Начало здесь
Немного постояв в вестибюле дворца Ласкари и кое-как справившись с сожалением о том, что лишнего часа на посещение музея в запасе нет, мы побрели дальше. В планах ещё числилась площадь Массина, побывать на которой хотелось обязательно, но навигатор я не включила, поэтому маршрут вышел отнюдь не кратчайшим, а, скажем так, замысловатым)
в вестибюле дворца Ласкари
Улочки Старой Ниццы, иногда такие узкие, что автомобиль бы не проехал, настраивали на умиротворенный лад, жёлтые оттенки, которые преобладают в городе, добавляли ощущения теплоты. Ницца вообще чем дальше, тем больше вызывала чувство приязни.
Большинство зданий Старой Ниццы построены в стиле итальянского барокко, что объяснимо, до 1860 года Ницца входила в состав Италии. Однако, в архитектуре города гармонично сочетаются не только барокко, но также классический стиль и ренессанс.
Улица Администрации (Rue de la Préfecture)
Заходить во все встреченные на пути церкви мы не успевали, потому довольно бодренько прошагали мимо часовни Пресвятой Троицы и Святой Плащаницы
Католическая часовня Пресвятой Троицы и Святой Плащаницы, построенная между 1657 и 1660 годами, маленькая и нарядная. Особенно хороша колокольня с куполом, покрытым разноцветными глазурованными изразцами по прежней генуэзской моде. Колокольня была пристроена к зданию в 1824 году.
Зато отвлеклись на установленный поблизости от церкви арт-объект «бонсай»
Я заметила, что в Провансе питают особую склонность к скульптурам в виде странных деревьев. Они встречались нам в разных местах неоднократно.
Ещё один «бонсай» на площади Юстиции в Ницце
В Часовню Святого Креста Chapelle Sainte-Croix мы тоже не зашли, лишь отметили два деревца, растущих прямо из порога по обе стороны гостеприимно распахнутых дверей. Конечно, будь у нас достаточно времени, я бы не пропустила в старой Ницце ни одного храма.
Chapelle Saint Suaire Sainte Trinite на улице Rue Saint Joseph принадлежит Братству Белых кающихся. Возведена в 1663 году, перестроена в 1765—1767 гг., в 19 веке был добавлен фасад в стиле барокко, а во внутренней отделке — цветочные гирлянды, которые опоясывают всё здание: колонны, стены, фриз, свод, придавая ему уникальный характер.
И всё же, когда петляя в лабиринте улочек Старой Ниццы, мы заметили эффектно возникший в просвете меж домами фасад очередного храма, к нему просто потянуло. Отчего-то решила: мимо не пройду! Повезло, хоть по наитию, не пропустить одну из знаменитых «жемчужин» города — Церковь Сен-Жак-ле-Мажор.
Eglise Saint-Jacques-le-Majeur или церковь святого Иакова — старшего была построена по инициативе иезуитов. Несколько лет иезуиты собирали пожертвования граждан и скупали дома вокруг, чтобы построить в районе колледж и церковь. Строительство последней продолжалось с 1612 по 1650 годы. И считается, что именно Eglise Saint-Jacques-le-Majeur стала первым образцом стиля барокко в Ницце, после чего в городе развернулась настоящая архитектурная революция.
Внутри церковь выглядит неожиданно просторной и роскошной. Богатый декор, лепка, позолота — все признаки, свойственные стилю барокко налицо. Одних только изображений ангелов и херувимов в храме насчитывается более 160. Свод нефа украшен, А фрески, которыми украшен свод, были добавлены уже в 19 веке, их сюжет повествует о жизни Христа и апостола Иакова.
Церковь находится на площади Иисуса (Жезю) — очень маленькой, на ней едва помещаются ресторанчик, лавочка, булочная. Причём вход в ресторан и отходящая от площади одноименная улочка Жезю украшены в азиатском стиле, совсем не в соответствии со своим христианским названием.
