Вот такие цифры — по разным данным, до 1917 г. в городе насчитывалось от 600 до 800 только христианских молитвенных домов разных конфессий, из каждой тысячи жителей 73 были лютеранами, 47 — католиками. А сейчас в городе имеются церкви и молельные дома 42 конфессий: 5 римско-католических, 2 армяно-григорианских, 9 протестантских, несколько старообрядческих, 2 синагоги, 2 мечети, неизвестно сколько молельных домов разных сект и течений, в том числе — зарубежных, которые привел в город неоднозначной памяти первый и единственный мэр города. Все они разные, многие являются уникальными в мировом масштабе по своей истории, художественным и архитектурным достоинствам. Я не буду показывать главные и всем известные храмы — Исаакий, Спас — на — крови, Казанский — о них столько написано и фотографий выложено, а покажу менее ихвестные, но, не менее интересные, упирая именно на их необычность.
Как известно, при строительстве города сподвижниками Петра были очень многие иностранцы, вывезенные или приглашенные им из Европы — в первую очередь — Голландии, Италии, княжеств и курфюршеств Германии и т. д., которых в России называли общим словом «немцы», поскольку они не говорили по — русски и были для местных как бы «немыми» или — «немцами». Разумеется, эти «немцы» привезли в страну свои порядки, свой уклад, быт и — свою религию — католицизм и его антипод — лютеранство, как, впрочем, и другие религии и конфессии. Город с самого начала был и остается многоконфессиональным и веротерпимым. До сих пор на Невском, в шаговой доступности соседствуют Голландская церковь, католический костел св. Екатерины, Армянская церковь, лютеранская Петрикирхе, Финская церковь, православный Казанский собор и т. д. А, например, в Коломне и районе Семимостья — хоральная синагога, православные Никольский собор и Исидоровская церковь, эстонская лютеранская церковь св. Иоанна (Яаникирик). Или вот
1
По словам русского писателя П. Свиньина: «Сие согласие между разноверцами не приносит ли отличной чести русскому правительству и характеру россиян?».
Вот первая лютеранская церковь была построена в 1704 г. первым комендантом Петербурга Романом Брюсом в Петропавловской крепости и носила имя св. Анны. Впоследствии уже Анна Иоанновна дала денег на строительство лютеранской церкви — естественно — св. Анны — Анненкирхе и новая церковь была освящена. Почти через 40 лет на ее месте, уже при Екатерине II была построена каменная церковь / кирха и она уже в 1826 г. дала имя улице, на которой находилась — Кирочная. Много чего эта кирха пережила в своей истории — в начале ХХ века только в ее приход входило 12000 человек, в том числе — девочки — «смолянки», в 1939 г. она стала кинотеатром «Спартак», а потом — ночным клубом и, в конце концов, в 2002 г. сгорела. В 2010 г. фасад отреставрировали, а вот внутри она так и осталась обгорелой. Но, как ни странно, это пошло ей только на пользу и сейчас это один из самых необычных и привлекательных, в первую очередь для молодежи, культурных объектов города. Там ведь, кроме служб (она передана Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии), проходят и выставки и концерты. А уж на Рождество она привлекает просто толпы людей, в т. ч. и далеких от религии, своим фантастическим убранством и непередаваемой сказочной атмосферой — как будто какой — то заколдованный замок. Словами не описать — это надо увидеть.
1 из 5
1
Пожалуй, другие лютеранские церкви — самые известные в городе. В первую очередь — собор Петра и Павла на Невском — Петрикирхе, впервые появившаяся на этом месте в 1730 г., разумеется — в другом виде. Что интересно, при ней, как и при Анненкирхе, была открыта одна из первых городских школ, ныне знаменитая Петришуле. Современный вид кирха получила в 1838 г., в ней был установлен второй в стране по размерам прекрасный орган производства немецкой фирмы «Валькер», который не сохранился, а его останки нашлись в свое время в каком — то ДК в Донецке. Сейчас там установлен тоже очень большой и современный оргАн, подаренный общиной Стокгольма. В советские времена в Петрикирхе был… бассейн, на месте алтаря — вышка для прыжков и в ней проходили, например, международные соревнования по водному поло. Мы с братом в детстве тоже ходили туда плавать. Сейчас, когда ее вернули верующим и отреставрировали, в ней, кроме служб, проходят «атмосфэрные» органные концерты, а после них можно за деньги подняться в обе башни — такой «маленький бизнес». К сожалению — видов оттуда никаких нет, а внутри башен пусто.
