Андалусия считает себя родиной национального танца фламенко. Сами испанцы говорят, что фламенко — это ритм, страсть, яркие эмоции и драматизм. Примерно таким и получился наш андалусийский отпуск осенью 22го года.
Андалусия считает себя родиной национального танца фламенко. Сами испанцы говорят, что фламенко — это ритм, страсть, яркие эмоции и драматизм. Примерно таким и получился наш андалусийский отпуск осенью 22го года.
Все-таки, сентябрь — самый хороший месяц для отдыха на южном море! Вода еще теплая, солнце еще не устало, но агрессию уже растеряло, людей на курортах в разы меньше, и всюду упоительный аромат растений — они наотмашь радуются прекращению испепеляющей жары.
Мы с Андреем живем в Эстепоне. Это маленький курортный городок в испанской Андалусии на Коста дель Соль.
В первое же утро побежали на пляж. С энтузиазмом фанатов валяемся на мягком песочке, плещемся в соленых волнах Средиземного моря, снова валяемся, лениво жмуримся то ли от солнца, то ли от удовольствия. Была бы кошкой, замурлыкала б на всю бухту! А как не мурлыкать, когда спешить никуда не надо — вот совсем никуда!, и ласковые лучи нежного солнца растворяют меня в безвременье. Господи, хорошо-то как!
Только не спать! Не сегодня. Неразумно будет обгореть в первый же день, поэтому встаём и идём знакомиться с городом - он уже зовёт и готов развлекать и баловать. Эстепона придумала себе фишку. В историческом центре на всех домах висят горшки с цветами. Много горшков! Ничего особенного, скажете вы, в Испании это сплошь и рядом. Да, но только тут мы видели, что горшки, кадки, решетки и прочие элементы декора имеют один цвет по всей улице. На другой улице — горшки другого цвета. Вскоре мы убедились, что эта милая фишка не только развеселила старый квартал, заодно превратив каменный мешок в цветущий оазис, но и стала отличным ориентиром в лабиринте почти одинаковых белых домишек.
Когда нашли улицу с разноцветными горшками, Андрей изрёк: «Анархия — мать порядка!»
Курорт явно заточен на обслуживание многочисленных туристов, только туристов сейчас меньше, чем столиков на улицах, можно плюхнуться где угодно — хоть просто так посидеть.
Но мы хотим не просто, нам надо красиво и вкусно. Для обеда присмотрели симпатичное местечко. Вино принесли сразу и к нему подали оливки, которые мы не заказывали. Это, говорят, от заведения — для лучшего вкуса. Потом, гуляя по разным городам Андалусии, мы время от времени присаживались отдохнуть с бокалом вина, и каждый раз к вину подавали оливки — это действительно великолепный марьяж!
А сейчас мы потягиваем вино в ожидании тарелок и беззаботно смеемся над кознями судьбы, устроившей нам бег с препятствиями в это благоденствие. Нет, ну правда, давно не было так хорошо! И впереди ещё целых две недели счастья!
Я люблю Испанию. Я вообще люблю старую добрую Европу. Мне нравится этот оазис спокойствия, благополучия, опрятности и культуры. Здесь мне комфортно во всех смыслах, в том числе — ментально. А огромное культурное наследие никогда не дает скучать — жизни не хватит, чтобы всё пересмотреть, везде побывать, всем восхититься. К тому же, всегда находятся такие красоты природы, которые трудно пропустить. За три пандемийных года я соскучилась по Европе, особенно — по яркой бесшабашной Испании, но и представить не могла, что дорога сюда может превратиться в авантюру со множеством непредсказуемых поворотов. Что это было, расскажу вам на фоне видов Эстепоны. Каждый раз после пляжа мы с большим удовольствием гуляем по городу среди цветов, скульптур и муралов.
