Между горными цепями Ливан и Антиливан длинным коридором лежит долина Бекаа. На самом высоком холме долины, 1200 м над уровнем моря, стоит древний Баальбек. Как появился город? Пока наука чешет репу, можно выбрать любую теорию из множества существующих. Опущу байки об инопланетянах, впрочем, имеющих под собой основание. Ближе к истине выглядит версия, по которой первую крепость тут построил Каин в 133 году от сотворения мира. В этом случае можно развить красивую легенду о Баальбеке, как о первом городе на планете Земля!
После убийства брата Авеля и изгнания в Нод, Каин населил город гигантами. Неважно, откуда они взялись, главное — эта версия хоть как-то объясняет размах гигантомании в Баальбеке. К тому же, точная дата говорит о научном подходе к теме)).
Самые древние находки в Баальбеке относятся ко 2 му тысячелетию до н. э. и указывают на финикийцев. Это дает повод доминировать теории, по которой финикийцы основали город для обслуживания караванов на торговом пути между морем и Пальмирой. К тому же, название города состоит из двух частей: «Баал», т. е. «господин» — обращение к богу Баалу, и «Бек» — долина Бекаа. Получается, Баальбек — это по-финикийски «Господин долины Бекаа».
Конечно, врожденные мореплаватели могли изменить своему пристрастию к морю и отправиться за горы, чтобы занять выгодную нишу в бизнесе, ведь финикийцы — еще и успешные торговцы, но вряд ли они пришли на пустое место. Наверняка знали, что тут есть какие-то древние постройки. Гигантов к этому времени давно уже смыл всемирный потоп.
Когда римляне подчинили Баальбек империи, они по достоинству оценили наследие предыдущих эпох, и на этой основе создали внушительный храмовый комплекс. Сегодня это самая значимая достопримечательность Ливана. Вообще, в Баальбеке слово «самый» придется часто употреблять.
Чтобы смотреть на античные развалины с пониманием их уникальности, заглянем сначала в Римскую каменоломню. Её называют римской только потому, что римляне добывали здесь камень для строительства своих храмов. На самом деле, не известно, кто задолго до римлян начал тут разработки и с какой целью вырезали гигантские мегалиты.
Один такой мегалит, готовый отправиться на стройку, так и остался в карьере на веки вечные. Это самый большой в мире обработанный камень! Вес рекордсмена по разным оценкам (а как его взвесить?) 1200–1600 тонн, размер — по всем трем сторонам больше железнодорожного вагона. Нет, это не мегалит, это мегалитище! Его называют Южным камнем, потому что в храмовом комплексе севернее каменоломни лежат еще 3 таких же камушка, но чуть поменьше. Люди с богатым воображением окрестили его Камнем беременной женщины.
Ну не стали бы нормальные люди мучится с такими ненормально огромными камнями! Их же ворочать надо, обрабатывать, почти километр тащить в гору на стройплощадку. Можно же, как обычно, раздробить на человеческие блоки — и обрабатывать намного легче, и поднимать. В Египте, например, блоки в пирамидах весят, в среднем, 2,5 тонны, а самый большой монолит на плато Гиза весит 200 тонн. Считается, что египтяне совершили технический подвиг, поставив его на место. Как, в таком случае, доставляли каменные глыбы отсюда? Даже сегодня это — архисложная задача. Как хотите, а без гигантов тут не обошлось!
Святилище Баальбека называют Акрополем древнего Леванта. Здесь, в самой высокой точке долины, то ли финикийцы, то ли кто -то до них, сложили мощную трехуровневую террасу из огромных каменных блоков. Во все времена эта терраса служила местом поклонения богам. О ней, как о древнем чуде, упоминал Александр Македонский. Финикийского Баала греки отождествляли со своим богом солнца Гелием, поэтому приемники Македонского переименовали Баальбек в Гелиополис.