1 из 4
1
Эстонская церковь св. апостола Иоанна (Яаникирик), которая одно время выглядела, судя по фото, довольно печально. Но, в 2009 г. деньги на ее реставрацию выделил минкульт Эстонии, а открывать церковь приезжал их тогдашний президент. Сейчас в церкви проходят службы на эстонском и русском языках и, разумеется, концерты.
1
Из одного куста с лютеранскими растут и реформатские церкви — тоже в известных зданиях в «центре». Вот бывшая Голландская реформатская церковь на Невском, бывшая французская реформатская церковь на Б. Конюшенной ул. 25, в здании которой сейчас находится знаменитое кафе «Пышки», наконец бывшая немецкая реформатская церковь на Мойке, которую обломали и переделали в ДК работников связи
1 из 3
1
Нотр Дам де Лурд, католический собор, расположенный в Ковенском переулке. До революции в Петербурге жили 3700 французов — католиков. Надо же им было где — то отправлять культ? Вот и построили им русские архитекторы Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович церковь, облицевав ее гранитом, оставшимся от работ на Троицком мосту. С 1938 по 1992 год храм оставался единственной действовавшей католической церковью в Ленинграде, он работал в войну, а после войны его решили снести. Но тут повезло — в 1966 г. в город с визитом прибыл президент Франции генерал де Голль и помолился и причастился в церкви. Это ее и спасло — она действует и сейчас.
1
1
Совсем малоизвестный храм с необычным названием: «Храм посещения святой девой Марией Елизаветы». Что это означает, можно почитать в Евангелии или Википедии. Находится он, практически, в промзоне — на Минеральной улице 21. Построен Н. Бенуа в 1879 г. в стиле неоготики, в советское время там было картофелехранилище, потом — лаборатория. Сейчас там служат священники ордена вербистов и проходят концерты.
1
Огромный, вместимостью 1500 прихожан Собор Успения пресвятой Девы Марии на 1 — й Красноармейской ул. — приход его насчитывал перед революцией около 20000 человек и он был резиденцией главы Католической церкви в Российской империи, которая до 1849 г. находилась…в Могилеве. После войны, пережив сильные разрушения, стал конструкторским бюро, а в 1998 г. был заново освящен как храм. Сейчас разглядеть его практически невозможно — он скрыт зданием, в котором располагается единственная в России высшая католическая семинария «Мария — Царица апостолов». Частично его можно разглядеть из Польского сада, если не мешает листва.
1
Добрались и до иудейской веры. Ее представляет вторая по величине в Европе (после будапештской) и одна из 5 крупнейших в мире синагог — Большая хоральная синагога. (Между прочим — памятник архитектуры федерального значения). Добавлю, что в «Ночь музеев» это один из самых популярных объектов, в который стоят огромные очереди. А еще — она ежегодно проводит «день открытых дверей», тоже с неизменным аншлагом. В нее можно зайти (кроме субботы) и, в отличие от многих православных храмов, фотографировать. А во дворе воспроизведено огромное фото Стены Плача.
