Вернувшись в Каир после двух дней в Белой пустыне, мы поселились в гостинице Novotel Cairo El Borg. Отель не очень роскошный, но лучше, чем в палатке в пустыне. Из минусов: вайфай скорее отсутствует, чем присутствует. В лобби ещё куда ни шло, в номере — полный швах. И никто не смог эту проблему решить. Но в пустыне-то вайфая вообще не было. Мы, пустынники, народ неприхотливый. Нам бы только в номере панорамные окна с видом на Нил, и достаточно.
Вид на Нил из окна нашего номера в Novotel Cairo El Borg.
И еще панорамный ресторан на крыше, а оттуда вид на Нильский эстуарий, Каирскую телебашню, пирамиды Гизы. И оттуда мне удалось сфотографировать телевиком то, что я мечтал: наскальную мечеть Шахина Аль-Халвати вдали на горе Мукаттам.
Наскальная мечеть Шахина Аль-Халвати на горе Мукаттам.
Рядом с нашим Новотелем через Нил перекинулся охраняемый львами мост Каср Эль-Нил. Перейдешь его неспешно, любуясь панорамами величавой реки, и ты уже в историческом центре.
На площади Тахрир немноголюдно. Давно отгремело эхо былых протестов. Красное здание Каирского музея виднеется в дальней части площади.
Тут мы сполна впечатлились каирским дорожным движением. Переходить дорогу тут можно везде, там, где есть переходы. И где их нет тоже. Главное правило тут: кто первый встал, того и тапки. Пешеходов не пропускают никогда и нигде, но если вы смело идёте перед автомобилями, они вас вряд ли будут давить — проверено.
Вот три местные девушки пошли прямо в поток машин. Машины недовольны, но дев пропускают. А юные леди вдруг останавливаются прямо посередине дороги и начинают что-то увлеченно обсуждать. Машины ещё больше недовольничают, фырчат, посигналивают, но покорно объезжают виновниц нарастающего затора. Гурии наобсуждались и пошли дальше, на автомобили внимания не обращая. Лайфхак: будете в Каире, переходите улицы именно так!
Рядом с Тахриром старый даунтаун — район улицы Талаат Харб с одноименной площадью. Это попытка, надо сказать, небезуспешная, сделать Каир в девятнадцатом веке «парижем на Ниле». Париж, не Париж, но прямые широкие улицы и здания в неоклассическом стиле здесь очень даже. И атмосфера хороша в прямом и переносном смысле. И магазины дорогие есть, поэтому если у вас много денег, вам сюда. У нас денег много, но стало бы мало, если бы мы там что-нибудь купили. Поэтому мы разжились там только орешками.
Талаат Харб - каирский исторический даунтаун.
Утром на завтраке в отеле я открыл для себя питательнейшее и чарующее египетское блюдо: фул медамес (foul medames). Это такая тушеная мешанина из бобовых, куда каждый по вкусу добавляет себе лучок, помидорки, салатик, перчик. Получается дёшево, сердито и сытно — то, что доктор прописал для завтрака (фотка в слайд-шоу в конце рассказа). Особенно если в этот день предстоит нелегкий поход в Каирский музей.
Каирский египетский музей
Если есть у человечества единые культурные и цивилизационные скрепы, то Каирский музей — одна из них. Ведь как все писатели вышли из гоголевской «Шинели», так и все человечьи цивилизации выскочили из древнеегипетской.
В то время, когда всё остальное человечество в плане саморазвития пешком под стол ходило (хотя и столов тогда еще не было), египетское государство уже успешно процветало, росло, совершало изобретения в области науки и техники и терроризировало соседские народы. Наши с вами предки толпами гонялись за мамонтами и промышляли собирательством, а в Египте уже во всю фараонствовали фараоны, жречествовали жрецы, организованное население строило великие пирамиды.
Христианская эпоха продолжается уже две тысячи лет. Долго, скажете вы? Так вот до этого целые три тысячи Египетское государство стабильно задавало цивилизационные стандарты всей ойкумене.
В Каирский музей хоть и пришли мы с утра, посетителей там уже было немерено. Историческое здание давно не вмещает всех жаждущих древнего искусства. Хорошо, что в этом году, наконец, обещают открыть Большой египетский музей в Гизе, который разгрузит поток любителей древностей.
Круговерть вокруг Хефрена.
Но это будет в будущем, а живем мы, как вы, наверное, заметили, к сожалению, в настоящем. И мы не увидели маску Тутанхамона из-за огромной очереди в комнату, в которой она выставлена. Можно было бы, конечно, и постоять. Но мы были рождены, чтоб сказку сделать былью, и выросли в Советском Союзе, где очереди были всегда и за всем, чем нанесли нам неизлечимую психологическую травму. И если в нашей жизни есть возможность в какой-то очереди не стоять, мы в ней стоять не будем, и никакой Тутанхамон нас в этом не переубедит.
