Попасть в Канны, при всей их известности, я никогда особенно не стремилась. Я считала, что этот город — для богатых и знаменитых, он всегда ассоциировался у меня с кинофестивальным блеском и излишним пафосом. Собственно, на этапе первого знакомства данное мнение подтвердилось, но впоследствии хватило времени, чтобы узнать и другие Канны, которые оставили очень приятное «послевкусие».
Неоклассическое здание Отеля Де Виль - мэрии Канн и памятник павшим в войне 1914-1918 гг.
Как известно, самый дорогой и роскошный район города растянулся в Каннах вдоль набережной Круазетт, где расположены самые престижные развлекательные места, гостиницы, рестораны и казино. Лицо Круазетт составляют здания огромных отелей: «Мажестик», старинный «Карлтон», Noga Hilton, «Мартинес» — в фестивальные дни они полны мировых знаменитостей.
Отель Splendid является одним из знаковых архитектурных украшений Канн и набережной Круазет с 1871 года
Отличается обликом от прочих Казино Круазетт (Croisette Casino). Если во Франции казино обычно находятся во дворцах стиля модерн, то местное расположилось в здании с подчёркнуто современным экстерьером. Оно очень яркое, заметное. Сверкает стеклянным фасадом, а в вечернее время и цветной подсветкой.
В 1987 году оно стало первым учреждением во Франции, предлагающим игровые автоматы. Сегодня в Casino Barrière Cannes Le Croisette можно найти самое большое их разнообразие — 245 автоматов, которые, к тому же, постоянно обновляются.
У входа в казино начинается Аллея Звёзд (Allée des Étoiles), или вернее, она возле него заканчивается, начинаясь от дворца Фестивалей — смотря с какой стороны набережной вы двигаетесь.
При всей своей известности, Аллея Звёзд не слишком броская — это всего лишь узкая часть тротуара, в неяркие плиты которого замурованы металлические квадраты с отпечатками ладоней. Отпечатки не подписаны, а от имен звезд на них только их же собственные автографы. Не всегда сходу можно угадать, кто есть кто.
Если задаться целью отыскать отпечаток ладони какой-то конкретной знаменитости, то прогулку вдоль Аллеи Звёзд удастся превратить в некий квест. На каннской Аллее отметились актёры и режиссёры с мировой славой: Чарли Чаплин и Шэрон Стоун, Бельмондо и Катрин Денёв, Тарантино и София Лорен. Есть отпечаток ладони нашей Татьяны Самойловой, получившей престижную фестивальную награду за роль в советском фильме «Летят журавли». Но вообще-то долго брести, склонив голову и вчитываясь в надписи на плитках, довольно скучно. ИМХО.
Тем более, что вокруг кипит жизнь, а сама набережная отличается элегантностью и красивым озеленением.
Аллея появилась в Каннах в 1985 году, вскоре после открытия Фестивального дворца (Palais des Festivals). Этот дворец и выставочный центр является самым известным и популярным местом в городе. Помимо кинофестиваля, здесь проводятся выставки музыкальной индустрии мирового уровня, международный фестиваль телевидения и аудиовизуальных программ, а также всевозможные кинопоказы.
Вот к началу одного из многих мероприятий мы, совершенно случайно, и подгадали оказаться возле Фестивального дворца. Хорошо, что я даже не планировала сфотографироваться на красной ковровой дорожке, иначе был бы повод для огорчения — к подножию знаменитой лестницы во Дворец стояла очередь, как в музеи Ватикана. Шучу, конечно, но сотни полторы человек там, точно, толклись.
Многие из стоявших в этой очереди были облачены в костюмы и вечерние платья. Я тогда подумала, неужели только ради фото, которое потом разместят в Инстаграм, люди так разоделись? Как выяснилось позже, я всё-таки ошиблась, так как народ ожидал начала некой премьеры. Уже через полчаса подойти ко входу и подняться по красной дорожке, при желании, можно было совершенно свободно.
