Орчха когда-то была столицей процветающего королевства, которым правили короли Бундела. Город был основан в 16 веке вождём Бунделы Рудрой Пратапом Сингхом. Он также перенёс свою столицу из Гарх-Кундара в Орчху на берегу реки Бетва. Орчха оставалась столицей династии Бундела с 1531 по 1783 год. Позже столица была перенесена в Тикамгарх. Несмотря на впечатляющие памятники, построенные во время правления королей Бундела, Орчха так и осталась провинциальным городом. Крайне незначительным в административном плане со смешным для Индии населением — около 11 000 человек. Да и река Бетва — скорее большой ручей по азиатским мастштабам.
Чего не скажешь о историческом наследии. Во время правления Бира Сингха Део (1605–1627) государство достигло своего апогея политической мощи и великолепия архитектуры. Он построил несколько фортов, дворцов и памятников не только в Орчхе, но и в Датиа и Джханси. Он также построил несколько храмов в Матхуре и Варанаси и является одним из основных участников распространения архитектуры Бундели в северных частях Индии.
Один из великолепных храмов — Чатарбхудж, высоко возвышается над низкоэтажной застройкой города. Виден уже с небольшого моста, по которому мы переходим на противоположный берег реки, посмотрев форт и дворцы. Сам храм мы посмотреть не смогли из-за ограничений накануне праздника, пара фото издали.
Чатарбхудж был построен в 16 веке. Он был возведён на высоком постаменте, с впечатляющими шпилями разных размеров, которые, кажется, уходят в небо. Храм гигантский, огромный и величественный.
Легенда гласит, что однажды ночью королеве Рани Ганеш Кунвари во сне явился Рама и повелел построить для него храм. Королеве было приказано посетить Айодхью и принести с собой в Орчху идола Рамы. Единственным условием было то, что Бог Рама должен был быть доставлен из Айодхьи в храм за один раз. То есть, как только его уложили, он бы не сдвинулся с места. Королева привезла с собой идола Рамы в Орчху. Однако строительство храма растянулось надолго, и поэтому идол был помещён в созданный для него во дворце небольшой храм, фрески из которого я показал в прошлом рассказе. После завершения строительства храма было предпринято несколько попыток перенести идола Рамы в новый храм. Но его не смогли даже сдвинуть с места! Поэтому Рама остался в Махале, оставив храм Чатурбхудж пустым. В храме Чатурбхудж теперь находится идол Радхи-Кришны.
Легенда — легендой, но почитаемый идол Рамы всё же с места сдвинули, сейчас он находится в храме Рам Раджа, который расположен рядом с храмом Чатарбхудж.
Храм и окружающие улицы, базары, пожалуй единственное место в Орчхе, которое полно активности. Здесь та, настоящая, неприкрытая провинциальная Индия, во всей своей беспорядочности, яркости и пестроте.
В храме Рам Раджа и его окрестностях всегда кипит деятельность. Многочисленные паломники, уличные торговцы, пытающиеся привлечь ваше внимание — это место представляет собой какофонию звуков и цветов.
С этим храмом тоже связана интересная легенда. Которая, скорее рассказывает о основании города. Однажды Раджа Рудра Пратап отправился на охоту и наткнулся в лесу на небольшой храм Рамы (на месте которого сейчас стоит нынешний). Пока он возносил свои молитвы, навстречу ему вышел волк. Король не мог сдвинуться с места, и вдруг услышал громкий голос, выкрикнувший «Орчха» — команду, отдаваемую собакам на местном наречии бундела. Услышав это, сопровождавшие короля охотничьи собаки погнались за волком и убили его. Убеждённый, что приказ спасти ему жизнь был дан божеством, Рудра Пратап решил устроить свою столицу именно на этом месте, вокруг храма, и назвал её «Орчха».
Храм Рам Раджа, несомненно, является сердцем Орчхи. Это единственный храм в стране, где Раме поклоняются скорее как королю, а не как Богу. Именно здесь вы увидите, что полиция, которая охраняет храм, ежедневно отдаёт салют божеству.
Храм — прямоугольное здание с четырьмя башнями. Красиво окрашен в оттенки белого, розового и желтого цветов. Перед храмом как раз стояли молодожёны. Я так и не понял смысла этого действа, вокруг никто особо на них не обращал внимания, да и вид у них был не особо радостный.
Наверное, часть гостей просто уже «приняла» и сбежала, метров 200 от храма на улице мы встретили лихо отплясывающую компанию.
