Из всех видов туризма я, вот уже много лет, предпочитаю событийный. Именно во время праздников и фестивалей люди в разных странах «отпускают себя» на волю и наиболее ярко проявляют национальные черты.
Из всех видов туризма я, вот уже много лет, предпочитаю событийный. Именно во время праздников и фестивалей люди в разных странах «отпускают себя» на волю и наиболее ярко проявляют национальные черты.
Это всегда познавательно, а ещё это весело и колоритно.
Самым благодатным в данном смысле является «пятое время года» — так во многих странах называют период карнавалов. Хотя на самом деле длится эта кутерьма совсем недолго, и подгадать поездку под нужную неделю — моя перманентная проблема.
Вот и в этом году поначалу ничего не складывалось, от слова совсем. Обычно, если что-то мешает планам, я готова отступить и искать альтернативу, а тут навалилось не одно, а сразу несколько самых разных обстоятельств. Всё говорило о том, что о карнавалах 2023-го можно позабыть… И тут, неожиданно для самой себя, я вдруг «уперлась рогом», и впервые начала действовать вопреки текущему ходу событий, буквально меняя действительность. Удивительно, но изменчивый мир прогнулся довольно легко)
Мне не верилось в такую рукотворную, то есть собственным упорством добытую удачу до последней минуты, пока мы с дочкой не сели в самолёт, уносящий нас из Тель-Авива в Европу.
Путешествие вышло вполне приятным, хотя во всех городах, которые мы посетили, бывали обе и даже не раз. Париж, Брюгге, бельгийский Динан и Брюссель — мы не искали в них ничего нового, никуда не рвались и не спешили. Зато много гуляли по знакомым местам, вспоминали прошлые приезды, какие-то моменты, много общались и параллельно впитывали атмосферу. Это ли не кайф?
А Париж, пусть ещё холодный, февральский, сумел-таки порадовать сочными красками. На Елисейских полях здание магазина Louis Vuitton украсил цветной горошек Яёи Кусамы…
Поблизости, на авеню Жоржа V расположился сумасшедший зверинец, автором которого является современный художник Жюльен Маринетти, скульптор и живописец, который расписывает скульптуры, сделанные из бронзы.
Выставка под открытым небом, созданная здесь в сотрудничестве с галереей Mendolsohn, длилась с января по 16 марта 2023, так что, выходит, нам очень повезло случайно попасть в нужное время и увидеть. Радужная экспозиция как нельзя кстати оттенила серое и пасмурное парижское небо.
Пока хватает вдохновения, попробую описывать впечатления от этой нашей февральской поездки практически по горячим следам, и, конечно, рассказывать о своих любимых карнавалах.
Первый мы посмотрели в Париже, и честно говоря, он мог бы стать одним большим разочарованием, если бы от карнавалов я ждала только зрелищности. Однако, мне интересны все аспекты, особенно поведение людей и общее настроение города. Поэтому было, и что узнать, и из чего сделать выводы.
Прежде всего, в отличие от прочих мест, где карнавала ждут весь год и тщательно к нему готовятся, Парижу на свой карнавал наплевать. Это очень по-французски: парижане продолжают жить собственной жизнью, сидеть в кафе, гулять с детьми в парках…
…туристы в большинстве своём, продолжают кучковаться возле достопримечательностей. А для карнавала всего на несколько часов перекрывают движение на части единственной улицы — Фобур дю Тампль, до площади Республики.
Карнавал обычно начинается в три часа дня, мы прибыли к двум, чтобы занять удобное место для наблюдения за шествием. Оказалось, что это излишняя предусмотрительность — никто и не думал топтаться в ожидании действа, французы не поставили даже ограждений вдоль тротуара (отсутствия оных не припомню нигде).
В это время на площади Республики происходил некий санкционированный митинг, шумела толпа, над которой полоскались зелёные исламские флаги. Мы не стали приближаться, а удалились подальше вдоль улицы Фобур дю Тампль, где и устроились за столиком одного из кафе.
