Для того, чтобы посмотреть новый храм Вишванатх, необходимо было переместиться в район Бенаресского индуистского университета. Этот государственный университет — один из самых известных индийских вузов, среди которых иногда занимает 1-е место по итогам года. Основан был в 1916 году.
Главный кампус, занимающий территорию в 5,5 кв. км был построен на земле, пожертвованной раджой Варанаси. В Бенаресском университете обучается около 15 000 студентов. Территория кампуса — своеобразный мини-городок с широкими малооживлёнными проспектами. Довольно однотипные здания отдельных факультетов и общежитий отделены лесополосами и парками. Свободно, чисто, как бы и не традиционная Индия.
Храм Вишванатх Мандир прожил долгую 900 — летнюю историю. Периодически разрушался многочисленными захватчиками, однако местные жители столько же раз реконструировали этот древний храм. Священный для индусов город Варанаси не принимал правителей со стороны, особенно мусульманских. Этот факт и определил длинную городскую историю.
Первым известным разрушителем варанасских храмов был Кутб-уд-дин Айбак, тюркский мусульманский правитель Северо-Западной Индии, который перенёс столицу в Дели, где построил знаменитый Кутб-Минар. Его воины безжалостно убивали местных жителей, грабили город, порабощали молодых девушек и мальчиков, пытали богатых, убивали индуистских священников, сжигали древние писания.
Такая крайняя демонстрация силы и ненависти к местным жителям Варанаси была только началом проклятия, которое продолжалось следующие 600 лет. По стопам Кутб-уд-дина Айбака пошли многие захватчики. Время долго не могло залечить шрамы, оставленные такими правителями, как Хусейн Шах Шарки между 1447 и 1458 годами, а затем Аурангзебом в 1669. Индусы до сих пор помнят, как их предки пережили столетия тирании, религиозных и социальных преследований. Даже по сей день местная поэзия, религиозные тексты, сохранившиеся индуистские картины и анекдотические истории напоминают людям о том, как некоторые нетерпимые фанатики использовали непостижимую, бесчеловечную военную тактику против невинных индусов, их любимых божеств и их святынь, в число которых входил и храм Вишванатх Мандир. После первого вторжения многие выдающиеся местные жрецы предприняли огромные усилия, чтобы возродить архитектуру разрушенного Вишванатх Мандира.
Это действительно помогло сохранить историю храма. Наконец, по прошествии 700 лет, в 1930-х годах задумали воспроизвести Вишванатх Мандир в кампусе Бенарасского индуистского университета. Всё та же знаменитая семья-меценат Бирла взяла на себя строительство, и фундамент был заложен в марте 1931 года. Храм был окончательно завершён в 1966 году.
Храм является одним из самых высоких в Индии. Общая высота составляет примерно 77 метров.
Хотя Вишванат Мандир в первую очередь посвящён Шиве, он состоит из девяти отдельных святынь и открыт для людей всех каст, религий и религиозных направлений.
Храм Шивы находится на первом этаже, а храмы Лакшми Нараян и Дурги — на втором.
Вот, например, святыня Нанди. Этот бык возил бога Шиву. По совместительству также является божеством — хранителем Кайласа, резиденции Шивы. Почти во всех храмах Шивы есть хотя бы одно изображение Нанди, обычно обращённого к главному святилищу.
Весь текст Бхагавад-гиты и выдержки из священных индуистских писаний начертаны иллюстрациями на внутренних мраморных стенах храма.
Индусы любят новый храм Вишванатх, он не только расположен в самом сердце Варанаси, но и его божественность умножается священной рекой Ганг, протекающей неподалёку. Индуистский университет Бенарас, таким образом, является домом для одной из самых больших туристических достопримечательностей города Варанаси — великого храма Новый Вишванатх. Но вот какая деталь — несмотря на то, что он открыт для всех каст и сословий, нищих и ярко выраженных бедных мы в нём не заметили. Здесь один из самых достойных районов Варанаси.
Пришло время двигаться в сторону набережной, куда стекаются все туристы и верующие. По пути вновь — меняющийся кадейдоскоп районов, улиц, людей.
В Индии голова не только для того, чтобы думать и шапку носить.
Несмотря на трагическую историю Варанаси, прежде всего страдавшего из-за религиозной нетерпимости со стороны мусульман, здесь их — достаточно большая диаспора.
По пути заехали на фабрику по производству тканей и изделий из них. Гид так для нас старался в поездке, что хотелось пойти ему навстречу. Но для себя ничего не нашли.
На машине мы смогли доехать только до площади Гаудолия. Площадь легко узнать по корове на столбе. Таких столбов здесь два. Напомнили венецианские столбы, вот только там крылатый лев с книгой. Ну что ж, каждому своё.
От площади самый красочный путь к реке только один — пешком вдоль самых популярных рынков Гаудолия и Чаураха, среди разношёрстного и колоритного народа. Здесь многолюдно в течение всего года.
Многие магазины стремятся забить себе местечко на улицах рынка Гадолия. Здесь можно найти все типы магазинов, здесь весь древний колорит Варанаси.
Скобяные изделия, сувениры, предметы домашнего обихода, ткани, деревянные изделия, ювелирка, металлические и другие идолы и, конечно, самые различные продукты питания.
Местные, чувствуется, проводят на этих улицах много времени, толпятся у магазинов, где — вышитая шёлком одежда, ковры, резьба по дереву, различные виды украшений из жемчуга.
Даже если у вас нет намерения совершить покупку, просто прогуляться и осмотреться должно быть познавательно. Эти улицы как бы предворяют атмосферу гхатов, без них картина Варанаси будет неполной.
Вот, наконец, видна и Ганга, спускаемся вниз.
Уже заметны все атрибуты, включая измазанных пеплом, а рядом отмытых монахов и их слушателей.
С самых ранних лет приучают детей к паломничеству в святой для индуистов Варанаси. Надевают лучшие наряды.
А вот и лодочки. Одну мы арендуем для прогулки по реке. В следующем рассказе.