Приезжайте обязательно в Варанаси, но не приезжайте сначала сюда. Варанаси в некотором образе шокирующий город, особенно для тех, кто плохо знаком с индийской культурой. Наблюдение за горящими трупами и обнажёнными садху, покрытыми пеплом, может напугать разве что детей, но неприятный осадок может остаться и у взрослых. В отличие от многих других направлений в Индии, Варанаси намного более насыщенный. Так что, прежде чем приехать сюда, окунитесь на некоторое время в классическую Индию (если это ваша первая поездка в страну!) и подготовьтесь к такому зрелищу. Тогда Варанаси — достойный и закономерный заключительный аккорд всей поездки. Хотя, кто-нибудь, возможно, смотрит и по-другому, считая, что Индию как раз надо начинать с Варанаси. Что ж, у каждого свой путь познания.
Ехать или не ехать в гхаты в Варанаси — такой вопрос не поднимается в принципе. Потому что старый город и построен на них. Любая ваша прогулка по городу в конечном итоге приведёт вас к гхатам.
Гхаты пропитаны церемониальными традициями. Каждый новый день в древнем городе начинается с церемонии приветствия бога Солнца (Сурья), восходящего на восточном берегу реки Ганг, и заканчивается церемонией поклонения богу огня (Аарти).
Большинство гхатов были построены после 1700 года нашей эры, когда город находился под властью империи маратхов. Многие используются для купания, некоторые для погребальных обрядов, например, гхат Маникарника. Гхаты полезно посмотреть как в ходе пешей прогулки, так и с воды.
Поездка на лодке по реке — лучший способ познакомиться с конструкцией гхатов, увидеть их сразу по несколько и в перспективе. Рано утром, ещё до того, как первые лучи солнечного света окрасят небо, лодочники Варанаси идут к своим транспортным средствам на берегу реки Ганг. Вскоре гаты заполняются местными жителями и паломниками, совершающими утреннюю молитву, чистящими зубы и купающимися в священной индуистской реке.
Многие стараются совершить поездку на лодке в эти утренние часы. Но только не в январе. До самого обеда берег Варанаси был погружён в такой густой туман, что терялся весь смысл такой поездки.
Туман рассеялся только к трём дня. Гид рассчитал правильно, именно в это время мы оказались у причала. Лодка была им забронирована заранее, мы не тратили время на поиск и споры о цене поездки с лодочником, чем занимаются на берегу многие.
Лучшие виды на Варанаси открываются с реки Ганг. Здесь можно наблюдать образ жизни индуистов на берегах.
Варанаси является одним из самых священных городов для индуистов.
Место, где каждый индус мечтает хотя бы раз искупаться в священной реке. И предсмертное желание многих — быть кремированными и погрузиться в виде праха в Ганг. И так уже более 3000 лет.
Люди, приходящие с востока, ожидают на противоположном берегу переправы. Восточный берег пустынный. Возникла историческая ассоциация, что это кочевники вышли к реке и раздумывают, как бы напасть на город.
В Варанаси есть 88 гхатов, ведущих вниз к реке Ганг, большинство из которых предназначены для омовений и церемоний восхода Солнца, а минимально два служат местами кремации. В кремационных гхатах Маникарника и Харишчандра в день кремируется в среднем 80 тел. Вид горящих тел на открытом воздухе — неотъемлемая картинка здешнего речного пейзажа.
Невозможно в ходе одной лодочной поездки или прогулки посетить все гхаты, поэтому сфокусируемся на самых известных среди туристов. Варахи гхат знаменит тем, что наверху находится храм Варахи в честь мифического героя, который был одним из 64 паломников, посланных Господом Шивой с духовной миссией (получается, что эти паломники отдалённо похожи на наших апостолов), но очарованный Варанаси, решил остаться здесь. Прихожанами этого храма являются преимущественно женщины. Интересно, что главное божество находится в подвале, оно доступно всего на 2 часа с 5 утра каждый день.
