На протяжении веков долина Унила была главным проходом между Марракешем и караванными путями через Сахару.
На протяжении веков долина Унила была главным проходом между Марракешем и караванными путями через Сахару.
Торговцы приходили обменивать свои товары, а сильные мира сего наблюдали за сбором налогов. Остатки их могущества все ещё можно обнаружить в великолепных полуразрушенных руинах Касбы Телуэт, в укреплённом городе Анмитер и других берберских деревнях, которые до сих пор стоят вдоль маршрута.
Здесь река Унила по-прежнему встречается с дорогой, как в старые караванные времена. Разве что теперь асфальт намного облегчает передвижение. Зелёные полосы растительности выстилают дно долины, обеспечивая пищей и водой старые укрепленные деревни — ксары.
Следуя по пути реки, дорога извивается и поворачивает, цепляясь за край каньона. Это красивая дорога, фантастические пейзажы.
Анмитер — один из наиболее хорошо сохранившихся ксаров в Марокко, и именно так выглядел бы Айт-Бен-Хадду до того, как в него пришли туристы и кинематограф. Напротив Анмитера стоит остановиться и выйти из автобуса, чтобы оценить потрясающие пейзажи среди красных скал, возвышающихся стен каньона и пышных зеленых долин.
И, конечно, изюминкой в конце долины является Айт-Бен-Хадду. Красивый укреплённый город, фасады и стены которого из красноватого сырцового кирпича вызывают в воображении образы библейских городов, давно потерянных, и сражающихся персидских и ассирийских армий. Такие ассоциации, безусловно, возникли из-за использования города в таких фильмах, как «Гладиатор», «Иисус из Назарета», «Жемчужина Нила» и так далее.
Айт-Бен-Хадду — самый значимый, а также наиболее сохранившийся пример марокканской традиционной глиняной архитектуры, сегодняшний облик ксара относится к XVII веку, однако используемые методы строительства существенно старше. Дома уникальны прежде всего из-за состояния, в котором находятся. В отличие от многих других ксаров и касб в этой области, они сохранились до наших дней без какого-либо значительного ущерба.
Айт-Бен-Хадду расположен на склоне одинокого скалистого холма, который окружён богатой пальмовой рощей и ленивым речным потоком, который во время нашей поездки практически высох.
Мало того, что глиняные здания, несмотря на их сходство с окружающим ландшафтом, являются самой выразительной точкой долины, благодаря своей ориентации на юг и узким улицам, они обеспечивают защиту от настойчивого африканского солнца, а в прошлом также от смелых нападающих, для которых ориентация внутри крепости была сверхчеловеческой задачей.
Дата постройки Айт-Бен-Хадду точно неизвестна, считается, что ксар возник в 11 веке. Как и другие ксары, изначально это было поселение берберского племени, позже окружённое оборонительными стенами с башнями, и расположенное вблизи древних ирригационных систем и плодородных полей.
Ксар возник в этом месте вполне закономерно. Он расположен в самом сердце долины Унила и вдоль одного из важнейших транссахарских торговых путей. Это был один из важнейших стратегических пунктов, контролировавший путь между старым Суданом и имперскими городами Марракеш, Фес и Мекнес. Караваны купцов закупали здесь припасы, и поэтому это место приобрело большое значение.
Со временем многие люди уехали, и глинобитные постройки постепенно приобрели состояние полузаброшенности. К моменту своего возрождения Айт-Бен-Хадду был скорее похож на тот же Анмитер. Средства, предоставленные ЮНЕСКО, некоторые общественные и частные инициативы, а также съёмка многочисленных фильмов привели к реставрационным работам. Старый Ксар превратился в вечные кулисы и туристическое место. Не хочу сказать, что жители совсем здесь не встречаются. По последним сведениям, в Ксаре осталось всего около десяти семей.
Они встречаются между построек, превращённых в отели-риады, музеи, лавки с туристической продукцией. Есть несколько антикварных магазинов, а также несколько мастерских художников.