На рубеже старой и новой эры сюда пришли римляне. Пришли вместе со своими богами, которых надо было расселить по храмам. Новые хозяева решительно взялись за дело — где в финикийском храме просто заменили бога, где построили новый храм. В результате за два столетия на Баальбекской террасе вырос масштабный храмовый комплекс. Но закончен он не был. Император Константин еще решительнее провозгласил христинство государственной религией, и стройку во славу древних богов пришлось бросить.
Плакат у входа в комплекс дает представление о нем.
Круглый храм Венеры, точнее — то, что от него осталось, стоит рядом с Баальбекской террасой (самый маленький на плакате в левом нижнем углу). Построен он в 3 м веке на фундаменте храма финикийской богини Астарты. Преемственность абсолютно логична — у обеих богинь одна сущность. Позднее, в византийскую эпоху храм перешел к христианам, и фривольная Венера уступила место юной девственнице. Церковь освятили в честь Варвары Илиопольской — так транслитировалось греческое «Гелиопольская». Девушка родилась в Гелиополисе и за христианскую веру в 306 году приняла мученическую смерть от собственного отца-язычника. Но, поскольку, античный храм в свое время был частью баальбекского священного комплекса, он остался в истории, как Храм Венеры.
На террасу поднимаемся по широкой лестнице. Через высокие пропилеи входим в Малый гексагональный двор. Такая странная форма двора совершенно не типична для римлян, зато недвусмысленно отсылает к финикийцам. Они считали, что Баальбек основала богиня Астарта, символом который были разные фигуры с углами, причем самая популярная — правильный шестиугольник, т. е. гексагон.
Большой внутренний двор усеян обломками былого величия. Долгое время храмовый комплекс прибывал в забвении. После ухода римлян все, кому не лень, растаскивали его на стройматериалы. Грабеж прекратился, когда в 7 м веке пришли арабы и устроили здесь крепость. В 18 м веке Баальбек сильно пострадал от мощного землетрясения, после которого жители использовали античные обломки для восстановления домов. Лишь в конце 19го века немецкие археологи обратили внимание мировой общественности на уникальность и историческую ценность Баальбека.
В центре двора стоит огромный финикийский алтарь для жертвоприношений богу Баалу. Потом на этом же алтаре жертвы своим богам приносили римляне. Наверно боги были довольны, раз в катаклизмах нескольких тысячелетий уберегли алтарь от разрушений. По разные стороны от алтаря — два больших бассейна для омовения жертвенных животных.
Из Большого двора величественные ступени ведут на верхний уровень террасы
Этот грандиозный подиум сложен из огромных каменных блоков. Мегалиты по 300 тонн уложены в 9 рядов. Если сравнить предполагаемое время строительства террасы — 5е тысячелетие до н. э. и пирамид Гизы — 3е, то египетский подвиг на фоне Баальбека вызывает снисходительную улыбку, хотя и выглядит более человечным. Чтобы представить эти мегалиты, достаточно с верхней площадки террасы посмотреть на каменный забор, он составлен из таких же трёхсоттонных блоков размером 11×4×3 м.
Но самая непостижимая загадка террасы — Трилитон. Это 3 мегалита весом 800 — 1000 тонн, которые покоятся в теле террасы. Как в глубокой древности люди сумели доставить мегалиты из каменоломни и установить их на высоте 7 метров? И не просто закинуть, а аккуратненько пригнать один к другому так плотно, что между ними не запихнуть даже иголку. А как вам поразительная точность шлифовки огромных граней, необходимая для такого качества кладки? И ведь никто не знает, сколько еще подобных блоков заложено в террасу, нам же видна только наружная стена. Мы не ходили вокруг террасы, а сверху трилитон не виден, поэтому для тех, кому сильно захочется посмотреть на гигантов, привожу фото из интернета. Трилитон расположен над красной чертой.
После такой информации сомневаться в допотопных гигантах просто неприлично! В эту же копилку и слишком высокие ступени лестницы. Или вам ближе версия иноземной цивилизации? Вопросы, вопросы… Но это еще не все вопросы без ответов.
