Форт Амер, также известный как Янтарный дворец или Форт Амбер (последний вариант названия практически единственный, употребляемый в русском переводе), является популярным туристическим местом в ходе посещения города Джайпур. Дворец, роскошный архитектурный шедевр, является изюминкой среди достопримечательностей. Не ошибусь, если скажу, что форт вместе с Городским дворцом и Дворцом Ветров — 3 места в Джайпуре, которое посетит каждый турист, оказавшийся в этом городе. И большинство из них первым номером ставит именно Форт Амбер.
Куда мы и направились рано утром.
Я уже в рассказах о Дели упомянул о том, что первая часть нашего визита в Индию, до Аллахабада, проходила на фоне бурной подготовки к предстоящему главному индийскому празднику — Дню независимости. С этим были связаны некоторые логистические трудности, наш гид умело приспосабливался к ограничениям. Так, например, в форте Амбер в этот день должен был состоятся какой-то фольклорный фестиваль. Сам форт закрывался после 12 часов, нижняя дорога, по которой посетители поднимаются на слонах, была полностью перекрыта, сами животные были ещё с вечера передислоцированы за пределы города. Катание на слонах не состоялось, увы. С восточной стороны мы смогли сфотографировать форт только с нижней смотровой площадки.
Логично, что вместе с нижней дорогой был закрыт весь сектор. Кесар Кьяри, уникальный шафрановый сад на озере Маота, мы смогли увидеть только издалека, со смотровой площадки в крепости.
Форт Джайгарх был построен как защитный механизм для форта Амбер, поэтому он расположен выше, чем форт Амбер. И туда мы не смогли добраться — там готовилось фейерверк-шоу. Сфотографировал снизу.
Проезжая через сам город Амбер, который сейчас практически пригород Джайпура, мы остановились ещё у некоторых достопримечательностях, о которых вкратце.
Панна Мина-Ка Кунд — это небольшая скрытая жемчужина в Джайпуре, и большинство туристов пропускают её, направляясь прямиком в знаменитый форт Амбер. Тем не менее, этот удалённый ступенчатый колодец стоит включить в свой маршрут в Розовом городе Раджастхана. Он был построен более 400 лет назад.
Большинство таких ступенчатых колодцев в Раджастхане были построены примерно в 15 и 16 веках. В Индии насчитывается около 2000 древних ступенчатых колодцев, которые сохранились на протяжении веков, примерно 100 из них можно найти в Раджастхане. Конечно, наиболее известен туристам грандиозный колодец в Абанери, но и этот, построенный в 16 веке для сбора муссонных дождей, также заслуживает внимания.
Непосредственно около колодца стоит храм Бихариджи, который был построен в начале 17 века. Похоже, что более поздних дополнений к этому месту не было, и храм, хотя и много переживший, сохраняет свой первоначальный исторический слой. Когда-то в храме находились изображения Лакшми Нараян. Стратегически расположенный около верхней дороги к форту, с его высоким цоколем, храм создаёт интересный диалог со ступенчатым колодцем через дорогу.
Сверху, от ворот форта, сфотографировал ещё один знаменитый храм Амбера — Джагат Широмани. Этот храм посвящён индуистским богам Мира Баю, Кришне и Вишну. Он был построен между 1599 и 1608 годами королевой Канаквати, которая была женой короля Ман Сингха I, в память об их сыне Джагате Сингхе.
Поднимаемся на машине ко входу в форт Амбер, идеально расположенный на вершине скалистых холмов Аравалли.
Одинокая коза тоже, вероятно, решила навестить великолепный образец древней архитектуры, покоривший сердца многих путешественников со всего мира, объект ЮНЕСКО
Судя по фотографиям иных туристов, этот мастер струн и пения скоро станет такой же исторической достопримечательностью форта, как и входные ворота, около которых он сидит.
Так как мы приехали на машине с западной стороны, в форт вошли мы через Чанд Пол (Лунные ворота).
Место, где стоит форт, было поселением Минас, племенной общины Раджастхана и Мадхья-Прадеша с 967 года нашей эры. Позже Раджа Ман Сингх I стал правителем Амбера и начал перестраивать форт. Раджа Ман Сингх был одним из министров при дворе императора Великих Моголов Акбара. Работу продолжили его потомки, а завершил Савай Джай Сингх, который позже построил город Джайпур. Форт Амбер долгое время был роскошной резиденцией раджпутских махараджей и их семей.
Потрясающий форт состоит из изысканного королевского дворца, бастионов, огромных внутренних дворов, множества ворот и мощёных дорожек. Известное своей архитектурой, замысловатой резьбой, зеркалами и каменными инкрустациями на стенах и потолках, это место на самом деле является визуальным наслаждением. Форт разделен на четыре основные части, каждая из которых имеет свои ворота и внутренний двор.
Форт Амбер хорошо известен своей архитектурой, которая представляет собой прекрасное сочетание стилей раджпутов и моголов. Некоторые историки утверждают, что амберские правители специально строили его в стиле архитектуры Великих Моголов, чтобы показать свою верность императорам. Возможно, в этом есть доля правды.
В его архитектуре есть много уникальных аспектов. Форт Амбер был построен с использованием каменной и известковой штукатурки по стандартам древней строительной техники. Также использовались белый мрамор и песчаник. Одним из самых ярких аспектов его архитектуры является система водоснабжения.
