Выехали из Кхаджурахо. Весь этот день мы провели в самом северном уголке штата Мадхья-Прадеш. Это штат в Индии, расположенный в самом центре страны, сравнимый, наверное, с крупным европейским государством, как по населению (42 миллиона человек), так и по территории. Население здесь говорит на хинди и схожих диалектах. Хотя это так, для справки. Ведь мы с гидом, а он местный.
Большая часть штата расположена на плато, которое окружено высокогорьями Виндхья и Сатпура. Многочисленные холмы и равнины, озёра и извилистые реки создают поистине живописные пейзажи.
Однако, несмотря на обилие исторических и архитектурных памятников, огромных заповедников с массой животных, включая тигров, штат относительно непопулярен среди туристов, которые отдают предпочтении более известным местам в Индии.
Здесь природа не так невзрачна, как между Дели и Джайпуром. Территория штата покрыта густыми лесами, которые составляют треть всех лесов страны.
Много свободной земли, не занятой лесами, но на этих полях какой-либо сельскохозяйственной деятельности я не заметил.
Проезжали мы по границе Национального парка Панна, где также есть тигровый заповедник. Здесь, как и в большинстве национальных парков Центральной Индии растительность сухая лиственная. Говорят, леса очень зелёные в сезон дождей, но сейчас, в разгар сухого сезона, всё унылое, серо — коричневое.
Преобладающие деревья здесь — это акация, тик и ещё пара с трудновыговариваемыми местными названиями. Природный туризм не был нашей целью, поэтому на заповедник мы только посмотрели сверху, с дороги во время короткой остановки. Где-то там, к югу находится местность, куда Киплинг поселил своего Маугли.
А остановились мы, потому что водителю потребовалось сделать прасад. В Индии постоянно сталкиваешься с сильным влиянием религиозных традиций. Это массово и явно показывается — это то, что в западном обществе давно утрачено. На каждом шагу стоит небольшая молельня, или статуя божества с зажжённым огоньком — люди просто перед работой, или проходя мимо, могут остановиться и помолиться.
Пример этого — небольшой придорожный храм Махакал Бхайрав.
А прасад — это ещё одна местная традиция своеобразного обмена между божеством и верующим, основанного на любви или просто почтении. Верующий подносит цветы, фрукты или другую пищу, божество «наслаждается» или «вкушает» предложенное ему, после чего прасад почтительно принимается верующими обратно. Часть подношения в виде пищи принимается обратно как священный дар или божественное благословение. Положил сэндвич и цветочек, обратно взял не простой, а «просветлённый» сэндвич, вот так-то. Как правило, все транспортные средства, прибывающие в Панну и обратно, останавливаются в этом храме, чтобы получить благословение для успешного путешествия по дорогам.
В процессе передвижения по таким провинциальным дорогам, вдалеке от туризма и современных городов, особо бросается в глаза самая неприглядная сторона Индии — бедность. Кто смог, вырвался в города, поближе к предприятиям. А здесь — один Шива вместе с Вишну знают, как они живут. Вернее существуют.
В Индии медицинскую страховку и социальное обеспечение, включая пенсию, имеют только государственные служащие, военные. Поэтому пользуется успехом соответствующее образование. Но оно не для всех каст. Индия так устроена — родившись в «не той» касте, бесполезно мечтать. Можно после соответствующего образования устроиться в крупную компанию, или стать, например, врачом. Можно заработать себе на старость, платить страховку. Кое-какой бизнес платит страховки работникам, но это добровольно. Но опять же — это не для всех каст. А глобально — в Индии фактически 30% населения без работы и без средств. Всё это рассказывал нам гид на длинной дороге.
Люди порой просто натягивают между двумя деревьями или столбами верёвку, вешают на нее полиэтилен, накрывают тканью — и внутри этих палаток живут годами. Или в сараях, бывших гаражах. Или просто под навесами.
Кому-то повезёт устроиться пастухом — овец или коз гонять.
Коровы — дамы священные, им пастух противопоказан. Они сами сбиваются в большие коллективы и живут здесь же, среди бедноты.
А многим женщинам работу вообще не найти, они просто сбиваются в кучи, и сидят днями вдоль дороги.
Иногда кто-то откроет придорожный магазинчик, немного подзаработает, и появляется строение, которое можно даже назвать домом.
Мелькнёт такое — и снова жильцы сараев и навесов вдоль дороги.
В городках, которые иногда возникали вдоль дороги, ничего примечательного, так же небогато.
Когда возникало что-нибудь интересное, мы останавливались. Как около этих монахов, выбравшихся в городок за покупками. Вместо грузовичка у них слон. Не в плюмажах, развозящий туристов. А со священными рунами, по-монастырски.
Съёмка не прошла без вознаграждения, монахи попросили «на-поесть». Мелочь, 20 рупий. Получив и поблагодарив, неторопясь удалились.
