Допустим, у вас есть две опции: либо от души натрудить ножки, гуляя вверх-вниз по узким, одетым в камень, улочкам старинного города, либо насытить эстетический голод, посетив художественную галерею — что выбираем? Не отвечайте. В Сен-Поль-де-Ванс выбирать не придётся. Этот город весь целиком — музей. Нет, даже не музей, а именно арт-мастерская под открытым небом. Пример удивительной гармонии древности и современного искусства.
Saint Paul de Vence — один из старейших городов на юге Франции, в Провансе — появился в период увядания Римской империи, когда у последней не осталось сил, чтобы защищать прибрежные поселения от постоянных набегов сарацинов. Именно тогда местные жители начали селиться подальше от моря и строить «каменные гнезда» (Village perche). Так возникли укрепленные городки в труднодоступных горных районах.
Сен-Поль-де-Ванс как раз и стал одним из таких «гнезд», а позднее, когда в 1538 году по приказу Франциска I был обнесен стеной, превратился в город-крепость. Он и поныне сохраняет прежние размеры и облик. Издалека выглядит неприступной твердыней, единым каменным монолитом возвышаясь над окрестностями.
Добраться до подобного древнего гнезда и налазиться до боли в икрах по всем его закоулкам — идея заманчивая. Что и оценили ещё столетие назад художники из Парижа, искавшие, как известно, для своей работы особенные, мало исхоженные места.
В Saint Paul de Vence наведывались Поль Синьяк и Модильяни, Пикассо и Утрилло, а для Марка Шагала городок и вовсе стал родным — художник провел здесь последние 20 лет своей жизни и похоронен на местном кладбище.
В галереях города можно увидеть много репродукций картин и рисунков Марка Шагала:
На местном кладбище, расположенном у подножия знаменитых крепостных валов, находится могила Марка Шагала, возле которой всегда останавливаются туристы.
Со временем Сен-Поль приобрёл широкую известность, а в его старом городе с домиками 16 — 18 веков прочно обосновались многочисленные художественные мастерские и галереи.
Место стало модным у знаменитостей, не упускали возможность его посетить такие звёзды, как Софи Лорен, Грета Гарбо, Бриджит Бардо, Роми Шнадер, Катрин Денеф и многие другие. В Сен-Поль-де-Вансе познакомились и потом сыграли свадьбу Ив Монтан и Симона Синьоре.
А теперь, в эру «массового туризма», когда популярность Прованса и курортов Лазурного берега взлетела до небес, приезжая в Saint Paul de Vence нужно готовиться к тому, что старинные улочки будут просто переполнены толпами людей. Во всяком случае, нас пугали такой перспективой.
Однако, повезло — то ли сезон не вошёл в силу, то ли отсутствие китайцев, всё ещё запертых у себя в карантине, сыграло роль, а только переполненными оказались лишь уличные рестораны, и то не все.
В общем, внутри каменного гнезда мы двигались свободно, зачастую находя и вовсе уединенные, безлюдные проулки и закутки.
Но даже сложись всё иначе, пропускать такую жемчужинку, как Сен-Поль, никак нельзя. Не отмените же вы поход, например, на выставку, только из-за того, что там аншлаг))
Мостовая на главной улице в Сен-Поль
Встреча с искусством происходит здесь в первые же минуты, ещё до того, как успеваешь дойти до старого города. И сразу на резком контрасте классических и «спорных» форм: возле небольшой часовни Санта-Клара на бывшей привокзальной площади установлена скульптура «Венера» работы Тео Тобиаса (этот художник родился в 1927 году в городе Яффо, куда двумя годами раньше перебралась из Литвы его семья).
Венера, однозначно, не Милосская, но внимание притягивает как магнитом, мимо не пройдёшь)
Chapelle Sainte-Claire датируется 15-м веком, после реконструкции 2021 года часовня стала частью туристического маршрута в Сен-Поль-де-Ванс. Городские власти планируют также создание выставочного пространства в этой часовне.
От часовни вдаль убегает улочка, совсем не в ту сторону, куда нам нужно, поэтому я лишь окинула взглядом, насколько хватило, очаровательный городской пейзаж с гладко постриженными плюшевыми деревцами.