Можно встретить также местных ремесленников.
В подавляющем большинстве жители Ксара постепенно перебрались на другой берег реки в поисках лучших условий жизни, создав так называемый новый город. В связи с наплывом посетителей в последние десятилетия в новом городе появились различные услуги для путешественников: отели, риады, кафе, рестораны, магазины, предлагающие окаменелости, минералы и изделия ручной работы.
Айт-Бен-Хадду находится над новым городом на правом берегу реки Унила, в окружении посевов, пальм и фруктовых деревьев, которые создают зелёный контраст с засушливым пейзажем, каменистой дорогой и домами, которые своим цветом как бы замаскировались под окружающий их земляной фон. Снизу открывается захватывающий вид на Ксар, с разными оттенками красного в зависимости от времени суток.
Ксар окружён стеной, укреплённой угловатыми башнями, и всего двумя входами. За которыми сразу ныряем в лабиринт переулков, домов и очень старых зданий с хорошо украшенными фасадами.
Внутри крошечные улочки и лестницы извиваются вокруг зданий из кирпича красноватого песчанного оттенка, которые находятся в разной степени ветхости. Некоторые были оставлены в руинах, в то время как другие были отремонтированы или полностью перестроены туристической индустрией.
Старые глинобитные дома строились вплотную друг к другу, а иногда даже «вкладывались» друг в друга, образуя замысловатую сеть переходов, арок и тупиков.
Постепенно поднимаемся на вершину холма, где находится башня 17 века.
Зубчатые стены упираются в склон холма, постепенно открываются всё более масштабные виды на окрестности. Можно также досконально изучить строение Ксара сверху.
Оказавшись на вершине, мы вознаграждены невероятным видом на окружающий ландшафт. Можно увидеть всю долину вдоль деревни, множество красивых глиняных зданий, скалистые пейзажи.
И даже белые вершины Атласских гор.
Едем в сторону Марракеша. Первый перевал на этой горной дороге — Тиз Имгер (1470 м над уровнем моря), который интересен своими красочными «размытыми» скалами.
А через несколько километров открывается прекрасный вид на скалы под перевалом Имугер. Горные массивы вокруг него возвышаются на 1600–1700 метров над уровнем моря. Красные склоны, покрытые редким лесным покровом, контрастируют с полями вокруг рек, стекающих с Высокого Атласа. Главный гребень уже на горизонте и потихоньку начинается основная часть горного перехода.
С увеличением высоты ландшафт начинает резко меняться — совершенно засушливые хребты с лишь скудной растительностью. И, наконец, мы пересекаем Атласские горы через перевал Тизи-н’Тичка на высоте 2260 м над уровнем моря. На самом деле, это самый высокогорный перевал в Северной Африке, который расположен на старой караванной тропе.
Сейчас дорога современная и быстрая по местным меркам, так как образует важное транспортное сообщение с югом.
Перевал и окружающий его горный ландшафт когда-то были вотчиной семьи Глауи. Большой комплекс зданий (таможня, касба), который они занимали вплоть до 1956 года, можно увидеть и сегодня.
С этой высокогорной дороги открывается потрясающий вид на Атласские горы на каждом повороте. Перевал зимой довольно часто забивается снегом, он непроходим вокруг прекрасных касб вплоть до Урзазата, но мы были в октябре, считаю это идеальным временем для посещения Марокко. И в пустыне не жарко, и на перевале потребуется только лёгкая куртка.
Остался на нашем пути только остаток дороги до Марракеша. Завезли нас немного по боковой дороге на обед в одну из красивых долин Высокого Атласа. Углубляться в горы не входило в программу тура.
И показали знаменитых древесных коз. Куда же без подобной картинки в Марокко!
Всё, грандтур по Марокко закончен. Остались пара мест, но ради них уже вряд ли поедем. Много других неисследованных стран!