Прогуливаясь по трёхкилометровому променаду Promenade de la Croisette, я не без удовольствия поглядывала на великолепные фасады, убеждаясь, что это место не зря считают символом богемных и туристических Канн.
Всё здесь видится воплощением роскоши, богатства, успеха.
— Эх, Киса, — сказал Остап, — мы чужие на этом празднике жизни…
В целом, никаких струн в душе это не затронуло. «Отметились», и ладно. Возможно поэтому на следующий вечер я совершила обидный промах, оставшись после экскурсионного дня отдыхать в номере отеля. Но хотя бы не поленилась спросить у гугла, что ещё есть в Каннах, после чего на завтра нарисовался интересный маршрут.
Наш отель находился на восточной окраине Канн, но от моря минутах в 5 ходьбы, так что снова выйти на набережную Круазетт было самым простым способом, дабы попасть в старый город. Теперь все 3 км вдоль гламурного променада мы проскакали бодрым шагом, держа курс строго на запад. Туда, где над яхтенной мариной и старым портом возвышается холм Сюкé.
По пути я смотрела уже не столько на архитектуру окружающих зданий, сколько на людей, проводящих эти вечерние часы у моря.
И в голове постепенно развенчивался стереотип, что на Лазурном Берегу отдыхают только богатые. Здесь одинаково отдыхают все, кто решил сюда приехать. В самом деле, сегодня существует множество экономичных отелей и апартаментов, а пляжи бывают не только платными, но и доступными для всех желающих.
И уж тем более бесплатны виды и пейзажи, которых никто не отнимет.
Кстати, вечернее солнце быстро скатывалось к горизонту, каждые несколько минут удлиняя тени и изменяя естественную подсветку — бесценный для фотографов эффект.
За разговорами и созерцанием мы и сами не заметили, как дошли до противоположного конца променада, где расположен старый порт. Марина в Каннах занимает небольшую уютную гавань, которая своей формой гавань отчетливо напоминает домик с остроконечной крышей. Здесь стоят роскошные суда на сотни миллионов евро, в том числе старинные деревянные парусные яхты.
Памятник Вирджинии Эрио, сфотографированный в марине, сподвиг впоследствии узнать историю аристократки, которая 100 лет назад стала одной из первых женщин-яхтсменок. Её называли «амазонкой океана» и «мадам-де ла Мер» (дама моря). Эрио выиграла множество гонок, стала гордостью французского яхтинга и даже смерть свою встретила на яхте (в возрасте 42 лет), как актёр на сцене.
От порта начинается историческая часть ныне знаменитого на весь мир французского курорта Канны.
Иначе говоря, здесь заканчиваются шумные и пафосные Канны, сменяясь уютными старинными кварталами. Всё, как мы любим: извилистые улочки и мощеные дорожки, старинные домики и небольшие ресторанчики. В такой умиротворяющей атмосфере неплохо бы задержаться в одной из крошечных кафешек за чашечкой кофе…
Очень привлекала идея подняться пешком на самый верх холма, но сил банально не было, и мы решили пройтись по той части квартала Сюке, которая расположена у подножия горы Шевалье.
Вот только наши умеренные планы были нарушены встречей с большущей бесстрашной чайкой! Едва приблизившись к кварталу Сюке, мы увидели занятную сценку: по-истине огромная птица плескалась в чаше старинного фонтана, ныряла, полоскала крылья, подскакивала и плюхалась вниз. Коротко говоря, наслаждалась купанием, устраивая бурю в тазу. Как заворожённые, мы наблюдали за чайкой, которая вовсе не боялась приблизившихся людей, и улетела лишь тогда, когда сама того пожелала.
Под впечатлением, мы как-то сбились с мысли и побрели, не сверяясь с картой, в сторону, противоположную искомым туристическим улочкам, по тихой, спальной части квартала.
Далее, заметив крутую высокую лестницу, засомневались на пару минут, и всё же поползли наверх.