Сначала долго обедали, потом просто долго сидели, но шествие всё не начиналось. Покинув насиженное место, мы успели погулять в небольшом сквере, пройтись вдоль канала Сен Мартен…
Позднее оказалось, что виденный нами ранее исламский митинг перешёл в жёсткие беспорядки, и начало карнавала задерживали до тех пор, пока полиция не разогнала всех «мирных» участников на площади Республики.
Хорошо, что на улице не было холодно и, что ещё важнее, не было дождя. Ожидание праздника не стало в тягость.
Кстати, прогноз погоды обещал обязательные дожди на все дни нашего пребывания в Европе. Не случилось ни одного! Что ж, грубые ошибки синоптиков в некоторых случаях весьма радуют.
Парижский карнавал называется «Шествие жирной коровы»- Promenade du Bœuf Gras. Собственно, корова — Пимпринель (Pimprenelle) — это главная «изюминка» парижского карнавала. Первое описание карнавала «Promenade du Bœuf Gras» датируется мартом 1739 года, однако упоминания о нем доходят до нас начиная с 1274 года.
В те времена мясники и их подручные украшали одну или несколько коров цветами, золотыми рогам и копытами и ходили по городу под праздничное пение. Происхождение этой традиции неизвестно, многие документы сгорели во время пожара в Парижской Ратуше в 1871 году.
В старину через город вели самую большую и толстую корову на убой, за ней следовала праздничная толпа. Теперь просто выбирают и наряжают огромную корову, которая должна открывать шествие.
Увы, коровы не было, не расстарались парижане даже ради собственной традиции. Поиск в интернете тоже выдал весьма скудный набор фотографий. Судя по всему, с коровой на карнавал уже давно не заморачиваются.
Праздник в Париже вообще без затей. Надел дурацкий колпак — и иди веселись.
Зато барабаны гремели со всей дури. Мне показалось, что это был самый шумный из всех ранее виденных карнавалов.
Каких-либо особенных, «эндемичных» костюмов или красочных платформ тоже не наблюдалось. Ощущалось, что с подготовкой праздника никто не заморачивался.
От полной посредственности дело спасали группы танцовщиц, одетых в латиноамериканском стиле.
Самые нарядные и активные участники шествия представляли Боливию, Эквадор… а где же французы?
Французы были представлены обкуренными молодыми людьми, бредущими в одиночестве с совершенно отрешенным видом, либо небольшими компаниями, от которых густо валил дымок с запахом гашиша.
Основная масса участников шествия двигалась в промежутках между танцующими нарядными группами тесной не костюмированной толпой, постепенно заполоняющей улицу от края до края. Процентов 80 были темнокожими. Все громко кричали, весело приплясывали, но периодически тут и там случались драки.
Шествие закончилось на площади Республики, где люди продолжили пить и танцевать под барабанный ритм вокруг монумента «Республика». Вроде и густая куча-мала собралась, но при этом больше половины площади осталась свободной. Из чего вывод — не до карнавала Парижу, не до карнавала. А туристу если и ехать в Париж за тусовкой, то очевидно, за какой-то другой.
Повторюсь, что с моей стороны разочарования не случилось. Пусть в личном рейтинге карнавалов парижский я задвигаю на самые нижние позиции, это был интересный опыт. Не зрелищный, но наглядный))
В заключение добавлю, что на карнавал выпало примерно три часа из трёх дней, которые мы провели в Париже. А целых три дня это немало, чтобы вспомнить любимые места и понаблюдать проявления повседневной жизни.
Не на бегу, а вполне неторопливо мы смотрели за игрой в петанк в небольшом сквере…
«Поболели» за школьников, игравших в волейбол в Люксембургском саду…
Возле закрытого на реставрацию собора Нотр Дам долго восхищались мастерством танцоров на роликах, соревновавшихся друг с другом в отточенности движений.
Гуляя на Монмартре, подловили предсвадебную фотосессию невесты с подружками. Ух, какой многонациональный у них был девичник!…
Все эти моменты позволяли почувствовать себя в городе не мимолётными туристами, а, скорее любопытными прохожими. Немного праздными и вполне довольными.
Так что наш февральский Париж, пусть пасмурный и довольно прохладный, предстал в итоге красочным и очень живым.