Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 19:53

3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 2

Камышлов — Россия Август 2022

Камышлов творческий и фестиваль второй — песочных скульптур «Kamyshlov-Art-sand»

Напомню, на чем мы остановились в предыдущей части рассказа — наша экскурсия подошла к концу там же где началась наша с Сашей прогулка по городу — у собора. Часть группы отправилась искать дом Бажова. Интересно который? Сохранилось два дома, в которых он проживал. Сейчас на этих домах установлены памятные таблички. Они находятся по адресам: ул. Карла Маркса, 11 и ул. Кирова, 32.

Писатель здесь жил в 1914–1917 и 1921–23 годах со своей супругой. До революции он преподавал в Камышловском духовном училище русский язык. В 1917 году был избран городской головой. А в 1921–23 годах, вернувшись сюда вновь, работал редактором газеты «Красный путь».

А мы, поблагодарив сотрудника Краеведческого музея, отправились в дом купчихи Воронковой. Помните, я говорила, что мы сюда еще вернемся? Т. к. здесь в настоящее время расположена Камышловская детская художественная школа, во дворе которой проходил Областной фестиваль песочных скульптур «Kamyshlov-Art-sand».

Еще дома, прочитав, что в Камышлове в этот день будет проходить фестиваль песочных скульптур, сказала Саше. На что он отреагировал крайне скептически фразой типа «куличики в песочнице будем смотреть». Предлагаю вашему вниманию «куличики».

Короче, как вы поняли, даже я такого уровня работ и масштаба от детской художественной школы не ожидала, хотя и не была так скептически настроена. Авторы работ — учащиеся и педагоги детских школ искусств и детских художественных школ Свердловской области. В этом году темой конкурса стала «Традиции народов России». Глядя, на эти скульптуры удивляешься мастерству участников.

Но, программа этого фестиваля одни скульптурами не исчерпывалась. Во дворе были представлены работы учеников художественной школы, выполненные в различных техниках, проходил концерт,

а в здании школы на втором этаже можно было посмотреть целую выставку работ учащихся. И все это удовольствие абсолютно бесплатно.

А сейчас идем обратно по улице Карла Маркса… нет не на стадион на джазовый фестиваль, а в центральную библиотеку. Смотреть еще одну интересную и бесплатную выставку работ Алексиной Татьяны Степановны «Путешествие к истокам» в технике лоскутного шитья и тряпичной куклы.

В зале, стилизованном под гостиную начала 20 века, представлена выставка из 4-х разделов.

В разделе «Деревенские мотивы» — перед зрителями в ярких красках оживают сцены сельской жизни. Экспозиция — «Кукольная свадьба» знакомит с серией работ «Невесты России». Здесь старообрядка, невесты и с Урала, и из Рязанской, Тверской, Курской, Архангельской губерний. Каких невест здесь только нет! И для каждой автор с детальной точностью воссоздала весь наряд — от сапожек до головного убора.

Третья часть выставки носит название «Из старинного комода на прогулку вышла мода». Это куклы и куколки, созданные автором по аналогии с экспонатами музея антропологии и этнографии РАН и Российского этнографического музея, так называемые авторские реплики. И здесь на «подиуме» — модницы: ярославские и тверские, горожанки и крестьянки, барыни и барышни — и в фиолетовом берете, и в матросском костюме, и в маленьком чёрном платье, всё по моде конца ХIХ — начала ХХ веков.

Четвёртая часть — экспозиция «Ангелы повсюду». Конечно, это самые разные ангелы — смешные и печальные, весёлые и грустные, летящие и парящие, охраняющие любовь и несущие добрые вести.

Разговорилась с коллегой. Оказывается, они очень плотно сотрудничают со Свердловской филармонией и в зале, где сейчас проходит выставка, часто бывают артисты из уральской столицы. На выходе из библиотеки мы в этом убедились, столкнувшись, нос к носу с Даниилом Крамером. Для тех, кто не увлекается джазом и не ходит в филармонию, представляю маэстро Крамер — легендарный джазовый музыкант, заслуженный артист России, лауреат премии имени Густава Малера. Он же художественный руководитель джазового фестиваля, даже больше этот фестиваль, по словам маэстро «его ребенок». Фестиваль проводится по его инициативе народного артиста России, при поддержке Законодательного собрания и Правительства Свердловской области.

