Продолжаю свое путешествие по Будапешту. Ещё из находок. Населяют Венгрию замечательные люди! Простые, в меру весёлые, умеющие приколоться над жизнью и над собой. Уверяю, нация, которая с долей иронии относится к своей истории, не пропадёт никогда. Поэтому хочу привести несколько исторических эпизодов из жизни этой страны, но с точки зрения самих венгров. Не из официальных учебников, а так, как это понимают и как мне это рассказывали рядовые жители. И постараться привязать эти истории к конкретным местам в Будапеште.
3
Путь любого народа начинается с осознания самих себя, как единая общность. Венгров торкнуло, когда они в конце первого тысячелетия нашего летоисчисления припёрлись на нынешние территории. Принесло их аж из-за Урала. Почему и зачем, сами не знают.
— Все тогда переселялись, ну и мы заодно! Великое переселение народов знаешь?
Хорошее объяснение. Показывает карту. На ней нарисовано, как и откуда семь диких венгерских племён прибыли на нынешнее постоянное место жительства. Кстати, коронная в последнее время в Москве фраза:
— Мы все с Урала, — здесь имеет особенно актуальное значение.
Гляжу, на карте указано, что проходили они по родным для меня приволжским степям.
— А что же у нас-то не задержались?
— Да жарко у Вас. И грабить было некого!!!
О, мы дошли до самого интересного. Почему эти самые дикие языческие племена приняли христианство.
5
Добравшись до ПМЖ, венгры не успокоились. Работать не умели, только кочевать. Деньги кончились, а жрать хотелось. Самый верный способ заработать, отнять добро у соседей. Чем они ничтоже сумняшеся и занялись. На той же карте огоньками отмечены Рим, Константинополь, Париж и ещё множество городов по всей Европе.
— Все эти города мы грабили! — с удовольствием говорит наш собеседник, и добавляет:
— И мы гордимся этим!
Последнюю фразу: «Мы этим гордимся», я за неделю путешествия слышал ни один раз. И каждый раз она сопровождала рассказы о грабежах, войнах, смертоубийствах, резне, восстаниях и тому подобному.
1
Соседям, в конце концов, это надоело. Особенно ближайшим. Германцам, то есть. И они принялись с немецкой педантичностью венгров вырезать. После чего король Иштван знамение увидел и понял, что спасение может прийти только свыше. Поднял лапки кверху и принял христианство. Дошло, что более сильные соседи не станут гнобить совсем уж сильно своих братьев во Христе. И стал Иштван Великим. Таким же, как наш Равноапостольный Святой князь Владимир. А почему католицизм, а не православие? Да исключительно немцам в угоду. Чтоб не зарезали совсем.
4
1
4
Ну, а мы тем временем добрались до площади Героев. Расположена в самом конце проспекта Андраши.
— Кондрашкин стрит! — жена, как всегда любит переиначивать на свой лад. Пешком по нему канать долго, поэтому советую воспользоваться метро. Жёлтая ветка, третья остановка с конца. В центре площади стела. На постаменте фигуры семи самых главных героев. Это вожди тех самых семи племён, которые ворвались в Европу нежданно-негаданно. И нашли здесь свою землю обетованную. Медные всадники и их лошадки за сотню лет позеленели от дождей и ветров, но выглядят грозно. Высказываю мысль:
— Мне кажется, или у них действительно рожи разбойничьи?
— Конечно. Времена тогда такие были. Но, так то, мы ими гордимся!
4
3
3
Гордость за своих героев, это хорошо. Но это совсем не запрещает обращаться с ними по-свойски, по-домашнему, так сказать. Наблюдаем картину. Подваливает семья. Мама, папа и дочка лет десяти. И плюс ещё собачка на поводке, пушистая, мелкая, размером с кошку. Первая на постамент стала карабкаться дочка. За ней следом отправилась собака. Правда, против своей воли. Её никто не спрашивал, просто забросили пушистый комок на пьедестал, и всё тут, вместе с поводком и ошейником. Но самое интересное началось, когда следом за всеми на встречу с героями стала карабкаться мамашка! А главное, непонятно, что её туда понесло. Неужто расцеловать великих вождей хотела?
2
2
3
2
В конце площади, двумя полукругами расположились памятники другим отцам-основателям страны. Разным королям, да правителям. Первый, разумеется, Святой Иштван. Этому по заслугам поклоняются, никто не спорит. А вот ещё одна интересная личность. Король Коломан (1095 — 1114). Уже достоин только тем, что в свои средневековые годы заявил:
— Ведьм на свете нет, и, следовательно, против тех, которые себя таковыми почитают, не должно возбуждать никакого судопроизводства.
Сдаётся мне, что мужик был очень неравнодушен к женскому полу! А иначе чем такие заявления объяснить? Ведь до нынешних времён известно, что в каждой бабе чёрт всё-таки сидит, и любую можно смело на костёр… Пинок в бок от любимой супруги я получил. Но не больно, а так, чтобы уважал.
3
2
Зато с тех самых пор отношение к ведьмам в Венгрии переменилось. На Новый год симпатичные глиняные ведьмочки сидят под каждой ёлкой, заместо наших снегурочек. А местом слёта до сих пор считается гора Геллерт, что над городом возвышается. Её так и называют, Ведьмина гора. Спрашиваю нашего провожатого:
— А сейчас-то ведьмы остались?
— А кто его знает?
И только жена моя загадочно улыбнулась…
4
6
Ведьмина гора славна ещё тем, что на ней когда-то порешили посланника Папы Римского, епископа Геллерта. Припёрся сей благочестивый муж с крестом к язычникам, и стал их поучать. Кому же такое понравится? Особо ретивые посадили его в бочку, гвоздями утыканную, законопатили и сбросили в речку. Вот интересно, Пушкин князя Гвидона отсюда списал, или наши родные славяне тоже подобным образом баловались? Но гид наш на сей случай имеет другое мнение:
— Да никуда они его не сажали. Очень надо было голову себе морочить. Просто сбросили со скалы, и дело с концом! — немного подумал и добавил: