Ранним утром третьего «индийского» дня мы выехали из Дели в сторону Джайпура. Окраины Дели заволокло тягучим туманом, который придавал и без того серой картинке дополнительные мрачные нотки. Смотреть было абсолютно не на что.
Ранним утром третьего «индийского» дня мы выехали из Дели в сторону Джайпура. Окраины Дели заволокло тягучим туманом, который придавал и без того серой картинке дополнительные мрачные нотки. Смотреть было абсолютно не на что.
Когда мы увидели разделённую зелёным барьером широкую дорогу, обрадовались, что по «магистрале» долетим до Джайпура за пару часов. Но не тут-то было. Недавно построенная автомагистраль оказалась похожа на привычный нам автобан только на первый взгляд. Участки неплохого асфальта периодически обрывались глубокими дырами, местные перебегали дорогу со стороны на сторону. Мотороллеры спокойно ехали в самом «скоростном» ряду, а коровы вообще не выбирают направления, невзирая на скрипящие тормоза за спиной. Вишенкой на торте был тяжёлый грузовик, который медленно разворачивался с одной стороны «скоростной» дороги на противоположную прямо через разрыв в кустах. Создав замешательство в обоих направлениях, но что ему — он большой и очень железный.
Почти до самого Джайпура пейзаж вокруг дороги не вдохновлял. В этом регионе мы вообще не увидели мало—мальски красивой природы, возможно, только в самом Джайпуре что-то. Единственно, что было достойно фотографирования — мелкие храмы и святыни вдоль трассы.
Но как бы мы не торопились в Джайпур, нам предстоял заезд в интересное место — небольшой исторический город Самод, который расположен примерно в 40 километрах от Джайпура по дороге в Шекхавати.
Самод, когда-то достаточно большой город в Раджастхане, в прежние времена принадлежал землевладельцам, известными как «заминдары», некоторые из которых носили титул Тхакуров. Это один из низших титулов в индусской феодальной иерархии, распространившийся с конца 10 века, хотя дерево этой иерархии нельзя сравнивать с западной аристократией. Классически Тхакуры могли быть землевладельцы из каст раджпутов и брахманов.
Самод приобрёл известность благодаря родословной Тхакуров, восходящей к Махарадже Раджвиру Сингхджи, 17-му принцу дома Качваха Раджпутов. Самод был завещан Гопалу Сингхджи, одному из его 12 сыновей, в качестве прицепа к титулу знатного феодала княжества Амбер и Джайпур. Самод тогда считался очень богатым городом, чего не скажешь о нём сейчас, наблюдая обшарпанные хавели вдоль центральной улицы.
Вход в Самод был через огромные ворота, которые и сейчас создают впечатление, что Самод очень важный город Амбера.
Но картина центральной улицы за воротами сразу всё ставит на свои места.
Дома в Самоде были ярко окрашены снаружи. Фрески были нарисованы на фасаде почти каждого дома. Это несомненно придавало Самоду царственный колорит.
Видно, что некоторые хозяева этих старинных домов ещё как-то заботятся о их содержании.
Но когда мы продвигались вперёд по единственной главной улице Самода, заметили, что всё же большинство этих когда-то великолепных зданий находятся в разной степени если не разрушения, то неухоженности.
Двери трескаются, штукатурка отваливается, стираются и тускнеют когда-то красочные фрески.
Поднимаемся вверх по главной улице, где встречаем ещё более высокие и внушительные ворота. Они ведут ко дворцу.
Дворец построен из песчаника и расположен у подножия холмов Аравалли (самого высокогорного хребта на северо-западе Индии).
Родословная правящей семьи продолжается по сей день, их дворец, пожалуй, единственное сияющее здание в городе.
Он был превращён в 1987 году в отель класса люкс с рестораном, хозяева теперь занимают лишь небольшую часть огромного строения.
Дворец в Самоде был первоначально построен в шестнадцатом веке как форт раджпутов, но в начале 19 века при дворянине Равале Берисале Сингхджи он был преобразован из форта в изысканно спроектированный дворец в раджпутско-мусульманском архитектурном стиле. Равал Берисал в то время занимал пост главного министра Раджастана и обладал большими полномочиями.
Именно он подписал от имени махараджи Джайпура в 1818 году договор с Британской Ост-Индской компанией, который практически сделал Джайпур протекторатом Британии. Правители некоторых соседних княжеств, всё ещё сопротивлявшиеся англосаксам в то время, считали Равала Берисала колаборантом, и не без основания. Хотя сами джайпурцы смотрят на те события по-другому. Чем-то мне напомнило чешскую историю. Надо было сдаваться Гитлеру в 1938 или нет? Вроде и стыдно… а вроде и Прагу сохранили…
Равал Шео Сингх, потомок Равала Берисала, который был премьер-министром штата Джайпур в течение нескольких лет, в середине 19 века ещё более расширил дворец, добавив расписанный вручную Зал Дурбар (считающийся «экстравагантно-витиеватым») и галерею.