1 из 6
2
Мусульманские сооружения представлены двумя мечетями, одна из которых — самая северная в Европе. И это не знаменитая Соборная мечеть на Кронверкском пр. 7 с минаретами и куполом, а — ля Гур — Эмир — одно из самых необычных зданий города. В 1798 г. свыше пятисот военнослужащих мусульман подали прошение о пожаловании им молитвенного дома и отводе места для кладбища и согласование этого прошения, проекта мечети и ее строительство заняли много — много лет — строительные и отделочные работы в соборной мечети были полностью завершены только… 30 апреля 1920 года! Деньги на строительство собирали и сами мусульмане и специальный комитет. Сильно помог деньгами Эмир Бухарский. В советское время, несмотря на то, что мечеть была действующей, в начале 1930-х годов районная администрация предоставила ее подвал базе «Ленгорплодовощ» для хранения картофеля, а в 1940 г. ее закрыли. Но, после войны татары — фронтовики начали бомбить органы власти просьбами о восстановлении мечети и им пошли навстречу — тоже, не спеша. Первый намаз состоялся 18 января 1956 года. Когда минареты несколько лет назад реставрировали, они были очень похожи на башни — близнецы, разрушенные, как известно, мусульманскими террористами. В последние годы празднование мусульманских праздников по понятным причинам превращается в геморрой для властей — вся территория вокруг мечети, включая проезжую часть оказывается выстлана десятками тысяч молитвенных ковриков и отсвечивает десятками тысяч э — э — э… извините, задниц молящихся. Станция метро «Горьковская» работает в особом мусульманском режиме и в эти дни, проходя по Невскому, можно представить себя в каком-нибудь Самарканде. Так что, пришлось, вопреки традиции, быстренько согласовать и построить еще одну мечеть и именно она стала «самой северной», ибо расположена на Репищевой ул. д.1, что на 7.5 км севернее Соборной.
1 из 3
2
Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» — в переводе с тибетского «источник святого учения Все сострадающего (Владыки-отшельника)» Первые буддисты появились в городе во времена начала строительства Петропавловской крепости, т. е. основания города — это были волжские калмыки, подданные Калмыцкого ханства в составе Российской империи. Потом они как — то разбежались и по переписи 1869 г. в городе проживал всего… один буддист. В 1897 г. их было уже 75, а в 1910 г. — 184. Ну как им было не построить свой храм? Проект был разработан в соответствии с канонами тибетской архитектуры и в 1915 г. храм был освящен. В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе и, видимо, тоже самый северный в Европе, а может и в мире. В 1937 году НКВД арестовал немногочисленных монахов и лиц живших при храме, обвинив их в шпионаже в пользу Японии и всех (более 30 человек) расстрелял. Во время войны в Дацане была установлена мощная радиостанция, которая работала там до конца 60 -х годов в качестве «глушилки», а потом его тоже передали физкультурникам. В 1990 г. в нем, после огромной организационной работы заинтересованных лиц и организаций (среди которых была знаменитая телепередача «Пятое колесо») возобновились службы. Кроме них в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи (эмчи-ламы) — специалисты в области традиционной тибетской медицины. Здание недавно отреставрировали и выглядит оно очень помпезно. Всю жизнь мечтал покрутить эти буддистские барабаны — они устанавливаются, в частности, на горных тропах и путник, чтобы не тратить время на чтение молитв, проходя, просто крутит их и, тем самым, как бы, молится.
1 из 4
2
Последователи культа бога Кришны, кришнаиты тоже хорошо устроились — прямо на берегу Финского залива, практически, на пляже, недалеко от Лахта — центра обустроили свое 3 — х этажное шикарное гнездище, украшенное изображениями слонов и лотосов. Называется «Центр ведической культуры» или Храм Шри Чайтанья Сарасват Матх — веселые ребята…
1
1
Перейдем к самой распространенной конфессии — православной. Тут, разумеется, речь тоже идет о первых годах основания города и объектов, конечно, в разы больше. По информации с сайта Санкт-Петербургской епархии, на 1 января 2018 г. в состав Санкт-Петербургской епархии входили: Общее количество подворий — 3, скитов — 1. Приходов — 257, 189 приписных храмов (включая строящиеся), 26 монастырских храма, 86 часовен, 15 молитвенных помещений. Штатных священнослужителей 782, в том числе: священников — 607, диаконов — 175. Причем, свои храмы есть, например, в зданиях Конституционного суда, Горного университета, своя церковь Покрова Пресвятой Богородицы есть при Политехническом университете, во многих больницах и т. д. Часовня иконы Божией Матери «Благодатное Небо» Новодевичьего монастыря есть, даже, в аэропорту Пулково.
