Паломничество по местам Будды.
Итак, в феврале 2023 года после 10-дневного курса випассаны в мировом центре випассаны Дамма Гири, мы — группа паломников випассаны отправились на комфортабельном автобусе в сопровождении нашей замечательной Марии Ерохиной (организатор, помощник, переводчик), индийского гида Сударши и его помощников — водителпей, поваров — по местам жизни и учения Будды. Все мое путешествие с января по март 2023 года напоминало восточную сказку, здесь уже восточная сказка — это прежде всего Буддийские истории, описанные в сутрах и написанные на стенах многочисленных буддийских храмов по всему миру. Теперь я знаю, что за странные картины изображены в дацане Петербурга. Эх, какая я ленивая — мне лень читать книги о Будде, я приехала в паломничество и слушаю сутры из уст наших учителей, как слушали их монахи и миряне из поколения в поколение. Как житие Иисуса и святых в христианстве, так же житие Будды и его учеников. И все это в тех местах, где это происходило. Не сказка ли? Чудо в моей жизни. Ещё большее чудо — то состояние покоя, умиротворения, гармонии, которым наполняешься и несёшь его с собой. Душевное умиротворение, как в «Кунг-фу панда», помните?
В мире существует несколько очень важных для буддистов мест, где бывал Будда — это места удивительной силы, где погружаешься в медитацию легко и получаешь инсайты, заряжается энергией, концентрируешь ее и посылаешь медитацию Метты всему сущему на земле — посылаешь гармонию и пожелания мира. Буддисты со всего мира приезжают в эти святые места. Монахи и паломники. Наша группа — 20 человек из России и 10 из Бразилии проехали путь в 1500 км на автобусе, останавливаясь на 2–3 дня в этих местах, жили в паломнических домах при монастырях — буддийских, джаянистских. Много медитировали, много читали и слушали про жизнь Будды, наполнялись благостью, находили ответы на многие вопросы про карму, дхарму, наше предназначение в жизни, отношение к происходящему в мире. Сразу оговорюсь — в тексте очень много названий и терминов из буддизма — их написание отличается ни санскрите и языке пали, на которых написаны многие буддийские книги. Поэтому во избежании лишней дизгармонии, прошу принимать написанное с пониманием, если вам привычнее читать названия в другой транскрипции, пожалуйста, так и делайте. Мира и гармонии всем нам!
1. Лумбини и Капиловасту — Непал. Лумбини — место рождения Будды 2 500 лет назад в роще, где его мать остановилась по дороге к дворцу своих родителей. Капиловасту — дворец, с котором жил будда до 30 лет, в богатстве и покое. Но ищущую душу не отгородить от мира никакими волшебными стенами. Он увидел страдание — больного, нищего, мертвого и отшельника. И задался вопросом — как избавиться от страдания? И как помочь другим избежать его? Он женился, у него родился ребенок. И это стало решающим в его уходе из дворца — он не хотел привязываться ни к чему в этом мире.
2. Богхгая — место просветления — где он под священным деревом Бодхи в 36 лет достиг просветления, где теперь построен величественный Храм Махабодхи. Рядом — гора Гурупада, в 50 км от Бодхгайи, где, по легенде, сидит в медитативном трансе преемник Будды Махакассапа в ожидании грядущего Будды Майтрейи.
3. Сарнатх — пригород Варанаси — место первой проповеди Будды в Оленьем парке, где начался путь его сангхи — первых учеников и последователей.
4. Раджгир — Пик грифов, любимое место медитации Будды, пещеры, где практиковали двое из его ближайших учеников, Сарипутта и Ананда, Велуван — место первого в истории буддийского монастыря (прежде все монахи были странниками), руины тюрьмы Бимбисары, царя Магадхи и друга Будды, убитого собственным сыном, пещера Первого буддийского собора, где после смерти Будды 500 архатов (учеников, достигших просветления) составили на основе его учения Палийский канон. Здесь же монастырь джаянистов и их благотворительная глазная клиника и монастырь сикхов.
5. Наланда — место рождения и смерти одного из ближайших учеников Будды, Сарипутты, величественные руины самого огромного университета/монастыря древнего мира, сожженного мусульманами в XII в.
