Дубровник, на мой взгляд, город совершенно уникальный. Не только потому, что он эталонно красив и имеет собственное лицо — это можно сказать и о некоторых других городах мира. Но Дубровник до наших дней умудряется оставаться обособленной, цельной и закрытой системой, очень гармоничной внутри.
Дубровник не похож ни на одного из своих соседей ни на хорватской, ни на черногорской стороне. Аналогичной уникальностью и гармоничной завершенностью, исходя из того, что мне повезло увидеть лично, обладает лишь Хива. И как Хива с трудом воспринимается частью Узбекистана, а кажется, скорее, осколком древнего Хорезма, так и исторический город Дубровника невозможно мысленно соотнести с Хорватией, Далмацией или бывшей Югославией. Нет, полностью сформировавшись в 15 веке в качестве независимой Республики, Дубровник таковым остаётся и поныне. Разумеется, теперь не как государственно-правовая единица, а лишь в качестве памятника архитектуры.
Думаю, в своём несколько длинном вступлении мне удалось донести собственное восприятие города. И дальше можно не умничать и не подбирать слова. Просто приглашаю на прогулку по чудесному Дубровнику, который единственный в своё время мог соперничать за господство в Адриатике с самой Венецией.
Древний город целиком заключен в кольцо оборонительных стен, которые начали строить в 1272 году, а затем усиливали, достраивали и укрепляли ещё четыре столетия — с 13-го по 17 в.в. Полностью сохранившиеся до сего дня, стены Дубровника являют собой один из лучших образцов фортификационной архитектуры прошлого.
В древний город можно зайти через одни из четырёх ворот: пара находятся на море, пара на суше. Ворота Плоче расположены в северо-восточном углу крепостных стен Дубровника. Построенные в 14 веке, они всегда были самыми узкими городскими воротами, вплоть до 19 века, когда во время австрийской оккупации, их расширили, вырубив более широкий портал.
Другое название ворот Плоче — Ворота св. Власия. Над портальной аркой до сих пор можно видеть статую святого Влаха (Власия), который считается защитником города.
Между наружным и внутренним порталами тянется стена форта Ревелин и находится небольшая площадь Оружья. Отсюда к воротам Плоче ведет каменный мост с фигурными прорезями в балюстраде.
По пути открывается великолепный вид на порт, раскинувшийся под Старым городом. А впоследствии, спустившись в порт и прогуливаясь там, точно так же невозможно не залюбоваться видом на мощные стены форта Ревелин и каменный мост.
Попадая в старый город, сделанный весь из светлого, однородного камня, лично я всегда испытываю странное чувство (это мой второй визит в Дубровник, и несмотря на перерыв в 13 лет, ощущения повторились). Кажется, будто скульптор-гигант взял огромную белую скалу и вытесал из неё город по принципу «убрать всё лишнее». Настолько цельным ощущается Дубровник.
На светлом фоне любые другие краски кажутся более заметными и яркими, будь то картины, которые развешены на продажу…
…или одетая в колоритную национальную одежду горожанка, что примостилась на ступенях лестницы со своим сувенирным рукоделием.
Насчёт этой лестницы, кстати, я узнала интересный факт. Ступеньки расположены так, что стоя на прилегающей улице, можно видеть ноги тех, кто поднимается. Точнее, можно было бы, но между столбиками перил приделана каменная «заслонка».
Её добавили в те времена, когда для дамы обнажить щиколотку на людях считалось неприличным. Однако, двигаясь по лестнице, просто невозможно не приподнимать слегка подол длинного платья, — чем и пользовались зеваки, подглядывавшие со смежной к ступеням улицы.
А вообще, город очень рельефный, и кроме нескольких центральных артерий, все остальные улицы и переулки представляют собой именно каменные лестницы.
Лестниц в Дубровнике множество. Вот полукруглые ступени ведут ко входу в Доминиканский монастырь — настоящий памятник бывшей архитектурной композиции города:
Монастырь, построенный в 14–16 в.в., обнесен крепостью Ревелин, а его мощные стены являются составной частью ансамбля городских оборонительных сооружений. Для ценителей — в музее Доминиканского монастыря хранятся иконы в разных стилях и оригинал Тициана.
Колокольня Доминиканского монастыря
А самая знаменитая лестница Дубровника скопирована с итальянского аналога и появилась в 1738 году. Она ведёт к Иезуитской церкви Святого Игнатия.
Часы за лестницей, которые видны на фото, расположены на здании Дубровницкого коллегиума (иезуитского училища). Он расположен перпендикулярно к церкви.
Иезуитская церковь Святого Игнатия
Здание Дубровницкого коллегиума (иезуитского училища)
Здание Дубровницкого коллегиума (иезуитского училища)
Любители барокко непременно обратят внимание на два городских храма, расположенных в самом центре старого Дубровника: первый из них — Кафедральный католический собор Вознесения Девы Марии. Собор был построен на месте прежней церкви, разрушенной землетрясением 1667 года.