В какие бы ворота мы ни вошли, мы сразу попадаем на Джалеб Чоук — большой богато украшенный двор. Здесь огромный плац, где махараджи устраивали смотр своих войск. Слово Джалеб происходит с Ближнего Востока и обозначает место, где собираются воины. Если бы была открыта нижняя дорога, мы бы въехали в форт на слоне через Сурадж Пол (Солнечные ворота) на правой стороне двора. Каждое утро сияющие солнечные лучи первыми падают на эти входные ворота, поэтому их так и назвали.
Ганеш Пол — главные внутренние ворота дворца, и это действительно зрелище. Величественные и хорошо украшенные ворота с красивой резьбой и росписью в естественных тонах. Натуральные красители, извлечённые из овощей, цветов, специй и камней. Большинство росписей в Раджастхане выполнены с использованием естественных цветов.
На воротах заметно изображение бога Ганеша, который, как известно, бог удачи и благословляет новые начинания. Правитель выходил через эти ворота к войскам и входил, когда возвращался из похода, празднуя свою победу.
Ганеш Пол — главный вход в личный квартал махараджей. Через эти ворота разрешалось входить только важным людям. Прямо над воротами видны зарешеченные окна. Они известны как Сухаг Мандир.
К комнатам за этими окнами можно пройти со стороны третьего двора.
Через них женщины, живущие во дворце, наблюдали за солдатами и посетителями дворца, которые собирались, чтобы отпраздновать свою победу на Джалеб Чоук, поскольку женщинам не разрешалось находиться во дворе внизу.
Диван-Э-Аам (Зал публичных аудиенций). Это красивый навес, где король встречался со своими административными чиновниками и появлялся перед посетителями дворца во время важных событий. Построенный в конце 16 века, зал представляет собой прекрасное слияние двух разных архитектурных стилей — могольского и раджпутского.
Столбы в этом зале построены из красного песчаника и белого мрамора. Головы слонов и виноградные лозы с цветочным узором — два различных элемента дизайна, которые появляются на капителях колонн в этом зале.
В третьем дворе находится Диван-Э-Кхас (Зал частных аудиенций). Он был построен Раджой Джай Сингхом и поэтому также называется Джай Мандир. Он служил личной палатой короля, где он проводил свои частные встречи, встречал своих особых гостей и посланников других правителей.
Здесь же можно найти Шиш-Махал (Зеркальный зал), понимать надо буквально — это зал, полностью украшенный ослепительной зеркальной мозаикой. Говорят, что одна-единственная свеча могла осветить всё это место.
Здесь, наверное, самая интересная и величественная часть Амберского форта. Техника зеркальной работы на стенах и потолках главного зала и инкрустаций помещений перед ним была популярна во времена правления императора Великих Моголов Шах-Джахана. Первый образец Шиш Махала был создан в форте Лахор в Пакистане.
На другой стороне третьего двора находится Сукх Нивас (Зал Удовольствий), личные покои короля. В этих помещениях был установлен механизм, обеспечивающий прохладу даже в разгар лета.
А в середине третьего двора был разбит сад в архитектурном стиле Великих Моголов.
Он называется Арам Баг или Чахар Баг. Как и во многих архитектурных сооружениях Великих Моголов, вода, протекавшая в саду, использовалась для охлаждения окружающего пространства.
И, наконец, через соединительный коридор мы переходим в четвёртый двор, наиболее известный как Зенана Махал, который когда-то был домом для королевских женщин дворца. Помещения были спроектированы таким образом, чтобы король незаметно проникал в любую из них, исключая чувство ревности среди «королев». На верхних этажах жили личные служители «королев». Хотя, здешнему королю было далеко до его коллег из Турции или Марокко. У него было «только» 12 жен, каждая из разных знаков зодиака. А это значит, 12 апартаментов вокруг Барадари.
Барадари — это приподнятый павильон, который был залом для собраний женского коллектива и является самым старым сооружением во всём форте Амбер. Мужчины вне семьи не имели доступа в эту часть дворца.
Возвращаемся в центр Джайпура и едем в самый центр, к городскому дворцу.
Окраины грязноваты, с серым налётом и традиционные розовые джайпурские улицы.
В такой цвет был издавна окрашен центр, и при строительстве новых улиц старались соблюдать традиционную цветовую гамму. Первые проблески розового города наблюдаются далеко от центра.
Хоть его и называют розовым городом, на самом деле он не розовый, по крайней мере в традиционном значении этого слова. Здания скорее с оттенком персикового или оранжевого цвета.
А может быть, оттенок появился с годами, краски потускнели и покрылись сажей. Но, всё равно необычно, а в самом центре даже красиво. Джайпур, столица Раджастхана, оживлённый, шумный город, соединяющий старое и новое.
Мы уже около дворца. В него можно войти через двое внешних ворот, а именно через Удай Пол (Атиш Пол) или Вирендра Пол, и те и другие красивы и монументальны.
За внешними воротами на некотором расстоянии — внутренние, низковатые и невзрачные. По дежурящим полицейским видно, что мы у цели, но в этом рассказе о дворце я уже не смогу рассказать, только в следующем.