Другой нашей нежданной находкой стала «Ложная дверь» — проход, состоящий из коридора и лестницы, который обеспечивает кратчайший выход из Старой Ниццы к бульвару Жан-Жорес. Этот проход был остался от очень старого городского плана тех времен, когда Ниццу окружали крепостные стены.
В 1824 году всё, что осталось от старых валов, сравняли с землей для обустройства площади Виктор (современной Гарибальди) и бульваров Пон-Вье и Пон-Нёф. Porte Fausse был оставлен в качестве прохода, а со временем основательно отреставрирован и украшен мозаикой из цветной плитки.
Ещё один выход из старого города в обновлённую его часть находится через квартал, на улице Десант Кроти. Этот проход представляет собой уже не тайную дверцу, а вполне открытую лестницу, по бокам которой выставлены сувениры и игрушки. Сразу вспомнился Стамбул — там тоже любят устроить торговлю на любом лестничном пролёте))
Ни первым, ни вторым из найденных переходов мы не воспользовались и не прогулялись по бульварам. Не знаю, сожалеть ли об этом. Бульвары, судя по всему, оформлены уж слишком в моём вкусе, и необходимость спешить имела бы привкус ещё большей потери. А так, просто остался гештальт. Местные карнавалы, кстати, проходят как раз на бульварах, так что полагаю, что всё же до них доберусь. И до карнавалов, и до бульваров)
Парк Променад дю Пайон. Фото из сети
Теперь же, вынырнув из старого центра, мы зашагали по недавно обновлённой, пешеходной улице Рауль-Босио (rue Raoul Bosio) до пересечения с улицей Сен-Франсуа-де-Поль, которая проходит параллельно Английской набережной. На этой улице находятся внушительные и величественные здания: мэрия города и оперный театр.
Красивое и очень помпезное здание оперного театра два фасада: северный, с главным входом, выходит на улицу Сен-Франсуа-де-Поль, а южный — прямо на набережную Эта-Уни. Проект неоклассического здания Королевского театра (1883 г.) разработал архитектор Бенедикт Брунати. Театр считается лучшим во Франции после Парижского. На его сцене выступало множество всемирно известных оперных исполнителей.
Отсюда, свернув на улицу Оперы, легко попасть прямиком на площадь Массена — самую большую и красивую площадь старой Ниццы. Площадь появилась в начале 19 века, в рамках реконструкции и благоустройства Старого города. План создания площади и окружающих её трёхэтажных домов с аркадами на цокольном этаже, построенных в едином стиле, предложил в 1834 году архитектор Жозеф Вернье.
Площадь назвали Фобург, но в 1852 году она была переименована в честь маршала наполеоновской армии Андрэ Массена. Сам маршал был уроженцем Ниццы, и именно под его руководством войска французов оккупировали город в 1792 году.
Размер площади первоначально был в 2 раза меньше нынешнего, пока в 1880 году площадь Массена не объединили со старой площадью Шарль-Альберт, а протекавшую на этом месте реку Пайон «спрятали» в трубах под землей.
Площадь Массена пешеходная, вымощенная тёмными и светлыми каменными плитами по типу шахматной доски. В сочетании с оранжевым цветом окружающих зданий это выглядит очень ярко и выразительно. Не случайно с самого момента своего создания площадь завоевала популярность не только у жителей Ниццы, но и у приезжих — отдыхавших на Лазурном берегу представителей русской и английской аристократии.
Долгое время здесь происходило насыщенное движение. По площади Массена ездила конка, потом трамваи и автомобили. Фонтана Солей (Солнце) тогда ещё не было, он появился только в 1956 году.
Скульптор Альфред Жаннио создал 7-метровую статую обнажённого Аполлона в центре чаши и бронзовые скульптуры, символизирующие планеты: Землю, Марс, Венеру, Меркурий и Сатурн по периметру.
Фонтан прекрасен, но в своё время его, как водится, не оценили. Велись ожесточённые споры по поводу выставленной напоказ наготы, пока в 1970 году статую вообще не убрали. Своё место в центре фонтана Аполлон занял снова лишь в 2011 году.