Старейшим сохранившимся храмом считается Сампсониевский собор — церковь Сампсона Странноприимца, расположенная на далекой Выборгской стороне (Б. Сампсониевский пр.41).Первая церковь на этом месте была построена по приказу Петра в 1710 г. в честь победы под Полтавой. Там же обустроили кладбище, на котором были похоронены такие люди, как архитекторы Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Б. Растрелли, фельдмаршал Б. Миних. Кладбище не сохранилось, на его месте сейчас сквер, но, в ограде собора сохранилась могила министра Анны Иоанновны Артемия Волынского и его «конфидентов» — А. Хрущева и П. Еропкина, казненных по приказу императрицы, и знаменитая эпитафия К. Рылеева: «Сыны отечества! в слезах Ко храму древнему Самсона! Там за оградой, при вратах, Почиет прах врага Бирона!» История Волынского описана великим советским писателем В. Пикулем в романе «Слово и дело». Кстати, по традиции многих храмов, в советские 30 — е годы в нем размещался магазин готового платья, а службы возобновились только в 2002 г.
1
1
Также, к числу старейших можно отнести и Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) с его великолепной колокольней — ярчайший образец архитектуры елизаветинского барокко, построенный и освященный в 1762 г. Интересно, что церкви там находятся на двух этажах, а деньги на строительство зарабатывали с помощью…наплавного плашкоутного моста через Неву, находившегося напротив Исаакия — за проход по мосту некоторое время брали «денюжку» — с прохожего 1 коп., с каждой лошади — 2 коп., с кареты — пятак. Сейчас в верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам атомной подводной лодки «Комсомолец» и других затонувших советских подводных лодок. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков атомной подводной лодки «Курск».
1
1
Два собора, посвященные Феодоровской иконе Божией Матери — семейной иконе дома Романовых и построенные в нехарактерном для Петербурга «старорусском» стиле. Один — на Полтавской ул. — в ознаменование 300 — летия царствования Дома Романовых (Романовская церковь), построенный в 1913 г., бывший в советские времена молокозаводом (на фасаде — изображение иконы), а второй — Феодоровский (Государев) собор в Царском Селе. Он предназначался для Собственного ЕИВ Сводного полка и конвоя, расквартированного рядом, царской семьи и их ближайших приближенных, когда они жили в Царском селе. Специально для царя в соборе был устроен «пещерный» подземный храм, освященный в честь Серафима Саровского. Там царь молился в одиночестве и очень любил это место. В 1933 г. храм был закрыт, а в 1991 г. передан церкви в полных руинах. Однако сейчас там все очень красиво и торжественно. Сам храм тоже выполнен в древнерусском стиле с несколькими крылечками, многочисленными мозаиками и т. д.
1
1
Кулич и Пасха — Троицкая церковь на пр. Обуховской обороны 235. Круглая церковь в форме кулича и колокольня — четырехгранная пирамида (пасха). Что интересно — такая идея родилась не у архитектора, а у заказчика строительства — генерал — прокурора А. А. Вяземского. В этой церкви в свое время крестили будущего адмирала А. Колчака.
1
Церковь Димитрия Солунского в Коломягах — редчайший экземпляр — деревянная церковь, построенная в 1906 г., работавшая в блокаду, сохранилась до наших дней — памятник культурного наследия федерального значения
1
Церковь чудотворной иконы Божией Матери Всех скорбящих радость с грошиками — пр. Обуховской обороны д. 24 Такое странное название церковь получила в свое время благодаря необычному происшествию — в августе 1888 года над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня сгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была обновлена огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, обгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины. Позже, в советское время, храм был разрушен и икона перекочевала в «Кулич и Пасху», о которой я писал и в которой находится до сих пор. Сейчас «Скорбященскую церковь» отстроили заново, но, икону переносят в нее время от времени. Отделочные работы в церкви и вокруг нее продолжаются.
