Орча была удивительным открытием в тот день, когда мы приехали в штат Мадхья-Прадеш. В отличие от Дели, Джайпура и Агры, которые можно было вполне сносно изучить ещё до поездки по многочисленным рассказам, я не слышал об этом провинциальном городе, поэтому не знал, чего ожидать. И теперь, когда я побывал, вот мой вердикт: это конечно не самое ТОПовое место, но достаточно интересное и необычное, с аутентичным и сдержанным шармом. Это компактное место с несколькими историческими монументами, которые расположены рядом друг с другом, что делает Орчу очень удобным местом для их осмотра.
Орча имеет богатую историю как резиденция королей Бунделы и источает атмосферу непринуждённого провинциализма. Город был основан в 1531 году королём Рудрой Пратап Сингхом и оставался столицей династии Бундела до 1783 года, удачно защищаясь от усиливающихся нападений Великих Моголов. О тех временах свидетельствуют различные исторические памятники, которые были построены здесь, включая форт и множество храмов. Орча достигла своего пика могущества и великолепия во времена правления короля Вира Сингха Део, который также построил первый знаменитый форт. Рассказ об Орче даже не вошёл в один рассказ, в первом я расскажу как раз о районе форта и построенных на том же берегу реки дворцах.
В форте мы увидели архитектурный стиль, который родился в этом городе, называемый архитектурой Бундели. Он гармонично сочетается с архитектурой раджпутов и моголов, но всё же гораздо массивнее, менее воздушнее, с практически полным отсутствием мрамора, инкрустаций, украшений. Я бы назвал этот массивный стиль более крепостным, неприступным. Это видно во дворцах, надстройках чаттри и храмах. Основным украшением этого стиля являются фрески, многие из которых сохранились. Этим данный архитектурный стиль отличается от наполовину персидской архитектуры Великих Моголов, где фрески практически отсутствуют.
Самой известной достопримечательностью Орчи является форт, строительство которого началось в 1501 году и продолжалось в течение многих лет, добавляя новые здания королями каждого поколения.
Основные достопримечательности здесь включают Джахангир-махал (построенный для однодневного пребывания императора Великих Моголов Джахангира, хотя мне кажется, что это всего-лишь легенда), жилой Раджа-махал с его красивыми настенными росписями, Правин-Рай-махал, Шиш-махал (ныне отель), а также другие храмы и здания.
Входим в форт через главные огромные ворота. Старые исторические створки ворот сняты с петель и дежат на земле. Видны огромные металлические шипы. Они от слонов. Ворота в индийских фортах всегда делались высокими, чтобы правитель с гвардией мог въезжать прямо на слонах внутрь. Но и неприятель штурмовал ворота тоже на слонах, они исполняли роль тарана.
Первое здание за воротами — Диван-и-Ам, или зал аудиенций. Эта часть комплекса была построена Мадхукар Шахом в семнадцатом веке. Архитектор был вдохновлён аналогами Великих Моголов.
Зал использовался королём для встреч с общественностью и решения вопросов управления и правосудия.
Отдельно сохранилось приподнятое место для короля. Из общего зала к нему поднимался проситель, и король решал его судьбу. Как и назначал наказание для провинившегося.
Главной изюминкой этого зала являются несколько наивные росписи на сводчатых потолках и стенах. Они как раз в стиле Бундела.
Пхул Баг — это сад в комплексе форта. В нём есть линия фонтанов, павильоны с колоннами. Под этим садом находится подземное сооружение, которое использовалось членами королевской семьи в качестве прохладного летнего убежища. Система охлаждения состоит из сети водяной вентиляции, которая связана с подземным дворцом. Постоянные жильцы в саду, конечно же, обезъяны.
Форт Орчи является домом для двух великих дворцов: Раджа-Махала и Джахангир-Махала.
Оба махала находятся в хорошем состоянии и содержат множество замысловатых арок, любовно расписанных фресками комнат
и смотровых площадок, которые отлично подходят для фотографирования.
Джахангир Махал, пожалуй, с архитектурной точки зрения является самым впечатляющим зданием в комплексе. Он был построен в 1610 году королём Бир Сингхом Део, как официально считается, в ознаменование визита императора Джахангира в Орчу.