Дворец построен на 3-х уровнях в виде цепочки зданий, растущих по высоте, с внутренним двориком на каждом этаже.
По-своему, все поколения семьи внесли некоторые дополнения, сохранив при этом красоту архитектуры Великих Моголов и Раджпутов. Дворец приветствует красивыми лужайками и фонтанами.
Внутренний двор превращён в кафе, окружённое административными помещениями и гостевыми комнатами наверху. Сами комнаты мы, по понятным причинам, не видели, но говорят, что великолепные номера с традиционной мебелью, антикварными дверями и мраморными ваннами заставят вас почувствовать себя Махарджами.
Причудливо вырезанные перегородки придают дворцу этнический шарм, по углам расставлено много антиквариата.
Интерьеры дворца выдержаны в духе исторической архитектурной моды Раджастхана: мраморные полы, колонны с причудливым орнаментом, мозаичные перегородки (с небольшими вкраплениями мелких камней), дорогие ковры, старинные настенные росписи. Снова озадачило требование — фотоаппарат No, мобилка Yes. Мне непонятна основа требования — обьектив фотоаппарата испускает какие-то вредные лучи? Их правила, конечно, мобилка так мобилка, а качество — уж как получилось.
Но для того, чтобы посмотреть интерьер дворца, надо познакомиться с управляющим. А для того, чтобы познакомиться, надо заплатить по 1000 рупий начальнику охраны у входных ворот. Нет, не подумайте, всё в соответствии с бухучётом — вам выдадут квитанцию, когда вы придёте обедать в ресторан при отеле, вам аванс вычтут из счёта. Хитро придумали, да?
Самое интересное, куда можно зайти — зал Дурбар со стенами, изображающими дворцовые сцены и религиозные мотивы. Сцены охоты, цветочные мотивы — чего тут только нет.
Фрескам в зале Дурбар около 250 лет.
Безусловно, очень талантливая и точная работа, но, на мой взгляд, всё же слишком всего… и красок, и мотивов… перебор для органов зрения.
Не менее роскошен и ресторан, с витражами, с расписными потолками и умопомрачительными люстрами.
Глава семейства — рьяный коллекционер исторических авто. На нижнем дворе их много, они используют бывшие конюшни.
Рядом с Самодом есть ещё одно примечательное место — Хавели Самод, также построенный Равалом Шео Сингхом более 150 лет назад. В качестве своеобразной летней дачки.
Считается, что объект был построен по образцу садов Великих Моголов, которые возникали во всех частях королевства для отдыха и развлечений.
Правда, сейчас я ничего примечательного здесь не нашёл. В садах тоже отель, в длинных одноэтажных домиках вокруг него. А сады — обычный парк при отеле. Гид объяснил, что такие высокие кровати для тех, кто любит спать на воздухе, не опасаясь подкрадывающихся змей. Неужели кто-то спит и сейчас за пределами номера? Не знаю…
В Джайпур мы приехали в надвигающихся сумерках. Также, как и везде в Индии, в это время город переходил в ночной режим, многие жители начинают толпиться около продавцов уличной еды. В пригороде Джайпура шумно, грязно, бестолково.
Уже в темноте приехали к комплексу вокруг храмов и гробниц махараджей, который расположен у подножия форта Нахаргарх. Тихое и красивое место. Все строения выполнены из белого мрамора, с замысловатой резьбой.
Но из-за темноты смотреть гробницы уже не пошли, ограничились храмом при комплексе
И последним на сегодня был так называемый Музей ручной печати Анохи. Считается, что это творческая мастерская, в которой художники занимаются древним ремеслом — ручной окраской ткани. Скажу так — место по-своему интересное. Посетителям показывают старинные клише для печати.
Но сложилось впечатление, и на примере фото в интернете от других туристов, что нам заученно показывают всего пару вариантов нанесения рисунка на тканевую основу.
Желающие могут пройти в магазин, где можно приобрести полотенца, скатерти, рубашки, платки. Цена на них и правда невелика, а качество превосходное.
Оля купила один большой платок. Во французском Лионе за такие деньги не купишь изделия крупнее небольшого носового платка. Однако, мне не верится, что изделия изготовлены в единственном экземпляре и тем самым ручным способом, который нам показали при входе.
Основной Джайпур будет завтра.