И вот он шел в библиотеку, как к себе домой. А мы идем… нет опять не на джазовый фестиваль… У нас еще несколько недосмотренных достопримечательностей осталось. Идем смотреть…

Для начала дойдем до моста чрез реку Пышма, чтобы взглянуть на собор со стороны реки.

Здесь нам попался деревянный «резной» жилой дом Щеглова, постройка начала XX века.

Семья, которой принадлежал этот дом, сыграла в развитии культуры и просвещения в Камышлове большую роль. Старожилы города помнят главу семьи — Михаила Михайловича Щеглова, который прожил в городе 76 лет. И каких лет!

В течение 62 лет Щеглов работал преподавателем музыки и пения в женской гимназии, в школе крестьянской молодежи, школе № 1, педагогическом и железнодорожном училищах. Учащиеся учебных заведений с благодарностью вспоминали о годах учебы под его руководством, многие посвятили свою жизнь культурно-просветительской работе. По его инициативе была в 1920 году открыта Камышловская государственная музыкальная школа первой ступени, где он стал заведующим. В 1922 году школа была закрыта в связи с экономическими трудностями, которые переживала страна. Но в последующие годы он возглавлял музыкальные школы. Интересный творческий человек и дом, словно его отражение.

А мы идем по улице Ленина на Железнодорожный вокзал Камышлова. О нет, мы не собрались уезжать из города на электричке, бросив своего железного коня в Камышлове. Дело в том, что Железнодорожный вокзал — это тоже достопримечательность города. Он был построен в 1885 г. одновременно со строительством железной дороги Екатеринбург-Тюмень. Как и в Тюмени, в Камышлове бытует легенда, что местные купцы дали взятку, чтобы дорога прошла через город. На карте отчетливо видно, что железная дорога около Камышлова сделала изгиб к городу. И еще одно важная ремарка — считается, что камышловский вокзал очень похож на вокзал, который в советское время снесли в Тюмени.

В камышловском вокзале внутри на литых колоннах можно увидеть четыре буквы — ЕКЖД.

Здесь в одном из залов вокзала можно прочитать его историю. А напротив инсталляция «Дама сдавала в багаж…»

Джазовый фестиваль

Когда пили кофе на вокзале, я взглянула на часы… удивилась и рассмеялась! Вот тебе и маленький городок! Мы приехали в Камышлов в первый раз и искренне удивились, потому что всегда думали, что город не стоящий внимания. А тут сколько открытий! Часы показывали четвертый час, а мы билет на джазовый фестиваль еще даже не купили! Но джаз, как известно, это импровизация и мы тоже импровизировали, гуляя по городу с экскурсией и без, включали аудиогид и фотографировали(сь)

Допив кофе, отправились в сторону стадиона. Оставив недосмотренными две достопримечательности: здание Краеведческого музея и иконописной мастерской Фалалеевой. Интересные краснокирпичные здания, но… оставим на другой раз.

А еще одно интересное здание, в архитектурном плане, двухэтажное здание бывшего детского приюта и Церковь Михаила Черниговского посмотрим издалека. Оно расположено напротив стадиона, где проходит джазовый фестиваль. Построено оно на средства купца Рожнова Михаила. И с ним связана интересная легенда. Купец построил храм и приют, чтобы искупить свою вину перед женой, которая вместо него отправилась на каторгу в Сибирь. А если быть точнее, то у купец-то сам не без греха… Завел себе любовницу, которая умерла, а в ее смерти обвинил жену. Но впоследствии раскаялся в своем поступке и, построив здание приюта, в котором содержались калеки и дети-сироты, замаливал грехи. В настоящее время в здании располагается Педагогический колледж.

А мы, дойдя, до площади, остановились около сцены, где репетировала челябинская группа «Juicy Fruit Band», готовясь к выступлению в финале всей этой феерии под названием «День города», состоящей из нескольких фестивалей.

Но, мы, к сожалению, на их выступление не остались, т. к. затея за два дня до фестиваля снять какое-либо жилье на одну ночь с треском провалилась. Вот у нас так всегда… Вроде, все предусмотрели: трансфер организовали, в данном случае даже дополнительную электричку пустили, общепит есть, торговые точки в наличии, хочешь эксклюзивные сувениры — бери, программа — огонь, а вот с размещением, как всегда проблема. И это не единственное событие, организованное в небольшом городе. Такая же история с Фестивалем воздухоплавания в Кунгуре, фестиваль «Великий Болгар» и т. д. Короче, если соберетесь в Камышлов, то решайте этот вопрос заранее.

