Город Вагаршапат находится в 20 километрах к западу от Еревана. Он основан во II веке до н. э., а имя Вагаршапат получил в 140-х годах, когда царь Великой Армении Вагарш I окружил селение стеной и валом и назвал по своему имени — Вагаршапат. Во II–IV веках город был столицей Великой Армении. В центре города стоял собор, построенный в начале IV века на месте, где по преданию Григорию Просветителю во сне явился Христос. В память об этом событии собор назвали Эчмиадзин. Многие века город был духовным центром армянского народа.
В 1945 году Вагаршапат переименовали в Эчмиадзин по названию находящегося там монастыря. Он носил это имя до 1992 года, потом городу вернули прежнее название. Но в обиходе используются оба этих названия.
Город знаменит тем, что здесь находятся объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому мы никак не могли обойти его вниманием.
Экскурсия началась с посещения руин храма Звартноц, построенного в середине VII века под руководством католикоса Нерсеса III на месте встречи царя Великой Армении Трдата Великого и Святого Григория Просветителя. Нерсеса III называли строителем за его строительную деятельность.
На церемонии освящения этого огромного храма присутствовал византийский император Констант II. Нерсес перенес в Звартноц престол католикоса. Храм простоял до X века, а потом обвалился во время землетрясения, причиной считают слабость узлов опор второго яруса. К началу XX века он был скрыт толстым слоем земли.
Руины храма обнаружили при раскопках в 1901–1907 годах. Сейчас можно видеть реконструкцию первого яруса, выполненную армянским архитектором Торосом Тораманяном, раскопавшим Вагаршапат. В 2000 году церкви Вагаршапата, в том числе и собор Звартноц, были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На щите рядом с руинами можно видеть собор, каким его изобразил Тораманян. Это было круглое в плане, трехъярусное сооружение с куполом.
Колонны Звартноца были увенчаны массивными капителями с изображениями крестов и орлов.
Фасады храма украшала резьба, рельефные плиты с орнаментами, гроздьями граната и винограда.
Рядом с храмом — развалины патриаршего дворца, жилых помещений Нерсеса III, винодавильни, бани. Около каждого сооружения установлены щиты с информацией.
Женщины из группы бросились искать спелую шелковицу, для жителей наших краев это экзотика, а здесь она как раз созрела.
Город Вагаршапат — это исторический центр Армянской апостольской церкви. Здесь и сейчас находится Эчмиадзинский монастырь с резиденцией католикоса. Туда мы и направились после посещения храма Звартноц.
Главный вход на территорию монастырского комплекса — ворота Святого Григория с барельефом, изображающим крестителя Армении Святого Григория и царя Трдата III, сначала его гонителя, а затем верного последователя.
Справа от ворот (со стороны монастырского комплекса) расположен монументальный алтарь под открытым небом, где летом проходят праздничные службы. Ворота и алтарь возведены в 2001 году к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства.
Монастырский комплекс занимает значительную территорию, как нам сказали, она больше территории Ватикана.
Справа от входа — двухэтажное здание с большим куполом. Это Духовная семинария Геворгян — высшее учебное заведение армянской апостольской церкви, основанное в 1874 году католикосом Геворгом IV. Семинария была закрыта в 1917 году, а в 1945 году открыта снова.
Это полноценное высшее учебное заведение, где учатся шесть лет и получают диплом государственного образца. Здание семинарии построено в 1869–1874 годах. Среди выпускников семинарии композитор Комитас, писатель Аветик Исаакян, католикос Геворг VI.
Здание из яркого туфа левее семинарии — общежитие семинарии Геворгян, как нам сказала экскурсовод, по другим источникам — гостиница.
К зданию семинарии сзади примыкает современный корпус, где размещаются спортивный и актовый залы.
Завершается этот корпус чем-то вроде памятника. Но что это, узнать не удалось.
Рядом современная церковь Святых Архангелов, построенная в 2009—2011 гг.
Это скульптуру я обнаружила в сквере рядом.
По территории монастырского комплекса расставлены хачкары. Армянские хачкары — каменные стелы с изображением креста — символ национальной культуры, они не встречаются больше ни в одной стране. На армянском языке «хач' означает «крест», а «кар» — «камень».
Хачкары стали резать в начале IV века, после принятия Арменией христианства. Сейчас в стране насчитывают около 50 тысяч хачкаров, каждый из них уникален и, несмотря на общий стиль, орнамент никогда не повторяется.
На снимках ниже — хачкары, перевезенные с Джульфинского армянского кладбища до его уничтожения властями Азербайджана. Джульфа — город на территории Азербайджана, в прошлом армянский поселок Джуга. Здесь было старое армянское кладбище, где в начале XX века стояло порядка 6 тысяч хорошо сохранившихся хачкаров. В течение последующего столетия кладбище планомерно уничтожали, к 2006 году от него, несмотря на протесты ЮНЕСКО, не осталось и следа. Из нескольких тысяч хачкаров сохранились только те, что были вывезены в Кавказский музей в Тбилиси и в Эчмиадзин.
По левую сторону от центральной аллеи — двухэтажное здание из темного туфа. Это типография, которая была учреждена в Эчмиадзине в 1771 году католикосом Симеоном Ереванци.