1
Творения Василия Косякова:
По моим подсчетам, он за свою жизнь успел построить пару десятков храмов и зданий — в основном в Петербурге. Безусловно, бриллиантом его коллекции является Никольский Морской собор в Кронштадте, ИМХО — как минимум, сопоставимый с Исаакием. Интересно, что во время реставрации, при попытке установить с помощью вертолета крест на куполе, крест рухнул на землю. Этот момент попал на видео и был расценен, как плохая примета. Но, позже крест установили и, пока, все, тьфу — тьфу, хорошо. Казанская церковь (храм Казанской иконы Божьей матери) на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря. Построенный в «неовизантийском» стиле храм был открыт в 1912 г., облицован светлым, почти белым кирпичом, специально привезенным из Германии. В 1960 — х годах несколько десятилетий использовался в качестве механического цеха. Огромный вред зданию был нанесен постоянной вибрацией работающих станков. Восстановление началось в 1992 г., сейчас все красиво. Храм Богоявления на Гутуевском острове. После постройки, бело — золотой купол храма прекрасно виден и с моря и из разных районов города. Церковь Успения Пресвятой Богородицы — наб. лейтенанта Шмидта 27. Сейчас является подворьем Козельской Свято — Введенской Оптиной пустыни. В 1961 г. в здании церкви был торжественно открыт первый в Ленинграде…крытый каток, на котором тренировались олимпийские чемпионы Л. Белоусова и О. Протопопов. Заново освящена в 2013 г.
1 из 4
2
Церковь Андрея Критского с богатым внутренним убранством в стиле «русского боярского терема». Есть церкви, расположенные на втором этаже, а эта — аж на третьем. построена на деньги рабочих Экспедиции заготовления государственных бумаг, в честь чудесного спасения царской семьи Александра III в. Борках в день памяти преподобномученика Андрея Критского. Сейчас принадлежит фабрике Гознак, расположенной рядом.
1
1
Церковь Петра митрополита Московского
1
Вероятно, самая необычная церковь в России находится в…поселке Понтонный Колпинского района Санкт — Петербурга. В 1981 г. здание начали строить, как Музей Усть-Ижорского фанерного комбината, а, в итоге получилось то, что стало церковью «Ковчег», храмом общины Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников. Она действующая. Что — то от Калатравы, что — то от Гауди, что — то от Аалто — в итоге получилось то, что местные называют «Грибы».
2
1
Но, закончу, все — таки, позитивом — моя (и не только моя) любимица — наверное, самая красивая церковь России Чесменская церковь — церковь Рождества святого Иоанна Предтечи — ул. Ленсовета д.12 Построена в ознаменование победы русского флота в Чесменском сражении в 1780 г. по приказу Екатерины II. Якобы, на этом месте, рядом со своим Путевым дворцом, она получила весть о победе. В 1941 году здание церкви было передано под склад Авиационно-приборостроительному институту. В декабре 1977 года здесь был открыт музей «Чесменская победа» — филиал Военно — морского музея. Службы в церкви возобновились в 1991 г. Мне здание напоминает кремовый торт
2
1
К сожалению, рассказ ограничен количеством фотографий, которые можно разместить, поэтому многое осталось непоказанным. В заключение вспомним слова П. Свиньина, приведенные в начале рассказа, и, надо признать, что такая ситуация сохраняется на правительственном уровне и в наше время — обратите внимание на то, что подавляющее большинство «возвратов» пришлось на 90 — е годы прошлого века. Недаром в городе можно встретить такие плакаты, выпущенные под эгидой Администрации города.