На высоком подиуме террасы в 1 в. н. э. было возведено главное святилище комплекса — величественный храм Юпитера. Римляне славно порадовали отца всех богов — забабахали самый большой в мире античный храм за всю историю Римской империи. Размеры храма с футбольное поле: 90×50 метров! 54 мраморные колонны поддерживали крышу на высоте семиэтажного дома! Вероятно, в таком объеме человек чувствовал себя букашкой. К сожалению, землетрясение почти полностью уничтожило храм, и теперь я чувствую себя осликом Иа, который пытается представить лопнувший воздушный шарик.
От грандиозного храма осталось всего 6 колонн и куча вопросов. Высота ствола колонны составляет 20 метров, вместе с основанием — 22. Обычно колонны нарезают на шайбы, из которых на месте установки набирают ствол. В Баальбеке колонны, на минуточку, диаметром 2,2 метра, состоят всего из трех частей! Вот как такие огромные сегменты ставили друг на друга? И зачем эти излишние технические сложности?
Также нет вразумительного объяснения — зачем в глубинке дальней колонии, за 3000 километров от Рима строить такой вот мегахрам? Или это место какое-то очень особенное, о чем римляне знали, но нам не сказали? Не зря же в этом храме находился оракул — к нему за предсказаниями приезжали за тридевять земель даже императоры. Или римляне вообще не строили, а только переформатировали под себя то, что существовало до них? Есть ученые, которые на полном серьезе считают именно так. Приведу только один вопрос из множества, на который «римская» теория не дает ответа: почему с этой масштабной стройки не найдено ни одной сметы по затратам на строительство, количеству рабочих, оплате труда и т. д. в то время, как железная римская бюрократия наплодила массу таких отчетов по другим стройкам?
Однако, пора покинуть сектор размышлений и перейти в сектор восхищений. На уровень ниже храма Юпитера на Баальбекской террасе расположен еще один рекордсмен — храм Бахуса. Считается, что это самый лучший в мире по сохранности античный храм. Какое счастье, что землетрясение пощадило его!
Храм построен во 2 м веке в стиле высокой классики. По периметру здания (68×35 м) стояли 42 коринфские колонны. Не все устояли под натиском времени, но и то, что осталось, производит впечатление! Сразу возникает ассоциация с легендарным Парфеноном, только храм Бахуса в полтора раза выше Парфенона — гигантомания проявляется и тут.
Широкая лестница ведет внутрь храма. Для меня зримое воплощение прекрасной античности в архитектуре — это колоннада с лестницей во всю ширину фасада. Сегодня мало осталось древних построек, где сохранился такой тандем, а тут — вот оно! И мне хочется насмотреться, покрутиться вокруг лестницы.
Внутри храм богато украшен. В торце на подиуме стояла культовая статуя Бахуса, теперь там ходят туристы и смотрят в зал с божественной высоты. Полуколонны разделяют ниши, в которых располагались барельефы с изображением сцен из жизни бога. Обычно Бахуса связывают с виноделием. На самом деле, его компетенция намного шире и серьезнее. Кроме вина, в зону ответственности Бахуса входят: растения, производительные силы природы, земная и небесная влага, вдохновение, религиозный экстаз, веселье, театр и еще куча смежных духоподъемных тем. Не буду отрицать, что вино все-таки на первом месте, ибо какой может быть экстаз без веселящего напитка?
Могу представить, как после благоговейной строгости храма Юпитера, расслаблялась и отдыхала душа в жизнеутверждающем храме Бахуса. Даже сейчас, в изрядно потрепанном виде, он вызывает восторг. Хочется провести пальцем по каннелюру колонны, поразглядывать тончайшую резьбу в обрамлении входа.
Выходим из храма, как и зашли, через необычайно высокий портал — очередной привет гигантам. Перекладина портала взлетела так высоко, что изображения на ней нормально не увидеть. На помощь приходит камера.
Недалеко от выхода в город в уцелевшем древнем помещением и рядом с ним уложены большие фрагменты римских мозаик.
Вероятно, их собрали не только на террасе, в Баальбеке мы видели еще одну большую археологическую зону, куда не пускают туристов.
За пределами храмового комплекса город живет повседневными заботами.