Вышли, ожидаемо, уже на вершине холма, хотя изначально я полагала, что после долгого экскурсионного дня на такие подвиги сил не хватит. Теперь можно было собой гордиться и радоваться, что величественный замок Кастр — вот он, прямо перед нами!
Замок Кастр строился в бесконечно далёком 1080 году, чтобы служить неприступной крепостью на пути врагов, а в наши дни лишь грозные высокие стены, которых не коснулось время, напоминают о его былом предназначении. Теперь внутри расположился музей Кастр, в экспозиции которого собраны важные историко-археологические находки, старинные артефакты, музыкальные инструменты и многое другое.
Мне этот музей мог быть очень интересен, как и возможность подняться на смотровую площадку, которая находится на его башне. Оттуда открывается потрясающая круговая панорама на море, Леринские острова, Канны, Южные Альпы… Понятно, в 8 вечера музей уже был закрыт.
Статуя Богородицы с младенцем на вершине холма Сюке воздвигнута в 1948 году в благодарность Деве Марии за защиту во время войны 1939—1945 гг.
Ещё через несколько минут прогулки мы оказались возле самой значимой для города церкви Notre-Dame de l’Esperance. Церковь Богоматери Доброй Надежды возвели в 1521 году, в классическом готическом стиле. Это значит, что в архитектуре нет никаких изяществ и горгулий — храм строили таким, чтобы в случае нападения с моря, он мог послужить укрытием для жителей города и почти крепостью, которая некоторое время будет выдерживать осаду.
Во время Второй мировой это здание использовалось, как госпиталь для раненых.
В 16 веке Канны не были богатым городом, поэтому строительство церкви растянулось на долгое столетие и завершилось в 1641 году. Апофеозом стала колокольня, которая имеет форму четырехугольной романской башни. Именно эта башня вкупе с башней Замка Кастр, придают вершине холма особенно внушительный и притягательный вид, который заставляет самых любопытных посетителей Канн покинуть пафосный променад и карабкаться наверх.
В июле перед церковью проходит музыкальный фестиваль под открытым небом «Музыкальные ночи Сюке» Nuits Musicales du Suquet.
Стены, окружающие небольшую площадь, тоже представляют собой неплохую смотровую площадку. Пусть и добрались мы до неё в тот час, когда уходившее за горы солнце прицельно светило в объектив.
Это если смотреть на запад, на старые районы. А вот восточную часть солнце, наоборот, освещало очень выгодно. Перед глазами расстилался привлекательнейший городской пейзаж.
Вскоре обнаружился и спуск, куда более пологий и длинный, чем та лестница, по которой мы взобрались на холм. И очень хорошо, что «правильную» дорогу мы нашли только теперь, ведь если бы гуляли по плану, на долгий подъем, напомню, не сподобились бы.
Зато теперь, не напрягаясь, мы шли по склону, открывая для себя облик не парадных, не гламурных Канн: черепичные крыши, яркие ставни и цветы в горшках.
Спуск плавно вывел нас прямиком к «дому с муралами» на площади Корну-Гентиль. Это здание автовокзала, один из фасадов которого украшают изображения всевозможных кино- и мультипликационных героев, актеров и прочих известных лиц киноиндустрии.
Вообще муралы с изображениями различных звёзд мирового кино можно встретить во всех районах этого города, вдохновленного «седьмым искусством». Существует даже специальный маршрут со схемой расписных стен Канн.
Мэрилин Монро, 16, boulevard d’Alsaceс
Gérard Philipe 3, boulevard Victor Tuby
«Седьмое искусство», Place du 18 Juin
Автовокзал разрисован особенно интересно. Тут и Бетмен, и Чарли Чаплин, кролик Роджер с его соблазнительной мультяшной красоткой и Луи де Фюнес… Стоять напротив и угадывать персонажей можно долго и с удовольствием.
Двинувшись в обратный путь к отелю, мы не успели пройти и 50 шагов, как снова зависли. На сей раз, только не смейтесь, перед обычной растяжкой, скрывающей от глаз какие-то ремонтно-строительные работы.