Этот двухнедельный отпуск в Андалусии мы забронировали еще до пандемии в 19 м году. Внезапно нагрянувший ковид показал большой кукиш нашим планам. В начале 22го года забрезжила надежда на мирный договор человечества с вирусом, и границы начали постепенно открываться. В январе в 4й раз переносим оплаченный отель на сентябрь и подаем документы на финскую мультивизу. Мы уже 20 лет берем долгоиграющую финку и в конце февраля должны получить пятилетний шенген. 24 февраля возникли опасения, что визу вообще не дадут. С небольшой задержкой все-таки дали. Мне — на 2 года, Андрею — всего на год. Ну, и на том спасибо.
Теперь можно покупать билеты. Поскольку прекратилось авиасообщение между Россией и Европой, до небес взлетели цены на полеты через третьи страны. Мда, на такие расходы мы не рассчитывали. Но вот хорошая новость: после ковида открылась Эстония, а билет из Таллина в Малагу через Италию стоит всего 16 тысяч руб вместо 80ти через Стамбул. Берем на 24 сентября. На машине доедем до Таллина, оставим ее на парковке в торговом центре рядом с аэропортом — это значительно дешевле, чем в самом аэропорту
В середине августа Эстония закрыла границу с РФ. Пробираться в Таллин придется через Финляндию. Наши банковские карты в Европе уже не работают, но у дочки есть импортная, она купила нам билет на паром Хельсинки -Таллин. Чтобы прибыть на границу с хорошим запасом времени и успеть на паром, планируем выехать из дома в субботу рано утром. За три дня до нашего отъезда, в среду, объявили мобилизацию. В пятницу мониторю ситуацию и прихожу в ужас — на финской границе сумасшедшие очереди! В начале недели еще никого не было!
Андрей говорит — раз так, собирай чемодан, приду с работы и сразу поедем. Для ночевки еле нашла свободную комнату в каком-то мотеле под Выборгом. Финны тем временем заговорили о введении запрета на въезд по туристическим визам — через неделю закроется и это окно в Европу.
В 4 утра на границе встали в хвост очереди. Далеко, очень далеко до заветного шлагбаума. Люди спали прямо в машинах. Очередь двигается слишком медленно — на паспортном контроле всех мужчин анкетирует работник военкомата, а ему спешить некуда. Чтобы успеть на паром, российскую границу надо пройти до 8.00, финскую — до 11.00. Вот уже 7.30, а мы черт-те-где и ещё дальше.
Пошла к шлагбауму. Девушке в форме показываю билеты на паром и на самолет, прошу пропустить без очереди. Не положено. Заходы с разных сторон не пробивают железное «нет». Это капец. Мы никуда не успеваем. Понуро поворачиваю назад и вдруг слышу окрик: «Стой!» Подходит старший по званию, разглядывает мои бумажки. Видимо, он слышал разговор.
— Где ваша машина?
— Отсюда не видать.
— Подъезжайте.
Звоню Андрею.
Из России мы выехали в начале 9го — почти по графику.
На финской стороне очередь тоже не слабая и тоже еле шевелится. Финны досматривают тщательнее обычного. В 10 часов понимаю, что таким темпом мы точно опоздаем на паром. Начинаю смотреть самолеты Хельсинки-Таллин. Есть подходящий рейс, но купить билеты не могу — дочкина инокарта понадобилась ей самой, поэтому у нас в ресурсе только наличка. Ехать наобум в аэропорт? А какие еще варианты? Финны — не россияне, порядок нарушать не будут, договориться не получится. Да их и нет у начала очереди — там бездушный светофор.
Но попытаться все-таки надо. Выходить из машины нельзя, поэтому по свободной полосе подъезжаем к светофору. Подхожу к первой машине, объясняю ситуацию, прошу пропустить вперед. Соглашаются, но просят договориться и со следующей машиной. Слава небесам, они тоже согласны! С воем сирены подлетают финны.
— Что тут происходит? Показываю билеты.
— А первая машина не против? Нам тут не нужны потасовки.
— Нет, не против! И вторая тоже!
Финн посмотрел на нас, как на инопланетян.
— Ок, ждите зеленый светофор.
С финской границы мы выехали по графику.
На нервах Андрей пригнал на причал раньше времени, но теперь это ожидание гасило эмоции. Когда паром отчаливал, мы чуть не плакали от счастья. Сколько добрых слов мы сказали в адрес незнакомых людей, можно сказать, конкурентов, проявивших понимание и сочувствие в такой дико напряженной ситуации!