Трипура Бхайрави гхат назван в честь храма Трипура Бхайрави. Согласно мифологии, Трипура Бхайрави была спутницей Шивы, созданной, чтобы положить конец ужасам демона Бхасмасура. Демон обладал даром, позволяющим прервать жизнь любого, вступившего в контакт. Когда демон попытался покончить с Шивой, бог Вишну принял форму красивой женщины, которая заставила Бхасмасуру постоянно танцевать, держа руку над головой. Короче, демон был затанцован до смерти. В конце XVIII века король Бенараса Гири покровительствовал этому гхату и построил его из бетона. Просторный Трипура Бхайрави гхат имеет заброшенный вид, бетонные ступени пересекает длинная расщелина, поэтому неудивительно, что верующие предпочитают соседний Мир гхат для священного омовения в Ганге.
Мир гхат назван в честь полководца Мир Рустама Али в 1735 году. Гхат узкий, но прочный, и его лестницы расположены на удобных интервалах для людей, поднимающихся и спускающихся. Храм на углу посвящён Радхе и Кришне.
Джаласайи гхат означает «помещение трупа в воду». Это часть ритуала перед помещением трупа на погребальный костёр. Гхат возник в середине 19 века, считается продолжением знаменитого гхата Маникарника, одного из самых известных для кремации в городе. Считается, что святое погружение в Гангу даёт душе умершего спасение (мокшу), этот ритуал является одной из важнейших частей церемонии последнего обряда, мёртвое тело переносится из гхата Маникарника в этот гхат и обратно к сожжению.
Маникарника гхат — один из самых известных гхатов Варанаси, на нём проводится кремации умерших. Кремация проводится только на кострах. Огонь, от которого их зажигают, по преданию, горит не угасая, уже несколько тысяч лет. За год на Маникарнике кремируется около 32 тысяч тел. Процессом кремации заведует каста неприкасаемых Домы. Туристы могут наблюдать за процессом кремации на самом гхате или подплывать на лодке. Фотографирование крайне не приветствуется, хотя официального запрета нет.
Маникарника — пятая из пяти тиртх (тиртха — священное место, где есть источник, пруд, озеро, река или море, воды которых считаются святыми), в индийской культуре число пять — это центр, супер-фиксатор остальных четырёх. По легенде, Маникарника — место создания и разрушения этого мира. На гхате находится «колодец сотворения мира», созданный Вишну ещё до того, как на земле появился Ганг, и место кремации, где вселенная, по легенде, сгорит в конце времен.
Считается, что смерть в Варанаси приносит спасение. Устроив кремацию на одном из его гхатов, индуист может получить прямой билет в рай. Древесина обходится семьям дорого, и можно видеть множество спекулянтов, заламывающих цены на дрова. Это развитый, не особо приличный бизнес, но это их монастырь, с их законами.
Стоимость погребальных костров поэтому не каждому по карману. Даже самая дешёвая древесина в конце концов недоступна для многих бедняков. Поэтому многие тела сбрасываются в Ганг частично кремированными или не кремированными вообще. Во время утренних прогулок на лодке туристы, по сведениям, могут увидеть мёртвое тело, плывущее по воде. Во время нашей, послеобеденной поездки мы не видели ни одного. За Маникарникой находится храм Баба Машан Натх, древний и один из самых почитаемых на набережной.
Ядав Гхат известен ещё одним древним индуистским храмом.
Ратнешвар Махадев Мандир (также известный как Падающий храм Варанаси) — один из наиболее фотографируемых храмов в священном городе. Храм на самом деле хорошо сохранился, он только значительно наклонен к северо-западу. А его главное помещение с идолами богов обычно находится под водой большую часть года, за исключением нескольких месяцев летом, когда к нему и образуются очереди из паломников.
А найти этот храм можно напротив Сциндия гхат, который граничит с Маникарникой. Согласно мифологии, на этом месте родился Агни, в честь которого проводится огненная церемония.
Династия Нараян в 1830 году построила дворец на берегу реки. Дворец стал называться «Ганга Махал». Место, прилегающее ко дворцу, получило название Ганга Махал гхат.
Баладжи Гхат был построен в 1735 году королём маратхов Баладжи Пешвой, он является частью более крупного Панчганга Гхата. В 1999 году четыре этажа здания полностью обрушились. Реконструкцию начали в 2009 году, внутри ещё далеко не всё закончено.