Считается, что этот дворец является воплощением архитектуры Бундела.
Купола имеют интересную гравировку внешних рёбер. Кронштейны окон выполнены в волнообразном стиле. В этом трёхэтажном здании есть удивительные скульптурные элементы, красивые балконы, чаттри и купола с красивыми резными вершинами.
Вход во дворец отмечен традиционными эстетичными, хорошо сохранившимися воротами. У входа нас приветствуют два слона с колокольчиком, знаменующим вступление короля.
Резная старая дверь здесь — ещё одна точка для фото.
Планировка дворца представляет собой симметричный квадрат, построенный во внутреннем дворе форта.
Очень интересен квадратный внутренний двор с 8 большими куполами, выступающими площадками, балконами и решётчатыми окнами.
На крышу над верхним этажом этого Махала можно подняться по крутой лестнице.
На верхних уровнях можно полюбоваться куполами, павильонами, балконами и богато украшенными окнами.
Одно только — здесь, наверху, надо соблюдать осторожность. Единственные ограждения — низенькие (не доходят до колена) и почему-то наклоненные наружу барьерчики, а дорожка вокруг здания не шире полметра. Туристов настолько мало, что местные не заботятся о безопасности. Никаких перил. Стоя здесь на высоте, я даже представил, как какая-нибудь знатная особа когда-то «сама, по-неосторожности» упала во двор в ходе дворцового переворота…
Можно безпрепятственно прогуляться по различным комнатам, чтобы погрузиться в историю, а также сделать несколько хороших снимков! Правда, все 236 комнат практически пусты. Так как они практически не имеют разрушение, такое впечатление, что хозяева переезжают в связи с ремонтом, и недавно вынесли всю мебель.
Не знаю, правда или нет, что Джахангир Махал был построен только для однодневного визита императора, но то, что он не использовался для проживания короля и двора — факт. В описании он проходит как «дом для увеселений». Строительство же жилого дворца для королевской семьи Раджа-Махал было начато королём Рудрой Пратапом и завершено его преемником королём Мадхукар Шахом в 17 веке. Несмотря на простоту, главными достопримечательностями здесь являются красивые фрески на стенах и потолках, изображающие истории из мифологии и религии.
Его внешний вид прост и неприукрашен, но внутренние помещения дворца искусно оформлены фресками на социальные и религиозные темы богов, мифических животных и людей. На верхнем этаже дворца следы зеркал в потолках и стенах. Его окна, проходы с аркадами спроектированы таким образом, чтобы солнечный свет и тень создавали области с разным настроением и температурой в течение дня.
Это квадратный дворец, в котором два крыла имеют пять этажей с трёх сторон и четыре этажа с четвёртой стороны. Спальни четырёх королев построены справа от зала для частных аудиенций.
Комнаты короля находятся отдельно, на уровне придворного храма. Часть этого Махала была преобразована в храм Рама Раджа в честь бога Рамы. Потолок царской палаты искусно расписан яркими красками. На стенах можно увидеть множество картин, иллюстрирующих сцены из Рамаяны и славу королевского дома.
Главной изюминкой Раджа-Махала, пожалуй, являются яркие картины в стиле Бундела в шести комнатах вокруг двора. Есть картины Аватаров Вишну, а также эпизодов Рамаяны.
Покидаем левый берег реки. Резюме. С исторической точки зрения здания в стиле местной архитектуры безусловно ценны. Со строительной точки зрения они мощны, надёжны, без больших разрушений сохранились до наших дней. С архитектурной точки зрения — несколько бедны, иногда кажутся простым нагромождением частей простых геометрических форм. Единственные украшения здесь, это павильончики с куполами чаттри, оформление окон и арок. Резьба по дереву искусна. Фрески наивны, но опять же интересны своей древностью и сохранностью. Ещё раз я убедился, насколько большим прогрессом для Индии был приход династий Великих Моголов, даже если говорить только о их персидско-джайпурской архитектуре. В следующем рассказе посмотрим на религиозные памятники Орчи.
Теги:
Культурно-познавательный туризм