Очень понравилась сама идея, простая и, одновременно, блестящая: разместить на подобной «ширмочке» старые фотографии самых звёздных знаменитостей!
Сумерки тем временем сгущались, и бросив прощальный взгляд на холм Сюке, мы посчитали прогулку оконченной…
Уверенно направились в сторону отеля, пока не подозревая, что окажемся там ещё не скоро. Вечерние Канны увлекли и закружили, постоянно подкидывая по пути что-нибудь симпатичное.
Вот, как не притормозить возле постоянно сменяющихся картинок в рекламном окне кинотеатра Аркада? Кинотеатр «Arcades» очень популярен среди местных жителей, хотя в последнее время и туристы разведали его преимущества. Дело в том, что этот небольшой, но довольно вместительный (около 500 мест) кинотеатр имеет три кинозала и показывают здесь самые новые международные фильмы и блокбастеры. Отличная альтернатива для тех, кто по какой-либо причине не попал на просмотр новинок во Дворец Фестивалей.
Перед кинотеатром установлен памятник лорду Бруэму, которого иногда называют «отцом Канн».
Кинотеатр «Arcades» и перед ним Statue de Lord Brougham
Канны долгое время оставались небогатым провинциальным городом, поворотным моментом в истории которого стал 1834 год. Именно в это время в городке застрял, пережидая эпидемию холеры, английский лорд-канцлер Генри-Питер Бруэм, ехавший вообще-то в Италию. Однако, красота местного побережья и мягкий климат так очаровали лорда, что он решил построить здесь дом. И случайно стал законодателем моды — следом за ним в Каннв потянулась аристократия, в том числе из монархических династий Европы и России.
Вечерняя подсветка в Каннах элегантна и приятна глазу. Не желтизна и не «светофор», а нежные тона, в основном голубые, сиреневые, розовые. Подсветка меняет облик города, и акцентирует внимание на строениях, которые днём, бывает, сливаются с общим фоном.
Фонтан на площади генерала де Голля
Пожалуй, именно отблески подсветки повлекли нас в глубину кварталов, хотя логичнее и проще было бы возвращаться по набережной. Очередной «находкой» стала церковь Église Protestante Unie de Cannes, из-за дверей которой лился мягкий зеленоватый свет. Из-за стеклянных дверей!
Протестантский храм открыт в Каннах в 1874 году. После реставрации 2004 года в здании установили новые витражи, а кованые украшения на стеклянных дверях повторяют форму гугенотского креста. Кстати, нас немало удивило, что храм оставался открытым после 9 вечера.
В соседнем квартале обнаружилась ещё одна церковь, которую просто невозможно было не заметить в ряду других зданий. Снова, благодаря подсветке. И снова двери оказались открытыми.
Eglise Notre-Dame-de-BonVoyage, возведённая по проекту каннского архитектора Лорана Вьянево второй половине 19 столетия, построена на месте старой часовни XVI века.
Название Бон-Вояж заставило нас воскликнуть: это наша-наша, «туристическая» церковь! Но вообще-то она получила название «Богоматери Доброго Пути» потому, что уходившие в плавание местные моряки молили здесь Богородицу о благополучном возвращении.
Есть ещё одна версия: под стенами данного храма разбил лагерь и провёл ночь с 1 на 2 марта 1815 года бежавший с острова Эльба Наполеон. Утром Наполеон продолжил свой путь на Париж, где благополучно вернулся к власти.
Мы тоже вернулись в отель благополучно, хотя ещё с полчаса проплутали по внутренним кварталам города. Эти оказались не гламурными и не старинными, а застроенными неоклассическими зданиями. Приятный след «Бель эпок».
Совсем стемнело, и я перестала фотографировать. Немного поругала себя за проявленную накануне лень — было же несколько часов, которые можно было потратить на более полное знакомство с городом… Но после решила, что знакомство всё же состоялось, а, что немаловажно, предвзятое мнение о Каннах успело кардинально измениться в сторону потепления)