После обзорного рассказа Майский зимний Алтай самое время поподробнее рассказать, как мы путешествовали:
1й день путешествия. Поздним утром минивэн подвез к Горно-Алтайскому отелю ИГМАН, где я коротал свою первую, и такую беспокойную ночь, четверых попутчиков в сонном коматозе. Они провели в дороге уже 4 часа после бессонного перелета Москва-Барнаул, забрали меня в центре города, и мы покатили в а/п добирать еще двух туристов. Что-то пошло не так, один турист не прилетел — опоздал на короткую стыковку. У него был сложный авиа-маршрут Соловки-Архангельск-Питер-Новосибирск-Горно-Алтайск. До начала мая выбраться с Соловков на большую землю можно только самолетом за большие деньги. Пришлось бедолаге покупать новый билет, начиная с Питера — вот подстава!
В минивэне 8 мест, из них три неудобных, после сбора всех участников нас стало 7 — тесновато. В этом году май месяц преподнес Алтайскому краю и его гостям пренеприятнейший сюрприз: холодную и запоздалую весну. Навигация по Телецкому озеру не началась, в итоге, прекрасно задуманный тур оказался сильно скомканным.
По-хорошему, мы, не спеша, должны были ехать к берегу Телецкого озера, там ночевать, а на следующий день на пароме плыть в сторону долины реки Чулышман.
По факту все пошло не так: вместо озера поехали к Чертову пальцу неподалеку от оз. Ая. Палец не произвел впечатления — идти далеко и все время на подъем, а виды сверху средние.
Далее отправились смотреть Зубы дракона — гряду скальных выступов в течении реки Катунь. Это дело очень понравилось. Тут же полюбовались первыми цветущими кустиками маральника — красота, но их так мало.
В завершении дня заглянули на о. Патмос в районе селения Чемал — очень живописно: высокие утесы, меж ними речка в ледяном панцире по берегу. А на острове небольшая церквушка Иоанна Богослова, высоко вознесенная над рекой.
По каким-то причинам мы не успели к Ороктойскому мосту, который восхищает всех путешественников. Чемальскую ГЭС тоже не увидели, очень жаль.
2й день — самый длинный, необычный и насыщенный. Предстояло проехать почти 400 км: по нашим дорогам 4 сотни верст можно одолеть часов за шесть. На Алтае все по-другому — в пути мы провели более 11 часов. С самого утра почти без остановок на всех порах помчались по живописному Чуйскому тракту. На скорости проскакивали интересные места, хотелось остановиться, поглазеть, пофотаться, но наш водитель-гид гнал, как на пожар.
В долинах снег уже растаял, за исключением берегов рек, все еще скованных слоем льда и снега. Сияет солнце и буйствует весна, однако, большинство деревьев, очень похожих на сосну, стоят совершенного голые. Я поначалу думал, что неведомый мор поразил почти всю растительность республики и эти деревья просто погибли. Однако, ошибся — это лиственница, которая на зиму сбрасывает свои листочки. На Семинском перевале порадовала настоящая зима — все вокруг заснежено, легкий снежок сыплет с небес, а белизна такая, аж ломит глаза — без темных очков трудно. Перевал еще называют семнадцать-семнадцать, ибо его высота 1717 м
После множества крутых поворотов по горному серпантину достигли следующего перевала Чике-Таман (плоская подкова). Мне по кайфу, а если проблемы с вистибуляркой, будет хреново. На перевале чуть морозно, лед под ногами, сумрачно и минимум туристов. Лишь унылые торговцы пытались впарить дары алтайщины: кедровые орехи, мед, медовуху, шоколад с орехами. Чуть съехали вниз и вновь солнечная весна сменила зиму.
Еще одно место, где уговорили Василия притормозить — большое поле, где скакали две команды всадников, играя в Кок-бору. В качестве «мяча» использовали тушку козла, которого надо было поднять с земли и забросить в специальную лузу. Зрительница сказала, что видела этого бедного козла еще живым, пока ему не отрезали голову и не вбросили в игру(((
250 км интереснейшей и комфортной дороги по Чуйскому тракту закончились в селе Акташ — его основали во время войны, ибо рядом нашл месторождение киновари — руды ртути, которая была очень нужна для военной промышленности. В селе мы пообедали и закупились продуктами. А также полюбовались гребнями красивых снежников, сияющими белизной в лучах солнца не фоне сине-голубого неба. Когда впервые видишь такую красоту, охватывает щенячий восторг. Потом привыкаешь к этой картине, когда все горизонты закрыты белыми высокими горами. Как же в Москве не хватает таких пейзажей)))
С тракта резко уходим влево, быстро минуем деревенскую застройку Акташа и круто вверх через Красные ворота: два скальных утеса, зажавших горную дорогу в тиски.
