Джайпур — один из самых странных городов всей Индии. В некоторых крупных городах есть прекрасные, широкие, прямые улицы или проспекты, в основном в новой постколониальной части, но это далеко не правило. В основном же можно ожидать узкие улочки, идущие в любом направлении. Которые были заложены без всякого плана. Города росли так, как жители считали нужным их строить.
Джайпур был построен в 1728 году знаменитым Савай Джай Сингхом II. Он был великим знатоком математики и астрономии, и у него были идеи по строительству городов. Все главные улицы были прямыми и имели ширину 33 метра. Второстепенные улицы пересекали главные улицы под прямым углом. Улицы все вымощены, с бордюрами и широкими тротуарами.
Всё это должно было сделать Джайпур похожим на западный город эпохи Нового Времени в восточном мире. Но подобия не удалось добиться ещё на стадии строительства. Здания на фотографиях кажутся каменными. Но они, кроме дворцов, построены из смеси глины и дерева, что удачно скрыто под ровной штукатуркой, окрашенной в знаменитый оранжево-розовый цвет. Многие дома имеют красивые верхние башенки и иные надстройки, что ещё больше делает их похожими на театральные декорации.
И, конечно, Индия не была бы Индией без того многослойного хаоса, которым славится. Торговцы, горожане разного достатка, нищие, дервиши, вместе с верблюдами, священными коровами, разнообразными тележками и невероятными транпортными средствами заполняют центральные улицы. Бесконечные киоски местного фастфуда с горами мусора вокруг них, сидящие на земле торговцы, столы с товарами, бесконечная толпа, подверженная броуновскому движению, даже визуально изменила вид прямых улиц. Может быть, тротуары и были предусмотрены, но движение по центральным улицам напоминает зигзаг с периодическим выскакиванием на проезжую часть. Традиционная Индия почти полностью поглотила задумки раджи, сейчас Джайпур — типичный хаотичный индийский город.
Нам всё время приходилось следить за своим шагом, потому что тротуары больше напоминают поход с валунами, выбоинами и другими препятствиями на пути. Вот казалось бы, туристов в городе так много, что давно можно их не замечать. Но нет, местные жители наблюдали за нами. Иногда чувствуешь себя некомфортно из-за долгих, напряжённых взглядов, но в Индии это нормально. В конце концов мы оставили «безопасный» тротуар и просто начали ходить по дорожной части, как это делают местные жители. Удивительно, но идти по улице гораздо проще, чем по непредсказуемому тротуару. Машины и мотоциклы объезжали нас, не забывая конечно сигналить без перебоя, но это часть дорожного движения.
Так мы постепенно добрались до более-менее широкой площади, до музея Альберт-холл, который расположен в саду Рам Нивас. Построенный в 1876 году, он изначально планировался как концертный зал. Он напоминает архитектуру музея Виктории и Альберт Холла в Лондоне, отсюда и название. Также известный как Государственный центральный музей, он представляет большую коллекцию артефактов, привезённых из разных регионов Индии и мира, которые разделены на колоссальные 16 художественно-исторических галерей. Отличное место, чтобы заглянуть в историю и древнюю культуру Индии, но столько дополнительного времени не было у нас запланировано.
В районе Альберт-холла находится автовокзал, где группировался народ в ожидании транспорта. Бросилось в глаза, что более 90 процентов уезжающих — женщины. Может окончился всеиндийский слёт домохозяек? Или наоборот — ударниц труда? Не знаю. Дело всё же было накануне национального праздника.
Ещё южнее, на горе, мы заметили форт Моти Дунгри, который представляет собой небольшой дворец, имитирующий шотландскмй замок. Моти Дунгри означает «Жемчужные холмы», здесь издавна стояла крепость Шанкаргарх или Дом Шивы. Савай Ман Сингх II отремонтировал форт так, чтобы он напоминал британский замок. Сейчас это частная резиденция, и публике вход во все части форта запрещён.
У подножия «Жемчужных холмов» находится храм Бирла Мандир. Индуистский храм был построен Фондом BM Birla в 1988 году только из белого мрамора.
Бирла Мандир построен на земле, переданной правившим тогда махараджей известной семье промышленников Бирла всего за 1 индийскую рупию. Строительство храма началось в 1977 году. Также, как и храм Бирла Мандир в Дели, он открыт для приверженцев всех социальных каст в память о Махатме Ганди, который в своё время открыл Бирла Мандир в Дели только с этим условием.
Бирла Мандир известен также как Лакшми Нараян Мандир и является популярным местом паломничества среди индуистов. Строение выглядит невероятно красиво.
Пышные зелёные сады окружают храм по бокам и придают зданию поистине романтичный вид.
Бирла Мандир имеет в общей сложности три купола, каждый из которых представляет разные религиозные взгляды.
Храм украшен потрясающей резьбой, барельефами и рисунками. Стены строения украшены мифологическими цитатами и рунами из индуистской священной книги Гиты. На внутренних стенах храма вырезаны различные мифологические события.
Храм посвящён богу Вишну, также известному как Нараян, и его спутнице Лакшми, богине богатства и желанной удачи.
Внутри взгляд привлекает изображение Лакшми и Нараяна, вырезанное из одного куска мрамора.
Архитектурная красота храма достойна восхищения.
В храме Лакшми Нараян мы были уже в сумерках, белоснежный мрамор приобрёл серый оттенок. Это был последний объект в пределах городской черты Джайпура.
Возвращаемся в отель, где на рецепшн нас встречает удачливый слоник Ганеша.
Отель наш был с видом на озеро с живописным дворцом Джал Махал. Построенный махараджей Джай Сингхом II, это был не дворец для жизни, а вариант охотничьего замка. Здесь можно было развлечься и остановиться, когда королевская семья охотилась на уток. Кроме того, это было место, где можно было наблюдать за перелётными птицами.
В отличие от других водных дворцов, этот не находится на острове. Джал Махал был построен во время особо засушливого и голодного года, когда озеро почти полностью высохло. Следовательно, фундаменты были построены в обычном порядке. Это каменный дворец со стенами настолько прочными, что вода не просачивалась сквозь них. Стены были укреплены известняковым раствором. Но, в любом случае, находясь среди воды, дворец потребовал несколько реконструкций и крупных ремонтов.
В преддверии праздника на набережной вокруг озера предполагались народные гулянья, из окна были видны танцовщицы, которые начали зазывать прохожих.
Гид нам посоветовал ресторан с живой музыкой и танцами. Такое место было интересно посетить.
Это не был ресторан для туристов, куда продают билеты на «художественные вечера». В ресторане много местных, он по обстановке простоват.
Но меню было довольно обширное, а музыканты с парой танцовщиц являются неотъемливой его частью во все дни недели. Несколько фото и короткое видео.
Утром мы выехали в сторону Агры. Недалеко от Джайпура посетили храмовый комплекс Гирираджа Дхаране, который расположен на дороге из Джайпура в Абанери.
Храм построен в южно-индийском стиле и посвящён Кришне.
Этот яркий и красочный храм стоит того, чтобы его посетить.
Спокойное и умиротворённое место после суматошных передвижений по улицам Джайпура.
Мы приехали как раз вовремя — народа не было, а занавески перед изображениями божеств только что открыли
Яркий храм с искусными барельефами даёт представление о том, как выглядят храмы на самом юге страны.