Было бы у нас побольше времени, мы бы все подробно прочитали, систематизировали, осмотрели и составили бы обо всем стройную картину у себя в головах. Но копилка знаний и впечатлений была уже полна, и в нее уже почти ничего не запихивалось. А надо было еще оставить в ней место на Коптский Каир. Поэтому мы плыли по музею, отдавшись воле провидения, по наитию заглядывая в различные залы и восторгаясь экспонатами.
Египетские экскурсоводы, как мы заметили, обращаются с ценными артефактами достаточно фамильярно. Могут их, в ходе объяснения экскурсантам, похлопать, погладить, потрепать. Разве что только не целовали их. Впрочем, возможно, мы не все видели. Но посидеть на экспонатах — это за милую душу.
Коптский Каир
Копты — египетские христиане. Если сильно обобщить, это собственно египтяне и есть. Потомки тех самых фараонов и их подданных, которые проживали на благословенных землях долины Нила до арабского завоевания в VII веке. Слово «копт» означает «египтянин». Арабам произносить греческое «айгюптиос» (Αἰγύπτιος) было слишком сложно, и они сократили его до «кубт» (قبط) или «копт».
До седьмого века Египет, уже почти полностью христианизировался, так как старые египетские Амоны с Осирисами к тому времени стали мэйнстримом и вышли в тираж. Говорят, что христианскую общину в Александрии основал сам апостол-евангелист Марк. Там он и был погребен, и оттуда его мощи потом спёрли венецианские купцы. Но это уже другая история.
За века копты и арабы сильно перемешались. Но христианскую веру истинные египтяне преданно сохранили. Каждому коптскому ребенку в детстве на запястье ставят татуировку в виде креста.
В Коптском Каире находятся древнейшие и святейшие христианские церкви. Вообще это уму непостижимо: в этой африканской стране христианство появилось (и с тех пор никуда не девалось) на девять веков раньше, чем в наших богоспасаемых краях. И сейчас коптов-христиан в Египте около 10 миллионов человек. И они весьма религиозны или, по крайней мере, уважительно относятся к вере предков.
Главным местом паломничества является церковь Святой Девы Марии, основанная в III веке, и приобретшая современные черты в VII–IX веках. Ее также называют Висячей церковью, так как она как бы парит надо всей местностью, будучи построенной на основании древнего римского бастиона.
Входной портал удивляет сочетанием арабских орнаментов и христианских символов. Это смешение характерно и для интерьера: в темных тонах выполненного из камня и дерева нефа переплетаются черты ближневосточной и православной культур.
Прихожане благоговейно зажигают свечи. Православие оно, в буквальном смысле, и в Африке православие.
Хотя если посмотреть догматическим теологическим взглядом, различия есть. Коптская православная церковь, как и остальные Древневосточные православные церкви (включая армянскую) придерживаются миафизитства. Попробую объяснить, в чем различие, так как сам это еле-еле понял.
Основное нынешнее христианство (католицизм, православие, протестантизм) придерживается халкидонского определения, принятого на Четвертом вселенском соборе в Халкидоне (451 г. н. э.), согласно которому Иисус Христос обладает двумя совершенными природами — божественной и человеческой, объединенными в одной ипостаси без перемешивания, изменения, разделения или разъединения.
Миафизитство, с другой стороны, утверждает, что Иисус Христос имеет одну сложную природу, объединяющую его божественность и человечность. Хотя миафизиты также верят в неразделенность и неперемешивание двух природ, их основной акцент делается на единстве Христа.
То есть, главное различие между миафизитством и основным нынешним христианством касается способа восприятия соотношения божественной и человеческой природ Иисуса. В основном христианстве признается существование двух отдельных, но полностью объединенных природ, тогда как миафизитство акцентирует внимание на том, что эти две природы составляют одну сложную природу, сосредоточенную в единстве Христа. Понятно?
Между Висячей церковью и церковью Св. Георгия находится Коптский музей. Очень интересно было бы в него заглянуть, но два музея в один день мы потянуть не смогли, особенно учитывая насыщенность предыдущих дней. Зашли в церковь Св. Георгия и на монументальное христианское кладбище рядом с ним.
Церковь Свв. Сергия и Вакха, в противовес Висячей церкви, наоборот, находится в подземелье. Чтобы до нее дойти, надо спуститься как бы на нижний уровень улицы и потом спуститься еще на уровень ниже в саму церковь. По преданию именно на этом месте находился дом, в котором две тысячи лет назад жило святое семейство. Как вы помните, вскоре после рождения Христа, одиозный царь Ирод прознал, что родился мессия. Политики в то время вцеплялись в свое кресло руками и зубами не меньше, чем нынешние, и Ирод, почуяв небеспочвенную угрозу своей власти, приказал провести по всей Иудее спецоперацию по избиению младенцев. Благоразумный Иосиф, недолго думая, взял жену свою Марию и младенца Иисуса и срочно релоцировался в Египет. Вот тут они и жили в эмиграции, пока дедушка Ирод не почил.