Рядом есть необычный памятник — мемориальный источник «Катнахпюр», построенный в 1960-х годах армянином, живущим за рубежом, в память о его 28 родственниках, пострадавших в 1915 году от геноцида.
Яркое здание, что виднеется за памятником, большей частью скрыто за деревьями, а оно самое протяженное в монастырском комплексе. В его новой части размещается гостиница, монашеские кельи, а в старой части — Музей Рубена Севака. Это небольшая галерея, названная именем известного армянского писателя Рубена Севака, ставшего в 1915 году одной из первых жертв геноцида армян в Османской Турции.
В центре монастырского комплекса располагается Эчмиадзинский кафедральный собор — главный храм Армянской апостольской церкви, престол Католикоса Всех Армян. Он основан в 301 году святым Григорием Просветителем, и является одним из древнейших христианских храмов мира. Последующие семнадцать веков он перестраивался и дополнялся. Изначально собор был прямоугольным и деревянным, в V веке ему придали крестообразную форму, а в VII веке перестроили в камне. Трёхъярусная колокольня и купол возведены в XVII веке. Большая реставрация собора производилась в XX веке.
Интерьер храма украшен уникальными фресками, большая часть которых была в разное время создана членами династии Овнатанянов, известных армянских художников XVIII века.
Собор был закрыт. Мы полюбовались его красиво украшенным входом, выслушали рассказ об истории создания и разбрелись по территории.
По обе стороны от входа в собор находятся могилы Католикосов всех армян. Справа от входа могилы Вазгена I (1955–1994) и Гарегина I (1995–1999). С 1999 года Армянскую апостольскую церковь возглавляет 132-й Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II.
Напротив входа в собор находится узкая высокая арка Трдата III, она ведет к резиденции Католикоса всех армян.
На резиденцию можно посмотреть только из-за забора. На ее территории находятся несколько музеев, но посетить их можно только с экскурсией. Это, прежде всего, Музей-сокровищница святого Эчмиадзина, построенный на средства Алека Манукяна — армянского бизнесмена и филантропа, жившего в США, и его жены Мари. В этом музее собраны церковные аксессуары, имеющие историческую и художественную ценность: кресты и посохи католикосов, одеяния, расшитые золотом и жемчугом, ритуальные предметы из золота, серебра, слоновой кости, украшенные драгоценными камнями и филигранью, дары, полученные Армянской церковью на протяжении столетий.
На площади слева от входа в собор установлены два памятника: небольшой справа — католикосу Мкртичу I Хримяну, тот, что побольше, — жертвам геноцида 1915 года.
За ними крестильный храм Святого Вардана и Иоанна Крестителя, построенный уже в наши дни, в 2010-х годах.
Вот сюда мы заглянули, интерьеры аскетичны, что традиционно для армянских храмов, но в современном варианте смотрится очень интересно.
Далее вдоль стены установлены хачкары.
Самый старый хачкар в Эчмиадзине привезен из монастыря в селе Макенис, он датируется IX веком. Здесь еще нет богатых восточных орнаментов, как у каменных монументов последующих веков.
Далее — старое здание Духовной семинарии, построенное в начале XX века.
У входа стоит памятник Месропу Маштоцу — просветителю, создателю современной армянской письменности, жившему в V веке.
Напротив семинарии за розарием — библиотека или, вернее, матенадаран — хранилище рукописей, построенное в 2012 году на средства лондонских армян Ваче и Тамар Манукянов.
В бывшей монастырской трапезной, построенной в 1655 году, теперь разместился ресторан «Агапе» — ресторан аутентичной армянской кухни.
Интерьеры здесь соответствующие, а еда вкусная. Наша экскурсия завершилась обедом в этом ресторане.
Далее можно видеть старое кладбище, а за ним — монастырь Святой Гаяне. Церковь Св. Гаяне — также одна из главных святынь Армянской апостольской церкви, она была основана в 630 году и также включена в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пока ждали автобус, я вышла за ограду Эчмиадзина через ворота Вазгена I, что у церкви Святых Архангелов, к площади Комитаса — центральной площади города. Там установлен памятник Комитасу — композитору, музыковеду, хоровому дирижеру, священнослужителю.
Солидное здание рядом с площадью — главпочтамт.
Засохшее старое дерево превратили в скульптуру.
Стену здания украшает картина, сюжет которой, конечно, понятен местным жителям.
А вот это здание — пример того, как будут выглядеть жилые дома, если запретить самостоятельное изменение фасадов. Все в едином стиле, красота!
В здании бывшего городского кинотеатра находится Музей Хорена Тер-Арутяна, открытый в 1982 году. Там выставлены работы всемирно известного американо-армянского художника и скульптора XX века Хорена Тер-Арутюняна (скульптура, живопись, графика). Музей — филиал Национальной картинной галереи.
Что там далее, непонятно, какое-то заброшенное здание, возможно, ожидающее реставрации. Разбираться некогда, нас ждал автобус и экскурсия на коньячный завод, о которой я уже рассказывала.
Конечно, это не все, что можно увидеть в этом древнем городе. Если есть свободное время, можно присмотреться к нему и внимательное. Добраться несложно, с ереванского автовокзала «Киликия» сюда ходят маршрутки и автобусы.