Когда большинство людей думают об Агре, на ум сразу же приходит Тадж-Махал. Верно, величественный мраморный мавзолей является главной достопримечательностью города и именно он привлекает большинство туристов в этот уголок штата Уттар-Прадеш. Но город может предложить гораздо больше тем, кто готов остаться здесь подольше большинства посетителей.
Многие из достопримечательностей города являются результатом того, что Агра веками была центром силы Индии. В 1501 году Сикандер Лоди построил здесь свою столицу. Однако большинство самых впечатляющих сооружений города были построены начиная с середины 16-го, начала 17-го веков, когда сменявшие друг друга императоры построили форт, Тадж-Махал, остальные мавзолеи и парки. Агра — это город с богатой историей, усеянный одними из самых замысловатых и впечатляющих сооружений, которые можно увидеть в Индии, и все они сосредоточены на небольшом изгибе священной реки Ямуна.
Конечно же, и мы не стали сопротивляться всемирно известной традиции, первой остановкой был Тадж-Махал, топовое место в списке основных чудес света. Любое посещение памятника начинается с кассы.
Комплекс Тадж-Махал с трёх сторон окаймлён зубчатыми стенами из красного песчаника. За стенами находятся несколько дополнительных мавзолеев, в том числе мавзолеи других жён Шах-Джахана.
Внутренние стороны стены, обращенные в сад, выходят на аркады с колоннами, что типично для индуистских храмов, которые позже были включены в мечети Великих Моголов.
Тадж-Махал разделён на три части, и передний двор является вторым по важности.
Главные ворота Тадж-Махала, также называемые Драваза-э-Рауза (буквально переводится как «ворота мавзолея»), были построены в 1632–1638 годах и, как говорят, были спроектированы самим архитектором Тадж-Махала — Устадом Ахмадом Лахаури.
Эти ворота представляют собой двухэтажное здание, построенное из красного песчаника. Они являются одними из самых важных среди пяти входов в Тадж-Махал. Архитектура ворот вызывает восхищение у всех, кто впервые посещает это место. Дверной проём имеет форму стрельчатой арки, достигающей середины всей конструкции ворот. По углам ворота украшены башнями восьмиугольной формы, которые перекрыты открытыми купольными павильонами.
Главные ворота Тадж-Махала также выделяются тем, что на них изображены индуистские мотивы. Они также украшены арабской каллиграфией из Корана, инкрустированной чёрным камнем. Ворота являются лучшим свидетельством индуистского влияния на архитектуру Великих Моголов. Мотивы цветов, красных лотосов, листьев и виноградных лоз украшают наклонные стороны ворот, создавая эффект индуистской архитектуры. Эти мотивы инкрустированы полудрагоценными камнями.
Потрясающий вид на Тадж-Махал от ворот является самым фотографируемым видом на мавзолей.
Знаковый, красивый и потрясающий — слов никогда не будет достаточно, чтобы описать красоту этого памятника вечной любви. Тадж-Махал в Агре, одно из чудес света, представляет собой историю признания в любви императора Великих Моголов Шах-Джахана своей жене Мумтаз. Художественный шедевр был построен Шах-Джаханом между 1632 и 1653 годами после смерти его жены во время родов.
Тадж-Махал, бесспорно, самый красивый памятник в Индии и жемчужина архитектуры Великих Моголов. Архитектура Тадж-Махала представляет собой завидную смесь разных стилей. В нём прослеживается персидское влияние, особенно в дизайне купола и наличии «арочных входов». Архитекторы черпали вдохновение из идей индуистского дизайна, таких как павильоны с куполами и мотив лотоса.
Англичане подсчитали, что его стоимость на тот момент оценивалась примерно в 32 миллиона фунтов стерлингов, что в современных ценах составило примерно 30 миллиардов фунтов стерлингов. В строительном проекте было задействовано около 20 000 ремесленников под руководством совета архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахори, придворным архитектором императора. В Тадже использовались различные типы символики, чтобы отразить природную красоту и божественность.
Самой впечатляющей особенностью является мраморный купол, который венчает гробницу. Купол имеет высоту почти 35 метров, что близко по размерам к длине основания, подчёркивается цилиндрическим «барабаном», на котором он сидит, высота которого составляет примерно 7 метров.
Из-за своей формы купол часто называют луковичным куполом или амрудом. Верх украшен изображением лотоса, что также подчёркивает его высоту. Четыре меньших куполообразных чаттри (киоска), расположенные по углам купола, повторяют форму луковицы. Главное навершие изначально было сделано из золота, но в начале 19 века его заменили копией из позолоченной бронзы.
Минареты, каждый из которых имеет высоту более 40 метров, демонстрируют склонность архитектора к идеальной симметрии. Они были спроектированы как действующие минареты. Всё в архитектуре Тадж-Махала было идеально спланировано, от сада до каллиграфии на памятнике. Были специально выбраны те фразы из Корана, которые говорят о Боге и последствиях жизни, смерти и наградах для благочестивых.
