«Императорский маршрут» проходит практически по всей стране. Тесная связь Дома Романовых с Калужским краем прослеживается с 17 века и ведет свое начало от Михаила Федоровича, ставшего первым царем новой династии, однако не буду придерживаться хронологии, пройдём по маршруту, как он был выстроен.
История Сергиева скита началась 4 февраля 1906 года, когда в Калуге состоялось заседание Калужского отдела Императорского православного общества, посвящённое памяти его основателя и первого председателя — великого князя Сергея Александровича, погибшего от рук террориста Ивана Каляева. Впервые Сергей Александрович посетил Калугу в 1897 году, чтобы проинспектировать размещение расквартированных в городе войск. В тот приезд он посетил Общину сестёр милосердия и Калужский губернский исторический музей, располагавшийся в самом старом здании города — палатах Коробовых. Второй раз Сергей Александрович побывал в Калуге в мае 1904 года, когда в свите императора Николая II объезжал полки, отправлявшиеся на русско-японскую войну.
Палаты Коробовых в Калуге в ожидании реставрации
Место для скита определили в 3 км от разъезда № 19 Московско-Брянской линии Московско-Киево-Воронежской железной дороги, нынешней станции Сергиев Скит. 5 июля 1907 года был освящён деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, а ещё до строительства храма был устроен Инвалидный дом для размещения 12 увечных воинов Московского военного округа. Были выстроены деревянные кельи и дом настоятеля, в 1909 году открыта школа для глухонемых крестьянских мальчиков с приютом. Всего на территории скита было выстроено более 30 зданий, включая деревянный дом для высочайшей покровительницы обители великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
От всего этого великолепия осталась только водонапорная башня, построенная в 1910-х, в которой оказался неплохой музей, посвящённый великому князю Сергею Александровичу и его жене Елизавете Фёдоровне, да и экскурсия было интересной. Экспозиция расположена на четырех этажах бывшей водонапорной башни.
На первом этаже — железнодорожная платформа, куда прибыла Елизавета Фёдоровна, телефонный аппарат, почтовые мешки и чемоданы начала 20 века. Приезд великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Сергиев скит состоялся в 1911 году. Она прибыла вместе с игуменией Покровской общины в Москве на железнодорожный разъезд № 19. Иеромонах Герасим встретил их в Сергиевом скиту на паперти храма с крестом и святой водой и словами: «С любовью о Господе Иисусе Христе встречаем Ваше Императорское Высочество в Сергиевом скиту, построенном в память незабвенного Августейшего супруга Вашего, Основателя и первого Председателя Императорского Православного Палестинского общества. Грядите с миром под покровом Божией Матери». Один прокол в экспозиции: Елизавета Фёдоровна сидит в зелёном вагоне, что соответствовало 3-му классу, а это для великой княгини было вряд ли возможно. Явно поучаствовали жертвы ЕГЭ, иначе бы помнили Блока: «Вагоны шли привычной линией, / подрагивали и скрипели;/ молчали желтые и синие; / в зеленых плакали и пели».
На втором этаже — келья настоятеля Сергиева скита. Во время посещения Сергиева скита великая княгиня Елизавета Фёдоровна подарила обители священнические и диаконские облачения, иеромонаху Герасиму — образ святых Марфы и Марии.
Два последних этажа рассказывают об истории скита.
Полотняный Завод
Полотняный Завод — место известное, связанное прежде всего с именем А. С. Пушкина. Почему оно включено в «Императорский маршрут»? Своим названием усадьба обязана построенному здесь купцом Тимофеем Карамышевым в начале 18 века по личному указу Петра I заводу по изготовлению парусных полотен и бумаги. Здесь, в усадьбе Гончаровых, в 1775 году побывала Екатерина II. Императрицу встречал сам хозяин дома Афанасий Абрамович Гончаров, прапрадед Натальи Николаевны Гончаровой, жены А. С. Пушкина, и в заключение ее визита преподнес царице несколько стоп изготовленной у него бумаги.
