случае с торговым центром-«огурцом» (он на фото тоже виден). Рассмотреть эти необычные конструкции можно лишь в перспективе, например, с высоты Нагорного парка.
В Нагорном парке (бывшем пко имени Кирова) сначала было старое кладбище, которое снесли и заменили аттракционами, затем убрали развлечения и вернули кладбище, но уже новое — так называемую Аллею шахидов.
Сегодня это место просто обязательно к посещению, хотя бы ради того, что лучшие виды на Баку открываются именно со смотровой площадки Аллеи шахидов.
Добраться туда можно по лестнице, но это долго и трудно, так что используем лестницу для спуска, а на высоту 450 метров пусть нас поднимет фуникулёр.
Его соорудили в 1960 году, а в 2012 году, накануне проведения конкурса Евровидение, были произведены работы по обновлению фуникулёра. Для этого пригласили специалистов из австрийско-швейцарской фирмы, которые построили две станции, верхнюю и нижнюю — легкие стеклянные конструкции, напоминающие натянутую ткань.
Кроме панорам города и Приморского бульвара с аллеи шахидов открываются неплохие виды на комплекс Flame Towers.
В этих башнях располагаются роскошная гостиница Fairmont Baku, офисные помещения и жилые апартаменты. Строительство комплекса велось почти пять лет, с 2007 по 2012 гг., и пока не достроены остальные небоскрёбы, именно Пламенные башни остаются самыми высокими зданиями Азербайджана.
Каждый вечер на фасадах башен включаются LED-экраны, постоянно транслирующие движение огня. Это потрясающе эффектное зрелище вкупе с огромными размерами комплекса, превращает здания в три гигантских факела. Из освещение в своё время признавалось одним из лучших в мире.
На самом деле Пламенные башни видны практически из любой точки Баку. Не случайно именно они — символ столицы и вообще страны.
Просто из Нагорного парка эти три гигантских здания, по форме напоминающие языки огня, можно рассмотреть совсем близко и в самых разных ракурсах. Проект комплекса разработан американской фирмой HOK | A Global Design, очень известной, работающей на «рынке» архитектуры с 50-х годов прошлого века.
Ещё один замечательный ультрасовременный объект, которым Баку может по праву гордиться, получилось увидеть только со смотровой площадки Нагорного парка. Против солнца к тому же. «Бакинский кристальный зал» или «Baku Crystal Hall»- спортивно-концертный комплекс, построенный к конкурсу Евровидения в 2012 году.
Немецкая строительная компания Alpine Bau Deutschland AG создала сверкающий, действительно кристальный фасад, оснащённый тысячами светопанелей, которые позволяют создавать в вечерне-ночное время самые невероятные эффекты архитектурной подсветки. Создатель спецэффектов — швейцарская компания Nüssli International AG — заявляет, что ни в одном городе мира ещё не было ничего подобного. Позволю себе одно фото из сети, чтобы не быть голословной:
Так же, только издалека и в дневное время, получилось посмотреть на Дворец водных видов спорта, который находится в новой части Бакинского бульвара. Мы в эту часть добрались затем, чтобы увидеть первые нефтяные установки, которые сейчас оставлены в виде памятника позапрошлому веку — времени, с которого начиналась разработка нефти и, соответственно, закладывался фундамент для будущего процветания страны.
Но не отметить расположенный чуть в стороне Дворец спорта я не могла. Здание было построено в 2015 году в рамках подготовки к первым Европейским играм в Баку, Проектировку выполняла южнокорейская компания Securo CO.LTD. Для кровли здания были использованы особые панорамные стеклянные панели «SKY LİGHT», обладающие функцией преобразования солнечной энергии, которая направляется на энергоснабжение некоторых участков Дворца.
К сожалению, красиво показать в этом рассказе своего абсолютного и безусловного фаворита я смогу лишь на фото из интернета, поскольку сама видела здание, точно так же, как и Дворец водных видов спорта, лишь издали.
Речь о Бакинском Конгресс центре (Baku Congress Centre) — крупнейшем на Кавказе. Со стороны он, возможно, не каждому бросится в глаза, но в определенном ракурсе этот крытый многофункциональный комплекс напоминает инопланетный корабль — качественный такой, киношный просто — приземлившийся среди жилых кварталов.
Конгресс центр находится рядом с очень известным, но от этого не менее удивительным, тоже несколько инопланетным зданием Центра Г. Алиева.
Завершая свой рассказ об инновационной архитектуре Баку, мне как раз осталось упомянуть об этом архитектурном чуде, созданном Захой Хадид. О её проекте один из членов жюри известной премии «Дизайн года», учрежденной Музеем дизайна в Лондоне, сказал так: «Это упоительно красивое здание блестящего архитектора на пике карьеры. Оно так же невинно и сексуально, как приподнятая ветром юбка Мэрилин Монро».