В прошлом рассказе, после Абанери и Вриндавана, я поспешил в Агру. И совсем забыл про одно уникальное место, которое мы посетили по дороге в Агру. Остановимся здесь.
В прошлом рассказе, после Абанери и Вриндавана, я поспешил в Агру. И совсем забыл про одно уникальное место, которое мы посетили по дороге в Агру. Остановимся здесь.
Пустынный город из красного песчаника, который когда-то, в шестнадцатом веке, был знаменитой столицей Империи Великих Моголов, Фатехпур-Сикри в настоящее время стоит заброшенным как город-призрак. Говорят, его оставили вскоре после основания из-за нехватки воды. Мне не верится, но оставим местным жителям их мифы, если им так спокойнее. Фатехпур-Сикри считается лучшим образцом архитектуры Великих Моголов в Индии, где смешались индо-мусульманские проекты.
Император Акбар построил Фатехпур-Сикри в знак уважения к любимому суфийскому святому шейху Салиму Чишти, который жил в деревне Сикри на месте будущего города. Акбар посетил святого старца, пройдя 40 километров из Агры в поисках его благословения, ожидая рождения сына и наследника престола Империи Великих Моголов. Святой человек пообещал ему, что это произойдёт.
Вскоре после этого в 1569 году был зачат ребёнок. Акбар был очень взволнован и, в случае рождения сына, обещал назвать его Салимом в честь святого старца. В последствии, несмотря на то, что у Салима были непростые отношения со своим отцом, он стал четвёртым и одним из самых известных императоров Великих Моголов, известным как Джахангир. После рождения сына Акбар построил потрясающую мечеть недалеко от жилища святого человека. Как основу будущего города.
В этом месте, правда, снова на сцене появляются неправдоподобные мифы-истории. Но это для Индии нормально, всё же площадка Болливуда. У Акбара наследник родился мёртвым. Услышав известие о мертворождённом сыне Акбара, святой шейх Салим обменял своего живого сына на мёртвого сына Акбара. В другой редакции, он на самом деле переселил живую душу своего собственного сына в тело мёртвого сына Акбара, используя свои святые силы, вместо того, чтобы просто поменять местами младенцев.
Акбар решил перенести свою столицу из Агры. В 1571 году он инициировал строительство роскошного города-крепости Фатехпур-Сикри и комплекса королевской резиденции, где он жил со своими многочисленными жёнами и детьми. Фатехпур — от персидского слова «Фатх», что означает торжество. Строительство города из красного песчаника было завершено в 1585 году. Однако вскоре после этого суфийский святой умирает, и правитель теряет интерес к городу. Несмотря на официальную версию о нехватке питьевой воды, многие свидетели говорят о том, что Акбар пожалел о неразумном и спонтанном решении перенести столицу в труднодоступный регион вдалеке от политической и экономической активности. К 1610 году Фатехпур-Сикри был оставлен, столица Империи Великих Моголов была перенесена в Дели.
В любом случае, хорошо сохранившийся Фатехпур-Сикри с его величественными памятниками до сих пор рассказывает истории о днях своей славы. Современный город Сикри проезжаем без остановки, он абсолютно неинтересен.
Для меня Фатехпур был настоящим сокровищем, благодаря своей идеальной сохранности. Когда мы добрались до Фатехпура, первое, что оценили — мощнейшие стены, которые выглядят очень внушительно.
Внутрь крепостных стен — вход и въезд через монументальные ворота.
За стенами находится несколько построек, которые пусты и неохраняемы — возможно эти бывшие амбары или конюшни не считаются частью памятника ЮНЕСКО.
Первым двором в комплексе был «Деван-и-ам». Это было место, где император отмечал праздники с приближёнными, а также место, где простой человек мог изложить свои просьбы и подать прошения королю. Первое впечатление от комплекса было очень приятное, очень ухоженные лужайки, соответствующие величию этого могольского форта.
Из «Деван-и-ам» мы вошли в «Деван-и-Хаас». Акбар был философом и знатоком религий. В своём стремлении к поиску истины, стоящей за религией, он поощрял дебаты на религиозные темы.
Первоначально эти дебаты были открыты только для суннитов, но позже его привлекла многоконфессиональная среда Индии. Он начал слушать дискурсы всех основных религий того времени. И построил одно из самых специфических зданий, которые я видел.
Центральным элементом здесь является богато украшенная колонна, от которой лучами расходятся четыре моста. Трон Акбара располагался на круглой платформе над центральной колонной. Акбар, сидя на своём троне, слушал дебаты между представителями всех основных религий того времени. Дизайн этой комнаты очень символичен: мосты означали, что религии были различными путями постижения Бога, центральный столб означал, что есть только один Бог, а расположение царского трона на центральной колонне подчёркивало особую близость Акбара к Богу.