Императоры императорами, а мне было интересно увидеть здесь то, что связано с Пушкиным. Сразу скажу, что экскурсия была великолепной, экспозиция интересной, включала многие экспонаты не только той эпохи, но и мемориальные предметы. Музей был открыт 4 июня 1999 г., к 200-летию со дня рождения Пушкина. Экспозиция музея располагается на втором парадном этаже трёхэтажного дома Гончаровых и насчитывает 13 залов. На первом этаже находится поселковая библиотека, на третьем — детская школа искусств им. Н. Н. Гончаровой.
Главный усадебный дом был построен в 30-х годах 18 века. Существует предположение, что архитектором усадьбы мог быть Растрелли. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями пышного барочного декора. В 40-50-х годах он был перекрашен в лазоревый цвет, а в 70-х перестроен в стиле классицизма. Перестройка дома осуществлялась по проекту московского архитектора К. И. Бланка. К концу 18 века это был трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом в 30-х годах 19 столетия приезжавший в Полотняный Завод А. С. Пушкин.
Формирование усадебного комплекса происходило в первой половине 18 века при Афанасии Абрамовиче Гончарове — прапрадеде Н. Н. Гончаровой-Пушкиной. Главная особенность этой усадьбы состояла в том, что она была сформирована на территории с промышленным комплексом, где с корпусами парусно-полотняной и бумажной мануфактур органично сочетался дом Гончаровых, церковь Спаса Преображения, конный двор, парки, оранжерея, пруды и другие объекты.
Здание бумажной фабрики расположено рядом с усадебным домом
Вход в пейзажный парк украшен двумя белыми башнями, увенчанными остроконечными гранеными шатрами с шариками наверху. К сожалению, в парк не удалось даже заглянуть, потому что вдоль аллеи, ведущей к воротам, всё было зашито щитами, а через каменный забор справа перелезать уж очень не хотелось — он буквально рассыпается.
В начале этой аллеи, около главного усадебного дома растет огромный дуб, который называют Кутузовским. Ему более 200 лет, так что его точно видел Пушкин, когда они оба были молодыми. Но вот почему он Кутузовский? Кутузов здесь был в 1812 году, а если дубу более 200 лет, то жёлудь в это время только пророс. Ну ладно.
Рядом с дубом установлен памятный камень, на котором написано «В усадьбе Полотняный Завод с 27 по 29 октября 1812 года располагалась русская армия и главная квартира генерал фельдмаршала Светлейшего Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Отсюда русские войска начали преследование отступающей армии наполеона».
Дата постройки церкви Спаса Преображения — 1741 год, её построил Афанасий Абрамович Гончаров. В храме Гончаровых крестили, венчали, исповедовали, отпевали. В усыпальнице, примыкавшей к храму, в 1784 году с большими почестями был похоронен Афанасий Абрамович.
Церковь Спаса Преображения
Пора и в «закрома» — в музей, на второй этаж. Здесь ожидаемые интерьеры старинных усадебных домов с голландскими печами, посудными горками, ломберными столами и даже клавикорды 18 века!
Оказывается, мода на экзотику в интерьерах была не чужда Гончаровым. Китайская гостиная с изысканными вазами и росписью стены, возможно, отсылка к Китайскому дворцу в Ораниенбауме — императрицу Екатерину всё ж таки принимали!
А вот и сама матушка Екатерина Алексеевна! Историю про «медную бабушку» помните? Это тот самый свадебный подарок деда Натали Афанасия Николаевича — вместо доли от заводских доходов, о которых шла речь ранее, молодожены получили трёхметровую бронзовую статую Екатерины II. Продать или переплавить её и продать медь не получалось долгие годы, ожидаемую цену никто не давал. В конце концов, скульптуру удалось продать заводчику Берду лишь за 3 тыс. ассигнациями. Здесь, конечно, значительно уменьшенная копия в память о тех событиях. Интересна дальнейшая судьба неприкаянной статуи, но она уже не была связана ни с Пушкиными, ни с Гончаровыми.
Уже ближе к нам и поэтому интереснее часть экспозиции, посвящённая Наталье Николаевне и двум визитам в Полотняный Завод Александра Сергеевича. Очень была поражена детским портретом, в возрасте приблизительно 8 лет, Натальи Николаевны — гадкий утёнок какой-то! — и её преображением в прекрасную девушку — на портрете работы В. И. Гау.