Едва покинули весенне-летнюю пору, тут же оказались в заснеженных горах. Мотор натужно гудит, машина карабкается вверх по грунтовке, забираясь все выше, неожиданно все вокруг темнеет и на землю обрушивается мокрый снегопад. Крупные мокрые ошметки снега шлепают на ветровое стекло, залепляя его. Видимость критически падает, дворники едва справляются с этим потоком.
Внезапно прямо на дорогу вышел небольшой табун лошадей, мокрый холодный снег облепляет их спины — как же жалко животин. Бока впалые, сквозь кожу торчат ребра — местные лошади на свободном выпасе. Зима выдалась снежная и еды было очень мало: весной-летом лошадки отъедятся и нагуляют жирок. Кстати, коровы, лошади и овцы бесчисленными стадами свободно пасутся по всей территории Алтая. Они кучкуются вдоль дорог, меланхолично выходят на мостовую и постоянно мешают проезду.
Все выше и выше в горы, чуть закладывает уши, вот и заваленный снегом перевал Улаган, снегопад такой, что почти ничего не видно. Это самый высокий перевал республики — 2080 м, вскоре после него можно увидеть странную инсталляцию — множество машин поднято над землей на опорах. Они едва заметны сквозь метель, но мы решительно просим Васю тормознуть. Ноги по щиколотку проваливаются в пушистый снег, снежинки лезут в объектив и за шиворот, ветер задувает под куртку: стихия. Но мы довольны безмерно, это же настоящее приключение!
Теперь все время вниз, машину трясет на кочках, ухабах и корнях деревьев. По навигатору до цели — долине р. Чулышман, совсем немного км, но проходят часы, чтобы по тряской и скользкой грунтовке, вырубленной в заснеженном лесу, добраться до перевала Кату-Ярык.
Там уже почти нет снега, но для спуска в долину надо преодолеть очень опасный спуск с девятью крутейшими поворотами, зигзагами пробитый по крутому склону горы. Далеко внизу на самом дне долины видна тонкая ниточка реки и небольшие цветные точки — это турбаза, но, еще не наша. Машина опасно катится по узкой дорожке прямо по краю обрыва, за нами облака пыли. Девушки замирают от страха, когда видят бездну за окошком. Василий сосредоточен, на последнем затяжном спуске высаживает пассажиров — тормоза перегрелись.
Вышагивая по крутой пыльной грунтовке, уже видим нашу базу Кату Ярык — россыпь аккуратных домиков на берегу горной реки. Справа высоченная гора и слева тоже гора, невероятно живописно. На дворе уже сумерки, начинает сильно холодать, а жить нам придется в небольших домиках аилах. Очень низкая дверь и высокий конус вверх, один из туристов назвал это собачьей конурой. Да, заходить очень неудобно, но внутри вполне комфортно и уютно. На улице уже легкий морозец, надо быстрее топить печку.
Первый ужин в маленьком домике-аиле, где собралась вся наша группа и гид, вспоминается с приятной ностальгией. Едва знакомые люди сидели на лавках в тесноте, но, совсем не в обиде. В полутьме мы ели гречневую кашу с тушенкой и, казалось, что нет блюда вкуснее. Вискарик в небольших дозах подогревал градус единения компании.
Как же здорово засыпать под шум горной реки и треск горящих поленьев в печи, а сквозь дрему вспоминать сегодняшнее путешествие! Кажется, что за один день несколько раз побывали в сказке Двенадцать месяцев. Спалось на новом месте замечательно, только дрова быстро прогорают, если ночью не подкинуть поленьев, печь потухнет и к утру наступает дубняк))) Утро выдалось тоже прекрасным, одна незадача — трубы уличного умывальника замерзли. Можно умыться в речке, но вода там также ледяная. Как же здорово, что вчера в баньке осталась теплая водичка — прямо-таки бальзам на душу, тьфу, на лицо. Туалет типа «очко» на улице: звучит ужасно, но там очень чисто, по утрам его моют.
Сегодня напряженный 3й день, хотя мы об этом еще не знаем. По дороге, отсыпанной мелкой щебенкой, машина едет как по стиральной доске. Ехать всего 30 км, а по времени едва не два часа(((За окном мелькают пейзажи горной реки — один другого краше. Именно здесь я сделал, как мне кажется, лучший кадр за всю поездку: прозрачная горная речка в обрамлении нерастаявшего льда. Вдруг на галечной отмели видим заросли цветущего маральника- ур-ра!!! Незапланированная остановка, восторг и фотосессия на фоне цветочного великолепия. Что еще нужно путешественникам, охочим до ярких впечатлений?