В приделе собора находится бесценный полиптих работы Тициана, созданный в 1552 году. На нём изображена сцена Вознесения Богоматери. На боковых алтарях можно увидеть и другие ценные работы разных итальянских и далмацких художников 16–18 веков.
Неподалёку на площади Ложа стоит Церковь Святого Влаха, с богато украшенным фасадом и большим куполом. Широкая лестница ведёт к порталу в стиле барокко. Эта церковь построена в 1706—1715 гг. на месте старого романского храма, который также не пережил землетрясение 1667 года.
Невозможно в этой связи не вспомнить Сицилию и даже Португалию — в этих странах страшные землетрясения тоже принесли не только разруху, но и стали причиной последующего архитектурного расцвета во многих городах! Вот и в Дубровнике землетрясение 1667 года фактически «расчистило» место для строительства двух великолепных храмов, в модном для 17 века, барочном стиле.
На прямой между Кафедральным собором и церковью Святого Влаха находится Княжий двор 15 века, построенный в смешанном стиле готики и раннего Ренессанса. Княжеский дворец, который еще называют дворцом Ректора — свидетель особенной политической истории города. Ещё будучи коммуной под властью венецианцев, в 1181 году, Дубровник заявил о своем суверенитете и местные дворяне создали три управленческие структуры: Большой совет, Малый совет и Сенат.
Большой совет выбирал князя, назначал послов, дополнял законодательство. Малый совет из 11 человек занимался гражданскими и государственными делами меньшей значимости. А Сенат был исполнительным органом, который управлял страной и отвечал за внешние связи. Интересно, что правитель Дубровника, выбранный жителями, мог княжить ровно месяц, после чего переизбирался. В течение срока своего правления князь не мог выходить из здания по личным делам, а только для исполнения своих прямых обязанностей или в случае болезни. Эта система управления была действительна с 1358 по 1808 год и, на мой взгляд, эти 450 лет остаются самым удивительным примером бескорыстной службы и самоотдачи политических лидеров во всей современной истории!
Непосредственно рядом с Кафедральным собором и княжеским дворцом находится еще один выразительный образец готическо-ренессансного стиля, специфического для местной архитектуры — дворец таможни Дивона, также называемый Спонза.
На стыке зданий княжеского дворца и дворца таможни возвышается Городская колокольня, она же — часовая башня, построенная в 1444 году. Литейный мастер Иван Раблянин в 1506 году отлил большой колокол, в который ежечасно отбивают молоточками время знаменитые «зеленцы» — две бронзовые фигурки звонарей — Маро и Баро.
Возвышаясь над главной площадью, старая часовая башня, несомненно, является одним из самых ярких украшений города. Она очень выразительно доминирует над улицей Страдун — главной пешеходной туристической артерией Дубровника.
Страдун шикарен! Эта улица, длиной около 300 м, пересекает Старый город от одной городской стены до другой, от ворот Плоче до ворот Пила на западе.
В 1468 году Страдун вымостили известняком, и отшлифованная за столетия миллионами ног, улица смотрится, как сверкающий мрамором пол во дворце.
Стоящая в начале Страдуна Часовая башня перекликается с колокольней аббатства францисканцев, расположенной в противоположном конце улицы. В 15 веке в обоих концах улицы были поставлены фонтаны: Большой и Малый Онорфиевы, которые можно увидеть и до сих пор.
Малый фонтан Онорфио находится прямо внутри стен часовой башни. Готические украшения фонтана выполнены итальянским скульптором Пьетро ли Мартино из Милана. Каменные плиты восьмигранного фонтана украшены рельефами обнаженных мальчиков, которые держат сосуды, из раковины с маскеронами брызжет вода, а в верхняя часть фонтана выполнена в форме пирамиды с изображениями четырёх дельфинов и цветка.
Большой фонтан Онорфио спроектировал архитектор Онорфио делла Кава из Неаполя. Этот, один из древнейших фонтанов, созданных для водоснабжения города, — памятник эпохи кватроченто.
Фонтан представляет собой внушительное многоугольное строение под куполом, вода выливается через 16 отверстий с соплами, украшенными маскаронами. Сооружение расположено вблизи ворот Пила, Францисканского монастыря и церкви Св. Франциска.
Обитель для последователей Франциска Ассизского была возведена внутри оборонительной стены Дубровника в 14 столетии. На боковой монастырской стене, которая тянется вдоль улицы Страдун, сохранился ценный архитектурный элемент — готический портал Пьета, созданный в 1498 году и устоявший в землетрясении. Классический сюжет Пьеты обрамлен с двух сторон скульптурами святых — Иеронима и Иоанна Крестителя. Над ними главенствует фигура Святого Отца. Если посмотреть внимательно, в руках у святого Иеронима можно увидеть модель храма в том виде, который он имел до рокового землетрясения.
Францисканская церковь при монастыре, как и его колокольня, пострадали в сильнейшем землетрясении 1667 года больше всего. Эти строения реконструировали, естественно, в стиле барокко. Однако в процессе восстановления здания в 17 веке из интерьера церкви не убрали те детали, которые удалось спасти среди развалин. Их оставили вкрапленными среди барочных элементов — что особенно ценно, ведь современного отношения ко всему старинному тогда не было.