Сады Тадж-Махала являются примером стиля Чар Баг, используемого архитекторами Великих Моголов. Сад квадратной формы разделён двумя основными дорожками, называемыми Хиябан, которые делят сад на 4 равных части. В центре сада, где сходятся дорожки, находится приподнятая платформа, а центр симметрии сада украшает бассейн, называемый хаузом, в котором всего пять фонтанов.
Концепция Чар Баг пришла из персидских садов Тимуридов, принесенных в Индию Моголами. Сады, разделённые на четыре части, считаются символом исламской концепции четырёх райских садов на небесах. В этом контексте использование воды имеет символическое значение и является отсылкой к четырём источникам в раю, представляющим воду, молоко, вино и мёд. (Хотя мне было странно понятие вина у непьющих мусульман).
Сад в комплексе Таджа занимает площадь 300 на 300 метров. Деревья в саду — это либо из семейства кипарисов, что означает смерть, либо плодоносящие типы, которые означают жизнь. Сад построен таким образом, что не загораживает вид на мавзолей ни с какой стороны.
Становимся в очередь для посещения комнаты с саркофагами супругов внутри Таджа.
Внутри — не менее красиво. Но саркофаги Мумтаз-Махал и Шах-Джахана, которые мы видим в главном зале — фальшивые; настоящие могилы находятся на более низком уровне.
Фотографировать здесь запрещено, но всё же — пара фоток на мобилку.
По бокам от Тадж-Махала находятся два сопутствующих здания. Первое — мечеть, была построена потому, что по мусульманскому обычаю любой строящийся мавзолей должен сопровождаться мечетью.
Эта мечеть была построена Исой Мохаммедом и обращена в сторону Каабы в Мекке.
Внешний вид мечети украшают три купола, выложенные белым мрамором, и четыре купола — чаттри. Перед мечетью находится бассейн, который служит местом для совершения омовения перед молитвой.
Мечеть, построенная вместе с Тадж-Махалом, также работает как зеркальное отражение гостевого дома, построенного напротив неё через Тадж-Махал, таким образом завершая двустороннюю симметрию комплекса. Считается, что Наккар-хана или гостевой дом был построен именно для завершения двусторонней симметрии Тадж-Махала без иной конкретной цели, поэтому его также называют «джаваб» или ответ. Дом отдыха сделан из красного песчаника, также инкрустирован мрамором, что дополняет красоту строения. Гостевым домом стали называть после того, как в здании начали размещать паломников, пришедших сюда с караваном.
Для большинства путешественников в Индию Красный Форт занимает второе место в Агре. Не стали нарушать традицию и мы, едем в Форт, который был центром власти Моголов, откуда велись войны, где зарождались романтические отношения и наблюдалась борьба за власть.
История форта Агры началась задолго до того, как возникла его нынешняя структура. Исторические свидетельства говорят о том, что здесь в 11 веке была построена кирпичная крепость. Не очень понятно, кто построил этот старый форт, тогда он назывался Бадалгарх. Первая ранняя известная власть здесь — раджпуты Чаухан. Позже форт был занят Сикандером Лодхи, а затем его сыном Ибрагимом Лодхи до 1526 года. Форт перешёл во владение первого императора Великих Моголов — Бабура, который выиграл битву при Панипате против Ибрагима Лодхи.
Столицей династии Великих Моголов был Дели, но Бабур и Хумаюн считали Агру стратегическим городом и использовали Бадалгарх в качестве своей цитадели, когда находились в Агре. Хумаюн был даже коронован в этой древней крепости. Сын Хумаюна, Акбар решил перенести столицу в Агру из Дели в 1573 году. Именно тогда Акбар перестроил форт Агры из красного песчаника, который везли из Раджастхана. Этот красный форт в Агре строился около 8 лет, примерно в то же время, что и грандиозная гробница Хумаюна в Дели. Внутри форта Агры было более 500 зданий, и он оставался центром моголов до правления Аурангзеба.
Внук Акбара, Шах-Джахан кое-что изменил в крепости и привел её в нынешнее состояние. Акбар предпочитал красный песчаник, его внук любил белый мрамор. Шах-Джахан разрушил немало построек внутри форта и перестроил их в дворцы из белого мрамора. Именно это великолепное сочетание красного песчаника и белого мрамора мы видим сегодня.
В британскую эпоху форт стал центром Ост-Индской компании. Сегодня часть этого огромного форта всё ещё используется индийской армией, остальная была преобразована в музейный объект, открытый для публики. Но и эта часть далеко не маленькая. Задуманный скорее как мощная военная крепость, красный форт Агры имеет несколько защитных механизмов, начиная с двойной стены длиной 2 км. Стены высотой 70 метров чередуются с бастионами и валами.