Как потом прочитала в новостях, джазовый фестиваль собрал более 2000 гостей. Но в момент нашего прибытия на стадионе народу было еще немного. Мы, расстелив покрывало, удобно расположились на поле и слушали известные хиты в драйвовой аранжировке группы «Изумруд». Ребята как всегда зажгли и ушли со сцены под шквал аплодисментов!

Но моя любовь была отдана другому коллективу… «Курайсы» под руководством Роберта Юлдашева. Эти башкиры были зажигательные и самобытные и устроили целое этно-шоу, подняв народ, уютно устроившийся на пледах, и закружив в хороводе танца. В моих жилах явно течет кровь кочевников…

Атмосфера совершенно неформальная, формат — open air, ощущение, что воздух пропитан музыкальной свободой и счастьем. Возникли ассоциации с южным курортным городком, возможно джаз навеял. А формат фестиваля прям зашёл! Цепляет не только музыка, но и общая лайтовая атмосфера. Кто-то без стеснения танцует, а мы просто расслабленно лежим на пледе как на пикнике и наслаждаемся музыкой… Прям релакс какой-то! Мы словно растворились в музыке!

Художественный руководитель фестиваля был сам маэстро российского джаза Даниил Крамер. Кто бы подумал, что в глубинке Урала, сидя на лужайке, буду слушать виртуоза-пианиста мирового уровня с его квартетом. И слушала, и танцевала, и наслаждалась таким необычным моментом, словно уехала куда-то очень даже далеко.

Ассоциации с курортным городком и ощущение, что я не в уральской провинции, все это заслуга главного организатора фестиваля «UralTerraJazz» Даниила Крамера. В одном из интервью он сказал: «Это всемирная традиция, когда в небольших городах устраиваются большие музыкальные акции. Примеров много — Марсьяк, Вьенн, Монтрё — это всё маленькие города. Вопрос только в том, чтобы была мобильность. Надо превратить в традицию, когда человек вместо того, чтобы сидеть дома и смотреть телевизор, берёт семью, едет отдыхать на природе, с классной, не примитивной музыкой». Мне кажется, что традиция зародилась в этом уютном уральском городе и, я надеюсь, будет жить еще не один год.

Вот интересно, узнал ли кто-либо об уездном Камышлове, если бы не фестиваль «UralTerraJazz»? Вопрос риторический.

Даже для тех, кто «не жарит» в соль-мажоре ни блюз, ни джаз, программа праздника весьма насыщена и разнообразна: старинный город с его архитектурой, живая музыка, фестиваль песочных фигур, ярмарка и море земляничного джема!

Это, пожалуй, единственное в России мероприятие, где в рамках дня города сочетались гастрономический, скульптурный и музыкальный фестивали.

Благодаря разносторонним интересам организаторов программа праздника сложилась как удивительный калейдоскоп: аутентичная атмосфера старинного города, выставки и ярмарки, выступления российских и зарубежных джазовых музыкантов, мастер-классы артистов фестивальной сцены, пешеходные маршруты по городу и концерт-джем хедлайнеров фестиваля!

Но пришло время отправляться в дорогу, как я уже сказала, к сожалению, попытка забронировать какое-либо жилье не увенчалась успехом. Поэтому были вынуждены покинуть праздничные мероприятия досрочно, не дождавшись выступления группы NUGGERS, которые завершали джазовый фестиваль, не услышали мы и выступления челябинская группа «Juicy Fruit Band», выступавшую на параллельной сцене, лишь только репетицию, и феерверк запустили уже без нас…

Домой мы ехали с приятными воспоминаниями этого дня. Камышлов приятно удивил своей атмосферой уюта, спокойствия, размеренного ритма, старенькими домами и светлыми площадями. А палящее солнце придавало этому всему ещё и ауру южных окраин. Не пахнет в нем ни совдепом, ни разрухой, а имеет он какой-то даже семейный аромат и вкус дружбы, так мне запомнился Камышлов. Камышlove — теперь только так!

P. S. Гуляйте по малым соседним городам, они милые и гостеприимные, а порой дарят массу положительных эмоций и интересных открытий.

Кстати, совсем скоро 5 августа состоится очередной уже 9-й фестиваль «UralTerraJazz». Может махнем?