Здесь же стоят мемориальный стол и два стула из карельской берёзы 1-й половины 19 века — дар внучки Д. Д. Гончарова-младшего.
Продолжилась экскурсия посещением первого в России Музея бумаги, расположенного на территории Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры, — «Бузеона». Никогда не думала, что так интересно можно рассказывать о производстве бумаги от самого начала до современных технологий. Кстати, здесь выпускали обычные школьные тетради в 12 листов — в клетку и в линейку, с таблицей умножения и пионерской клятвой на последней сторонке обложки; теперь такую можно купить в качестве сувенира.
Современное производство бумаги (макет)
По пути в Калугу заехали в Скит Живоносного Источника Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Почему не в саму Тихонову пустынь — не совсем понятно, ведь она больше связана с Домом Романовых, чем этот скит. Ну да ладно, кто-то захотел святой воды. В 19 веке во время создания монастырского скита здесь, над святым кладезем преподобного Тихона Калужского, ископанным святым еще в 15 веке, был построен и в 1887 году освящён одноименный храм. Скит был полностью разрушен за годы советской власти. 17 сентября 1994 года вновь построенный каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был освящён архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Новый кирпичный храм с деревянной главкой в целом повторяет архитектурные черты и размеры прежнего.
В престольный праздник монастыря — в день памяти преподобного Тихона Калужского 29 июня — в храме и на святом колодце совершается водосвятный молебен. За чистейшей водой ежедневно приезжает множество людей.
Калуга
Впервые Калуга упоминается в грамоте литовского князя Ольгерда в 1371 году наряду с другими зарубежными крепостями. Из текста документа становится понятно, что город временно находился в руках Литвы, но к этому году уже не принадлежал ей.
Площадь Старый Торг. Памятник великому князю Ивану III
Одной из значимых страниц калужской истории является приезд императрицы Екатерины II. Прямым следствием этого посещения стало учреждение Калужской губернии, положившее начало развитию Калужского края как самостоятельной административно-территориальной единицы в составе Российской империи. О пребывании императрицы в губернии подробно рассказывают в музейно-краеведческом комплексе «Усадьба Золотарёвых».
Городская усадьба Ивана Максимовича Золотарева, купца первой гильдии, стала украшением провинциальной Калуги в начале 19 века (1805—1808 гг.). Он поставил её по красной линии улицы и украсил горельефами на темы древнегреческого эпоса. Особое художественное богатство усадьбы составляют живописные интерьеры главного дома. Отделочными работами в золотаревском доме руководил итальянец Сантин Петрович Кампиони, у которого в Москве была мастерская. На одной из стен танцевального зала восстановлена памятная доска: «Дом сей (был) осчастливлен (посещением) его Императорским величеством Великим князем Николаем Павловичем в 1816 году с 29 июля по 1 августа, Александром I 2—3 сентября 1816 г., Михаилом Павловичем 4—8 ноября 1817 г.».
На совершенно плоском потолке художник создал иллюзию купола
Во время пешеходной экскурсии по городу, городскому парку культуры и отдыха нам поведали подробности о посещении Калуги другими царскими особами: императорами Николаем II, императрицами Марией Фёдоровной, Александрой Фёдоровной, великой княгиней Марией Николаевной и другими представителями царской семьи. Ещё напомню о великом князе Сергее Александровиче, посетившем Калугу в 1897 и 1904 годах, в последний раз — в свите Николая II, который после смотра войск посетил Троицкий кафедральный собор и прогулялся по городскому саду, где со смотровой площадки полюбовался видом на Оку.
Троицкий кафедральный собор в городском саду
Вид на Оку со смотровой площадки городского сада
Памятник Николаю II; на втором плане — здание Дворянского собрания
Мещовск
Мещовск — старинный купеческий город в 70 км от Калуги. Милый маленький город на берегах реки Турея.
А ещё Мещовск — географический центр Калужской области.