Всего в форт ведут четверо ворот, из которых самые большие — делийские ворота. Но к ним не подойдёшь, потому что они примыкают к военной базе. Практически, сегодня есть только одни ворота для входа в форт Агры — ворота Амар Сингх, уменьшенная версия ворот Дели с небольшим мостом над тем, что осталось от рва.
Подъёмный мост через ров, полный крокодилов, вёл к другим, меньшим воротам, называемым Хати Пол (Слоновьи ворота), где охрана была на слонах. Входы располагались под углом 90 градусов, дорога между ними имела большой уклон, что делало врага очень уязвимым ещё до того, как он войдёт в форт.
Ворота достаточно высокие, чтобы слон мог войти. За караульным помещением находится длинный подъём, ограниченный двумя стенами. Если верить преданиям форта, многие враги были раздавлены катящимися огромными валунами ещё до того, как достигли верха холма.
Бенгальский Махал — так назывались дворцы, построенные императором Акбаром. Практически от них остались одни развалины. Зато к ним примыкает Джахангири Махал. Дворец Джахангира почти не повреждён.
Прежде чем войти во дворец Джахангира (который тоже, впрочем, был первоначально построен тем же Акбаром), проходим мимо огромной ванны под названием Джахангири Хауз. Гигантская ванна имеет небольшие ступеньки, ведущие в неё с одной стороны, и, как говорят, она была сделана для самого Джахангира. Наиболее заметными были арочные ворота главного фасада, очень исламские по своему дизайну, в то время как окна джарокхи явно выполнены в стиле Раджпутов. Замысловатые элементы вдоль стен отражает персидское влияние, а цветочные узоры на окнах напомнили мне о дворцах Раджастхана.
Дворец Джахангира теперь является домом для летучих мышей, имеет несколько заброшенный вид. Однако в давние времена он оживал песнями и танцами, цветные занавески отделяли женщин, наблюдавших за происходящим, от мужчин, веселящихся на праздниках.
Есть небольшая терраса, на которую можно попасть через одну из дверей, в центре которой находятся остатки того, что могло быть фонтаном. К нему ведут небольшие водные каналы, которые вместе с речным бризом делали это место прохладным и освежающим.
Дворец Джахангира из красного песчаника примыкает к беломраморному Кхас-Махалу.
Это великолепное здание расположено между двумя золотыми павильонами. Этот дворец с фонтанами и потрясающими инкрустациями был спальней императора Шах-Джахана.
Каждый сантиметр этого места покрыт цветочными узорами.
Богатые альковы с их экранами джхали — это то место, откуда можно увидеть далёкий Тадж-Махал.
Два золотых павильона Рошанары и Джаханары по обе стороны от Кхас-Махала просто нельзя пропустить. Они названы в честь дочерей Шах-Джахана. Считается, что они являлись спальнями принцесс. Мне комнаты показались маленькими для принцесс, но я предполагаю, что остальная часть двора вокруг них образовывала их мини-дворец.
Великолепный сад под названием Ангури Багх (Виноградный сад) дополняет пейзаж Кхас-Махала. В дни славы вода из фонтана текла по белой водной горке, образуя искусственный ручей через цветочный сад. По периметру сада находится часть дворца Зенана, где жили дамы из гарема, наслаждаясь садом и его освежающим фонтаном.
Мусамман Бурдж — важная историческая часть форта, где Шах-Джахан был заточен собственным сыном — Аурангзебом, где он провёл последние 8 лет своей жизни, тоскуя по умершей жене, глядя на свой любимый Тадж-Махал.
Мусамман Бурдж представляет собой большую восьмиугольную комнату. У входа вас встречает старый фонтан, который своей простой формой из белого мрамора дополняет богатый интерьер заведения. Я был совершенно очарован красотой стен, сплошь покрытых цветочной инкрустацией.
Поднявшись по лестнице мимо частной мечети Шах-Джахана — Мина Масджид, я вышел к красивому белому строению с высокими колоннами, поставленными на высоте. Зал частных аудиенций или «Диван-и-Хас» можно осмотреть только издалека.
Большая терраса, примыкающая к Диван-э-Хас, вместе с коридорами, ведущими в несколько комнат, называется Маччи Бхаван. Маччи означает «рыба», название произошло от различных бассейнов и фонтанов, которые были заполнены рыбками. Большая мраморная платформа возвышается над всей территорией, она предназначалась для того, чтобы позволить Императору лучше видеть всё, происходящее во дворе внизу. На первом этаже находился рынок для женщин. Окружающие помещения принадлежали разным придворным конторам — от бухгалтерии до торгового управления, если выражаться сегодняшним языком.
Объём сегодняшнего рассказа исчерпан. Продолжу следующий рассказ о Агре с этой террасы.
Теги:
Культурно-познавательный туризм