Сориентировавшись по целям на смотровой площадке Панорамной башни и скорректировав маршрут я спустилась с высот прямо на Площадь Августа (Augustusplatz). Уходить дальше он Главного ж/д вокзала я в этот раз не планировала, а решила посмотреть два музея по пути назад, ну и поглазеть по сторонам. А поглазеть было на что.
Площадь Августа (при ГДР — площадь Карла Маркса) находится в восточной части центра города и занимает около 40 000 квадратных метров. Здесь собраны здания разных десятилетий прошлого века. Она бала заложена в 1785 году, но сильно пострадала во время Второй мировой войны.
Здесь обращают на себя внимание Опера, Гевандхаус, Паулинеум, Городской небоскреб — Панорамная башня, высотка Кроха, Фонтан Менде, Колокол демократии.
Опера (Oper).
Здание оперного театра открыли в 1960 году и находится оно на месте разрушенного в войну Нового театра (Neue Theater). Некоторые элементы фасада в стиле позднего классицизма современного театра намекают на формы прежней застройки. В 2007 году фойе было отреставрировано, в соответствии с исторической версией. В качестве места проведения оперных и балетных постановок оперный зал вмещает 1267 зрителей.
Напротив Оперы расположено здание Лейпцигской филармонии — Гевандхаус (Gewandhaus).
Третий Гевандхаус после двух исторических предшественников в других местах города — единственный концертный зал построенный в Лейпциге при ГДР.
Инициатива его строительства исходила от капельмейстера Гевандхауса Курта Мазура (Kurt Masur), который тесно сотрудничал с командой архитекторов в течение 57-месячного периода строительства. «Новый» Гевандхаус был открыт в 1981 году и является домом для оркестра Гевандхаус. Большой зал вмещает более 1900 посетителей, а зал Мендельсона — почти 500 посетителей.
Кстати, своё название — Гевандхаус (=дом тканей), филармония берёт ещё от первого концертного здания: после того, как его второй этаж стал использоваться суконщиками, то есть торговцами тканями, его соответственно и обозвали, а потом и второе, разрушенное во время Второй мировой войны, и третье здание унаследовали название.
Современный свидетель из еще более далекого века находится прямо перед Гевандхаусом — Фонтан Менде (Mendebrunnen).
Фонтан Менде был построен в 1886 году на средства Марианны Полины Менде, вдовы лейпцигского купца. Работа художника Адольфа Гнауте (Adolf Gnauth) и архитектора Якоба Унгерера (Jacob Ungerer). Архитектурный стиль — историзм.
Чаша бассейна в форме двух перекрещенных овалов, обелиск высотой 18 м на постаменте, фигуры из греческой мифологии и водные животные, из красного мейсенского красного гранита увенчанные золотой звездой. Идеи заимствованы у нескольких римских фонтанов.
Паулинеум (Das Paulinum) я планировала посетить, но решила отложить осмотр до следующего раза, тем более, что алтарь открыт для посещений в среду, пятницу и субботу с 10:30 до 14:30. (Бесплатная экскурсия по пятницам в 14 часов).
Похожее на церковь здание принадлежит Лейпцигскому университету и, среди прочего, здесь находится Актовый зал — Аула (Aula) и университетская церковь Святого Павла (Universitätskirche St. Pauli). Паулинеум было построен в 2007 году и напоминает церковь Паулинеркирхе, снесённую в 1968 году. Торжественное открытие состоялось 1 декабря 2017 года.
Про Панорамную башню больше ни слова (см. Часть II).
Высотку Кроха (Krochhochhaus) я недооценила.
Высотное здание Кроха — первое высотное здание в Лейпциге. Оно было построено в 1928 году из железобетона по проекту архитектора Германа Бестельмейера (German Bestelmeyer) для еврейского банкира Ганса Кроха (Hans Kroch). Моделью для небоскреба послужила часовая башня «Torre dell’Orologio» в Венеции, построенная в 1496–1499 годах.
Из-за протестов соседей по поводу запланированной высоты здания, сначала возвели 7 этажей, а оставшиеся 4 этажа надстроили из дерева, пытаясь таким образом убедить общественность в гармоничности изначального проекта. В декабре 1927 года здание получило окончательное разрешение на достройку.
Особым успехом пользуется у туристов колокольная группа Йозефа Вакерле (Joseph Wackerle), которая возвещает время с крыши высотки Кроха. В колокола бьют два звонаря ростом 3,30 м, которые в то время считались самой большой колокольней в мире. Под колоколами латинская надпись «OMNIA VINCIT LABOR» (работа преодолевает все). В большой колокол звонарь справа бьет каждый полный час, в средний колокол звонарь слева бьет каждую четверть часа.