Шитала Гхат венчает небольшой побеленный храм, в котором поклоняются Шитала Мате. Интересно, что эта богиня, одна из частных форм богини Деви, в народном индуизме почиталась как богиня, оберегающая здоровье и благополучие жителей. В гневе богиня Шитала поражает людей ветрянкой и оспой. В 18 веке королева Индаура Ахилья Бай Холкар построила этот гхат на самой южной стороне гхата Дашашвамед, вместе с которым он является местом, где в сумерках проводят знаменитый ритуал Арти.
Дарбханга Гхат в первую очередь также посвящён кремации, хотя мы не заметили на нём даже приготовлений. Вероятно, используется для этой цели изредка. Гхат назван в честь королевской семьи Дарбханга. Их княжество до обретения Индией независимости было процветающим и известным.
Дарбханга Гхат является домом для отеля, расположенного в бывшем дворце Бриджрама XIX века, воплощающего разные индийские стили. Первоначально это был форт, построенный в 1812 году Шридхаром Нараяном Мунши из королевского дома Нагпура и приобретенный в 1915 году королём Рамешваром Сингхом Бахадуром из Дарбханги.
Рана Махал Гхат был построен вождём раджпутов Махараной из Удайпура в 1670 году. Он расположен между Дарбханга Гхатом и Чусатти Гхатом. Здесь также можно увидеть грандиозный дворец, который демонстрирует лучшее из раджпутского архитектурного стиля. Хотя этот дворец со временем заметно обветшал.
Среди многочисленных гхатов в Варанаси Чаусати Гхат является популярным священным местом для посещения. В переводе означает шестьдесят четыре. Причиной названия является храм, расположенный недалеко от этого популярного гхата, посвящённый 64 индуистским божествам, к которому ведут несколько восходящих ступеней.
Построенный в конце 18-го века королём Бенгалии Дигпатией, Дигпатия Гхат был частью Чаусатти Гхата до 20-го века. Массивная крепость на вершине гхата, построенная тем же правителем из камня и кирпича, отражает основные стили бенгальской архитектуры. В настоящее время в здании находится монастырь Каши Ашрам.
Ученики монахов, как и дети по всему миру, любопытны.
Раджа гхат был построен раджой Баладжи примерно в 1720 году. Был перестроен раджой Амритом Рао Пешвой на протяжении 1780–1807 годов, он переехал в город, будучи изгнанным Британским правительством из своего государства. Амрит Рао также построил четыре храма в окрестностях гхата.
До 1980 года именно здесь существовала традиция кормить брахманов, студентов санскритских колледжей, аскетов и т. д.
Нарад Гхат славится своей странностью. Считается, что люди, купающиеся здесь, могут избавиться от токсичных отношений в браке, или от брака как такового. Поэтому дружные пары обходят гхат стороной, поскольку говорят, что совместное омовение здесь вызывает ссоры!
Кшемешвар Гхат, один из исторически и религиозно важных гхатов Варанаси. На его вершине находится храм, посвящённый Шиве и известный как Храм Кшемешвары Махадева, основанный одним тамильским святым.
Во второй половине 19 века махараджа из Южной Индии Виджаянагар построил в этой части набережной большое здание, вскоре возник Виджаянагар Гхат. В настоящее время эту резиденцию, ставшую монастырём, называют Ашрамом Карапатра. Рядом — Кедар Гхат
Красно-белые ступени Кедар Гхата видны издалека, они ведут в один из знаковых храмов города — Шри Кедарешвар, посвящённый Шиве и Парвати.
Харишчандра Гхат является одним из старейших гхатов Варанаси. Он очень почитается как местными жителями, так и гостями, после Маникарника Гхата здесь второе по значению место кремации. Здесь спокойнее, костров меньше. И никто не срывается с места, истошно крича, при виде наведённого объектива.
После высадки у этого гхата медленно идём по берегу, наблюдая жизнь местных, в сторону гхата Дашашвамед, где нас ждёт церемония Арти.