Так, постепенно, мы добрались до следующего пункта нашего маршрута — окрестностей города Читракут. Читракут, известное прежде всего среди местных, место эпохи Рамаяны, расположено на границе штатов Мадхья-Прадеш и Уттар-Прадеш. Многие индийцы называют этот район «холмы многих чудес». С холмами — ясно, этот район в основном состоит из живописных древних лавовых холмистых полей и отрогов ближайших гор с большими участками леса, перемежающихся реками. Что же касается «чудес» — этим подчёркивается, что район вокруг Читракута обладает духовным наследием, связанным со знаменитым эпосом, несравнимым ни с какой частью страны. Усеянный храмами и религиозными местами, связанными с Рамой, Бхаратом, Хануманом и Ситой, Читракут привлекает паломников в течение всего года.
Одно из таких мест, Гупт Годавари, образовалось в результате геологического явления, произошедшего около 65 миллионов лет назад. Это длинная узкая трещина, образовавшаяся на поверхности земли из-за того, что горячая расплавленная лава вытекала из глубины. Когда лава остыла, она образовала платообразные структуры с плоской вершиной.
Гупт Годавари расположен в тринадцати километрах от Читракута, спрятанный в хребте Панна в горах Виндхья. Буквально это имя означает «тайная Годавари», где Годавари — название подземной реки. Река Годавари, протекающая через эти пещеры, не видна в горах, считается, что она — полностью подземная и только на короткое время видна внутри пещеры.
Для того, чтобы лучше представлять роль этого места в индийской духовной жизни — пара слов о главных героях. Рама — центральный персонаж поэмы. Официально — старший и любимый сын царя Кошалы Дашаратхи. А «под прикрытием» — седьмой аватар Вишну (одно из четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три были его братьями). Сита — любимая жена Рамы, дочь царя Джанаки, но и она не так проста. Она — воплощение богини Лакшми, супруги Вишну и изображается как идеал женской чистоты. Лакшман — младший брат Рамы, ушедший с ним в изгнание, олицетворяет идеал верного друга.
Однаждя царь Дашаратха был вынужден уступить ультиматуму его второй любимой жены Кайкейи и приказать, чтобы Рама оставил своё право на трон и удалился в изгнание на 14 лет. И скрывались они как раз в окрестностях Читракута.
Из старого эпоса известно, что Рама и Лакшман провели некоторое время в этой пещере во время своего изгнания. Считается, что Гупт Годавари — это место, где демон Маянк, посланный королём Ланки, шпионил за Ситой и пытался забрать её одежду, когда она купалась в бассейне. Разгневанный его поступком, Лакшман обратил его в камень и прикрепил к потолку этой пещеры. Сегодня это место представляет собой обнажение черной скалы, выступающее из более светлой части пещеры.
Читракут, имеющий большое значение в Рамаяне, является свидетелем большого количества паломников в самом сердце континентальной Индии. Среди всех туристических мест в Читракуте Гупт Годавари занимает особое место. Многие индийцы едут в Читракут, чтобы увидеть пещеру, в которой жил Рама, и пройтись по священным водам реки Годавари. Утверждается, что просмотр Гупт Годавари является необходимой частью любого паломничества в Читракут.
Люди могут добраться до этих пещер по узкой тропинке, которая кончается у пункта контроля.
За ним — вторая полоса контроля, за которой пристально следят многочисленные обезьяны.
Становимся в очередь паломников, вместе с которыми поднимаемся по высокой и узкой лестнице. Туристов вокруг нет, только местные.
Вокруг лестницы — каскад бассейнов, которые, безусловно не так стары, они изготовлены, чтобы символизировать подземную реку.
С вершины лестницы — вход в пещеру, туда может пройти одновременно только один человек. Внутри фотографирование запрещено, но мобильник всё же выручает, как всегда.
По мере того, как мы входим внутрь пещеры, она становится все больше и больше. В этом месте можно увидеть различные маленькие храмы, и каждый храм имеет свою историю и традиции.
В отличие от святых мест в Европе и в мусульманских странах, в Индии они вряд ли являются предметом искусства. Кроме подношений и наивных статуэток, здесь, пожалуй, нет ничего. Но для индийцев они крайне символичны. На одном возвышении видна «троица» — Брахма, Вишну и Шива.
В другом месте гид показал на нишу закруглённой формы, где Рама хранил свой знаменитый лук, стреляющий сотней стрел. Понимающе кивнём, согласимся. Небольшой бассейн — это и есть место, где купалась Сита. Как же всё обыденно, и абсолютно неторжественно.
Гупт Годавари — это система двух пещер. Подземная река появляется во второй пещере. Она всегда заполнена водой по колено. Понятно, что в зимнее время мы не поддержали посещение это части. Да и вообще, сильно эстремально. Но местные паломники идут, ведь для них очень важна прогулка по священной реке. Даже в летний период дождей, когда, как говорят, вода в первой, сухой сейчас, пещере поднимается по пояс, а во второй бредут, поднимая только голову над водой. А внешний каскад бассейнов превращается в горный водопад. Выходим наружу.
Неотъемлемый атрибут каждого святого места в Индии — святое дерево семейства фикусовых.
В следующем рассказе мы посетим ещё одну святыню в Читракуте, а вечером посмотрим огненное представление Арти на реке. Оно менее масштабное, чем в Варанаси, но по своему интересное.
Теги:
Культурно-познавательный туризм