Интересны также и семь статуй, сидящие на 10-метровых столбах в разных местах площади. Эта композиция работы каталонского скульптора Жауме Пленса символизирует 7 континентов и называется «Диалог в Ницце».
Они появились в 2007 году после реконструкции площади. Здесь постоянно кипит жизнь, гуляют горожане и туристы, проводятся концерты, ярмарки, фестивали и карнавалы. Зимой площадь Массена превращается в огромный ледовый каток.
Если пойти от площади в сторону моря, в поле зрения окажется огромный 30-метровый обелиск, сложенный из девяти переплетающихся ржавых прутьев. При всей готовности разобраться в символике, я никак не понимаю приверженности многих современных авторов к эффекту ржавчины. Ну, серьёзно, зачем? Особенно, если объект, в силу своих размеров, претендует на доминантность?
Монумент «9 линий» работы Бернара Венета является самым тяжелым в городе, его вес — 54 тонны. Символизирует 9 территорий, входивших в графство и установлен в 2012 году в честь 150-летия присоединения графства Ницца к Франции.
Обелиск стоит на границе Старого города и Английской набережной, по которой мы погуляли совсем немного.
Английская набережная (Promenade des Anglais) появилась в Ницце более 200 лет назад, когда о пляжном отдыхе ещё и речи не шло. В кругу путешествующей аристократии (по началу в основном английской) были приняты исключительно прогулки вдоль моря, спасавшие от скуки, холода, сплина или чахотки.
В наше время Английская набережная растянулась на 7 км, от центра Ниццы в сторону аэропорта.
Большую её часть мы посмотрели только проездом, в том числе и знаменитый отель Негреско (извиняюсь за качество фото). Hôtel Negresco (1912 г.) на Английской набережной давно уже стал символом Ниццы. Его первый хозяин, румынский князь Анри Негреско, за короткое время проделал путь от официанта до владельца одной из лучших гостиниц на Лазурном берегу. Другая хозяйка отеля, Жанна Ожье, превратила гостиницу в шикарный отель-музей, собрав порядка 1200 картин и статуй.
Сегодня в коллекции отеля почти 6000 произведений искусства, а каждый этаж посвящен одной из пяти исторических эпох — от Людовика XIII до современности.
Напоследок мы совсем недолго прогулялись в саду Альберта I — одному из старейших общественных садов в Ницце, созданному в начале 19 века.
Обратили внимание на фонтан Тритонов работы неизвестного автора. С 1920 года этот фонтан классифицирован как исторический памятник.
Задержались возле Монумента Столетия (Monument du Centenaire), который был открыт в 1896 году в память присоединения Ниццы к Франции (в 1793 году). Монумент состоит из конической пирамиды, увенчанной бронзовой статуей богини Ники-победительницы (намек на мифическое происхождение имени Ниццы). У основания пирамиды молодая девушка из белого мрамора, символизирующая Ниццу, присягает Франции.
В апреле Прованс окрашен цветением багрянника. Его деревья, ещё без листвы, но густо осыпанные ярко-розовыми пучками цветов, встречаются повсюду: вдоль обычных дорог, вдоль оград…
Цветение багрянника (по научному он называется церсис — cercis) — завораживающее зрелище.
Как Лиссабон во время цветения жакаранды запомнился мне окутанным в сиреневый туман, так и Прованс казался теперь щедро приправленным розовым. И только в Ницце собственная палитра города, состоящая из всех оттенков жёлтого, доминировала.
Уезжали мы из Ниццы полные впечатлений и усталые. На тот момент ещё не было переживаний о том, что многое не увидено или посмотрено бегом-бегом. Французы говорят, что из-за стола нужно вставать с лёгким чувством голода. В Израиле говорят, что хорошее времяпрепровождение оставляет привкус «хочу еще». С Ниццей как-то так и вышло. Надеюсь, это не последняя наша встреча.
Теги:
Культурно-познавательный туризм