В 2015 году в Мещовске открыт Музей трёх цариц, посвященный царицам дома Романовых, которые были родом из Калужской земли. Экспозиция небольшая и, на мой взгляд, бедноватая, но эмоциональный рассказ экскурсовода буквально заворожил. Давно замечено, что если люди работают в музеях, они своих персонажей начинают любить, как родных. Здесь, видимо, тоже. Тем более браки Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича были заключены по большой любви, несмотря на «худородство» невест.
Михаил Фёдорович, выбирая себе невесту после смерти первой жены, остановил свой взор на дочери мещовского дворянина Евдокии Лукьяновне Стрешневой. В том же году состоялась свадьба, и на престол взошла царица, имевшая калужские корни. Второй супругой его сына, Алексея Михайловича, стала ещё одна калужанка — Наталья Кирилловна Нарышкина, связанная своим происхождением с селом Тростье Тарусского уезда. Третьей царицей из Калужской земли была Евдокия Фёдоровна Лопухина — первая жена Петра I. Евдокия Фёдоровна происходила из села Серебрено Мещовского уезда. В своё время она пожертвовала средства на восстановление Свято-Георгиевского мужского монастыря и храма Пресвятой Богородицы в селе Серебряно.
В этом музее есть ещё один интересный раздел — этнографический. Внимательно рассматривая костюмы, вышитые полотенца, узоры на кружевах и вышивках, вы сразу определите особенности народного декоративного искусства Калужской области.
Свято-Георгиевский монастырь
Свято-Георгиевский монастырь связан с именами двух из названных трёх цариц. Сначала (до начала 17 века) монастырь был в 30 км от Мещовска — на реке Ресе. Причиной переезда обители ближе к Мещовску послужило то, что обитель находилась в удалении от города, кругом все было опустошено, а потому и пребывание там иноков стало небезопасно. Обитель была возобновлена благодаря Евдокии Стрешневой. Стрешневы покровительствовали монастырю, в некрополе которого находится их семейная усыпальница. Сделавшись в 1626 году супругой царя Михаила Фёдоровича, Евдокия в благодарность Богу за неожиданное свое величие и счастье возобновила обитель, окружила ее своим покровительством и дала монастырю необходимые средства к существованию.
Другая русская царица, Евдокия Лопухина, была дочерью боярина Федора Абрамовича Лопухина, жившего в селе Серебряно, что возле Мещовской обители. После женитьбы Петра I на Евдокии Фёдоровне в лице Лопухиных монастырь приобрел новых благодетелей. Мещовская обитель стала получать подарки от монархов. В 1689 году монастырю была дарована мельница на реке Турее с рыбной ловлей, монастырские владения увеличились на две деревни. Замечательным пожертвованием того времени были большое медное паникадило в 10 пудов, присланное в монастырь императором Петром I в. 1691 году, и хоругвь из белого атласа.
Собор Петра и Павла (1889 г.)
28 Мая 2011 года около монастыря состоялось торжественное открытие памятника царице Евдокии Лукьяновне, супруге царя Михаила Фёдоровича. Автором скульптурной группы является заслуженный скульптор России Николай Любимов. По его замыслу, царица с сыном выходит после благословения от старца из монастыря к паломникам, прибывающим в монастырь.
Остановка в Козельске. «Вихляндия»
Остановка в Козельске была недолгой, всего лишь на обед, хотя в городе есть на что посмотреть, но, видимо, это не вписывалось в тематику. Зато стала замечательной лёгкой паузой в плотном путешествии с музеями и монастырями.
Однако наш великолепный гид была из Козельска и, увидев, что мы заинтересовались скульптурой в детском парке «Три богатыря», где было наше кафе,
решила нам показать парк «Вихляндия». Это сказочные дом и подворье Владимира Вихлянцева, парк назван в его честь. С помощью архитектора Владимира Колесникова создан дом из сказочных персонажей, драконов и прочей «нечисти». Хозяин парка живет здесь же, в этом, мало сказать необычном — фантастическом доме с многочисленными персонажами, сделанными из арт-бетона. Ежегодно парк расширяется, пополняясь все новыми фантазийными объектами.
