В Сортавале два причала: с одного мы направились смотреть Ладожские шхеры, а со второго — на Валаам. Если Ладожские шхеры мы смотрели с борта юркого маленького катерочка с заходом на один островок, то до Валаама мы добирались на «Метеоре». Билеты брали заранее, чтобы не стоять в очереди в кассу, которая находится тут же на причале.
1
В пределах часа пути и мы остановились у Монастырской бухты, куда прибывают туристы и паломники на «Метеорах». Ее еще называют Малой бухтой. Круизные лайнеры прибывают на другой причал в другую бухту, где мы тоже побываем.
1
1
Экскурсию тоже заказывали заранее и ждали экскурсовода около часовни. С экскурсоводом на этот раз не очень повезло. Если в Сортавале мы были в восторге от нашего гида и экскурсии, то здесь минимум информации и «галопом», да и изложение информации было совсем не душевным. Не таким мне представлялось свидание с Валаамом. Сюда надо ехать самостоятельно и не в выходной день. В выходной день здесь толпы туристов и паломников.
1
Часовен здесь много — эта посвящена иконе «Всех скорбящих радость», действующая. И, конечно, времени зайти внутрь у нас не было. Начинаются минусы организованных экскурсий.
Построена в 1896 году, но архитектор неизвестен.
Идем через монастырский сад, где видим гусляра. Будто попали в древнюю Русь.
1
Монастырский сад был заложен в 1810 году, но есть версия, что яблоневые сады здесь существовали еще раньше. Удивляет то, что остров представляет собой гранитную глыбу посреди Ладожского озера и на ней растет удивительный яблоневый сад, созданный трудом монахов, даже не сад, а сады.
1
1
После поездок всегда стараюсь дополнить увиденное прочитанным. О валаамских садах написана книга «Сады Валаама» Василием Чирковым (1899–1976), который исследовал экосистему острова. Пыталась ее найти, но попытка не увенчалась успехом, хотя библиография о Валааме просто огромна. Потихоньку начинаю ее изучать, думаю знакомство с этим чудным краем нужно будет продолжить.
А мы вслед за экскурсоводом, которая нас торопит на каждом шагу, идем дальше.
На пути еще одна часовня. Кстати, на сайте монастыря насчитала 19 часовень, они расположены в самых разных местах.
1
Часовня «Знамение Богородицы» посвящена чудотворной иконе «Знамение», прославленной чудесами в Великом Новгороде в 12 веке.
Предполагают, что автором проекта был петербургский архитектор А. М. Горностаев, который был на острове во время посещения императора Александра Второго в 1858 году.
От Знаменской часовни ведут две дорожки: одна к гостинице, где останавливались и останавливаются гости монастыря, а другая — к главному входу в обитель.
Нас ведут к гостинице. Вот они минусы организованных экскурсий: идешь туда — куда ведут, а не туда — куда хочется.
1
Зимняя гостиница Валаама была построена уже упомянутым архитектором Горностаевым А.М. в 1852 году по заказу игумена Дамаскина. Этот архитектор много строил именно здесь: большой скит, храм во имя Всех Святых, водопроводный дом, храм Николая Чудотворца и многое другое. Кстати, многое сохранилось.
В 1874 году к зимней гостинице были пристроены два флигеля (в эти места всегда было много паломников). Здесь бывал Н.Лесков и, якобы, здесь он встретил «очарованного странника». После посещения этого острова П.Чайковский написал «Угрюмый край, туманный край» (вторую часть Первой симфонии — послушала, звучит 11 минут). И совсем этот край не угрюмый. Просто Петр Ильич был здесь не в то время, ему просто не вовезло.
Красота этих мест вдохновляла многих, всех не перечесть. Сюда дважды приезжал А. И. Куинджи, И. И. Левитан и писали чудные пейзажи.
После знакомства с творением Горностаева идем в главный собор монастыря — Спасо-Преображенский.
По дороге фотографируем увиденное, дабы в памяти осталось. Почти бегом — такая получилась встреча с Валаамом.