6. Шравасти — место, где Будда жил 25 сезонов дождей- парк Джетавана — легендарная роща, которую Анатхапиндика купил у принца Джеты, выстелив ее всю золотыми монетами, и подарил Будде и его Сангхе.
7. Вайшали. 2500 лет назад Будда сравнивал эту тихую деревню с городом богов. Здесь он прочитал свою последнюю проповедь перед смертью. Также в Вайшали находится одна из 8 оригинальных ступ, где хранились реликвии Будды после кремации. Здесь совершил самосожжение личный помощник Будды, Ананда, и в Вайшали же Будда, уступив просьбе Ананды, разрешил женщинам присоединяться к Сангхе. Посещаем ступы Ангулималы — убийцы, ставшего арахантом, и Анатхапиндики — величайшего данапати (спонсора) буддийской общины.
8. Кушинагар — место смерти Будды и его кремации. Удивительное место, где вслед за Юнгом понимаешь, что именно смерть — цель жизни.
Чтобы посетить все эти места, мы ехали в другой последовательности — Варанаси (Сарнатх) — Бодхгай — Раджгир — Вайшали — Кушинагар — Лумбини (Непал) — Капилаваста — Шравасти.
Наш путь начался с Варанаси, куда мы приехали на поезде 7 февраля и поселились рядом с Оленьим парком и тибетским храмом в Сарнатхе.
Мы поселились в паломническом доме, пешком ходили до храма, получили благословение на паломничество от настоятеля храма. Это был первый буддийский храм в нашем путешествии — мы медитировали во время службы под песнопения монахов, обошли алтарь и сосуды с реликвиями Будды, почувствовали энергию этого места, потом рассматривали фрески на стенах из жизни Будды.
Рядом в Оленьем парке мы обошли ступу, медитировали на месте Первой проповеди Будды и возле руин домика Будды.
В Оленьем парке Сарнатха, Будда прочел пяти аскетам, своим товарищам по практикам умерщвления плоти, первые две проповеди — о Четырех благородных истинах («Дхаммачакка-паваттана сутта») и о бессущностности («Анатта-лаккхана сутта»).Вечерняя медитация под песнопения монахов в храме Махабодхи. Текст сутты «Dhammacakkappavattana Sutta» на Пали
9 февраля мы поехали из Варанаси и Сарнатха в Бодхгай, где жили 3 дня в отеле (мест при монастырях не было — там всегда огромное количество паломников).
Городок Бодхгай (Бодх-Гая). Угадайте, почему он так называется? Правильно. Это город Будды. Здесь, под деревом Бодхи (его листики продают в открытках, а мне 2 листика упали в руки) он достиг посветления, 7 недель он провел рядом с этим деревом, осознавая чего достиг и принимая решение (по просьбе добрых духов, так как в буддизме любая помощь и учение только после того, как попросят — вот такая мудрость) не уходить в нибану, остаться на Земле и учить людей, здесь он начал свое учение, отсюда пошёл странствовать, и мы едем за ним.
Весь город построен вокруг этого дерева, многочисленные храмы буддистов разных стран от сказочных тайских с золотыми драконами, сдержанных японских с журавлями до скромных храмов Бангладеша с библиотекой и фото политических деятелей… Монахи и паломники в одеждах разных стран и направлений буддизма — в сером Вьетнам, жёлтом — Индия, бордовый — Тибет. Это для нас самый привычный — именно тибетский буддизм пришёл в Бурятию и по всей России, в том числе в Петербург. Различия по способу медитации — на визуализацию образа, на мантры, вот как в випассане — на ощущения в теле. Но в таких местах «улетаешь» просто от присутствия здесь, лицо разглаживается, улыбка Будды появляется на губах, все тревожные мысли растворяются, остаётся одно — наполняешься покоем вселенной, и пониманием, что этим покоем решатся все проблемы и все будет именно так, как нужно, каждому по карме его, и осознание этого остановит суету и породит мудрость в моей жизни
По утрам и вечерам мы медитировали в храме Махабодхи под внуком Того Самого Дерева Бодхи в живописной атмосфере, создаваемой паломниками всего мира, 7 недель провел Будда в этом месте — и каждой неделе посвящена отдельная сутта и отдельное место на территории храма. В целях безопасности в храм нельзя проносить ничего лишнего, телефоны тоже нельзя. За отдельную плату можно пронести фото и видеокамеру.