Подворье вмещает в себя Сказочный Дом в виде дерева, Домик на Бобовом стебле, Дом Разбитых Кораблей, Техно-гараж, и несколько беседок, куда можно заходить, и другие арт-композиции этого волшебного места!
Будете в Козельске — не пропустите!
Оптина пустынь
Не знаю, почему Оптина пустынь была включена в «Императорский маршрут». Из царствующих особ там не был никто, посетили по одному разу великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Пётр I же в 1704 году обложил пустынь оброком, деньги были нужны на строительство Петербурга и войну со шведами. В 1724 году обитель была упразднена. Екатерина I на следующий год после смерти супруга восстановила её, а Екатерина II в ходе секуляризационной реформы вновь сделала его заштатным.
Однако оптинские старцы обид не держали и запомнились всем предсказанием: «Нет греха больше, как противление воле помазанника Божия. Береги его, ибо им держится земля Русская и вера православная, молись за царя и заслоняй его от недобрых людей, слуг сатанинских. Царь не только объявитель воли Божией… Судьба царя — судьба России. Радоваться будет царь — радоваться будет и Россия. Заплачет царь — заплачет и Россия, а… не будет царя — не будет и России».
Не будучи человеком религиозным, лет 20, а то и больше, назад я приезжала в Оптину пустынь как в место, отмеченное именем любимого писателя. Поездка Ф. М. Достоевского в Оптину пустынь в июне 1878 года была одним из важнейших событий духовной жизни писателя. Вызванная личным переживанием смерти младшего сына Алеши, она во многом определила творческие идеи и характер романа «Братья Карамазовы». Встреча с оптинским старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя. Так вот и хотелось увидеть, где это происходило, в том числе келью старца Амвросия. С трудом, но всё-таки нашла старые фотографии.
Надвратная церковь скита Оптиной пустыни. Видно, что ворота открыты для всех желающих. Внутри проход был расписан фигурами оптинских старцев, они будто встречали каждого, кто входил в их дом.
Тогда я была поражена тем, что, оказывается, келья — это целый дом, и довольно большой. Когда-то здесь был музей, посвящённый приезду в Оптину пустынь Достоевского и тем страницам романа «Братья Карамазовы», в которых действие проходит в этой келье. Теперь это невозможно, монашеский скит Оптиной пустыни обнесён высокой оградой, а ворота закрыты на крепкий замок — не место здесь мирскому любопытству.
В этот приезд узнала о том, что известный и очень популярный в наше время поэт-песенник Онегин Гаджикасимов в 1985 году принял православие, а в 1998-м стал иеросхимонахом Симоном монастыря Оптина пустынь. Его песни исполняли многие певцы 60-70-х годов — Ободзинский, Магомаев, Толкунова, «Веселые ребята», «Голубые гитары» и многие другие. Но на самом пике своей известности он все бросил, вычеркнув из своей жизни все свои предыдущие годы. Свой земной путь он окончил 30 июня 2002 года.
За 20–25 лет монастырь обустроился и похорошел, а паломников как тогда было великое множество, так и сейчас.
Экскурсия закончилась в Шамордино: туда мы заглянули буквально минут на 20 — уже темнело, и к источнику спуститься не удалось: ещё же и подниматься по крутой длинной лестнице, а это гораздо труднее. Успокоили себя тем, что мы здесь уже бывали, в источнике купались. А монастырь Казанская Амвросиева пустынь стал тоже намного краше. Шервуды есть Шервуды, здание Исторического музея на Красной площади Владимира Шервуда всем известно, а собор Иконы Божией Матери Казанская его брата Сергея Шервуда спрятан в калужской глубинке.
Что сказать о проекте? Не знаю, как в других областях, но здесь мне показалось, что многое притянуто за уши — распоряжение Министерства культуры надо было выполнять; однако все остановки были в интересных местах, хорошо знакомых и новых, экскурсоводы поразили горячим отношением к своей миссии, отличным знанием предмета и правильной эмоциональной речью. Об этой поездке вспоминаю с удовольствием, хотя она была совершенно незапланированной и выбиралась по принципу «пальцем в небо» на выходные.
Теги:
Культурно-познавательный туризм