Есть города, в которые можно возвращаться бесконечно. В разном возрасте, настроении, с различными целями и переменчивыми приоритетами собственных интересов. Я никогда не говорила «ах, как снова хочется в Париж!» и не думала, что для меня одним из таких городов станет он, но как-то само собой по жизни сложилось, что возвращаюсь снова и снова.
Первый раз, более 20 лет назад мы носились по городу, как ненормальные, до кровавых мозолей.
Надо было успеть на Эйфелеву башню и в Лувр, в Нотр-Дам и в Сакре-Кёр… Муж тогда говорил: «я понял, что значит увидеть Париж и умереть — каждый вечер кажется, что вот сейчас от усталости сдохну». А мне казалось, что Париж уже почти ненавижу.
Во второй приезд, в 2008-ом, уже с подрастающей дочкой, обзорка далась намного легче. Мы наслаждались Дисней-лендом, канканом в кабаре и катанием по Сене на кораблике. И теперь я покидала Париж с ощущением, что не досмотрено ещё очень и очень много…
Поэтому третий раз был осмысленным и самым насыщенным. Мы словно заново открывали для себя городские парки, площади, улицы и метро. Оранжери, Консьержери, Монпарнас и очень тщательно — Монмартр. С периодическими радиальными выездами по Иль-де-Франс и Пикардии.
Но снова я уезжала с пониманием, что можно возвращаться ещё — в этом городе всегда найдётся, чем себя занять.
Нынешний, четвёртый раз, вышел лёгким и настроенческим. Для начала закрыли гештальт — район Ла Дефанс, куда за все время так и не добрались. Теперь Ла Дефанс стал местом нашего временного проживания.
В отеле, где мы остановились, на 12 этаже имелась зона отдыха с баром и террасой. С крыши обзор мог быть ещё лучше, но и те виды на окружающие нас здания Ла Дефанса, которые были доступны с террасы, вполне понравились.
На террасе отеля в районе Ла Дефанс
виды с террасы отеля на район Ла Дефанс
Один раз утром нам повезло наблюдать неожиданное явление. Район был накрыт ночным туманом, который, впрочем, уже начинал рассеиваться и окутывал только верхние этажи высоток. Меж облаков тем временем робко проклюнулось солнце. Под его лучами в обычное время зеркальная поверхность зданий просто бы сверкала и бликовала, но наличие тумана придало отраженному свету необычный эффект.
Другим гештальтом, который получилось закрыть, стала площадь Трокадеро. Не знаю, как так получилось, но прежде я о ней даже не слышала. Или каким-то непонятным образом выпустила из поля зрения.
Памятник героям Первой мировой на площади Трокадеро
Памятник маршалу Фош на площади Трокадеро
Правда, непонятно! Ведь Трокадеро — одна из лучших парижских смотровых площадок с видом на Эйфелеву башню и Дом Инвалидов.
Кроме того, на Трокадеро находится Новый Дворец Шайо, который был спроектирован в модном стиле ар-деко для Всемирной выставки 1937 года, на месте частично снесённого старого дворца Трокадеро.
Смотровая площадка расположена между двумя огромными павильонами дворца, которые расходятся дугами на 195 метров в каждую сторону. Особый шарм строению придают многочисленные колоннады, скульптуры и рельефы.
Сейчас во дворце расположились национальный театр Шайо и четыре музея: Музей кино, Музей монументального искусства Франции, Музей человека и Морской музей. Внутри мы не были, но, теперь знаю, куда могла бы пойти в свой следующий приезд.
В-третьих, полной неожиданностью для меня стало появление православного храма чуть ли не в самом центре Парижа. Свято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр были открыты здесь в 2016 году. Естественно, в свой предыдущий приезд, в 2014-ом я его не видела.
Земельный участок на набережной Бранли, выставленный на продажу французскими властями, Россия приобрела в 2010 году, уверенно обойдя на торгах Саудовскую Аравию.
Позднее договорённость о строительстве на этом участке русской церкви была подтверждена тогдашними президентами обеих стран: Дмитрием Медведевым и Николя Саркози.
Ребята, это круто! Неужели эти родные сердцу золотые луковки-купола на фоне Эйфелевой башни станут теперь неотъемлемой частью парижского пейзажа?!
И, наконец, нашлось ещё одно место, куда я не добиралась в прошлые посещения — Лебединый остров на Сене, расположенный там, где река разделяет 15-й и 16-й округи Парижа.
Это современные районы, но застройка очень даже симпатичная, каждое здание имеет «собственное лицо». И отсюда тоже открывается вид на «железную леди». Как-то не придавала я прежде значения тому, насколько вездесуща Эйфелева башня. Действительно, видна отовсюду.
Сам же Лебединый остров находится под мостом Гренель (Grenelle Cadet de Saumur), и знаменит тем, что здесь установлена копия Статуи Свободы.
Мы, конечно, привыкли считать эту статую символом Нью-Йорка и США, но вообще-то её автором является француз, уроженец Кольмара — Фредерик Огюст Бартольди.
Бартольди (1834–1904) французский скульптор, который оставил Франции богатое художественное наследие. А реплик его Статуи Свободы в одном только Париже пять штук! На Лебедином острове, в Люксембургском саду, в музее Орсе, в Музей искусств на Реамюр и копия пламени, которое несет статуя Свободы, расположенная на площади д’Альма.