На этой же улочке, буквально плотную позади часовни, устроена небольшая таверна, да такая уютная, что захотелось тут же устроиться на террасе рядом с радужным слоном… Но нет, не позволительно расслабляться в самом начале, ещё до выхода на «старт».
Так что вперёд-вперёд, усилием воли заставляя себя не тормозить на каждом шагу, пусть поводов задержаться и крутить головой множество — столько интересных деталей вокруг!
На черепичной крыше одного из зданий примостилось изваяние гигантского голубя.
Так понимаю, это и есть знаменитый отель «Золотая голубка» La Colombe D’Or, в которой всё начиналось полтора века назад — новый виток развития для Сен-Поля и зарождение его нынешней популярности.
Приезжие художники останавливались тогда в отеле «Le Robinson» (теперь — La Colombe D’Or). Часто им не хватало средств на проживание и расплачивались будущие гении, как водится, своими работами. Зато теперь на стенах отеля можно увидеть картины культовых художников того времени, причем их так много, что экспозиция периодически меняется.
Чуть впереди привлекает внимание странная механическая конструкция, изгибом напоминающая кошку…
Скульптура «Кошка», 2000 г., автор Джулиано Манчини
А вот, наконец и мощный бастион Дофина, через ворота рядом с которым как раз и проходят в исторический центр все посетители, прибывающие в городок.
Бастион Дофина был построен в 16 веке и вкупе с ближайшим королевским бастионом защищал северный вход в город.
Первый раз мы решили пересечь город стремительно, словно крейсеры, двигаясь по главной улице и лишь намечая среди множества галерей те, к которым впоследствии хотим вернуться для неспешного осмотра.
Главная улица - rue Grande
Главная улица rue Grande проходит через весь Сен-Поль-де-Ванс до противоположного его конца, где сразу за площадью Кортин (Courtine Saint Michel) возвышаются городские валы. В них есть ещё одни ворота — Порте Ницца — ведущие к городскому кладбищу. А на сами бастионы можно подняться, и такую возможность я обычно не упускаю.
Высота участка крепостных стен, по которому возможен проход, невелика, но сама стена ничем не ограничена с внутренней стороны, обращённой к городу, поэтому идти по стене решаются далеко не все туристы.
Сам город не открывается, «как на ладони», отнюдь.
Скорее, прогулка по стене позволяет хорошо осмотреть окружающие Сен-Поль пространства и кажущиеся бесконечными волнистые долины.
Где именно мы спустились со стены, могу припомнить только благодаря сделанному фото:
А дальше, как говорится, мы пустились во все тяжкие, исследуя городок вдоль и поперёк, спускаясь и поднимаясь по бесчисленным лесенкам, снова обходя Сен-Поль по периметру и вновь ныряя в суету оживлённой рю Гранд.
Воспроизвести детально наш заковыристый маршрут уже не смогу, да и кому это надо? Каждый в подобном волшебном городке, я думаю, и сам захочет вдоволь поплутать, не сверяясь с картой.
Как уже упоминала в начале, всего в паре улиц от протоптанной туристической артерии город становится тихим и безлюдным, со множеством романтичных тупичков и закоулков.
Увитые плющом стены, лесенки, арочки, двери…
Старинной атмосферы, для любителей оной, здесь хоть отбавляй.
Однако, нельзя забывать и о том, что главная «фишка» в Сен-Поле все-таки искусство. Поэтому улице Гранд, на которой сосредоточено большинство художественных мастерских и магазинов нужно уделить особое внимание. Здесь создаётся полное ощущение, что находишься в музее, где одна другую сменяют различные художественные экспозиции. Всё очень красочно, ярко.
Выставки при входе в галереи и мастерские зачастую не менее интересны, чем то, что обнаруживается внутри помещений. Необычайно популярны «полые» скульптуры, созданные словно бы вопреки законам тяготения.
А иногда импровизированные «витрины» так идеально вписаны в городской пейзаж, что кажутся неотъемлемой частью не магазина, а именно улицы.
Улицы раскрываются навстречу пешеходу скульптурами, «растущими» прямо из стен, сюжетами картин и умелыми инсталляциями. Это целый мир, скрытый в маленьком городке — особенный и визуально-насыщенный.
В Сен-Поль-де-Вансе мы не пытались выискивать что-либо историческое, посчитав свой туристический долг погашенным, после прогулки по бастионам 16 века. Однако, не могу не отметить несколько объектов. Прежде всего, коллегиальную церковь обращения Святого Павла, которая расположена в самом сердце старого города, практически в самой высокой точке.
Высокая квадратная колокольня этой церкви видна издалека, в том числе является доминантой, когда смотришь на город-крепость со стороны. Церковь Святого Павла была построена приблизительно в 13 веке, её убранство достаточно простое. И это та самая церковь, в которой Ив Монтан и Симона Синьоре поженились зимой 1951 года.
На соседней на площади Большого фонтана находится массивная чаша и каменный кубок над ней. Площадь была перестроена в 17 веке под нужды еженедельного городского рынка. Позднее, в 19 веке, эта площадь стала средоточием городской жизни и активности.
Площадь с La Grande Fontaine 1850 года
Мы же свою активность здесь, наоборот, слегка поумерили, посидели возле фонтана, слопали по мороженке, наблюдая за прохожими, и вновь отправились приобщаться к прекрасному.
На Новой площади Place Neuve, над бастионом Дофина, мы обнаружили занятную статую коня реального размера, состоящую из подков.
Скульптура называется «Лаки» — Счастливчик (1993 год), работа художника Реми Пеше (Rémi Pesce). Для создания статуи потребовалось 3000 подков — как раз по числу жителей деревни, так, чтоб каждому хватило «на счастье».
На этой же площади имеется ещё один интересный арт-объект «Большой бонсай», 2009, автора Босио.
Бонсай стоит прямо перед часовней ордена Белых Кающихся. La Chapelle des Penitents Blancs, построенная в 17 веке, является важным местным туристическим объектом, но я каким-то образом умудрилась ее не заметить, не заглянуть внутрь и не сфотографировать. Очевидно, к данному моменту у меня наступило эмоциональное перенасыщение. Бывает… Что ж, как раз и время нашего знакомства с чудесным городком почти истекло.
Покидая Saint Paul de Vence, мы не переставали оглядываться назад, — со стороны, когда не видно начинки, облик города совершенно средневековый, и он действительно выглядит каменным гнездом.
Даже отъехав на несколько километров, я всё ещё пыталась разглядеть вдалеке черты городка. Успела даже сделать фото на круговой развязке, попутно поймав в кадр статую из конфет.
И она оказалась не так проста, как можно было бы подумать! Отдел Музея дорог под открытым небом проводит с 2016 года целую программу по созданию зрелищных кольцевых развязок на знаменитом Маршруте искусств — то есть на оси ведомственных дорог, по которым проходит насыщенное движение, до 20 000 автомобилей в день.
«Вишневые конфеты» — таково название работы всемирно известного художника Валлориса Лоуренса Дженкеля. Его работы из оргстекла, признанные многими коллекционерами, выставлены в Китае, Азербайджане, Афинах, Амстердаме и т. д. Подобные же пирамидки из конфет, только многократно уменьшенные, иногда позолоченные, несколько раз попадались нам на глаза в сувенирных магазинах французской Риверы.
Примерно километрах в восьми от Сен-Поля мы заехали в торговый центр «Полигон Ривьера» построенный в долине Мальван и обслуживающий города Сен-Поль-де-Ванс и Кань-сюр-Мер.
Я бы не упоминала об этой, скорее технической, нежели туристической остановке, если бы не одно из зданий центра, вид которого снова вернул мысли от хлеба насущного к чудесам современного искусства.
В общем, Сен-Поль-де-Ванс продолжал напоминать о себе даже после того, как мы с ним расстались. Этот город по-настоящему затронул моё сердце. Город из другой эпохи, город, живущий искусством. Необычный, яркий, запоминающийся навсегда.
Теги:
Культурно-познавательный туризм