Но впереди есть дела поважнее — покорение горных вершин и каменных «грибов». Они находятся на другой стороне реки, куда переправляет моторка за пару минут. Задираем голову вверх — крутой подъем, однако. Теперь по осыпающемуся склону все вверх и вверх, главное не подвернуть ногу и не соскользнуть на каменной осыпи. До самих «грибов» доходят не все — в конце совсем крутой подъем и опасная тропка.
На вид «грибы» — близнецы-братья фаллосов из турецкой Каппадокии. Но, если в Турции таких образований тысячи самых разных размеров, то здесь грибы поменьше и их немного. Чуть запыхавшись, покорить грибы, полюбоваться фантастической панорамой долины извилистой реки Чулышман, вдохнуть полной грудью свежий ветер, что гуляет на высоте — настоящая романтика и восторг.
После обеда на открытой веранде, новое испытание — пеший поход по берегу реки к водопаду Куркуре. Идти не так далеко- 4–5 км в одну сторону, но ноги-то после грибов уже в шарнирах расшатались… Не ожидал от водопада ничего выдающегося — сколько их повидал в своей жизни. Но этот понравился — нагромождение каменных глыб, прямо настоящий первозданный хаос. Представляю, с каким грохотом эти глыбы обрушивались на землю… Грохочущий, до белизны вспененный поток, падает с высоты и несет свежую прохладу и тысячи брызг. Посидеть у подножия водопада, любуясь потоком кристальной чистой воды, струящимся по камням, и размышляя о бренности бытия, под рокот падающий воды — очень умиротворяюще.
На базу приполз сильно уставшим, а тут приятный сюрприз — банька! После парилки вышел на белый свет обновленным и почти без следа усталости.
4й день — прощание с Чулышманом. Свидание с восхитительной долиной р. Чулышман закончилось очень быстро: через две ночи и один день мы покинули это место, которое можно смело назвать лучшим на всем Алтае. Подъем по знакомому крутому серпантину к перевалу Кату Ярык (твердая расщелина) уже не показался таким страшным и экстремальным. Со стороны дороги сам перевал не производит особенного впечатления. Зато, если выйти из машины, подняться на гребни скал, обрамляющих долину, и заглянуть в бездну, эффект Вау гарантирован!
Скальные выступы, торчащие над бездной, гарантируют крышесносные снимки — смельчак парит над пропастью. А еще развлекуха не для слабонервных — сесть на скалу на краю пропасти и свесить ножки вниз. Жуть даже для меня, но сделать это было надо, чтобы не считать себя трусом. Для тех, кто боится высоты или не в ладах с вестибуляркой, эти фокусы категорически не рекомендую. В общем, место очень зачетное: адреналина хватит на всех. А еще мы угостились восхитительным шашлыком в горном шалмане — пальчики оближешь!
Оставшийся путь до Красных ворот и Акташа проходит совсем иначе, чем пару дней назад: сияет солнце, голубизна небес ласкают взор, от былого снегопада не осталось и следа. По дороге заглянули на Пазырыкские курганы — аналог тех, в которых была найдена Алтайская Принцесса — их тоже разорили археологи. Теперь это россыпи камней с ямой в центре, из которой растут деревья. Говорят, что экспонаты, которые достали их курганов, хранятся в Эрмитаже.
Решили пообедать, чем Бог послал, на берегу речки. Мальчишки бегают по полуразрушенному мосту, я фотаю окрестности, а малышня просит показать фотки. Ласково пригревает солнышко, а берег реки все еще укрыт толстым слоем льда и снега. Закусили — пикник удался, в шикарном настроении выруливаем со стоянки на проселочную дорогу, а тут менты! Вот обида: впервые за всю дорогу сел на первое сиденье, а менты прикопались конкретно ко мне, что не первом сиденье не пристегнут, протокол составили.
Перед перевалом остановились у знакомого места — инсталляция из автомашин, поднятых в вышину — это все еще заснеженая застава у Михалыча, заглянуть сюда нужно обязательно. Уже знакомый перевал Улаган залит солнечными лучами, но все еще укрыт белоснежным ковром снега. Попутчица направилась в МэЖо, чуть оступившись с тропы, провалилась в снег по самое небалуйся)))
Вечер застал нас на базе со странным названием Алтынсай неподалеку от с. Курай, как оказалось, это имя хозяйки))) С одной стороны Курайский хребет, с другой — Южно-чуйский. На фоне близлежащих холмов заснеженные хребты кажутся огромными и очень близкими. Но, стоит забраться на холм, чтобы он исчез из поля зрения, хребты мгновенно отступают в дальнюю даль и становятся маленькими. Такие вот визуальные иллюзии нашего зрения. Сама база ничего особенного, но столовая-кухня выше всяких похвал — газ, вода холодная-горячая, чистота, даже набор бокалов и рюмок на любой вкус, которые очень пригодились.
Теги:
Экстремальный отдых