Чтобы пробраться к тому месту, где была сама комната проживания святого семейства, внутри церкви нужно спуститься еще на один подземный уровень. Туда стояла большая очередь паломников, и мы, снова вспомнив достоприсный СССР, не стали стоять.
Был праздничный день, и на выходе из Коптского Каира собралась огромная пробка. Такая, что вызов такси казался иррациональной идеей. Мы решили пойти пешком до ближайшей широкой улицы, чтобы вызвать такси там, и попали на колоритный местный рынок.
Мы шли и смеялись над собой. Как Веничка Ерофеев постоянно шел к Кремлю, а вместо этого все время попадал на Курский вокзал, так и мы в Каире: постоянно идём к раскрученным достопримечательностям, а в результате попадаем в какие-то прекрасные клоаки, в которых кроме нас нет ни одного туриста.
На рынке почему-то все были очень рады нас видеть, улыбались нам, здоровались, и никто, абсолютно никто не пытался нам что-то впарить. Вот она притягательная сила нетуристической местности.
Прогулка по Нилу
Для окончательного закрытия всех гештальтов нам оставалось только покататься по Нилу на лодке. Посадка на плавсредства нашлась прямо рядом с нашим отелем. Цена договорная. Мы взяли получасовой прогулку. Торги начались с 1000 египетских фунтов. Сошлись на двухсот (460 рублей). Нам сказали садиться в лодку, рассчитанную человек на тридцать, если не на пятьдесят, и мы уж думали, что сейчас нам придется ждать, пока «маршрутка заполнится». Ан-нет, тут же и отчалили. В нашем распоряжении на полчаса была огромная посудина, на которой мы могли перемещаться, куда хотим, сидеть, лежать, а при желании и плясать. Но мы вели себя с фараонским достоинством и не плясали.
Вдоль Нила стоят, в основном, отели крупных западных цепочек. Симпатично, но не особо аутентично. Хотя стоит только осознать, что эта самая река Нил — колыбель цивилизации, — как охватывает первобытный восторг. Ведь вода этой самой реки обращалась в кровь во время десяти казней египетских, когда фараон не хотел отпускать Моисея и его народ. На этих берегах Клеопатра мутила шашни с лучшими мужчинами своего времени. Здесь же случилось убийство на Ниле, описанное Агатой Кристи.
Посреди Нила торчал огромный выключенный фонтан, который, когда к нему подошла наша лодка, как по волшебству включился. Пока мы обплывали вокруг фонтана, он работал, а как только стали удаляться, выключился. Совпадение? Не думаю. Видимо, включение фонтана тоже входило в уплаченные нами 200 фунтов.
Египетская кухня
На этом, наконец, все наши каирские гештальты были, в общем, закрыты, мы с чувством выполненного долга вернулись в гостиницу и поднялись в ресторан на крышу.
Теперь время рассказать о блюдах египетской кухни. Начнем с хамам-махши (hamam-mahshi). Это фаршированный голубь. Говорят, такое ели еще фараоны (но это не точно). В Каире вообще голубятни на каждой второй крыше. Это потому что местные люди любят голубей во всех смыслах этого слова. Птицу маринуют в смеси специй, потом обжаривают на вертеле до хрустящей корочки. После этого фаршируют специально приготовленными в бульоне рисом, мясом и изюмом.
Фетир (feteer) — пирог из египетского слоеного теста с разными наполнителями. Мы взяли мясной. Не знаю, в чем секрет, но это было неожиданно поразительно вкусно. Говорят, тайный рецепт передается по наследству прямо от древнеегипетских жрецов (но это не точно).
Хавауши (hawawshi) — запеченный пирог с начинкой из рубленного мяса с луком и петрушкой. Тоже вкуснота невероятная. Мне понравилось даже больше, чем фаршированный голубь. Не примените попробовать при случае.
Остаток вечера мы провели в приятных разговорах, в делёжке впечатлениями, в путешественных восторгах. Есть много о чем поговорить с женой, когда она твой лучший друг, и вы вместе, наконец, выехали в большую поездку среди бед и ненастий этого мира. Открывающиеся с крыши панорамы в прямом и переносном смыслах отрывали от земли.
Следующим утром мы сели на такси и уехали в порт Сохна, где сели на лайнер и отправились в круиз по Красному морю. Об этом и будет дальше.