Акбар построил и укрепил Империю Великих Моголов благодаря своей религиозной терпимости, и та же самая империя рухнула из-за религиозной нетерпимости его далёкого потомка Аурангзеба.
Следующее здание — Сокровищница или Аанх Михаули, которая состояла из трёх комнат. Согласно современным представлениям, это здание использовалось как банк с ячейками для хранения монет и ценностей.
Мы задались вопросом, как раньше выглядели банковские ячейки? Очень просто — как углубления в нишах, закрываемые сверху каменной плитой.
Из Сокровищницы мы вышли во двор, который отделял «Деван-и-Хаас» от противоположной стороны комплекса. Самое заметное и красивое сооружение этой части комплекса — Панчмахал. У здания есть пять этажей, которые сужаются к одиночным беседкам с куполом наверху. Похоже на карточный домик, где каждый из пяти этажей отступал от края предыдущего. Акбар наслаждался прекрасными вечерами, полнолунными ночами и прохладным бризом, сидя в верхней беседке.
Акбара часто вспоминают как способного правителя, расширившего империю Великих Моголов на обширный регион, но не менее известна его страсть к женщинам. Королевский комплекс Фатехпур-Сикри был свидетелем этого, не менее половины территории отдано под гаремы, личные особняки и усадьбы особенно влиятельных и известных жён. Число женщин в гареме увеличивалось с каждой победоносной экспедицией. Побеждённые правители были вынуждены дарить своих самых красивых дочерей. Акбар собирал и собирал женщин, как коллекционер антиквариат. На пике своего великолепия королевский гарем в Фатехпуре насчитывал около 5000 женщин, охраняемых армией евнухов, и ни один мужчина не был допущен внутрь этой части комплекса. Среди своих жён Акбар насчитывал индуисток, мусульманок и даже христианок. Этих женщин привозили со всех уголков его королевства и из самых далёких мест, таких как Турция, Кавказ, Европа, Африка, Россия.
Слева от Панчмахала находится Дом турецкой султанши. Считается, что это здание было дворцом одной из любимых жён Акбара, султанши Рукайи Бегум.
В здании была одна большая комната, окружённая колоннами с красивым орнаментом из деревьев и цветов.
Рисунок на колоннах и стенах комнаты, построенной из красного камня, был таким мелким и изящным, как если бы был сделан на дереве.
Прямо напротив Дома турецкой султанши находится Ануп Талао, симпатичный большой бассейн.
В его центре находилась площадка с балюстрадой, к которой подходят четыре моста, поддерживаемые узкими каменными столбами. Это место предназначалось для имперских развлечений и частных приёмов. Во времена правления Акбара бассейн был наполнен благовонной водой.
На другой стороне Ануп Талао находились личные покои Акбара — Деван-Хана-и-Хаас. Этот имперский жилой комплекс состоял из двух больших комнат на первом этаже и хорошо проветриваемого павильона на втором этаже. На первом этаже была библиотека Императора, насчитывающая 50 000 рукописей. Парадокс — несмотря на огромную тягу к знаниям, Акбар был неграмотным, для знакомства с содержанием книг и свитков он держал целый штат чтецов.
Идём в сторону главного гарема Акбара и Дворца Джодхабай.
Ворота расположены на восточной стороне, они великолепны и имеют типичную раджастханскую архитектуру.
Рядом с воротами можно также заметить относительное небольшое здание, построенное в романском стиле, конечно же, с дополнениями в раджастханском стиле. Он был построен для одной из жён императора, привезённой из Европы англичанки и должен был напоминать ей о родных местах.
Внутри этого огромного гаремного комплекса находится также дворец Рани Джодхабай. Она была дочерью короля Амбера. Именно благодаря этому громкому браку Акбар закрепил свой союз со свирепыми раджпутами. Дворец сочетает в себе традиционную исламскую архитектуру с индуистскими элементами из Гуджарата и Раджастхана.
У него очень большой двор со множеством комнат вокруг него.
Внутри двора также находился индуистский храм. Этот дворец внутренне был связан с дворцом Акбара.
Вот мы и побывали в мёртвом городе, бывшей «столице на час» великого Акбара. Хотя не такой уж он и мёртвый, в комнатах бывшего гарема обитают разные симпатичные зверьки.
Теперь уже окончательно в Агру. На выезде заметили необычный «пьяный лес». Хотя явление встречающееся, наблюдал десяток раз, последний раз в хорватском Задаре.