В главном алтаре однонефной Францисканской церкви установлена статуя Христа в обрамлении четырех витых мраморных колонн.
Фрагмент интерьера Францисканской церкви - алтарь
В годы реконструкции храма в конце 17 века были созданы еще 5 боковых алтарей. Рядом с алтарем, на котором изображен создатель ордена Франциск Ассизский, находится мраморная кафедра — она уцелела при землетрясении и относится к первому периоду действующей церкви.
Отдав должное достопримечательностям Дубровника, мы поспешили на Рыночную площадь старого города, которая здесь называется Гундуличева поляна. В центре «поляны» высится памятник национальному поэту Ивану Гундуличу, а чуть позади на углу находится красивый старинный фонтан.
Иван Гундулич — известный хорватский поэт эпохи барокко, классик хорватской литературы, происходивший из знатного патрицианского рода. Бронзовая статуя в знак уважения поэту установлена на рыночной площади в 1892 году
На четырёх сторонах мраморного постамента изображены сцены из поэмы Гундулича «Osman». В этом эпическом и лирическом произведении автор воспевает борьбу поляков с турками у Хотина в 1521 году.
По утрам на рыночной площади торгуют овощами и фруктами, а кроме того на множестве прилавков разворачивается настоящая выставка-продажа изделий народных промыслов.
Но нам Гундуличева поляна была интересна кое-чем иным. За несколько минут до наступления полудня к площади слетаются сотни голубей. Рассевшись на крышах, они ждут, когда зазвонит колокол соседней церкви — в это время для пернатых прямо посреди площади высыпают ведро зерна.
Не то, чтобы я так уж любила вездесущую «птицу мира», скорее наоборот. Однако само зрелище голубиной свары и толкучки, когда, под колокольный бой, на некоторое время всё небо затмевают распростертые хлопающие крылья, довольно занятное.
Отметившись на голубином пиру, мы решили полазить «по верхам» — поднялись на уровень крепостных стен и обошли прилежащие к ним улицы.
Чуть позже спустились к воротам Пиле — самому красивому и внушительному бастиону в Дубровнике. Пиле на протяжении многих веков были главным входом в город: окружённые рвом и снабженные разводным мостом, который был построен в 1537 году. Бывший разводной мост теперь переделан в пешеходную аллею, а внизу во рву создан симпатичный сквер.
Выйдя через эти ворота мы ненадолго покинули старый город. Дело в том, что пришло время обеда, а на улице стояла настоящая жара. Так что сидеть на солнцепеке в переполненных туристами кафе не захотелось, да и цены там, по сравнению с соседней Черногорией, показались неоправданно завышенными. Поэтому мы предпочли купить продукты в супермаркете и устроить перекус в сквере под крепостной стеной.
В целом, полноценная прогулка по Дубровнику была завершена, и оставалось лишь добавить к ней что-нибудь приятное для души. Море! В очередной раз пройдя через весь Страдун, мы отправились к площади Лужа, а оттуда через проход внутри городской стены — в старую гавань.
Постройка морского фасада древнего города осуществлялась под руководством местного инженера Паское Миличевича. Гавань и сегодня в главных своих чертах выглядит так же, как в далёком 1500 году, но в старинном порту Дубровника теперь швартуются только прогулочные катера и бесчисленные рыбацкие лодочки. Атмосфера очень приятная, хотя и здесь тоже туристов великое множество.
В самом сердце Старого порта находится четырех-секционный комплекс — Арсенал (Орсан). Сегодня из четырех арок осталось три. Арсенал был построен в 7 веке, возле него строились и ремонтировались корабли и швартовались галеры (оборонительные суда) Дубровника. На протяжении веков Арсенал (Орсан) несколько раз реконструировался, и в конечном итоге он стал закрытым зданием, в котором в настоящее время находится популярный ресторан и кафе Gradska Kavana Arsenal.
Со стороны моря гавань прикрыта фортом святого Иоана. Эта величественная крепость играла в древности очень важную для города оборонительную роль, теперь же защищает гавань разве что от ветров с моря.
Современный вид форт св. Иоана сохраняет с 16 века, когда в одно целостное сооружение были объединены все древние бастионы и форты, построенные здесь начиная с середины 14 века, для защиты города.
Прогуливаясь в старом порту мы дошли до волнореза Порпорела, в дальней части которого красный маяк
(Svjetionik Porporela) отмечает самую крайнюю точку старого Дубровника в море.
Обогнув по периметру форт святого Иоана, неожиданно для себя мы обнаружили под его стенами место для купания. Учитывая, что припекало не по-осеннему знойно, я искренне пожалела, что с собой нет купальника…
Мне кажется, на экскурсию в Дубровник пришелся самый жаркий день во всём нашем октябрьском путешествии по Черногории. Честно говоря, это не лучшая погода, чтобы лазать по бесконечным лестницам и стенам «каменного мешка». Но все равно оно того стоило, ведь Дубровник см. вступление эталонно красив и уникален.
Теги:
Культурно-познавательный туризм