10 февраля целый день мы провели на горе Гурупада, где, по легенде, преемник Будды в монашеском ордене, Махакассапа, пребывая в медитации, ждет Будду Майтрейю. Гурпа хилл (также известный как Куккутапада или Гурупадака) — это буддийское место паломничества, расположенное в индийском штате Бихар, в шестнадцати милях к северо-востоку от Бодхгая. Она также считается одной из самых высоких вершин на равнинах Ганга. К вершине ведет неровная крутая тропа. На вершине горы находится ступа и буддийский храм.
Дорога туда заняло около 2 часов на автобусу, мы ехали по штату Бихар — один из самых бедных штатов Индии. Множество деревень среди полей, коровы во дворах и женщины, которые замешивают из коровьего навоза и соломы лепёшки, сушат их на солнце и используют как топливо. Такие лепешки — кизяки — моя бабушка делала в детстве — это было 100 лет назад. Индия — удивительная страна вне времени. Можно окунуться в детство мой бабушки и увидеть, как жили в деревне в Российской глубинке 100 лет назад, можно в послевоенное детство моей мамы, когда радовались мотоциклу и ездили из деревни в деревню втроём на одном мотоцикле — все, как в Индии сейчас.
Мы доехали до деревни у подножия горы, заглянули в местную школу. Десяток детишек 10–14 лет сбежали с уроков и пошли нас провожать. У них был руководитель, которому мы выдали денег, чтобы он распределил их среди остальных. Это их труд, это возможность заработать на туристах. Подъем в гору — больше 100 ступенек вверх, в некоторых местах подъем довольно крутой, жаркое солнце не светит здесь наверное только в сезон дождей. Нам повезло, мы были в обычный сезон.
Мальчишки поддерживали нас под локотки, указывали, куда поворачивает путь, даже показывали, какие есть вокруг красивые деревья и скалы. Предлагали сладости и воду. И главное, они регулировали движение на самом верху. Так мы добрались до очень узкой расселины в скале на вершине. Мы долго ждали, когда спустятся те, кто поднялся раньше. Навстречу нам шли даже немощные старики, их вели под руки родственники. Как они смогли пройти по этим 1000 ступеней и еще через узкий проход в скале? Действительно, силы человеку дает его вера — если они и не верят в излечение, то уж точно верят, что посетив эти места они получат частицу света, который поможет переродиться в более счастливой жизни и приблизиться к нирване. Уменьшить страдания как физические так и душевные. Итак, мы дождались наконец своей очереди чтобы подняться — в глубине скалы был позолоченный алтарь. Места в пещере очень мало, но наша группа из 20 человек смогла расположиться там и медитировать. Я не почувствовала особенных вибраций, они усиливались с каждым следующим местом медитации.
11 февраля мы поехали в пещеру пещерный комплекс Дунгешвари (или Махакала, Dungeshwari, Mahakala), где Будда провел долгие годы в аскезе, осознал ее бессмысленность, и откуда потом спустился на место современной Бодхгайи, где и обрел просветление под Деревом Бодхи. Пещеры была превращены последователями Будды в пещерные храмы. При храмах есть действующий монастырь тибетского буддизма.
На обратном пути мы посетили ступу Суджаты (девушки, которая накормила Будду рисом, когда он отрекся от аскетизма ради Срединного пути), археологический музей с оригинальными древними находками, изображениями Будд и Бодхисаттв, навестили 80-метровую статую Будды и буддийские монастыри разных стран. Мы много будем посещать различных ступ — это морнумент в виде перевернутой чаши для подаяния, на памытном месте. В таких ступах хранятся мощи (реликвии) просветленных людей, оставшиеся после кремации. Очень много леликвий хранится в мужее Дели — там есть целый большой отдел из 8 залов, посвященный буддизму. Там реликвии можно посмотреть поближе. И, если вы практикуете медитацию, там можно сесть и медитировать столько, сколько вам хочется.