Встретились мы с Шурале в первый же вечер нашего пребывания в столице Татарстана. Заглянули в сувенирный магазин и увидели его, скромно стоящего в уголке.
Встретились мы с Шурале в первый же вечер нашего пребывания в столице Татарстана. Заглянули в сувенирный магазин и увидели его, скромно стоящего в уголке.
Не страшно, что весь он зарос то ли мохом, то ли шерстью, и во лбу торчит рог. Но такая няшка, женщин тянет с ним фотографироваться.
В татарских и башкирских сказках Шурале — низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу.
Есть у него парочка любимых развлечений.
Любит загадывать загадки, попавшим в лес людям. Если отгадки не последовало, то Шурале щекочет жертву до тех пор, пока та не умирает. Хладный труп утаскивает в лес, что далее происходит -об этом сказки умалчивают.
Еще ему нравится кататься на лошадях, своих у Шурале отродясь не было, поэтому он отбивает лошадь от табуна и гоняет на ней, может до смерти загонять.
Шурале является незадачливым злым духом, люди как могут дурят его и таким образом спасаются. Шурале теряется, если вывернуть одежду шиворот-навыворот. Боится воды и можно улизнуть от него, перепрыгнув ручей, страшится собак и больших компаний людей, пристаёт лишь к одиноким странникам.
Три основных сюжета в сказках про Шурале.
1). Хозяину лошади не понравилось, когда Шурале взял в моду кататься на ней каждую ночь. Он намазал спину лошади смолой и поймал Шурале.
2).Старик, которого Шурале заманил в непроходимую чащу, вышел из леса живым и невредимым благодаря молитвам муллы. Какой-то не жизненный вариант.
3). Молодой парень пошел в лес за дровами, где его отловил Шурале и собрался защекотать,. Но парень попросил предварительно помочь ему с деревом. Шурале сунул пальцы в щель, дровосек прищемил их и спокойно отправился домой. А перед этим парень представился как Былтыр. Надо сказать, что порой в лесу может жить несколько Шурале и даже семейств. Когда Шурале стал носиться по лесу, крича от боли, его соплеменники спросили, какой изувер сделал такую пакость. Простодушный Шурале ответил, что Былтыр. Остальные Шурале посмотрели на него с недоумением. По татарски Былтыр (bıltır) означает в прошлом году. Чего разоряться через год после событий…
Последний сюжет использовал знаменитый татарский поэт Габдулла Тукай.
В примечании к поэме «Шурале» Габдулла Тукай подчеркнул: «Эту сказку „Шурале“ я написал, пользуясь примером поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями в деревнях».
Вот что говорит поэт про Шурале:
«До чего он безобразен, поневоле страх берет!
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — словно сучья, устрашат и смельчака
Злобно вспыхивая, очи в черных впадинах горят,
Даже днем, не то что ночью испугает этот взгляд!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых
— Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых».
Так с лёгкой руки поэта Шурале шагнул из области суеверий в мир татарской литературы и искусства.
Татарские композитор Фарид Загидуллович Яруллин (1914 — 1943), а также писатель и поэт, либреттист, Ахмед Файзи (1903–1958) принесли в Татарский национальный оперный театр в начале 1940 года готовое либретто и партитуру балета под названием «Шурале»,по мотивам произведения Габдуллы Тукая. Кроме поэмы «Шурале» в либретто были использованы еще 8 произведений Габлуллы Тукая. Начались репетиции, но войны спутала все планы. Лишь 12 марта 1945 года балет был поставлен.
Леонид Вениаминович Якобсон (1904 — 1975) создал новое либретто еще 15 февраля 1941 года и в 1950 году появился ленинградский вариант балета, с новым названием «Али-Батыр».
В 1987 году был создан мультфильм «Шурале», детям я его бы не рекомендовал смотреть.
Число картин и просто иллюстраций в книгах, посвященных Шурале, зашкаливает.
Баки Идрисович Урманче (1897 — 1990) стал первым татарским художником, который получил высшее профессиональное образование. Тукаевская тема является сквозной в творчестве Б. Урманче. Цикл его иллюстраций по произведениям поэта отличаются особенно большим объемом. Только к поэме «Шурале» в 1980 году художник выполнил 150 иллюстраций. Шурале в рисунках Б. Урманче вовсе не страшный лесной леший, а забавный, наивный и доверчивый.
График Альменов Байназар Мустафьевич (1909–1976) в 1937 году работал над иллюстрациями к поэме «Шурале».
График и живописец Аминов Файзрахман Габдрахманович (1908 -1984) в период с 1953 по 1960 год создал множество иллюстраций к поэме «Шурале».
Художник Рауф Лутфиевич Ахметгараев (1948 -2022) создал иллюстацию в 2011 году.
Бронзовая композиция «Загадки Шурале» появилась в Казани в 2011 году.
Расположена она на площади перед театром Татарский театр имени Галиасгара Камала.
Перед нашими глазами — очередная вариация на тему, как дровосек
обманывает Шурале.
На бревне написано «Где сила не может, там ум поможет».
И снова обнимашки с лесным духом.
Создала памятник Народный художник Республики Татарстан Асия Минвалиевна Минулина буквально в течение одного месяца.
В последний день нашего пребывания в Казани мы прокатились на метро, но проскочили мимо станции метро «Площадь Тукая», а там есть мозаика, посвященная Шурале.
Хотя Шурале близок нашему лешему, но популярность его в Татарстане очень велика, не то что у его русского собрата.
На казанской конфетной фабрике «Светоч» в 1930-е годы выпускались конфеты «Шурале».
9 апреля 2008 года казанские кондитеры представили на фестивале «Кулинарное наследие» шоколадного Шурале весом 56 килограммов.
К премьере балета «Шурале» в 1945 году были выпущены духи «Шурале».с цветочным ароматом на, Казанской парфюмерной фабрике.
Чуть позже духов появилась пудра «Шурале».
На Казанской табачной фабрике выпускались папиросы «Шурале», которые оформил известный татарский живописец Харис Абдрахманович Якупов (1919–2010).
Вот такой лесной дух встретился нам в Казани, а не в лесу.