Ту, что в Люксембургском саду, мы тоже навестили. Не ради статуи, а просто потому, что Люксембургский сад — одно из любимых моих мест для прогулок.
Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg) был перестроен для Марии Медичи в 1615–1631 годах по проекту яркого представителя маньеризма в архитектуре Саломона де Бросса (Salomon de Brosse).
Помню, как впервые оказавшись здесь, я ходила, завороженно рассматривая вереницу статуй французских королев и принцесс, а мимо вдруг пронеслись школьники в спортивной форме. Тогда сам факт, что у кого-то в таком антураже может проходить обычный урок физкультуры, сразил меня в самое сердце.
За прошедшие 20 лет я к подобному попривыкла, а всё равно даже теперь поглядывала на людей, обыденно занимавшихся в Люксембургском саду спортом, с белой надеюсь, что белой завистью.
Как и на родителей-дедушек-бабушек, катавших малышей на пони по роскошным аллеям парка с видом на Пантеон…
Аллеи в феврале, конечно, ещё не столь роскошны, как летом, но во многих уголках Люксембургского сада уже было зелено и проклюнулось первое цветение.
Главный фонтан перед Люксембургским дворцом — пруд Гран Басен (Grand Bassin) — тоже облепила малышня. Здесь у парижан принято запускать игрушечные парусники, а наперегонки с яркими судёнышками по водной поверхности плавают давно привычные к подобному соседству утки.
Об этом развлечении своего детства пел в одной из песен Джо Дассен:
Мои кораблики еще колышутся на волнах бассейна…
Хотя годы умерли,
Воспоминания живы…
А ещё в королевских садах — Люксембургском и Тюильри — меня всегда восхищало отсутствие обычных скамеек. Вместо них здесь используются стулья, а это означает, что посетители сами вольны выбирать место, где хотели бы устроиться, и даже развернуть его, как захочется. Например, лицом к солнышку, фонтану или наоборот.
Королевские сады изобилуют скульптурами, представляя собой настоящие музеи под открытым небом! Кажется, за все свои приезды я до сих пор не смогла пересмотреть все произведения, что стоят вдоль дорожек, прячутся в аллеях, окружают фонтаны и дворцы…
Безусловный фаворит здесь — фонтан Медичи, построенный в стиле барокко архитектором Саломоном де Броссом (он же перестраивал Люксембургский дворец) для все той же Марии Медичи. Возможно, не самое большое размерами, это творение вполне может претендовать на звание одного из прекраснейших фонтанов мира.
В центральной нише фонтана изображены прекрасная нимфа Галатея с пастухом Атисом как раз в тот момент, когда их застиг ревнивый циклоп Полифем (работа скульптора Оттэна).
Совершенно великолепен и фонтан Земля или «Четыре стороны света» — композиция с четырьмя женскими фигурами, символизирующими Америку, Африку, Азию и Европу. Под каждой девушкой из водной стихии вырывается пара морских скакунов Нептуна.
Но вообще, мне не в равной степени интересна и классика, и современное искусство, так что никакие выверты не раздражают. Сплошная радость для глаз.
Разве не оригинален памятник поэту-сюрреалисту Полю Элюару в исполнении Осипа Цадкина?
Одну из зелёных полян отмечает изломанной, радужно пестрой кляксой работа Жана Дюбюффе. Вообще-то, именно его произведения я считаю уродством. Не доросла)) Однако, с искренним интересом раскопала в сети сведения об этом французском художнике, основателе художественной концепции Арт Брют — грубого искусства. Основная идея творчества Дюбюффе состоит в том, что неумелые и простодушные работы самоучек, так же, как и наивные рисунки детей несут в себе гораздо больше правды, чем произведения профессионалов.
Как и остальные парки Парижа, Люксембургский сад выдержан в строгих правилах по разведению, содержанию и уходу за зелеными насаждениями. Весной и летом садовники разбивают здесь пышные цветочные клумбы, стараясь, чтобы они оставались цветущими весь теплый период года. Но даже в феврале, как ни странно, было на что посмотреть. Не так роскошно, как в сезон, но и не совсем голо.
Наверно поэтому во время прогулок по парижским паркам всё вокруг казалось нам живым и красочным, хотя, на самом деле было пасмурно и довольно холодно. Мне нравилось, как явственно ощущается в мирном течении выходного дня своя прелесть, невыносимая легкость бытия…
Сочетание серого неба, стального цвета воды в реке и великолепие окружающей архитектуры тоже воспринималось по-особенному остро.
В эти три парижских дня и время текло по-другому, словно в двух направлениях сразу. Мы вспоминали знакомые места, гуляли по Елисейским полям, зависали в парках, наблюдая за утками, играющими детьми и первыми приметами скорой весны.
Посещали ресторанчики с яркими, «инстаграммными» интерьерами. И болтали, болтали… Короче, мы в очередной раз вели себя, как безответственные туристы без определённых планов и высоких целей. У нас с дочкой часто стало получаться именно так, но мне это нравится и кажется очень ценным. А к Парижу отношение с годами становится всё теплее.
Для яркого завершения мы посмотрели парижский карнавал. Ещё один в мою «копилку».
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Событийный туризм