По пути, раз уж идем мимо, быстренько заглянем в маронитскую церковь св. Марии. Картинки на стенах довольно оригинально процарапаны в штукатурном слое — первый раз вижу такой хужожественный прием. Вот колонны какие-то подозрительные, будто родились они раньше Рима. А, может, так и есть. Марониты легко могли унаследовать древний храм — это в Ливане сплошь и рядом.
А идем мы в очень красивую шиитскую мечеть Сайида Эль-Хаула, она тут совсем рядом. Вот уже сверкает на солнце золотой купол. К сожалению, увидеть его можно только на расстоянии, когда подошли ближе, купол скрылся. Мечеть прижата к дороге, и нормальное фото — еще та задачка.
Густой металлический забор вокруг мечети появился относительно недавно. Во время войны в Сирии мечеть пытались взорвать сирийские боевики, потому что шииты в этом конфликте поддерживали Башара Асада. На защиту мечети встала Хезболла. Храм обнесли забором, опутали колючей проволокой, поставили противотанковые ежи и организовали вооруженную охрану. Сейчас тут спокойно, ежи и прочий ужас убран, но забор на всякий случай разбирать не стали.
На территорию мечети пускают через досмотр. Для приличного ощупывания по гендерному признаку мужчин и женщин отправляют в разные коридоры. Женщинам выдают длинный балахон с капюшоном. Пространство мечети также разделено на мужскую и женскую половины.
Внутри мечеть неожиданно ослепила ярким сиянием цветной зеркальной мозаики. Я, как ребенок, попавший в сказочный мир, растопырила глаза и открыла рот. С тех пор, как впервые увидела фото иранских зеркальных мечетей, поехать в Иран стало моей мечтой. И вдруг, без предупреждения, без малейшего намека, в сверкании мириадов лучей Баальбек явил мечту.
Нет, в Иран я все равно когда-нибудь поеду, ни одними мечетями он привлекателен, но здесь-то откуда это чудо? Вроде как, арабы не используют зеркальную мозаику… Оказалось, действительно — эта мечеть нетипична для Ливана. Просто ее начали строить перед самой гражданской войной, а после войны не на что было достраивать. Тогда на помощь пришел Иран. Мечеть достроили на иранские деньги, украсили, как принято у иранских шиитов, а на пол постелили иранские ковры ручной работы.
Вся эта роскошь не случайна. На фото за нашими спинами у стены расположена гробница Сайиды Хаулы. Это почитаемая в мусульманском мире дочка имама Хусейна, через отца — правнучка пророка Мухаммеда.
После жестокого умерщвления имама Хусейна в Ираке, его семью взяли в плен и отправили в Дамаск. За год жизни в Дамаске тяготы плена унесли жизни нескольких членов семьи. Потом пленников отправили в Ливан. В Баальбеке умерла шестилетняя дочь Хусейна — Сайида Хаула. Мечеть стоит на месте ее первоначального захоронения, которое было обнаружено чудесным образом по указанию знамения свыше. Гробница Хаулы считается чудотворной, к ней обращаются с просьбами и специально приходят паломники.
Во дворе под сенью аркады висит карта, отражающая пленный путь Сайидат Хаулы.
Двор мечети устлан каменной плиткой, словно ковром. Изразцы на фасадах, решетки — все подобрано с хорошим чувством вкуса: сложные орнаменты и разноцветный декор сплетаются в гармоничный хор, делают здание легким и нарядным, как и полагается быть святилищу маленькой девочки.
За день в Баальбеке мы посетили языческий храмовый комплекс, заглянули в христианский и мусульманский храмы. И везде было место удивлению каким-нибудь нестандартным решениям, отходу от общепринятых правил — таков Баальбек. Судя по карте, тут еще много изюминок, туристических радостей и открытий, вполне можно заночевать и провести еще один интересный день. Но это, если времени навалом. А если вкушать только сливки, то, конечно, первоочередной и обязательный пункт посещения в Баальбеке — древнеримский храмовый комплекс. Не даром он внесен в список наследия человечества ЮНЕСКО.