Идём к следующему историческому памятнику в Орчхе. Это кенотафы бывших правителей Орчхи, принадлежавших к клану Бундела. Сохранилось 14 таких кенотафов, которые датируются 16–18 веками. Огромные сооружения с храмоподобными шпилями представляют собой завораживающее зрелище, стоящее на берегу реки Бетва.
Как известно, кенотафы — это ложные саркофаги, над захоронениями, которые находятся глубже, под ними. Широко приняты в соборах Испании, Франции. Но за пределами Европы кенотафы приобретают совсем другие формы и размеры. Глядя на сооружения в Орчхе, на ум пришли пирамиды в Египте. Ведь они тоже своего образа кенотафы. Конечно, намного более величественные, но проще по форме, чем в Орчхе.
С другой точки зрения, я вообще не пойму, почему эти постройки называют кенотафами. Они по определению не то же самое, что пирамиды, построенные для египетских фараонов. В индуизме трупы кремируют, а прах опускают в реку. Следовательно, кенотафы Орчхи не предназначались для сохранения мёртвых тел.
Вероятно, такое названия принято среди археологов и историков, потому что местные жители называют их просто — чхаттри (зонтик). Из-за маленьких павильончиков с куполом на крышах. Кенотафы бывших правителей Орчхи можно найти в южной части этого небольшого города. Вокруг них разбит красивый сад в стиле Великих Моголов, предлагающий безмятежность внутри города. Отличное место, чтобы неторопясь прогуляться.
Все здания похожи, кроме одного, который стоит отдельно, ближе к реке. Этот монолитный Чхаттри посвящён Радже Бир Сингху Део, больше похож на дворец и привлекает поклонников со всей страны.
Этот кенотаф с прилегающей к нему территорией часто используется для мероприятий или фотосессий.
Заодно — и с музыкальным сопровождением.
Остальные кенотафы построены скорее как храмы и имеют одну комнату в центре и четыре другие по четырём углам. На вершине кенотафов есть шикхары (спирали), которые очень напоминают храмы, построенные в стиле нагар.
Комнаты внутри кенотафов неинтересны, они пусты, украшения или фрески отсутствуют.
Тем не менее, комплекс «жилой». Здесь гнездятся крупные стервятники. Какие именно, не знаю, я в птичках не разбираюсь, для меня все они — орлы. Вот он, красавец, расправил крылья. Очень удачно, как статуя. Но он — живой.
Кенотафы нельзя сравнить с храмами Кхаджурахо, покрытым замысловатой резьбой, или с архитектурой Великих Моголов, но они всё равно — уникальны. Изюминка Орчхи, их нужно исследовать.
Заехали в ресторан на окраине Орчхи. Мы так поняли, что это практически единственное место, куда привозят туристов. Фактически все туристы на этом маршруте были сейчас здесь.
На маршруте Джханси — Варанаси мы не раз пересекались. Мне было удивительно, почему так мало туристов в этой части Индии, если сравнить с Золотым треугольником. Ведь здесь тоже есть что посмотреть. Позднее и в Каджурахо между храмами передвигалось от силы 15–20 посетителей.
Эти две группы по 8–10 человек тоже были русско-говорящие, только с Кипра и из Израиля. Сам ресторан оказался для нас неудачным. В первом рассказе я уже писал о неприятии индийской еды, которое нас постигло, к сожалению, в этой стране. Чего-то хоть отдалённо похожего на европейские блюда здесь не нашлось, в этой части Индии с этим проблемы. Но белый рис без специй с отварными овощами ушёл с добавкой))
Потом мы достаточно долго ехали в Каджурахо, где нас поселили в отель уже поздним вечером. Отель тоже запомнился.
С виду выглядит как «звёздочный» где-нибудь на итальянском побережье. Большая прилегающая территория, классический дизайн.
Большой внутренний дворик с фонтанами, статуями, скамеечками.
И интерьеры понравились, всё очень пристойно.
И вдруг в полночь погас свет. Парень на рецепшн был на удивление спокоен, объяснив, что через несколько часов включат. Уже позже, в инете, в отзывах я прочитал, что многих других туристов постигло то же самое. Включили утром за полчаса до завтрака.
Так как мы выезжали рано, умывались и собирались при свете двух мобильников. Гид потом рассказал, что последние годы в некоторых областях постоянно веерные отключения. Энергетический кризис? Не знаю. Но в Читтракуте отключали тоже. А в Варанаси было всё хорошо, как и в городах Золотого треугольника. Только не подумайте, что как-то портило общее настроение. Было даже забавно, как составная часть экзотики. Только похвалил себя, что взял достаточно мощный повербанк. Иначе зарядить телефоны и фотоаппараты было бы негде.