1
1
1
Храм Живоначальной Троицы виднеется вдали.
Цветочков совсем чуть, земли-то здесь нет. Для того, чтобы развести сады, паломники привозили сюда мешочки с землей.
2
Вход в монастырь через Святые врата, где проверяют дресс-код: для женщин юбка и покрытая голова, для мужчин — никаких шорт. Все как везде, но здесь как-то очень уж строго. На воротах стояло несколько наблюдающих монахов.
1
Над вратами церковь Петра и Павла.
1
Спасо-Преображенский собор закрывают келейные здания, пространство перед храмом небольшое и сфотографировать его полностью не получается (у меня не получилось). Время на его посещение также было маловато. Гид опять торопит нас, ссылаясь на начало богослужения на верхнем этаже.
1
1
1
Как и большинство других церквей на Валааме, собор является двухэтажным. Верхний посвящен празднику Преображения Господня, он не отапливается и поэтому открыт только летом. Праздничные богослужения проводят 19 августа (Преображение) и 11 и 24 сентября (в память преподобных чудотворцев Сергия и Германа — валаамских чудотворцев). Мы были не в эти дни, но в храме было столпотворение — был выходной день. Вывод делайте сами. Лучше сюда приезжать в будний день и не в православные праздники.
Одна из святынь монастыря — это икона Валаамской Божией Матери была написана иеромонахом Алипием в 1878 году. Изображается стоящей на облаке в полный рост. Это одна из икон, которая побывала в космосе.
1
В советское время храм был заброшен и нижний использовался как продуктовый склад.
Первые 6 иноков появились здесь в 1989 году и началось обустройство собора.
История Валаамского монастыря очень длинная и даже точно неизвестно когда он возник: то ли в 10 веке, то ли в 12 веке или даже в другом. Ученые спорят до сих пор. А вот основатели известны — валаамские чудотворцы Сергий и Герман.
Достоверно известно, что возрождение монастыря началось после Северной войны и настоятелем был определен старец Назарий (1735–1809). Он ввел в монастыре Саровский устав (сам он был из Саровской пустыни) и упорядочил жизнь монахов.
В это время главным сооружением становится Спасо-Преображенский собор.
Высочайшего процветания монастырь достиг при игумене Дамаскине (1794–1881). В годы его настоятельства в обители был устроен первый в Карелии водопровод, возведено здание гостиницы и даже стали проводить метеорологические наблюдения. При этом игумене было поставлено 18 часовень в разных уголках острова и 10 каменных и деревянных крестов.
После революции Валаамская обитель оказалась за границей России и здесь находился финский военный гарнизон. Перелом в судьбе случился в декабре 1939 года, когда началась советско-финская война, которая закончилась мирным договором и в 1940 году Валаамский архипелаг перешел в состав Советского Союза.
В советские годы здесь была школа боцманов, потом дом-интернат инвалидов войны и труда Карельской АССР и только с 1979 года начал работать Музей-заповедник.
Вот такая кратенькая история этого места.
После посещения главного храма Валаама у нас запланирована трапеза (она проходила в большой трапезной, ничем не запомнилась, разве только квашеной капустой — не очень вкусной) и песнопения монахов Валаамского монастыря. Пение было задушевным, но зал очень маленький, мест мало и кто не успел — стояли в дверях. Хор Валаамского монастыря профессиональный и ведет концертную деятельность, а также можно было приобрести диски.
1
Наше путешествие продолжилось на монастырской маршрутке, на которой мы доехали до одного из скитов и пошли по валаамскому лесу.
1
Гефсиманский скит — постройка начала 20 века. Автор проекта неизвестен, но предполагают, что это был кто-то из числа братии.
1
1
Очень красивое строение посвящено празднику Успения Божией Матери, но внутри не побывали, только послушали информацию гида. Успенский храм был восстановлен в 2007 году (использовали фотографии 20-х годов и сумели воссоздать все как было).