После обширной реконструкции здания в сентябре 2009 года в него переехали несколько институтов университета Летом 2010 года сюда переехал Египетский музей. Так, что посещение тоже в планах, лишь бы проездной по Германии не отменили.
А вот «Колокол демократии» (Demokratieglocke) я нашла только дома на фотографии. Почему это позолоченное яйцо — колокол, да ещё и демократии? Так и пишут: «Работа художницы Вии Левандовски (Via Lewandowsky) призывает к паузе и размышлению». Ну да ладно, колокол, так колокол. Установили его у входа на Гриммайшештрассе к 20-летию Мирной революции, в 2009 году. Он посвящен решающей демонстрации в понедельник 9 октября 1989 года, которая ознаменовала конец ГДР.
По Гриммайшештрассе (Grimmaische Straße) я отправилась в сторону следующей важной цели — к Старой ратуше.
За бронзовой скульптурой «Несвоевременные современники» (см. Часть I) бросился в глаза эркер эпохи Возрождения, но само здание было современным.
Оказывается, в 1558 году, по адресу Grimmaische Strasse 12, был построен Паулем Видеманом (Paul Wiedemann) для советника Георга Рота (Georg Roth) и он считался самым красивым частным зданием эпохи Возрождения в Лейпциге. С 1612 года он стал называться Княжеским домом, потому что во время учебы здесь жили четыре альтенбургских принца. Позже Пауль Видеманн пристроил два круглых ренессансных угловых эркера из порфирового туфа Рохлица. В 1648 году дом перешёл во владение университета, где оставался до 1918 года. Княжеский дом был уничтожен во время авианалета на Лейпциг в 1943 году. Когда руины были снесены, два уцелевших эркера были спасены и сохранены в Морицбастайе. В 1986 году было построено здание напротив, по адресу Grimmaische Straße 17 / Nikolaistraße 1, оно и получило один из круглых эркеров. Годы спустя с помощью моделей дрезденские скульпторы Вернер и Кристиан Хемпель (Werner und Christian Hempel), а также каменщики из лейпцигской компании по охране памятников в ходе реконструкции заменили его на копию.
И здесь же на Гриммайшештрассе расположен фонтан «Каменные полосы с фонтанами-шутихами», как городское пространство для разных возрастных групп. Концепция называется «играть в пути», проект реализован с активным участием детей.
Ещё один фасад, за который цепляется взгляд — фасад, где отчетливо видна надпись «Zentral-Messepalast».
Оригинальное здание «Центрального выставочного дворца» («Zentralmessepalast») на Гриммайшештрассе в центре города было открыто в 1914 году к весенней ярмарке, такое название оно получило потому, что находился посередине двух торговых улиц. Оно было спроектировано известным архитектором Эмилем Францем Гензелем (Emil Franz Hänsel). После войны его вновь открыли в 1949 году и, затем, полностью перестроили, за исключением фасадов, с 1996 по 1999 годы.
Ещё здесь же на Гриммайшештрассе, перед музеем ФОРУМ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ в Лейпциге (ZEITGESCHICHTLICHES FORUM Leipzig)
находится бронзовая скульптура «Шаг века» («Der Jahrhundertschritt) изготовлена в 1984 году Вольфгангом Маттхойером (Wolfgang Mattheuer)
.
В 1999 году она была установлена здесь, как «символ отношения между немцами и двумя тоталитарными системами в ХХ веке».
И вот уже я добралась до площади Нашмаркт (Naschmarkt) — рынка закусок.
Здесь и сегодня закусить можно. На нём же расположена Старая биржа (Alte Börse), сюда выходит тыльной стороной Старая ратуша, а со стороны Гриммайшештрассе расположен Львиный фонтан (Löwenbrunnen).
Фонтаны на рынке Naschmarkt снабжали жителей Лейпцига пресной водой со времен Средневековья. Нынешняя форма фонтана со львами восходит к 1918 году. Хьюго Лихт (Hugo Licht), советник по городскому строительству, перестроил и обновил старый фонтан. Его украсили железные львы, разработанные Иоганном Готфридом Шадовым (Johann Gottfried Schadow) в 1820 году, и ручка водокачки. Löwenbrunnen — старейший из действующих фонтанов в Лейпциге.
И перед тем как отправиться в Старую ратушу обращу ваше внимание на этот вход, напротив фонтана со львами.
Для туристов и любителей архитектуры Mädler-Passage является обязательным местом при посещении Лейпцига — города в центре с уникальной плотностью пассажей для Центральной Европы.