Впрочем, расслабляться рано. На таллинском причале не должно быть эстонских погранцов, но сейчас так быстро всё меняется! Съезжаем с парома — никто не тормозит машину с российскими номерами! Уффф! Ныряем в торговый центр на подземную парковку. Ищем, где можно оплатить наличкой, но тут только паркоматы. Подходит человек, акцент выдает эстонца.
— Вы, наверное, машину оставите, а сами улетите? Тогда лучше перепарковаться вот туда, там машину никто не заденет, а здесь случайно могут. Нет, не знаю, где можно оплатить наличкой. Может быть, наверху?
— Большое спасибо за совет! Удачи!
— Вам — удачи!
Перепарковались и пошли наверх. Никто из продавцов ничего не знает. Ловим девушку с бейджиком. Налом, говорит, нельзя, длительную парковку надо оплачивать на сайте. Извините, не могли бы вы нам помочь? Я зарегистрируюсь, дам вам 50 евро, а вы оплатите своей картой, 16 дней стоят 39 евро. Девушка пришла в себя, подумала и завела нас в служебное помещение. Через пару минут я получила на почту все, что нужно.
— Пойдемте к банкомату, верну вам 10 евро.
— Нет-нет, оставьте себе, вы нас здорово выручили!
Вот теперь можно выдохнуть. Моккий Парфеныч (домашнее имя машины Опель Мокка) пристроен до нашего возвращения — не грешно и глотнуть с устатку. Где наша фляжка?
В полночь прилетели в Неаполь. Впритык к аэропорту забронировали гест и сообщили время прибытия. Нашли адрес. Ворота высокого глухого забора закрыты, и нет никаких опознавательных знаков геста. Стучим. Громче стучим. Совсем громко стучать стесняемся — вокруг частные дома, люди спят, наверное. На телефон никто не отвечает. Тусклый фонарь нехотя освещает пустую улицу. Мертвая тишина. Что, сюрпризы еще не кончились? Ну, уж нет! Со всего маху бью ногой металлический забор. Откуда-то сбоку высунулась заспанная морда. Да-да, это сюда, мы ждем вас! Оказывается, среди кустов есть неприметная калитка, которую мы не увидели в темноте, и рядом с ней — малюсенькая кнопка звонка, о которой знают только посвященные, а «ждем» — это крепко спать на диванчике в лобби. Ну, мамма мия!!!
В середине следующего дня прилетели в Малагу. Конец сентября, а солнце жарит сильнее, чем у нас в разгар сезона. Ничего, мы за тем и приехали, чтобы продлить наше короткое лето. Остался последний рывок в Эстепону. Сейчас найдем прокатную контору, в которой забронировали машину, и с комфортом поедем в отель.
Поскольку бронь машины на Букингкаре без малейших проблем оплатили кредитной картой Тинькофф, была надежда, что и залог на этой карте удастся заблокировать. Не тут-то было! Так-сяк, а никак! Вот только не надо упреков, почему мы не сделали инокарту. А потому что! Во-первых, судя по отзывам, китайщина Газпрома и иже с ним в Испании далеко не везде проходит. Во-вторых, срываться с работы и ехать в соседние страны за картой не было возможности. Смысла тоже не было, потому что бронь машины стоила дешевле расходов на оформление карты с кривой схемой пополнения. В-третьих, вообще не ясно, где и когда еще нужны будут эти карты. Жизнь показывает — пока нигде. В итоге мы рассудили, что здорово выиграем, если получим машину, и гораздо меньше проиграем, если не получим, но не потратимся на инокарту. Эту лотерею мы проиграли — машину нам не дали даже под залог наличных денег. Иногда местные прокаты практикуют наличный залог, но не в этой фирме.
Мы страшно устали — разом проявился весь нервяк последних дней. Тащиться по жаре назад к остановкам общественного транспорта совсем не хочется. Хрен с ним, берем такси — ехать до отеля всего час.