Иконостас и внутреннее убранство выполнены из кипариса, аромат которого напоминал о Палестине. Его устройство завершило создание на Валааме русского Иерусалима.
Божественные Литургии проводятся здесь раз в неделю.
Монастырская братия создала здесь уголок красоты и покоя. Настоящего Гефсиманского сада здесь, конечно, нет и оливы не растут, но здесь очень много декоративных кустарников, которые в сочетании с кленами, липами и хвойными деревьями создают живописность и очарование.
3
Дополняет ансамбль Гефсиманского скита небольшая часовенка, выполненная современными монастырскими резчиками.
1
А мы идем дальше по живописному валаамскому лесу вслед за гидом. Когда смотрели скиты вместе с гидом, подумалось, что все-таки есть плюсы в этой организованной экскурсии — в огромном лесу можно и заблудиться. Указателей мы не наблюдали и просто не думая шли за экскурсоводом, созерцая валаамскую красоту.
2
Впереди у нас часовня на горе Елион, которая была задумана игуменом Маврикием как повторение иерусалимской Масличной горы, откуда по Новому завету вознесся Иисус Христос.
1
2
Одновременно с созданием Гефсиманского сада была построена часовня в честь Успения Божией Матери. Она похожа на частичку Гефсиманского скита, построена в том же стиле.
Паломники на Святую Землю после поклонения святыням Гефсиманского сада поднимаются на Масличную гору. Так и здесь: после Гефсиманского сада мы поднялись на валаамскую гору Елион, которую еще называют горой Вознесения.
А дальше опять в гору, идем на гору Сион, где находится Воскресенский скит.
Идем по берегу Большой Никоновской бухты, куда прибывают большие лайнеры из Москвы и Санкт-Петербурга.
Раньше эта местность называлась Никоново (по имени монаха Никона, жившего здесь в 18 века). При игумене Маврикии, побывавшем на Святой Земле, географические названия Палестины перекочевали на карту Валаама: Гефсимания, Иордан, Фавор, Сион.
Еще эту местность свяязывают с именем Андрея Первозванного, который на Валааме разрушил языческие капища и установил крест, предрекая острову большое православное будущее.
1
Может быть такой, а может — нет, но по пути к Воскресенскому скиту мы увидели вот такой крест.
В 1906 году на горе была построена и освящена часовня в честь апостола Андрея Первозванного. Часовня была двухэтажной: нижний этаж был пещерым в честь Андрея Первозванного и верхний — в честь Воскресения Господня.
2
2
По крутой лестнице поднимаемся к краснокирпичному скиту, который восстановили в 2006 году и который освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, который когда-то мальчиком бегал по Валаамскому монастырю (ему было 9 лет).
1
Нижний этаж Воскресенской церкви обустроен по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. В алтарной части есть Кувуклия — подобие той пещеры, где было погребено тело Спасителя после снятия его с креста и где совершилось Воскресение.
В нижней церкви сумрачно, почти темно.
2
1
1
Верхний храм построен на контрасте. Здесь очень большие окна, их очень много и проникающие лучи ярко освещают храм.
Главное укращение верхней церкви — фарфоровый иконостас, который изготовлен в Екатеринбурге специально для этого скита.
2
На территории скита сейчас находится паломническая служба монастыря, где можно решить вопросы проживания, если приехать на Валаам на несколько дней.
2
Так закончилось наше путешествие на самый большой остров Валаамского архипелага в один из древнейших монастырей.
Возвратившись в Сортавалу, прошлись по набережной и полюбовались ее скромными северными красотами.
1
3
Сюда хочется возвращаться, хотя кто-то из знакомых сказал о Сортавале: «Да что там смотреть? Смотреть нечего». Не согласна с этим, есть что смотреть и даже согласна смотреть по второму разу: и Сортавалу, и Валаам, куда думаю возвратиться.
1
1
Николай Рерих писал о русском Севере: " Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые». («Подземная Русь»).
Точно так, лучше не напишешь. И все это мы увидели.