С архитектурной точки зрения пассаж Мэдлера также иллюстрирует богатство культуры городских домов 100-летней давности. Хоть я и не большой любитель шопинга, но надо будет сюда как-нибудь заглянуть.
А в этот раз я пошла осмотреться в Старой ратуше Лейпцига.
Рыночная площадь готовилась к летним фестивальным концертам и была перегорожена, но до входа в Старую Ратушу и Исторический музей города по-совместительству путь был открыт.
У входа в музей не пропустите два небольших фонтана: купающихся девочку и мальчика.
Купающаяся девочка, опирающаяся коленом о пень, была создана Йоханнесом Хартманном (Johannes Hartmann, 1869–1952).
Видимо, красивая девушка кому-то так понравилась, что скульптуру украли в 1992 году. К счастью, скульптору Клаусу Швабе (Klaus Schwabe) удалось реконструировать ее по фотографиям, и с 2000 года она вновь радует жителей Лейпцига и их гостей.
Мальчик, сжимающий мокрую губку над головой, был создан лейпцигским скульптором Карлом Людвигом Зеффнером (Carl Ludwig Seffner, 1861–1932) в 1909 году.
Старая ратуша оправдывает свое название, так как ее фундамент был заложен в 1556 году. С 1909 года она служит музеем истории города.
Посещение музея могу смело рекомендовать, сказать что мне музей понравился — не сказать ничего. Выложу отдельный альбом, но чуть позже.
Выйдя из музея я окинула взглядом Старую биржу (Alte Börse) — старейшее здание в стиле барокко в Лейпциге.
Построенная в 1678 году лейпцигскими купцами, она 200 лет служила представительным местом встреч.
Здесь заключались сделки, проводились аукционы и обращались векселями. Сегодня Старая фондовая биржа используется для концертов, чтений, театральных представлений, лекций, конгрессов, частных и общественных фестивалей. Стильный зал рассчитан на 200 человек.
За Старой биржей виден Штайнбергер — Гранд Отель Торговый двор (Steigenberger-Grandhotel Handelshof) . Архитекторы Георг Вайденбах и Рихард Чаммер построили здание по адресу Salzgäßchen 6 в 1909 году.
Здание, сгруппированое вокруг двух внутренних дворов, изначально было построено как муниципальный торгово-выставочный центр Торговый двор.
Ещё один прощальный взгляд на Старую Ратушу с улицы Katharinenstraße.
Не пропустите Туристический информационный центр (Tourist-Information) по адресу Katharinenstraße 8.
И здесь же вход в Музей изящных искусств в Лейпциге (Museum der bildenden Künste Leipzig) по адресу Katharinenstraße 10.
В центре города и в великолепной архитектуре Лейпцигский музей изящных искусств демонстрирует работы от позднего средневековья до наших дней, в том числе работы Лукаса Кранаха (Lucas Cranach), Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich), Макса Бекмана (Max Beckmann), Нео Рауха (Neo Rauch) и других. Понятно, что здесь я провела остаток времени, отведённого на эту поездку в Лейпциг. Сюда тоже советую заглянуть и времени на посещение закладывайте побольше. О своих впечатлениях и открытиях так-же выложу альбом.
По дороге к Главному ж/д вокзалу на фото попал дом по адресу Katharinenstraße 19.
Богато украшенное здание в стиле рококо было возведено в 1748/49 году для купца Йоста Генриха Хансена (Jobst Heinrich Hansen). Архитектором был известный мастер барокко Джордж Вернер (George Werner). Центральную ось подчеркивают уже не эркеры, а рокайли. Ансамбль здания состоит из двух дворов, расположенных один за другим. Они простираются внутрь от главного здания со стороны улицы и имеют различный характер в зависимости от их использования. Барочный пассажный двор полуобщественного назначения отведен под самые разнообразные коммерческие предложения. Двор позади — городской жилой двор. Здание с фасадом в стиле рококо было реконструировано в 2016 году. Здесь после завершения обширных строительных работ Katharinenhöfe сосуществуют торговые, офисные и жилые помещения.
А на этой фотографии как ориентир — тыльная сторона Брюль Аркады (Brühl-Arkade) — за ним улица Katharinenstraße.
Брюль-Аркада, также Брюль-Аркаден, в Лейпциге представляет собой торговый пассаж, проходящий через комплекс зданий отеля Marriott между Брюлем и Рихард-Вагнер-Штрассе.
Ну и дальше, … вокзал … поезд… и дорога домой.
Теги:
Культурно-познавательный туризм