Потом в Эстепоне мы нашли прокатчиков, готовых сдать машину под залог налички, но за такой конский ценник — спасибо, не надо. К этому времени мы уже навострились разъезжать по Андалусии на автобусах, в нужных случаях брали такси. Раз уж так сложилось, мне стало интересно сравнить удобство и затраты на машину и такси+автобус.
Наш клубный апартотель стоит на горе. Вместе с официальным окончанием пляжного сезона закончилась и услуга бесплатного трансфера на пляж. Море по местным меркам уже не комфортное — загорайте у бассейнов отеля, в них вода в самый раз. Но нам и море в самый раз, а получасовая неспешная прогулка на побережье под горку даже приятна. Вот в гору волочить разморенное на солнце тело — никакого удовольствия, поэтому каждый день поднимаемся вверх на такси.
Как бы волшебно на пляже не было, сутками просиживать на нем невозможно, тем более, что в провинции так много прекрасных уголков. Мы уже бывали в Андалусии и нам очень хочется увидеть то, что не успели в прошлый раз, поэтому катаемся через день. Это вообще моя любимая схема отдыха на море: день на пляже, день в бегах.
С учётом всех поездок на автобусах и на такси за 2 недели, включая трансфер из Малаги, расходы на транспорт оказались меньше, чем, на бензин, парковку и платные дороги, если бы ездили на машине. Комфорт в каждом варианте свой. На машине больше свободы — едешь, куда хочешь, но существует ответственность и вечная проблема с парковками. На автобусе ты привязан к расписанию, но развитая сеть и большое количество рейсов по всей Андалусии делают эту проблему малочувствительной, а то, что не надо садиться за руль, позволяет получать дополнительное удовольствие от хороших местных вин. Теперь даже не знаю, будем ли в Испании заморачиваться на машину в следующий раз, если он когда-нибудь случится.
Чтобы завершить дорожную тему, скажу, что на обратном пути проблем не было. Был волнительный момент в аэропорту Милана. Накануне мы читали, как некоторые авиакомпании снимают россиян с полетов в закрытые для нас страны. В Таллин мы летели компанией Ryanair, а Эстония, как вы помните, границу закрыла.
На посадку стоим в хвосте очереди. Наш багаж уместился в маленький чемоданчик ручной клади, плюс рюкзак с техникой — в лето можно лететь налегке, а теплые вещи остались в машине.
За несколько человек до стойки подходит сотрудница, просит показать распечатку билета. Смотрит и говорит упавшим голосом, что должна сильно огорчить. Я подобралась. Ну-ну, думаю, оставьте нас здесь, придется вам кормить-поить и оплачивать наше жилье. Внутренне-то я хорохорюсь, но внешне спокойно жду, что будет. А будет совсем другое. Уже после того, как мы купили билеты, лоукостеры ввели плату за ручную кладь на колесах. Сотрудница увидела наш чемодан, но в билете не нашла оплаты за него. Подводит к стойке — прикладывайте карту. Наша не проходит. Предлагаем кэш — не предусмотрено. В очереди осталось несколько человек. Стою с купюрой 50 евро и прошу оплатить картой за нас, но ни у кого нет налички для сдачи, а дарить половину я не собираюсь. Все пассажиры прошли, мы остались одни. Делайте, что хотите. Ладно, говорят, если позволите забрать чемодан в багаж, летите так, без оплаты. Мы позволяем:)))
В Таллине нашли Моккия Парфеныча в добром здравии, правда, сильно запыленным. Протерли стекла, переобулись, утеплились и помчались домой. На границе в Нарве никого нет, из Эстонии выпустили быстро. На российской стороне тоже — никаких вопросов.
Вся дорожная цепь, включая отели, паром, парковку и бензин обошлась примерно в 24 тыс рублей на человека — на двоих вышло на полторы тысячи евро дешевле, чем если бы летели через Стамбул. Не заботясь об экономии нам хватило этой разницы на две недели активной жизни в Андалусии.
Но пока наш отпуск только начинается, мы все еще в курортной Эстепоне, и завтра собираемся поехать в сногсшибательные места — вам тоже там понравится!